Программа «Психология» для 3-го класса
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 Г. ТОМСКА
Программа
«Психология»
для 3-го класса
Вид программы: эксперементальная
(35 часов)
Автор:
Южанина
Наталья Михайловна,
педагог - психолог
МАОУ СОШ № 28
Пояснительная записка
Особое место в современной школе занимает психолого-педагогического сопровождение обучающихся. Важностью такого сопровождения является оказание помощи в освоении школьных знаний, умений и навыков (особенно в классах компенсирующего обучения). Как правило, обучающиеся этих классов имеют множество школьных проблем, причинами которых являются:
запущенность программного материала;
неумение общаться, адекватно вести себя в группе;
несформированность коммуникативных навыков;
недоразвитие отдельных психолого-физиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность (произвольное внимание памяти, тонкости и дифференцированного слухового восприятии пространственной ориентации, зрительно-двигательной коррекции).
Часто это дети имеют повышенную тревожность.
Если этих детей, имеющих проблемы, не заметить, своевременно им не помочь, то именно они в 90% случаев становятся отстающими, неуспешными, трудными. Задача психолога - выявить особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций и оказать помощь в процессе обучения. Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с психологом, в учебном плане предусматривается 1 час в неделю».
Цель:
Развитие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала обучающихся.
Задачи:
Совершенствование памяти, внимания, мышления.
Развитие творческих способностей, воображения, речи.
Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
Обучение навыкам саморегуляции, саморасслабления, произвольного поведения.
Развитие эмпатии, способности к пониманию окружающих.
Формирование чувства успешности, адекватной самооценки, повышение самоуважения.
Развитие зрительно-двигательной коррекции, мелкой моторики, сенсомоторики, пространственной ориентации.
Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой).
Развитие навыков общения, умения сотрудничать со сверстникам, решать проблемы и конфликты.
Оказание обучающимся помощи в отреагировании страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.
Профилактика нарушения зрения, осанки, утомляемости.
Способствовать стремлению обучающихся к самопознанию, саморефлексии, профессиональному самоопределению.
Пропаганда здорового образа жизни.
Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для обучающихся классов компенсирующего обучения средней школы, с учетом возрастных особенностей, ранее приобретенных навыков и представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направлена на формирование у обучающихся знаний, умений, навыков. В программу включен цикл из 35 уроков. Занятия проводятся с обучающимися всего класса один раз в неделю..
Основное содержание занятий составляют развивающие игры и психотехнические упражнении, беседы, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы обучающихся, навыков адекватного социального поведения, а также беседы, теоретическое изложение материала, тесты. Учитывая особенности подросткового возраста, первая часть цикла занятий посвящено самоопознанию школьников, развитию навыков общения и сотрудничества, решению проблем и конфликтов, здоровому образу жизни, а вторая часть развитию познавательных процессов. Так как обучающиеся классов компенсирующего обучения имеют ослабленное здоровье и высокую утомляемость, в каждое занятие включены разминочные упражнения, дыхательная и координационная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для развития сенсомоторики и др. До начала цикла развивающих занятий и в конце цикла проводится диагностика развития сфер психики обучающихся.
Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество.
Каждое занятие состоит из 3 частей:
1 часть занятия – игра на активизацию внимания, на регуляцию психофизического состояния, сотрудничество, развитие эмоционально-волевой сферы.
2 часть занятия – теоретическое изложение материала, игры и психотехнические упражнения, направленные на реализацию цели урока, темы, гимнастика для глаз.
3 часть – анализ урока, аутотренинг, психомышечная тренировка, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие сенсомоторики.
Реализации программы предполагает развитие у обучающихся эмоционально-волевой и познавательной сферы психики, навыков саморегуляции, общения, сотрудничества, изучение особенностей своей личности, продолжение страхов, тревожности, агрессивных тенденций.
Программа рассчитана на обучающихся 8-9 лет. Срок реализации один год. Основные формы занятий: групповые и индивидуальные. Программа «Психология» будет способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, усвоению представлений о невербальных средствах выражения эмоций, развитие памяти, внимания, формирование мыслительной деятельности и обучение саморегуляции своего эмоционального состояния.
Тематический план
№
п/п
Тема
Цели и задачи
Наименование форм, упражнений
Мой школьный путь
Познакомить обучающихся с целями уроков и формами работы. Понятие правил поведения на уроках. Развивать представление о новом социальном статусе трехклассника по сравнению с прошлым годом, стремление к самосовершенствованию.
Предоставить возможность каждому ребенку представить себя другим детям.
1 часть.
Упражнение «Имя и цветок». Принятие правил.
2 часть.
Упражнение «Продолжи фразу».
Упражнение «Те, кто».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Школьный путь»
Упражнение «Что важно для меня».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика «Круги».
Обсуждение урока.
Познай себя.
Создать у учеников мотивацию на самопознание. Формировать позитивное отношение к своим возможностям, принятие себя и стремление к самосовершенствованию.
1 часть.
Упражнение «Цвет настроения».
2 часть.
Самоанализ «Кто я? Какой я?».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Вот я какой. Угадали?».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Обсуждение урока.
Школьные правила
Способствовать умению учиться, планировать свою деятельность. обсудить условия учебного процесса в средней школе. Развивать навыки сотрудничества и умения соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других.
1 часть.
Упражнение «Дождик».
2 часть.
Упражнение «Школьная жизнь».
Гимнастика для глаз
Упражнение «Правила наоборот»
Упражнение «Дерево».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Анализ урока.
Понимаем ли мы друг друга
Показать значимость собственного «Я», подвести обучающихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими, показать важность взаимоотношения.
1 часть.
Упражнение «Кто я?».
2 часть.
Упражнение «Рисунок по инструкции».
Тест «Умеете ли вы слушать?».
Гимнастика для глаз.
Игра «Пойми меня».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Анализ урока.
Мир эмоций
Познакомить обучающихся с эмоциями. Научить определять эмоциональное состояние других людей, тренировать умение владеть своими эмоциями. Актуализировать представление о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций. Развивать навыки произвольного внимания на собственное эмоциональное состояние.
1 часть.
Упражнение на внимание «Что ты услышал?».
2 часть.
Игра «Угадай эмоцию».
Упражнение «Фигуры эмоций».
Гимнастика для глаз.
Игра «Назови эмоцию».
Игра «Изобрази эмоцию».
Упражнение «Поставь балл эмоции».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Анализ урока.
Наши учителя.
Помочь обучающимся занять новую социальную позицию по отношению к педагогам. Помочь обучающимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса. Формирование представлений о педагоге как о профессионале, решающем свои задачи. Формирование представлений и педагогах, как об интересных личностях.
1 часть.
Упражнение на внимание «Нос, пол, потолок».
2 часть.
Упражнение «Учебные предметы».
Упражнение «Как зовут наших учителей?».
Упражнение «Настоящий учитель – это…. Какие они наши учителя?»
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Анализ урока.
Как найти друга
Помощь обучающимся в самораскрытии. Способствование преодолению барьеров в общении. Совершенствование навыков общения. Помощь обучающимся в определении критериев дружеского общения. Формирование представлений о друге как единомышленнике. Получении и осмысление опыта предъявления себя.
1 часть.
Упражнение «Пальчики».
2 часть.
Дискуссия по вопросам о дружбе, друзьях.
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Ищу друга».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Анализ урока.
Мы и наш класс
Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы». Обобщить полученный опыт взаимодействия в группе. Обеспечить каждому участнику обратную связь от группы. Осмыслить. себя как члена группы.
1 часть.
Упражнение Коллективный счет».
2 часть.
Упражнение «Коллаж класса».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Как мы».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Анализ урока.
Узнай о себе
Способствовать стремлению обучающихся к самопознанию, саморефлексии. Изучение обучающимися особенностей своей личности.
1 часть.
Игра «Комплементы».
2 часть.
Тест «Кто ты?».
Беседа о том, что такое темперамент.
Упражнение «Мой темперамент».
Гимнастика для глаз.
Анкета «Есть ли у тебя чувство юмора?».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Обсуждение урока: что ты узнал о себе?
Успех и я.
Формирование чувства успешности обучающихся в себе.
1 часть.
Упражнение «Я люблю».
2 часть.
Тест «Успех и Я».
Упражнение»Мое отношение к себе».
Гимнастика для глаз».
Упражнение «Дом успеха».
Упражнение «Когда я себя уважаю».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Игра «Круг силы».
Мои интересы
Выявление интересов, жизненных ценностей обучающихся. Способствовать стремлению обучающихся к самопознанию.
1 часть.
Упражнение «Я не люблю».
2 часть.
Анкета «Мои интересы».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «График интересного»
Упражнение «Мое хобби».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Анализ урока.
Мои проблемы
Способствовать стремлению обучающихся у самопознанию, саморефлексии. Показать способы решения проблем.
1 часть.
Игра «Гомеостат».
2 часть
Упражнение «Мои проблемы»
Гимнастика для глаз.
Игра «Сладкая проблема».
Упражнение «Как решить проблему».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Игра «Коробка переживаний»
Поведение в конфликте
Дать обучающимся представление о конфликте, поведение в конфликте, способах решения конфликтов.
1 часть.
Игра «Скульптор».
2 часть.
Беседа «Что такое конфликт? Нужны ли конфликты в нашей жизни? Как правильно разрешать конфликты?».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Найди совет для себя и для друга».
Игра «Голосование».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Игра «Шутливое письмо».
Что я знаю о себе и своем здоровье
Дать представление о том, что такое здоровье. Способствовать стремлению обучающихся к здоровому образу жизни. научить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, создать обстановку доверия и комфорта.
1 часть.
Упражнение «Ромашка».
2 часть.
Беседа «Что такое здоровье? Почему люди желают друг другу здоровья? Зачем люди хотят быть здоровыми?».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Лепесток здоровья».
Упражнение «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Аутотренинг хорошего настроения и самочувствия.
Время жизни. Планирование времени.
Способствовать проявлению интереса к внутренней психической жизни человека.
1 часть.
Игра «Минутка».
2 часть.
Чтение сказки «Сказка о жизни».
Обсуждение.
Игра «Что бы было».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Режимные моменты в моей жизни».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Анализ урока и медитация «Цветок».
Чтобы душа была здорова.
Деть детям представление о душевной красоте и душевном здоровье человек, для значения добра и зла для здоровья и счастья. Активизировать личную активность обучающихся. Развивать способность помогать и сочувствовать людям.
1 часть.
Игра «Добрые мысли – добрые чувства».
2 часть.
Беседа о том, что такое душевное здоровье с использованием пословиц.
Гимнастика для глаз.
Игра «Как меня видят другие».
Рисование на тему «Добро, как я его представляю».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Игра «Похвали автора».
Личностные особенности мальчиков и девочек. идентификация мальчиков и девочек со своим полом.
Создать условия для социально-психологических представлений о сходстве и различии людей, о психологических характеристиках мальчиков и девочек. Оказание помощи обучающимся в половой принадлежности и эмоциональном принятии себя и ребенка противоположенного пола. познакомить детей с общечеловеческими ценностями и социокультурной ролью мужчины и женщины.
1 часть.
Игра «подарок».
2 часть.
Упражнение «Кто мы?» (рисование).
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Анализ урока.
Ощущения и восприятие
Дать представление об ощущениях и восприятии, особенностях восприятия у подростков. Изучение обучающимися особенностей собственного восприятия.
1 часть.
Игра «Волшебный мешочек».
2 часть.
Теоретическое изложение материала: что такое ощущение, восприятия, особенности восприятия у подростков.
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Мое восприятие».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Анализ урока.
Развитие восприятия
Развитие восприятия, наблюдательности, глазомер обучающихся.
1 часть.
Игра «Какой размер?».
2 часть.
Упражнение «Что было на листе?».
Упражнение «Величина предмета».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Удаленность предмета».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Упражнение на развитие сенсомоторики «Домик с трубой2.
Психомышечная тренировка.
Развитие восприятия
Развитие восприятия, наблюдательности, глазомер обучающихся.
1 часть.
Упражнение «Числа».
2 часть.
Упражнение «Восприятие времени».
Упражнение «Найди отличия».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Поиск информации».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Упражнение на развитие сенсомоторики «Луна и облака».
Анализ урока.
Тренинг для развития и восприятия наблюдательности
Совершенствование восприятия и наблюдательности обучающихся.
1 часть.
Выработка правил участников тренинга.
2 часть.
Игра «Что в свертке?».
Игра «Измеряем на глазок».
Игра «Определи длину».
Игра «Определи размер на ощупь».
3 часть.
Анализ результатов тренинга.
Внимание.
Дать обучающимся представление о внимании, особенностях внимания у подростков. изучение обучающимися особенностей собственного внимания.
1 часть.
Игра «Запретный номер».
2 часть.
Теоретическое изложение материала: что такое внимание, особенности внимания в подростковом возрасте.
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Мое внимание».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Знакомство с правилами самоорганизации внимания.
Развитие внимания
Развития произвольного внимания обучающихся.
1 часть.
Игра «Кто быстрее».
2 часть.
Упражнение «Наблюдатель».
Упражнение «Корректурная проба» (с самопроверкой».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Муха».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Упражнение на развитее сенсомоторики «Солнце и облака».
Анализ урока.
Развитие внимания.
Развитие произвольного внимания обучающихся.
1 часть.
Методика «Расстановка чисел».
2 часть.
Упражнение «Найди слова».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Найди числа».
Упражнение «Найди ошибку».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Упражнение на развитие сенсомоторики «Птица».
Анализ урока.
Тренинг для развития внимания.
Совершенствование внимания обучающихся.
1 часть.
Игра «Пропусти число».
2 часть
Игра «Числа».
Игра «Часы»
Игра «Исправь ошибки».
Игра «Пишем предложения»
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Анализ урока.
Память.
Дать обучающимся представление о процессе памяти, особенностях памяти подростков. Изучение обучающимися особенностей собственной памяти. Обучение приемам мнемотехники.
1 часть.
Игра «Запомни картинки».
2 часть.
Теоретическое изложение материала: что такое память, особенности памяти подростков.
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Как лучше запоминать».
Упражнение «Моя память.
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Анализ урока.
Развитие памяти.
Развитие слуховой кратковременной и долговременной памяти.
1 часть.
Игра «Ипподром».
2 часть.
Упражнение «Запомни слова».
Упражнение «Соберем урожай фруктов».
Упражнение «Запомни слова к картинкам».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Запомни лишнее слово».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Упражнение на развитие сенсомоторики «Пружинки».
Анализ урока.
Развитие памяти.
Развитие зрительной кратковременной и долговременной памяти.
1 часть.
Упражнение «Вспомни слова по картинкам».
2 часть.
Упражнение «Запомни слова наоборот».
Упражнение «Поломанные буквы».
Гимнастика для глаз.
Игра «Соберем урожай овощей».
Упражнение «Запомни пословицы».
Упражнение «Вспомни слова».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Упражнение на развитие сенсомоторики «Значки».
Анализ урока.
Тренинг для развития памяти.
Совершенствование различных видов памяти обучающихся.
1 часть.
Игра «Вспомни пословицу».
2 часть.
Игра «Соберем букет».
Игра «Смысловые пары».
Игра «Запомни и изобрази».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Анализ урока.
Мышление
Дать представление о процессе мышления, особенностях мышления подростков. изучение обучающимися особенностей собственного мышления.
1 часть.
Игра «Веретена точены».
2 часть.
Теоретическое изложение материала: что такое мышление, особенности мышления подростков.
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Мое мышление».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Анализ урока.
Развитие мышления
Развитие различных операций мышления обучающихся
Игра «Нос, пол, потолок».
2 часть.
Упражнение «Зашифрованные слова».
Упражнение «Найди лишнее».
Гимнастик для глаз.
Упражнение «Слова наоборот».
Упражнение «Подбери третье слово».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Упражнение на развитие сенсомоторики «Зайчик под елочкой.
Анализ урока.
Развитие мышления
Развитие различных операций мышления обучающихся
1 часть.
Игра «Определи на слух».
2 часть.
Упражнение «Зашифруй слова».
Упражнение «Составь пословицы и объясни их смысл».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Продолжи ряд числе».
Упражнение «Убери холодное, останется горячее».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Упражнение на развитие сенсомоторики «Цветы».
Анализ урока.
Игровой тренинг мышления
Совершенствование различных видов мышления
1 часть.
Игра «Слова».
2 часть.
Игра «Отгадай загадку».
Игра «Составь предложение».
Игра «Что лишнее»
Игра «Реши анаграммы».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Подведение итогов тренинга.
Заключительный урок «Чему я научился за этот год»
Подведение итогов за год, планирование будущего
1 часть.
Игры «Гомеостат», «Хлопок».
2 часть.
Анкета «Чему я научился за этот год».
Упражнение «Я хочу, чтобы в следующем год….».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Коллаж мечты класса».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Литература
Бабкина Н.В. Пособие для психологов. – М., 2006.
Глазуков Д.А. Психология. Развивающие занятия. 3 класс. – М.: Глобвус, 2008.
Чистякова М.И. Психологическое развитие ребенка. – М.: Изд. «Наука и техника», 2008.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ