Патриотическое воспитание учащихся на уроках математики
Патриотическое воспитание учащихся на уроках математики
Черкашина Нина Гавриловна,
Учитель математики
МБОУ «ОО Каплинская школа»
Старооскольского района
Белгородской области
Аннотация: в статье рассматривается проблема патриотического воспитания учащихся. Автор раскрывает приемы работы и формы проведения занятий на уроках математики в 5-9 классах сельской школы.
"Утратив патриотизм,
связанные с ним национальную гордость и достоинство,
мы потеряем себя как народ,
способный на великие свершения". (В.В. Путин).
В последние десятилетия в современном обществе произошли большие изменения в различных сферах: политической, экономической и других, повлиявших на формирование личности человека. Произошла утрата многих человеческих ценностей. Пропаганда в СМИ чуждых идеалов, насилия оказали разрушительное воздействие на формирование общественного сознания молодежи, снизили воспитательное воздействие образования, культуры на формирование здоровой, гармонично-развитой личности подрастающего поколения. Серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи.
Реализация ФГОС, методологической основой которого является Концепция духовно- нравственного развития и воспитания, позволяет реализовать запросы общества и государства по формированию личности гражданина страны как человека, способного управлять государством и вести курс на его процветание.
Без воспитания любви к своей стране, людям, живущим в ней, невозможно сформировать нравственные качества человека, готового взять на себя ответственность за будущее страны. Поэтому вопросы патриотического воспитания являются одной из главных задач современной школы.
Важность этого вопроса подчеркивается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795).
Патриотическое воспитание я понимаю как процесс формирования у учащихся любви к своей большой и малой Родине, чувства гордости за страну и свой народ, уважения к его прошлому, настоящему и будущему, постоянная готовность к её защите.
Многие нравственные качества человека закладываются в детском возрасте: любовь к своим родителям, к людям, которые его окружают, селу, в котором он живет. Поэтому в школе закладывается фундамент патриотического воспитания человека.
Содержание математического образования способствует формированию патриотических качеств школьников. Знания учащихся о родном крае, его экономике, культуре, лучших его людях помогают учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту патриотизма как чувства долга перед народом, перед Россией.
Н. И. Пирогов утверждал, что «…наука нужна не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется - иногда глубоко и потому для поверхностного наблюдателя незаметно - другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот ещё не знает всех свойств науки и выпускает из своих рук такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести».
Основными направлениями патриотического воспитания в школе являются урочная и внеурочная деятельность. На уроках через содержание задач дети знакомятся с историческим прошлым нашей страны, его настоящим и будущим. Исторические сведения о математике своей Родины и ее достижениях, по мнению И.Я.Депмана, естественно развивают патриотические чувства и любовь к своей стране, к своему народу. Изучение материала по темам «Отрезок, длина отрезка, угол, построение треугольников, подобные треугольники» способствуют формированию навыков ориентирования на местности, определения расстояния на глаз, которые необходимы строителям, командирам российской армии и многим другим специалистам. При изучении тем «Координаты на плоскости, квадраты чисел, квадратные корни» воспитываю гордость за наших ученых математиков, труды которых помогли создать штурманские таблицы, использовавшиеся в годы войны в дальней авиации. Рассказываю о трудах коллектива математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна, имеющими важное значение для авиации, флота и артиллерии. Работы академика А.Н.Колмогорова и его учеников по теории вероятности использовались в годы войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Труды академика А.Н.Крылова по теории непотопляемости и качке корабля помогали военно-морским специалистам побеждать в морских сражениях.
Краеведческая направленность содержания задач помогает воспитать у учащихся гордость за свою малую родину. Включение сведений об экономике, культуре своего края, села расширяют кругозор обучающихся, формируют их социальную адаптацию. При изучении темы «Графики функций» показываю на наглядном примере изменения экономического развития города и области. Статистические данные экономического развития города применяю для развития исследовательских умений и навыков учащихся. Учениками подготовлены исследовательские работы «Образование села Федосеевка в цифрах и фактах», «Выпускники Каплинской школы – работники сельского хозяйства», «Развитие туризма в Старооскольском районе».
Задачи экологического содержания позволяют воспитать бережное отношение к природе, чувство сопричастности и ответственности за все происходящее с природой. При изучении тем «Дроби, округление дробей» рассматриваются задачи, содержание которых позволяет демонстрировать хозяйственную деятельность человека, воспитывать гордость за его труд.
Для учащихся очень важно иметь пример для подражания. По выражению А.Эйнштейна «… моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения». Раскрытие роли ученых в становлении и дальнейшем развитии математической науки во всём мире, рассказ об их мужестве, любви к Родине, бескорыстии, скромности и самопожертвовании помогают учащимся в выработке правильных жизненных позиций.
Жизнь и творческая биография выдающихся русских ученых-математиков :С.В.Ковалевской, Н.И. Лобачевского, М.В.Остроградского, М.Л.Чебышева и других являются ярким примером патриотического служения Родине. На их основе формируют понятия долга, преданности Родине.
Работа по формированию патриотических качеств личности проводится на различных этапах урока. Формы проведения занятий различны: от традиционных до нестандартных форм ведения урока: виртуалные экскурсии, путешествия, устные журналы, конференции, ролевые игры.
За время обучения в школе ученик формирует себя как нравственно- здоровую личность. Изучение математики помогает ему в этом.
Литература
Гнеденко Б. В. Математика и математическое образование в современном мире/Б. В. Гнеденко.- М: Просвещение. 1985.
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: 1974, т.2, — с.388-389
Кордемский Б. А. Великие жизни в математике/Б.А. Кордемский.- М: Просвещение. 1995
Кожабаев К. Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе/К. Г. Кожабаев. - М: Просвещение. 1988.
Сайт Федерации Интернет – образования - http://senter,fio.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ