Организация взаимодействия в системе «учитель – психолог – родитель» как, одно из условий успешной адаптации пятиклассника

Организация взаимодействия в системе «учитель – психолог – родитель» как, одно из условий успешной адаптации пятиклассника.


По материалам психолого - педагогического

сопровождения уч-ся 5 – го класса Педагог-психолог Соколова Елена Юрьевна

КОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа № 18 VIII вида»

Омская область, г. Омск


., «Притча о быстрой лошади». «Мудрец спросил у торговца лошадьми: «Почему у тебя одна лошадь стоит в десять раз дороже дру­гой?» «Потому что бежит в десять раз быстрее». «Но ведь если она поскачет в неверном направле­нии, то будет в десять раз быстрее удаляться от цели...». Торговец задумался и сбавил цену».

Процесс педагогического взаимодействия в начальной школе в системе «учитель – ученик», называют монопедагогическим воздействием. Когда учитель начальных классов знает каждого ученика, его индивидуальные особенности (темперамент, работоспособность, особенности сформированности познавательной сферы, и социальный статус ученика). Что происходит с учащимися 5-х классов, когда процесс взаимодействия в системе «учитель – ученик» становится полипедагогическим. Зачастую от пяти до восьми учителей ежедневно воздействуют на учащихся 5-х классов.
Проходя сложный путь социализации, дети подвергаются частым воздействиям окружающей школьной действительности, которая выступает как стрессор длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии. Это очень часто дезорганизует психику и поведение учащихся.

Замысел и концептуальные подходы

Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

У пятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок пережи­вает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учи­телей, об особенностях и условиях обучения, о цен­ностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутрен­ней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточ­но длительным, может привести к школьной дезадап­тации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в уче­бе, быстро утомляется и просто не хочет идти в шко­лу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наи­более подверженными дезадаптации. Невозможно через призму собственной тревожности говорить об адекватном восприятии ребенком школь­ной жизни, развитии отношений с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный про­цесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.

Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и диффе­ренцировать обучение. Наконец, необходимо коррек­тировать собственную педагогическую позицию от­носительно класса и отдельных ребят. Независимо от того, каким образом начинается учеб­ный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.


Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Цель адаптационного периода — помочь ребятам по­знакомиться друг с другом, с учителями, с новой учеб­ной ситуацией, со школой и школьными правилами.


Каковы же задачи адаптационного периода ?


В пятых классах следует обратить внимание на:

  • адаптацию к «разноголосице» требований учителей;

  • введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);

  • выявление (пояснение, понимание) позиции в со­ответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а от­сюда — акцент на полоролевое взаимодействие;

  • принятие новой позиции — ученик второй ступени школы.


Как показал анализ, чтобы адаптационный период был эффективным, необходимы следующие этапы его организации:


  • разработка психологом школы варианта програм­мы для работы с каждой группой классов,

  • осознание классными руководителями идеи адаптационного периода и принятие его смысла;

  • создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом специфики клас­са и собственных возможностей на основе базовой программы;

  • обеспечение директором и его заместителем организационных условий для проведения адаптацион­ного периода (приказ по школе, изменение расписа­ния, предоставление кабинетов для работы и т.д.);

  • проведение родительских собраний для выясне­ния ожиданий родителей в связи с обучением их ре­бенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода;

  • итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями, по­строение психолого-педагогических задач для каж­дого конкретного класса;

  • проведение итогового психолого-педагогического консилиума для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысле­ния результатов адаптационного периода;

  • подготовка итоговой справки-анализа «Об адап­тационном периоде в школе».

Управленческий аспект
Адаптационный период — это время, когда школа работает в особом режиме. И здесь очень важна согласованность целей и действий всех работаю­щих звеньев. Если задачей психологической службы школы является совместная с классными руководителями разработка содержания адаптационного периода, то целью работы административной команды должно быть обеспечение организацион­ной стороны, то есть создание условий для целенаправленного и эффективного проведения такого периода.


Условно адаптационный период можно разделить на 3 этапа:

  • подготовительный (май, июнь, август);

  • собственно адаптационный (сентябрь-октябрь);

  • постадаптационный или аналитический (ноябрь-декабрь).


Задача администрации в ходе адаптационного пери­ода заключается в обеспечении четкой координации работы педагогического коллектива.

Директор школы:

  • издает приказ о проведении адаптационного пери­ода и его подготовке;

  • своевременно назначает классных руководителей;

  • контролирует выполнение приказа и его административное обеспечение;

  • проводит итоговое обсуждение проведения адаптационного периода;

  • составляет итоговую справку о результатах проведенной работы.


Заместитель директора по учебной работе обес­печивает:


  • специальное расписание для 5-х классов, которое позволяло бы классным руководителям как можно чаще общаться с учащимися этих классов в ходе учебного дня, а после его окончания проводить мероприятия;

  • наличие кабинетов на весь учебный день для каж­дого из 5-х классов.


На подготовительном этапе решаются организа­ционные и методические задачи. К ним относятся:

своевременное назначение директором школы классных руководителей 5-х классов (при этом необходимо учитывать соответствие домини­рующего стиля работы классного руководителя с классом тому, к которому данный класс наиболее привык);

  • проведение психологами школы совместно с за­местителями директора по учебно-воспитательной работе семинаров для будущих классных руководителей;

  • обеспечение библиотекарем будущих классных руководителей методической литературой;

  • привлечение заместителями директора по учебно-воспитательной работе педагогов (не классных ру­ководителей) к решению задач адаптационного пе­риода.


А постадаптационный этап — это время «сбора урожая». Его целесообраз­но разбить на два подэтапа.


  1. Собственно аналитический — это анализ резуль­татов адаптационного периода, проводимый психо­логами совместно с классными руководителями и заместителями директора по воспитательной рабо­те ( результаты анкетирования, про­екты классов, рисунки и др.).


  1. Аналитико-проектировочный (проектный), проводимый директором школы на основании резуль­татов предыдущей части. Целью является формули­рование итогов аналитической работы (составление итоговой справки) и определение путей решения воп­росов и проблем, обозначившихся при подготовке и проведении адаптационного периода.


В результате построенного таким образом адапта­ционного процесса педагоги достигают:

  • снижения собственной тревожности перед незна­комыми учащимися, быстрее привыкают к новому классу;

  • понимания тех трудностей, с которыми сталкива­ются ребята при переходе на вторую ступень обучения ,

  • утверждения доброжелательной атмосферы в классных коллективах, при которой комфортно чув­ствуют себя и ученики, и педагоги.

Они приобретают опыт взаимодействия с учени­ками, способствующий взаимному личностному раскрытию, узнаванию и принятию друг друга. Кро­ме того, в процессе адаптационного периода учи­теля имеют возможность уточнить цели и задачи работы с тем или иным классом на предстоящий год.

Психологическое обеспечение адаптационного периода.

Работа психолога начинается с участия в расширенном методическом объединении учителей начальных классов, который проводится в конце учеб­ного года, когда известны классные ру­ководители будущих 5-х классов. Туда приглашаются кл. руководители выпускных 4-х классов, учителя-предметники, которые будут работать в параллели 5-хклассов и будущие классные руководители.

Цель се­минара-практикума — помочь учителям осознать смысл адаптационного периода и принять его идеи. Познакомиться с педагогическими характеристиками выпускников 1 ступени обучения (эту информацию готовит учитель, выпускающий уч-ся 4-х классов), с результатами психологического сопровождения уч – ся (психологическое диагностирование может включать в себя любой комплект методик, результаты анкетирования и наблюдения за уч –ся в начальной школе). Главное, чтобы эта информация была доступна для педагогов, информационная и воспринимаемая всеми участниками образовательного процесса с будущими пятиклассниками.

Адаптационный период — это время в начале года, когда есть возможность выбрать направление в пе­дагогической работе на этот год и с этими деть­ми.

  1. На методическом объединении учителям можно предложить ответить на воп­рос: «Представьте себе ситуацию: Вы сменили рабо­ту и оказались в незнакомом коллективе. Какие чув­ства вы испытываете в первое время на новом мес­те?» (Участники семинара пишут ответы индивиду­ально, затем обмениваются мнениями в группе и представляют общий ответ, где все мнения учтены). Важно, чтобы педагоги осознали чувства ребенка, оказавшегося в новой ситуации, его трудности, так как от соответствующей позиции классного руково­дителя зависит эффективность адаптации школьни­ка.

  2. Следующее задание может быть таким: «Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-е классы. С какими трудностями могут встре­титься дети, придя в школу, попадая в новый класс?» (Учителя работают в группах так же, как и при выпол­нении предыдущего задания);


Психологу важно обсудить с учителями те аспекты школьной жизни, которые вызывают трудности. Про­слушивая ответы всех групп, педагоги отмечают воз­растную специфику возможных трудностей школьни­ков, выделяют общие трудности, независимые от воз­раста.


Следующий этап работы психолога и классных ру­ководителей также связан с подготовкой к адаптаци­онному периоду. В конце сентября психолог проводит совещания с группами учителей 5-х классов на которых:

  • определяются психологические особенности каж­дого возраста;

  • обсуждаются цели и задачи адаптационного периода для каждой возрастной группы;

  • обсуждается оптимальная позиция педагога и сте­пень его включенности в работу в ходе адаптацион­ного периода.


Психологу желательно (по запросам) наметить ежедневные встре­чи с классными руководителями во время адаптаци­онного периода, смысл которых заключается в ока­зании поддержки педагогу психологом школы. Где обсуждаются трудности, возникшие в тече­ние дня у ребят и самого педагога, обговаривается тактика дальнейшего взаимодействия учителя и класса.

В конце адаптационного периода (примерно в конце первой учебной четверти) проводится семинар – практикум кл. руководителей и учителей предметников для обмена впечатлениями между педагога­ми об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного пе­риода. Педагог – психолог на семинаре знакомит Пед. коллектив с результатами психологического сопровождения уч-ся в адаптационный период. Проговариваются и пристраиваются модели индивидуализации и дифференциации процесса обучения в каждом отдельном классе.


. В совместной работе определяются психолого-педа­гогические задачи для продолжения работы с конк­ретным классом, которые могут составить основу плана воспитательной работы классного руководите­ля на предстоящий учебный год, и содержание необ­ходимой помощи психолога в работе с классом и от­дельными детьми.


Важным этапом адаптационного периода является совместная подготовка классными руководителями и психологом первого в учебном году родительско­го собрания.


Психолог помогает классным руководителям:

  • настроиться на идею сотрудничества с родителями;

  • определить стратегию работы с родителями в те­чение года;

  • предлагает различные формы взаимодействия с родителями для создания возможности сотрудниче­ства.


Какими могут быть задачи первого родительского собрания?

  • снять некоторое напряжение родителей, вызванное опасениями, связанными с предстоящим учебным годом и индивидуальными трудностями ребенка;

  • поделиться с родителями впечатлениями класс­ного руководителя об атмосфере в классе, его осо­бенностях, трудностях;

  • выявить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педа­гогов;

  • определить трудности родителей в общении с ре­бенком, в его воспитании;

  • договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года, о единых требованиях, продиктованных школьными правилами.


В конце собрания педагог рассказывает о систе­ме просвещения родителей в школе, о возможно­сти выбора психологических тем классных родительских собраний и регулярных встреч с психо­логом (по запросу родителей).

Логика развития адаптационного периода в 5-х классах.

Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является представление или ощуще­ние себя в известной мере взрослым. Именно поэто­му адаптационный период пятиклассников предпо­лагает значительную долю их самостоятельной дея­тельности. А поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то целесообразно предоставить ребятам возможность все нормы и правила поведения на новом этапе школьной жизни выработать самим. Первый этап адаптационного периода пятикласс­ников (который длится не более недели) посвящен знакомству ребят друг с другом или изучению друг друга (если состав класса не менялся). Они делятся информацией о том, что больше всего ценят в других людях и самих себе, чем нравится заниматься, как чувствуют себя в школе.

На втором этапе адаптационного периода ребятам предоставляется возможность взаимодействия в больших и малых группах, состав которых меняется, и выработки правил, облегчающих действие сообща. Некоторым классам удается разработать дифферен­цированные правила для различных видов взаимо­действия — интеллектуального, творческого, трудо­вого и пр. Среди общих правил появилось, например, такое: «Надо работать сообща, выслушивая друг дру­га и сверяя версии» или «Быть благодарным». Важ­но, чтобы все правила конструировались в позитив­ной форме (без «не») и были обсуждены их необходи­мость и значимость. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодей­ствия происходит принятие созданных правил. Еще одной важной содержательной частью данного этапа является создание портрета настоящего школьни­ка: качества и свойства его личности, формы их про­явления в поведении, действиях ученика по отноше­нию к себе и другим людям, делу. Третий этап адаптационного периода пятиклассни­ков связан с осознанием появления нового сообще­ства — класс. На совместном для всей параллели пятых классов мероприятии ребята создают автопор­трет своего класса (кто— в коллективном рисунке, кто — в «живых картинах», кто — в устной презента­ции своего коллектива). Работа организуется таким образом, чтобы каждый пятиклассник внес в общее представление свое индивидуальное видение. Пос­ле этого действия в классах очень быстро и легко распределяются все общественные поручения. Пос­ле презентации классов ребята отправляются уча­ствовать в «Веселых стартах». Эмоциональное со­переживание за успех своей команды укрепляет чув­ство причастности к своему коллективу.



Задачи адаптационного периода для учителей, родителей

и учащихся 5 - х классов.


Учащиеся

Учителя

Родители

  1. Осознают необходимость обучения, понимают общественную значимость образования (принятие позиции ученик 5 класса)

  1. Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с уч-ся с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению,


1. Поддержание адекватной самооценки ребенка.

  1. Овладевают умениями учиться - определять границы и дефициты своих трудностей, проблем, учатся переносить способы действия из одной предметной области в другую, строить алгоритмы своих действий

  1. Обеспечить постепенный переход от коллективно-распределенных форм учебной работы к индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу уч-ся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока


  1. Продолжают развивать умственные операции (сравнение, классификация, обобщение и др.),

  1. Развивать рефлексивные умения учащихся - умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами», совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных («учитель-ученик», «ученик-другие ученики») оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития.


  1. Овладевают достаточно широким социальным опытом, позволяющим им ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место


  1. Предоставить уч-ся возможность свободного выбора способов и источников информации, обучать умению работать с ними, использовать их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.


  1. Развивают возможности решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных и личностных задач,

  1. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, поговорить).






Основная задача адаптационного периода для всех участников образовательного процесса:


Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными, для обеспечения переходного периода как здоровье сберегающего.

Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции. В работе с учениками 5-6-х классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы, организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития уч-ся, учитывая их «критический» возрастной этап.



8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ