Организация гуманной системы взаимоотношений между участниками образовательного процесса

Петрученя Н. В.

Организация гуманной системы взаимоотношений между участниками образовательного процесса

МБОУ Засосенская СОШ (с. Засосна)

Гуманная система взаимоотношений учитель – ученик, ученик – учитель, которая состоит в том, что учитель:

переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика;

мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к обучению;

организует творческие и самостоятельные работы на уроке;

использует коллективные и групповые способы обучения, включает всех учащихся в активную деятельность, организует взаимопомощь;

организует работу ученика с учеником или с источником знаний;

организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчёркивает её значимость;

создаёт ситуацию успеха, т.е. разрабатывает такие задания и такую методику, при которых ученик обязательно справится с работой;

создаёт обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции;

сочетает требовательность и уважение к личности, положительные эмоции в общении;

организует самоанализ собственной деятельности ученика и его самооценку.

В данной системе большое внимание уделяется формированию компонентов общей культуры мышления школьников, которые сегодня являются доминирующими в общем процессе образования и воспитания.[1]

Реализации идей гуманитаризации в гуманизации образования способствует приобщение школьников к общим знаниям, идеям наук, показ их общезначимости. При этом учителю важно быть внимательным к индивидуальным качествам умственной деятельности школьников – наблюдательности, находчивости, сообразительности, проявлению интуиции и т.п.

Данная система и её результаты свидетельствуют о принципиальной реализуемости формирования общих интеллектуальных умений на выбранном содержании и его эффективности в качестве специальных занятий – уроков развития. [2]

В основе гуманистической системы образования лежат следующие идеи:

личностный подход в обучении: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

природосообразность обучения, которая предполагает обязательный учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

культуросообразность обучения;

гуманизация межличностных отношений: авторитарность, грубость, насилие над учеником губят образовательный процесс и ребёнка как личность;

опора не только на сознание и поведение ученика, но и на его чувства; крен в сторону сознания и поведения неизбежно порождает порыв слова и дела, обедняет его эмоциональную сферу.

Литература:

1.Дорофеев Г.В. Гуманизация и гуманитаризация школьного образования. – М. 2000г. «Школа – Пресс»

2.Иванов Т.А. Гуманизация математического образования. – Н. Новгород: НГПУ, 1998г.

3.Пичурин Л.Ф. Соотношение развития и обучения в школьном образовании М. 2004г. «Интеллект – Центр»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ