Организация гуманной системы взаимоотношений между участниками образовательного процесса
Петрученя Н. В.
Организация гуманной системы взаимоотношений между участниками образовательного процесса
МБОУ Засосенская СОШ (с. Засосна)
Гуманная система взаимоотношений учитель – ученик, ученик – учитель, которая состоит в том, что учитель:
переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика;
мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к обучению;
организует творческие и самостоятельные работы на уроке;
использует коллективные и групповые способы обучения, включает всех учащихся в активную деятельность, организует взаимопомощь;
организует работу ученика с учеником или с источником знаний;
организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчёркивает её значимость;
создаёт ситуацию успеха, т.е. разрабатывает такие задания и такую методику, при которых ученик обязательно справится с работой;
создаёт обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции;
сочетает требовательность и уважение к личности, положительные эмоции в общении;
организует самоанализ собственной деятельности ученика и его самооценку.
В данной системе большое внимание уделяется формированию компонентов общей культуры мышления школьников, которые сегодня являются доминирующими в общем процессе образования и воспитания.[1]
Реализации идей гуманитаризации в гуманизации образования способствует приобщение школьников к общим знаниям, идеям наук, показ их общезначимости. При этом учителю важно быть внимательным к индивидуальным качествам умственной деятельности школьников – наблюдательности, находчивости, сообразительности, проявлению интуиции и т.п.
Данная система и её результаты свидетельствуют о принципиальной реализуемости формирования общих интеллектуальных умений на выбранном содержании и его эффективности в качестве специальных занятий – уроков развития. [2]
В основе гуманистической системы образования лежат следующие идеи:
личностный подход в обучении: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
природосообразность обучения, которая предполагает обязательный учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
культуросообразность обучения;
гуманизация межличностных отношений: авторитарность, грубость, насилие над учеником губят образовательный процесс и ребёнка как личность;
опора не только на сознание и поведение ученика, но и на его чувства; крен в сторону сознания и поведения неизбежно порождает порыв слова и дела, обедняет его эмоциональную сферу.
Литература:
1.Дорофеев Г.В. Гуманизация и гуманитаризация школьного образования. – М. 2000г. «Школа – Пресс»
2.Иванов Т.А. Гуманизация математического образования. – Н. Новгород: НГПУ, 1998г.
3.Пичурин Л.Ф. Соотношение развития и обучения в школьном образовании М. 2004г. «Интеллект – Центр»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ