Обучение аудированию, как одному из видов речевой деятельности
Обучение аудированию, как одному из видов речевой деятельности.
«Умение говорить- это искусство,
А умение слушать- это культура.»
Дм. Лихачев
Понятие «аудирование» включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Поскольку речевое общение-процесс двусторонний, то недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Мы сталкиваемся с аудированием как самостоятельным видом речевой деятельности в различных ситуациях реального общения. Это происходит, когда мы слушаем:
различные объявления;
новости радио и телевидения;
различные инструкции и поручения;
лекции;
рассказы собеседников;
выступления актеров;
собеседника по телефонному разговору и т.д.
Пониманию речи на иностранном языке нужно учить специально и навыки аудирования формируются только в процессе восприятия речи на слух, при этом обучать детей надо понимать речь разного темпа, разноинтонационного оформления. Это активный процесс, требующий больших интеллектуальных усилий. Успешность обучения аудированию определяется как объективными, так и субъективными факторами.
К объективным факторам относятся особенности предъявляемого текста, условия его восприятия.Субъективные факторы- это особенность психики слушащего и уровень его подготовки. При выполнении заданий на аудирование говорящий должен продемонстрировать следующие способности:
Предсказание того, что люди будут говорить.
Догадку незнакомых слов и фраз без паники.
Использовать свои предыдущие знания как базу для понимания.
Понимать отношение говорящего к предмету разговора.
Уметь делать записи по время прослушивания.
Понимать интонацию и ударения.
Этическая сторона говорения, правила ведения дискуссии, дебатов и других видов споров.
Кроме того аудирование является одним из проверяемых умений во время Единого Государственного Экзамена, где проверяются умения прослушивать тексты с извлечением детальной информации и общего понимания прослушанного.
Как научить детей этому сложному виду речевой деятельности?
На уроках стараюсь использовать следующую систему упражнений, которая направлена на развитие навыков аудирования.
Повторение за диктором, которое может быть в паузу или синхронно. Это упражнение считается базовым и широко используется на начальном этапе обучения.
Упражнения на развитие речевого слуха. Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, либо направленное аудирование – аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.
Упражнения на тренировку памяти.
Согласиться или опровергнуть утверждение. Ответить на вопросы. Такое аудирование называется подготовленным;
Найти ошибки, расхождения между устным и печатным текстом;
Запомнить даты, имена, названия и т.д., а затем воспроизвести в той же последовательности;
Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку;
Прослушать слова и повторить только те, которые относятся к какой-либо одной теме.
Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.
Подобрать определения к словам;
Составить словосочетания;
Закончить фразу, текст и т.д.
Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам и т.д.
Использование Песенного материала также способствует эффективности урока, создает благоприятный психологический климат, так как является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, снижает усталость. Выбор зарубежной музыки обусловливается его познавательной ценностью, отражением особенностей жизни, культуры и быта, образа мыслей жителей стран изучаемого языка.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что конечной целью обучения аудированию является приобретение выпускником умений и навыков восприятия и понимания иноязычной речи на слух. Однако, так как учащиеся не имеют достаточных контактов с носителями языка, эффективное достижение этой цели невозможно без использования аутентичных материалов при обучении аудированию, так как именно они обеспечивают формирование способности понимать иноязычную речь в естественных условиях общения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ