Адаптация первоклассников
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА
АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. И в тоже время обучение является для каждого ребенка сильным стрессом. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других – 1 четверть, у третьих – растягивается на весь учебный год. Много зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью. Процесс адаптации первоклассников к обучению в школе в 2013-2014 уч.г. исследовался педагогом-психологом Марковой Т.С. с помощью следующих методик:
Анкета для определения школьной мотивации;
цвето-рисуночный тест диагностики состояний младших школьников;
исследование внутренней позиции школьников;
изучение школьной тревожности.
В исследовании приняли участие учащиеся первых классов –125 человек.
Оценка школьной мотивации.
12 чел = 10% - очень высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они четко следуют указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получаю неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
34 чел = 27% - высокий уровень школьной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов. Подобные показатели имеют большинство обучающихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
54 чел = 43% - положительное отношение к школе, нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
21 чел = 17% - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов. Подобные школьники посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
4 чел = 3% - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива. Дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо.
Снижение уровня школьной мотивации служит критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамике в обучении и развитии.
4 уровня адаптации к школе:
45 чел = 36% - сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Позиция сформирована — ребенок хочет ходить в школу, ему нравится. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность — учебная.
52 чел = 42% - возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами. Ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: «Надо учиться, я должен учиться».
24 чел = 19% - положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
4 чел = 3% - отрицательное отношение к школе и поступлению в нее. Ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность не привлекает, ведущая деятельность — игровая.
Настроение:
Преобладающими психическими состояниями являются:
Внимание, сосредоточение — 59 чел = 50%;
Дружелюбие —25 чел = 21%;
Активность —26 чел = 22%;
Утомляемость — 9 чел = 7% .
Оценка школьной тревожности:
Низкий уровень - 80%;
Средний уровень — 20%;
Высокий — 0%.
Самооценка:
Завышенная — 52%;
Адекватная — 34%;
Заниженная — 14%.
Мониторинг первичной адаптации первоклассников
Мотивация
Уровень мотивации
Классы
1 А
1 Б
1 В
1 Г
1 Д
Очень высокий уровень школьной мотивации.
11,5%
17%
0%
0%
19%
Высокий уровень школьной мотивации.
27%
29%
19%
9%
50%
Положительное отношение к школе.
46%
33%
58%
65%
15%
Сниженный уровень мотивации.
11,5%
20%
19%
22%
12%
Низкий уровень учебной мотивации.
4%
0%
4%
4%
4%
1 «А» класс (классный руководитель - Портнова М.А.)
В диагностике принимало участие 24 учащихся
Сниженный уровень школьной мотивации проявляется у 11,5% учащихся класса
Низкий уровень учебной мотивации проявляется у 4% учащихся класса
4 уровня адаптации
4 группы адаптации
Классы
1 А
1 Б
1 В
1 Г
1 Д
Сочетание ориентации на социальные и учебные аспекты школьной жизни.
35%
50%
35%
1%
31%
Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности.
50%
46%
46%
26%
39%
Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности.
15%
4%
19%
39%
12%
Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.
0%
0%
0%
4%
11%
Причины, вызывающие трудности адаптации к школьному обучению
Несформированность «внутренней позиции школьника» - сюда входит сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослыми на новом уровне. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта программа для шестилеток.
Недостаточное развитие учебной мотивации, позволяющей ему воспринимать и старательно выполнять учебные задания.
Подчинение новым правилам школьной жизни — приводит к повышению психологического напряжения. Нормы и правила порой идут в разрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка.
Общение с учителем.
Недостаточно развитая способность к взаимодействию с другими детьми — только соответствующий уровень общения ребенка со сверстниками позволяет адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности.
Отношение к себе — для успешного обучения в школе ребенок должен быть уверен в себе, своих силах, своих возможностях и способностях. Для того, чтобы младший школьник лучше адаптировался к изменившимся условиям жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе.
Завышенные требования со стороны родителей — нормальные, средние успехи ребенка воспринимаются как неудача. В результате у младшего школьника растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, формируется низкая самооценка.
Состояние здоровья и уровень физиологического развития — трудности адаптации испытывают самотически-ослабленные дети, дети с СДВГ (гиперактивные) и леворукие дети.
Рекомендации по адаптации первоклассников для педагогов:
Как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть в каждом новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события;
Начать сразу же формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми;
Давать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;
Обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации;
Использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;
Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
Приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.
Рекомендации родителям первоклассникам:
Не будьте так строги.
Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные нагрузки, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют ребенка. Все это приводит к увеличению тревожности, неуверенности к себе, формированию низкой самооценки.
Берегите здоровье Ваших детей.
Не забывайте о ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне.
Осторожней с оценками.
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка родителей. Замечайте все малейшие замечания. Оценивайте не ребенка, а его поступки.
Больше разговаривайте с детьми.
Внимательно выслушайте ребенка и покажите ему, что вы его понимаете. Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников. Подчеркивайте в качестве значимой ту сферу деятельности, где ребенок успешен, помогая тем самым ему обрести веру в себя.
Самое главное!!
Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ