Коррекционно-развивающее занятие: «Курить – здоровью вредить»

Коррекционно-развивающее занятие: 
«Курить – здоровью вредить»


Цели:
•    Формирование осознанного негативного отношения  к курению;
•    Воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье;
•    Коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.


1. Организационный момент

Повторение того, о чём говорили на прошлом занятии

  1. Что относится к вредным привычкам

  2. К какой зависимости все они относятся

2. Объявление темы занятия
Учащимся предлагается узнать о теме занятия, предварительно разгадав шифровку: Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза.
Курить – здоровью вредить (Приложение 1)



3. Введение в тему
О вреде курения сказано не мало. Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилия. Это как наркомания, но более опасная, потому, что многие не принимают её всерьёз. С ростом потребления табака, растёт и смертность от рака легких. Если взять всех больных с раком легких, то курильщиков среди них будет 80-88%. Ранее рак легких, было самым редким заболеванием. Ежегодно в России от рака легких умирает около 250 000 человек.
Общенациональный опрос "Подростковое курение в России", показал, что к 12 годам сигареты пробуют уже 30% россиян, к 13 годам – 47%, к 14 – 55%, к 15 – 65%, к 16 – 78%, к 17 – 80%. 
Это говорит о том, что подростковое курение стремительно молодеет. Свою первую сигарету мальчики выкуривают в возрасте до 10 лет, девочки – в 13-14. 
К 15 годам каждый десятый курящий подросток уже страдает никотиновой зависимостью (Приложение 2)

 
Проведём и мы небольшое анкетирование:
(Приложение 3)

А теперь немного из истории курения:
Курение табака зародилось с незапамятных времён, до нашей эры.
Курили в Америке, в Индии, в Японии, в Китае, во всём мире.
    Появление табака в Европе связано с открытием Колумбом Америки.
Индейцы вначале курили дикий табак, чтобы отгонять москитов. Чувствуя одурманивающее действие табачного дыма, стали приписывать ему волшебные свойства и курить табак во время религиозных церемоний.
    Постепенно они привыкли к нему, курение стало доставлять им удовольствие. В знак приветствия и выражения дружбы они стали угощать Колумба и его матросов табаком.
     Первые затяжки вызывали у матросов неприятные ощущения, но они не могли ударить лицом в грязь и продолжали мужественно курить, затем привыкли.
    Но, по возвращению в Европу, запасы сушёных листьев быстро истощились, и новых курильщиков не появилось. После второго посещения в 1496 году Америки Колумбом курение стало быстро распространяться, так как в этот раз в Европу были завезены семена табака. Сначала стали выращивать табак в Испании, затем во Франции, Англии.
     К концу 18 века не осталось ни одного государства, куда бы ни проник табак. На Руси табак появился только в середине 16 века во времена Ивана Грозного, его завезли английские купцы.
    Огромное распространение получило курение табака, когда велено было продавать табак в царёвых лавках с пользой для казны.
    Большому распространению курения на Руси способствовал Пётр 1, пристрастившийся к нему в свою бытность в Голландии. Так постепенно все народы стали курить. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него. Человек теряет власть над собой и своими поступками. Теперь приходится бороться с этим злом. Так 15 ноября – назван международным днём отказа от курения (Приложение 4)

4. Основная часть

Влияние табака на организм человека:
Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет».
Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:
- А почему стариком не будешь?
- Потому, что до старости не доживёшь.
- А почему собака не укусит?
- Так с палкой ведь ходить будешь.
- А почему вор в дом не залезет?
- потому что всю ночь будешь кашлять…..
Нет такого органа, который бы не поражался табаком. Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью, маячит где-то далеко, а может быть, и вообще минует тебя, - ты ошибаешься.
Из-за курения происходит ухудшение памяти, внимания, повышение утомляемости зрения, снижение слуха и скорости чтения. Курение способствует заболеванию раком лёгких, гортани, ротовой полости, пищевода, поджелудочной железы, почек. Давайте посмотрим, как на какие органы влияет курение (схема на доске и пускаю картинки по партам)

(Приложение 5)

Но страдают от курения не только сами курящие, а в первую очередь те, кто находится рядом с ними. Они невольно становятся участниками курения. Это так называемое пассивное курение, или вынужденное курение, и есть сведения, что пассивное курение может стать причиной заболеваний дыхательной системы. Если вы живёте с курящими людьми в одном доме, то невольно становитесь соучастником процесса курения. Курение до тех пор является личным делом курильщика, его индивидуальной вредностью, правом свободы выбора, пока выдыхаемый им дым и/или дым тлеющей сигареты не вдыхают окружающие его люди. Если он курит дома – страдают родственники, если в общественном месте или на работе – токсическое воздействие дыма распространяется на окружающих. 

Физкультминутка
Игра - ассоциация на слово «курильщик»:
Дети по кругу передают сигарету и называют ассоциацию на слово «курильщик»
(жёлтые зубы, ухудшение внешности, неприятный запах, жёлтые пальцы, больные лёгкие, рак, ухудшении памяти, зависимость, грубый голос, ослабленные и тусклые волосы, быстрая утомляемость и т.д.)


Причины:

Мы знаем, что курение наносит вред нашему здоровью. Но тем не менее, взрослые и дети поддаются соблазну курить. Почему люди курят? (ответы детей). Итак, подведём итог:
•    Давление со стороны сверстников;

•    Подражание кому-либо;
•    Интерес, любопытство;
•    Курящая компания;
•    Успокоительное средство, снятие стресса;

  • Модно;

  • Хочешь казаться взрослым;

  • Просто так;

  • От нечего делать;

  • Реклама
    Из выше сказанного, можно сделать вывод: такие качества, как чувство собственного достоинства, умение организовать своё свободное время, умение отстаивать свою точку зрения и права – помогают сохранить своё здоровье и здоровье близких людей. Человек, который не уверен в себе, не умеет сказать НЕТ, попадает под влияние других.

А теперь разберём несколько ситуаций:

Ситуация № 1

Дима и Сергей договорились идти вместе на дискотеку. Придя на дискотеку, они уви­дели своих одноклассников. Подошли к ним. Ребята закурили и предложили Диме и Сер­гею закурить. Сергей не курит. Как ему отказаться от предложенной сигареты?

Ситуация № 2

Татьяна, Наташа и Лена после школы решили зайти в кафе поесть мороженое. Сели за столик. Наташа достала пачку сигарет и предложила подругам закурить. Лена не курит. Татьяна курит редко, но сейчас взяла предложенную сигарету. Что делать Лене? Как отка­заться от сигареты?

Ситуация № 3

В некоторых семьях курят родители. Вы много знаете о негативном влиянии курения на здоровье. Вы беспокоитесь о самочувствии и здоровье своих самых близких и родных для вас людей. Что делать? Имеете ли вы право говорить об этом с родителями? Как ска­зать родителям, чтобы они не курили? Какие советы вы бы им могли дать? Чем бы вы им могли помочь?


Стихотворение М.А.Огановой «Кроха – сын и отец»:

(Приложение 6)

5. Заключительная часть

А в заключение нашего занятия нам необходимо разгадать кроссворд:
(Приложение 7)

Итог занятия:

«… В одном древнем городе жил мудрец. Его никто не мог перехитрить. Один молодой человек решил проверить мудреца. Однажды, гуляя по полю, он увидел бабочку, и ему в голову пришла идея. «Я поймаю бабочку в ладони. И пойду к мудрецу. Спрошу у мудреца: «Жива ли бабочка в моих руках или нет?» Если он скажет, что бабочка жива, я сожму кулак, и она погибнет. Если мудрец скажет, что бабочка мертва, открою ладонь, и она вылетит на свободу. В любом случае я его перехитрю и мудрец окажется не прав.

Поймал бабочку в ладони и пришел к мудрецу. И спрашивает он мудреца: «Ты великий мудрец и все знаешь, скажи, жива ли бабочка, которую я держу в ладонях?» И мудрец ответил ему: «Все в твоих руках…»

  • Что это значит

  • О чём шла речь сегодня на занятии

  • Будем курить (нет, не будем и другим расскажем, что это яд)


Молодцы! Мне понравилось, как вы работали сегодня на занятии!







Приложение:

Приложение 1.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ.
Класс        мальчик/девочка
1.    Сколько тебе лет?
2.    Куришь ли ты? (выбери ответ)
Нет
Пробовал
Курю
Пытаюсь бросить
3.     Сколько сигарет ты выкуриваешь?
0 - ни одной
1 -2 в неделю
1-2 в день
4-6 и больше в день
4.    Что тебя заставляет курить?

Любопытство
Неприятности
Компания
Привычка
Что-то другое
5.    Сколько твоих друзей / подруг курят?
Никто
Немногие
Почти все
6.     Кто курит в твоей семье?
Никто
Мама
Папа (отчим)
Брат/сестра


Спасибо за честные ответы!


Приложение 6.

М.А. Оганова « Кроха-сын и отец»
 
Кроха-сын пришел к отцу,
И спросила кроха:
– Если я курить начну,
Это очень плохо?
Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.

И сказал отец тогда,
Глядя сыну в очи:
– Да, сынок, курить табак –
Это плохо очень.
Сын, услышав, сей совет,
Снова вопрошает:
– Ты ведь куришь много лет
И не умираешь?
– Да, курю я много лет,
Отдыха не зная,
Я не ведал страшных бед –
А вся глава седая.
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, я стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу
За тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает отдышка.
Прошлым летом...

Иль забыл, что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило,
Целый месяц пробыл там,
Еле откачали.
Да, спасибо, докторам – 
Умереть не дали.
Сердце, легкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За свое куренье.
Никотин – опасный яд,
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает.
А угарный газ СО
Попадает с дымом,
Он в крови вступить готов
В связь с гемоглобином.
Ведь курильщика всегда
Гипоксия мучит,
Под глазами синева
Почернее тучи.

– Ну и ну! – воскликнул сын. – 
Как ты много знаешь:
Про смолу и никотин,
Гипоксию, гемоглобин,
А курить, однако ж, не бросаешь!
– Дорогой сыночек мой,
Я б тебе слукавил,
Но, признаюсь, лишь с тобой
Факты сопоставил.
Я бросал курить, раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда – курю опять,
Не хватает воли.
– Нет, ты сильный, мой отец,
Волевой. И смело
Завершишь ты, наконец,
Начатое дело.
Я хочу, чтоб ты курить
Бросил эту гадость,
Некурящим начал жить
Всем родным на радость.
Знаю, что курить бросать –
Никогда не поздно.
Трудно снова не начать,
Трудно, но возможно.
Ты – мой папа. Я – твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
И семейный наш бюджет
Станет побогаче,
Купим мне велосипед,
Чтоб гонять на даче.
– Ну и кроха! Вот так сын!
Хитрован ужасный!
Все проблемы враз решил,
Ладно, я согласный.
Но условия скорей
Тоже выдвигаю:
Ты и пробовать не смей,
А я курить бросаю!
И решили впредь еще
И отец, и кроха:
– Будем делать хорошо
И не будем плохо!



Приложение 7.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ