Обучение аудированию, как одному из видов речевой деятельности

Обучение аудированию, как одному из видов речевой деятельности.

«Умение говорить- это искусство,

А умение слушать- это культура.»

Дм. Лихачев

Понятие «аудирование» включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Поскольку речевое общение-процесс двусторонний, то недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Мы сталкиваемся с аудированием как самостоятельным видом речевой деятельности в различных ситуациях реального общения. Это происходит, когда мы слушаем:

  • различные объявления;

  • новости радио и телевидения;

  • различные инструкции и поручения;

  • лекции;

  • рассказы собеседников;

  • выступления актеров;

  • собеседника по телефонному разговору и т.д.

Пониманию речи на иностранном языке нужно учить специально и навыки аудирования формируются только в процессе восприятия речи на слух, при этом обучать детей надо понимать речь разного темпа, разноинтонационного оформления. Это активный процесс, требующий больших интеллектуальных усилий. Успешность обучения аудированию определяется как объективными, так и субъективными факторами.

К объективным факторам относятся особенности предъявляемого текста, условия его восприятия.Субъективные факторы- это особенность психики слушащего и уровень его подготовки. При выполнении заданий на аудирование говорящий должен продемонстрировать следующие способности:

  1. Предсказание того, что люди будут говорить.

  2. Догадку незнакомых слов и фраз без паники.

  3. Использовать свои предыдущие знания как базу для понимания.

  4. Понимать отношение говорящего к предмету разговора.

  5. Уметь делать записи по время прослушивания.

  6. Понимать интонацию и ударения.

  7. Этическая сторона говорения, правила ведения дискуссии, дебатов и других видов споров.

Кроме того аудирование является одним из проверяемых умений во время Единого Государственного Экзамена, где проверяются умения прослушивать тексты с извлечением детальной информации и общего понимания прослушанного.

Как научить детей этому сложному виду речевой деятельности?

На уроках стараюсь использовать следующую систему  упражнений, которая направлена на развитие навыков аудирования.

  1. Повторение за диктором, которое может быть в паузу или синхронно. Это упражнение считается базовым и широко используется на начальном этапе обучения.

  2. Упражнения на развитие речевого слуха. Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, либо направленное аудирование – аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.

  3. Упражнения на тренировку памяти.

  • Согласиться или опровергнуть утверждение. Ответить на вопросы. Такое аудирование называется подготовленным;

  • Найти ошибки, расхождения между устным и печатным текстом;

  • Запомнить даты, имена, названия и т.д., а затем воспроизвести в той же последовательности;

  • Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку;

  • Прослушать слова и повторить только те, которые относятся к какой-либо одной теме.

  1. Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.

  • Подобрать определения к словам;

  • Составить словосочетания;

  • Закончить фразу, текст и т.д.

  • Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам и т.д.

          

Использование Песенного материала также способствует эффективности урока, создает благоприятный психологический климат, так как является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, снижает усталость. Выбор зарубежной музыки обусловливается его познавательной ценностью, отражением особенностей жизни, культуры и быта, образа мыслей жителей стран изучаемого языка.

 В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что конечной целью обучения аудированию является приобретение выпускником умений и навыков  восприятия и понимания иноязычной речи на слух. Однако, так как учащиеся не имеют достаточных контактов с носителями языка, эффективное достижение этой цели невозможно без использования аутентичных материалов при обучении аудированию, так как именно они обеспечивают формирование способности понимать иноязычную речь в естественных условиях общения.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ