Программа «Психология» для 3-го класса

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 Г. ТОМСКА













Программа

«Психология»

для 3-го класса

Вид программы: эксперементальная

(35 часов)






Автор:

Южанина

Наталья Михайловна,

педагог - психолог

МАОУ СОШ № 28













Пояснительная записка


Особое место в современной школе занимает психолого-педагогического сопровождение обучающихся. Важностью такого сопровождения является оказание помощи в освоении школьных знаний, умений и навыков (особенно в классах компенсирующего обучения). Как правило, обучающиеся этих классов имеют множество школьных проблем, причинами которых являются:

  • запущенность программного материала;

  • неумение общаться, адекватно вести себя в группе;

  • несформированность коммуникативных навыков;

  • недоразвитие отдельных психолого-физиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность (произвольное внимание памяти, тонкости и дифференцированного слухового восприятии пространственной ориентации, зрительно-двигательной коррекции).

Часто это дети имеют повышенную тревожность.

Если этих детей, имеющих проблемы, не заметить, своевременно им не помочь, то именно они в 90% случаев становятся отстающими, неуспешными, трудными. Задача психолога - выявить особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций и оказать помощь в процессе обучения. Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с психологом, в учебном плане предусматривается 1 час в неделю».

Цель:

Развитие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала обучающихся.

Задачи:

  1. Совершенствование памяти, внимания, мышления.

  2. Развитие творческих способностей, воображения, речи.

  3. Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

  4. Обучение навыкам саморегуляции, саморасслабления, произвольного поведения.

  5. Развитие эмпатии, способности к пониманию окружающих.

  6. Формирование чувства успешности, адекватной самооценки, повышение самоуважения.

  7. Развитие зрительно-двигательной коррекции, мелкой моторики, сенсомоторики, пространственной ориентации.

  8. Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой).

  9. Развитие навыков общения, умения сотрудничать со сверстникам, решать проблемы и конфликты.

  10. Оказание обучающимся помощи в отреагировании страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

  11. Профилактика нарушения зрения, осанки, утомляемости.

  12. Способствовать стремлению обучающихся к самопознанию, саморефлексии, профессиональному самоопределению.

  13. Пропаганда здорового образа жизни.

Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для обучающихся классов компенсирующего обучения средней школы, с учетом возрастных особенностей, ранее приобретенных навыков и представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направлена на формирование у обучающихся знаний, умений, навыков. В программу включен цикл из 35 уроков. Занятия проводятся с обучающимися всего класса один раз в неделю..

Основное содержание занятий составляют развивающие игры и психотехнические упражнении, беседы, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы обучающихся, навыков адекватного социального поведения, а также беседы, теоретическое изложение материала, тесты. Учитывая особенности подросткового возраста, первая часть цикла занятий посвящено самоопознанию школьников, развитию навыков общения и сотрудничества, решению проблем и конфликтов, здоровому образу жизни, а вторая часть развитию познавательных процессов. Так как обучающиеся классов компенсирующего обучения имеют ослабленное здоровье и высокую утомляемость, в каждое занятие включены разминочные упражнения, дыхательная и координационная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для развития сенсомоторики и др. До начала цикла развивающих занятий и в конце цикла проводится диагностика развития сфер психики обучающихся.

Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество.

Каждое занятие состоит из 3 частей:

1 часть занятия – игра на активизацию внимания, на регуляцию психофизического состояния, сотрудничество, развитие эмоционально-волевой сферы.

2 часть занятия – теоретическое изложение материала, игры и психотехнические упражнения, направленные на реализацию цели урока, темы, гимнастика для глаз.

3 часть – анализ урока, аутотренинг, психомышечная тренировка, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие сенсомоторики.

Реализации программы предполагает развитие у обучающихся эмоционально-волевой и познавательной сферы психики, навыков саморегуляции, общения, сотрудничества, изучение особенностей своей личности, продолжение страхов, тревожности, агрессивных тенденций.

Программа рассчитана на обучающихся 8-9 лет. Срок реализации один год. Основные формы занятий: групповые и индивидуальные. Программа «Психология» будет способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, усвоению представлений о невербальных средствах выражения эмоций, развитие памяти, внимания, формирование мыслительной деятельности и обучение саморегуляции своего эмоционального состояния.

Тематический план

п/п

Тема

Цели и задачи

Наименование форм, упражнений

Мой школьный путь

Познакомить обучающихся с целями уроков и формами работы. Понятие правил поведения на уроках. Развивать представление о новом социальном статусе трехклассника по сравнению с прошлым годом, стремление к самосовершенствованию.

Предоставить возможность каждому ребенку представить себя другим детям.

1 часть.

Упражнение «Имя и цветок». Принятие правил.

2 часть.

Упражнение «Продолжи фразу».

Упражнение «Те, кто».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Школьный путь»

Упражнение «Что важно для меня».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика «Круги».

Обсуждение урока.

Познай себя.

Создать у учеников мотивацию на самопознание. Формировать позитивное отношение к своим возможностям, принятие себя и стремление к самосовершенствованию.

1 часть.

Упражнение «Цвет настроения».

2 часть.

Самоанализ «Кто я? Какой я?».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Вот я какой. Угадали?».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Обсуждение урока.

Школьные правила

Способствовать умению учиться, планировать свою деятельность. обсудить условия учебного процесса в средней школе. Развивать навыки сотрудничества и умения соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других.

1 часть.

Упражнение «Дождик».

2 часть.

Упражнение «Школьная жизнь».

Гимнастика для глаз

Упражнение «Правила наоборот»

Упражнение «Дерево».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Анализ урока.

Понимаем ли мы друг друга

Показать значимость собственного «Я», подвести обучающихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими, показать важность взаимоотношения.

1 часть.

Упражнение «Кто я?».

2 часть.

Упражнение «Рисунок по инструкции».

Тест «Умеете ли вы слушать?».

Гимнастика для глаз.

Игра «Пойми меня».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Анализ урока.



Мир эмоций

Познакомить обучающихся с эмоциями. Научить определять эмоциональное состояние других людей, тренировать умение владеть своими эмоциями. Актуализировать представление о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций. Развивать навыки произвольного внимания на собственное эмоциональное состояние.

1 часть.

Упражнение на внимание «Что ты услышал?».

2 часть.

Игра «Угадай эмоцию».

Упражнение «Фигуры эмоций».

Гимнастика для глаз.

Игра «Назови эмоцию».

Игра «Изобрази эмоцию».

Упражнение «Поставь балл эмоции».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Анализ урока.

Наши учителя.

Помочь обучающимся занять новую социальную позицию по отношению к педагогам. Помочь обучающимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса. Формирование представлений о педагоге как о профессионале, решающем свои задачи. Формирование представлений и педагогах, как об интересных личностях.

1 часть.

Упражнение на внимание «Нос, пол, потолок».

2 часть.

Упражнение «Учебные предметы».

Упражнение «Как зовут наших учителей?».

Упражнение «Настоящий учитель – это…. Какие они наши учителя?»

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Анализ урока.

Как найти друга

Помощь обучающимся в самораскрытии. Способствование преодолению барьеров в общении. Совершенствование навыков общения. Помощь обучающимся в определении критериев дружеского общения. Формирование представлений о друге как единомышленнике. Получении и осмысление опыта предъявления себя.

1 часть.

Упражнение «Пальчики».

2 часть.

Дискуссия по вопросам о дружбе, друзьях.

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Ищу друга».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Анализ урока.

Мы и наш класс

Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы». Обобщить полученный опыт взаимодействия в группе. Обеспечить каждому участнику обратную связь от группы. Осмыслить. себя как члена группы.

1 часть.

Упражнение Коллективный счет».

2 часть.

Упражнение «Коллаж класса».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Как мы».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Анализ урока.


Узнай о себе

Способствовать стремлению обучающихся к самопознанию, саморефлексии. Изучение обучающимися особенностей своей личности.

1 часть.

Игра «Комплементы».

2 часть.

Тест «Кто ты?».

Беседа о том, что такое темперамент.

Упражнение «Мой темперамент».

Гимнастика для глаз.

Анкета «Есть ли у тебя чувство юмора?».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Обсуждение урока: что ты узнал о себе?

Успех и я.

Формирование чувства успешности обучающихся в себе.

1 часть.

Упражнение «Я люблю».

2 часть.

Тест «Успех и Я».

Упражнение»Мое отношение к себе».

Гимнастика для глаз».

Упражнение «Дом успеха».

Упражнение «Когда я себя уважаю».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Игра «Круг силы».

Мои интересы

Выявление интересов, жизненных ценностей обучающихся. Способствовать стремлению обучающихся к самопознанию.

1 часть.

Упражнение «Я не люблю».

2 часть.

Анкета «Мои интересы».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «График интересного»

Упражнение «Мое хобби».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Анализ урока.

Мои проблемы

Способствовать стремлению обучающихся у самопознанию, саморефлексии. Показать способы решения проблем.

1 часть.

Игра «Гомеостат».

2 часть

Упражнение «Мои проблемы»

Гимнастика для глаз.

Игра «Сладкая проблема».

Упражнение «Как решить проблему».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Игра «Коробка переживаний»

Поведение в конфликте

Дать обучающимся представление о конфликте, поведение в конфликте, способах решения конфликтов.

1 часть.

Игра «Скульптор».

2 часть.

Беседа «Что такое конфликт? Нужны ли конфликты в нашей жизни? Как правильно разрешать конфликты?».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Найди совет для себя и для друга».

Игра «Голосование».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Игра «Шутливое письмо».

Что я знаю о себе и своем здоровье

Дать представление о том, что такое здоровье. Способствовать стремлению обучающихся к здоровому образу жизни. научить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, создать обстановку доверия и комфорта.

1 часть.

Упражнение «Ромашка».

2 часть.

Беседа «Что такое здоровье? Почему люди желают друг другу здоровья? Зачем люди хотят быть здоровыми?».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Лепесток здоровья».

Упражнение «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Аутотренинг хорошего настроения и самочувствия.

Время жизни. Планирование времени.

Способствовать проявлению интереса к внутренней психической жизни человека.

1 часть.

Игра «Минутка».

2 часть.

Чтение сказки «Сказка о жизни».

Обсуждение.

Игра «Что бы было».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Режимные моменты в моей жизни».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Анализ урока и медитация «Цветок».








Чтобы душа была здорова.

Деть детям представление о душевной красоте и душевном здоровье человек, для значения добра и зла для здоровья и счастья. Активизировать личную активность обучающихся. Развивать способность помогать и сочувствовать людям.

1 часть.

Игра «Добрые мысли – добрые чувства».

2 часть.

Беседа о том, что такое душевное здоровье с использованием пословиц.

Гимнастика для глаз.

Игра «Как меня видят другие».

Рисование на тему «Добро, как я его представляю».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Игра «Похвали автора».

Личностные особенности мальчиков и девочек. идентификация мальчиков и девочек со своим полом.

Создать условия для социально-психологических представлений о сходстве и различии людей, о психологических характеристиках мальчиков и девочек. Оказание помощи обучающимся в половой принадлежности и эмоциональном принятии себя и ребенка противоположенного пола. познакомить детей с общечеловеческими ценностями и социокультурной ролью мужчины и женщины.

1 часть.

Игра «подарок».

2 часть.

Упражнение «Кто мы?» (рисование).

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Анализ урока.

Ощущения и восприятие

Дать представление об ощущениях и восприятии, особенностях восприятия у подростков. Изучение обучающимися особенностей собственного восприятия.

1 часть.

Игра «Волшебный мешочек».

2 часть.

Теоретическое изложение материала: что такое ощущение, восприятия, особенности восприятия у подростков.

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Мое восприятие».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Анализ урока.

Развитие восприятия

Развитие восприятия, наблюдательности, глазомер обучающихся.

1 часть.

Игра «Какой размер?».

2 часть.

Упражнение «Что было на листе?».

Упражнение «Величина предмета».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Удаленность предмета».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Упражнение на развитие сенсомоторики «Домик с трубой2.

Психомышечная тренировка.

Развитие восприятия

Развитие восприятия, наблюдательности, глазомер обучающихся.

1 часть.

Упражнение «Числа».

2 часть.

Упражнение «Восприятие времени».

Упражнение «Найди отличия».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Поиск информации».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Упражнение на развитие сенсомоторики «Луна и облака».

Анализ урока.

Тренинг для развития и восприятия наблюдательности

Совершенствование восприятия и наблюдательности обучающихся.

1 часть.

Выработка правил участников тренинга.

2 часть.

Игра «Что в свертке?».

Игра «Измеряем на глазок».

Игра «Определи длину».

Игра «Определи размер на ощупь».

3 часть.

Анализ результатов тренинга.

Внимание.

Дать обучающимся представление о внимании, особенностях внимания у подростков. изучение обучающимися особенностей собственного внимания.

1 часть.

Игра «Запретный номер».

2 часть.

Теоретическое изложение материала: что такое внимание, особенности внимания в подростковом возрасте.

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Мое внимание».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Знакомство с правилами самоорганизации внимания.

Развитие внимания

Развития произвольного внимания обучающихся.

1 часть.

Игра «Кто быстрее».

2 часть.

Упражнение «Наблюдатель».

Упражнение «Корректурная проба» (с самопроверкой».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Муха».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Упражнение на развитее сенсомоторики «Солнце и облака».

Анализ урока.

Развитие внимания.

Развитие произвольного внимания обучающихся.

1 часть.

Методика «Расстановка чисел».

2 часть.

Упражнение «Найди слова».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Найди числа».

Упражнение «Найди ошибку».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Упражнение на развитие сенсомоторики «Птица».

Анализ урока.

Тренинг для развития внимания.

Совершенствование внимания обучающихся.

1 часть.

Игра «Пропусти число».

2 часть

Игра «Числа».

Игра «Часы»

Игра «Исправь ошибки».

Игра «Пишем предложения»

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Анализ урока.

Память.

Дать обучающимся представление о процессе памяти, особенностях памяти подростков. Изучение обучающимися особенностей собственной памяти. Обучение приемам мнемотехники.

1 часть.

Игра «Запомни картинки».

2 часть.

Теоретическое изложение материала: что такое память, особенности памяти подростков.

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Как лучше запоминать».

Упражнение «Моя память.

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Анализ урока.

Развитие памяти.

Развитие слуховой кратковременной и долговременной памяти.

1 часть.

Игра «Ипподром».

2 часть.

Упражнение «Запомни слова».

Упражнение «Соберем урожай фруктов».

Упражнение «Запомни слова к картинкам».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Запомни лишнее слово».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Упражнение на развитие сенсомоторики «Пружинки».

Анализ урока.

Развитие памяти.

Развитие зрительной кратковременной и долговременной памяти.

1 часть.

Упражнение «Вспомни слова по картинкам».

2 часть.

Упражнение «Запомни слова наоборот».

Упражнение «Поломанные буквы».

Гимнастика для глаз.

Игра «Соберем урожай овощей».

Упражнение «Запомни пословицы».

Упражнение «Вспомни слова».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Упражнение на развитие сенсомоторики «Значки».

Анализ урока.

Тренинг для развития памяти.

Совершенствование различных видов памяти обучающихся.

1 часть.

Игра «Вспомни пословицу».

2 часть.

Игра «Соберем букет».

Игра «Смысловые пары».

Игра «Запомни и изобрази».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Анализ урока.

Мышление

Дать представление о процессе мышления, особенностях мышления подростков. изучение обучающимися особенностей собственного мышления.

1 часть.

Игра «Веретена точены».

2 часть.

Теоретическое изложение материала: что такое мышление, особенности мышления подростков.

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Мое мышление».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Анализ урока.

Развитие мышления

Развитие различных операций мышления обучающихся

1 часть.

Игра «Нос, пол, потолок».

2 часть.

Упражнение «Зашифрованные слова».

Упражнение «Найди лишнее».

Гимнастик для глаз.

Упражнение «Слова наоборот».

Упражнение «Подбери третье слово».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Упражнение на развитие сенсомоторики «Зайчик под елочкой.

Анализ урока.

Развитие мышления

Развитие различных операций мышления обучающихся

1 часть.

Игра «Определи на слух».

2 часть.

Упражнение «Зашифруй слова».

Упражнение «Составь пословицы и объясни их смысл».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Продолжи ряд числе».

Упражнение «Убери холодное, останется горячее».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Упражнение на развитие сенсомоторики «Цветы».

Анализ урока.

Игровой тренинг мышления

Совершенствование различных видов мышления

1 часть.

Игра «Слова».

2 часть.

Игра «Отгадай загадку».

Игра «Составь предложение».

Игра «Что лишнее»

Игра «Реши анаграммы».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Подведение итогов тренинга.

Заключительный урок «Чему я научился за этот год»

Подведение итогов за год, планирование будущего

1 часть.

Игры «Гомеостат», «Хлопок».

2 часть.

Анкета «Чему я научился за этот год».

Упражнение «Я хочу, чтобы в следующем год….».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Коллаж мечты класса».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.



Литература


  1. Бабкина Н.В. Пособие для психологов. – М., 2006.

  2. Глазуков Д.А. Психология. Развивающие занятия. 3 класс. – М.: Глобвус, 2008.

  3. Чистякова М.И. Психологическое развитие ребенка. – М.: Изд. «Наука и техника», 2008.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ