ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ УСТНОГО РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ
Смирнова М. Н.
Статья в журнал молодых ученых при Институте специальной психологии и педагогики.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ УСТНОГО РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ
Развитие устной речи играет большую роль в процессе обучения и развитии школьника, во многом определяет успех всей его будущей деятельности, отношения с окружающим миром. В средней школе учащимся будет необходимо выстраивать своё чёткое логически обоснованное высказывания на многие темы в ходе изучения разных предметов. Поэтому работа над развитием связной устной речи в четвёртом классе имеет огромное значение для дальнейшего успешного обучения.
Базой нашего исследования была определена ГОУ СОШ №201 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В качестве экспериментальной и контрольной групп были взяты учащиеся четвертых классов. Целью констатирующего эксперимента было определение уровня речевого развития учащихся экспериментальной и контрольной группы. На первом этапе учащимся было предложено рассмотреть 6 картин разного жанра как русских художников так и западноевропейских и ответить на вопрос : "Какую картину вы повесили бы в вашей комнате? Объясните ваш выбор." Главной целью этого этапа было выявление уровня развития устного речевого высказывания учащихся экспериментальной и контрольной группы На втором этапе учащиеся прослушали рассказ В.Ю.Драгунского "Синий кинжал". Затем была проведена беседа по содержанию рассказа. Главной целью второго этапа было узнать, насколько активной является речь учащихся.
По результатам двух этапов констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы. В экспериментальной группе, как и в контрольной, преобладает низкий уровень развития устного словесного высказывания, а это значит, что у большинства учащихся речь бедная и невыразительная.
Анализируя результаты второго этапа констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что большинство учащихся экспериментальной группы, как и контрольной, активны в построении устного словесного высказывания. На основе этих выводов мною были разработаны уроки по литературному чтению и изобразительному искусству, направленные на развитие устной речи учащихся.
Урок изобразительного искусства.
Тема «Иллюстрирование эпизода из рассказа А.И.Куприна «Скворцы».
Цель урока: научить детей самостоятельно определять сюжет из рассказа и иллюстрировать его.
Задачи:
1.Образовательные:
-учить детей работать с репродукцией картины, анализировать её содержание, на её основе строить свое устное словесное высказывание;
-познакомить учащихся с творчеством художника А.К.Саврасова.
-формирование навыка учащихся по работе над словом (подбор выразительных средств речи к сюжету картины, обогащение словарного запаса учащихся)
-научить детей сопоставлять произведение литературного и изобразительного творчества;
-обогатить круг знаний учащихся об окружающем мире;
-совершенствовать навыки передачи сюжета литературного произведения в рисунке;
Воспитывающие:
-воспитание любви к природе, умения наблюдать за ней;
-воспитывать интерес к творчеству А.К.Саврасова и А.И.Куприна;
-воспитание эстетических чувств.
Развивающие:
-развивать творческое воображение;
-развивать устную речь учащихся;
-развивать наблюдательность у детей;
Пример урока.
1.Организованное начало урока.
2. Сообщение цели урока.
Сегодня мы продолжим работу над произведением А.И.Куприна «Скворцы». Также познакомимся с творчеством известного художника-пейзажиста А.К.Саврасова. Главная наша задача сегодня будет проиллюстрировать один из эпизодов из рассказа.
3.Работа по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Сегодня мы познакомимся с творчеством известного русского художника-пейзажиста А.К.Саврасова. Перед вами картина «Грачи прилетели».
Молчаливое восприятие картины- знакомство.Затем следует беседа по картине. Ставим ряд вопросов и последовательно, обращая внимание на речь детей, выстроенность ответов, обсуждаем:
-Какое время года изображено? Как вы думаете, какой месяц?
-Что говорит нам о том, что это начало марта?
-Какая местность изображена?
-Что мы видим на переднем плане?
-Что это за птицы? Как можно догадаться, что это грачи? Чем заняты птицы? -Смотря на картину, можно сказать какие звуки наполняют местность?
-Что изображено на заднем плане?
-Какую цветовую гамму использовал и почему?
-Какие эпитеты и сравнения можно подобрать к этой картине?
-Какое настроение у тебя при взгляде на картину?
- Возникает ли ощущение ожидания весны? Благодаря чему это происходит? -Что хотел нам передать художник в своем произведении? В чем это проявляется?(Примеры ответов на последний вопрос: «Своё восприятие весны, радость её наступление- веселая суета птиц, солнечные отблески на снеге; чувство любви к этим птицам- он поместил их в центр композиции; показать как пробуждается природа, с чего начинается весна-с прилета птиц».)
-Чем отличается изображение весны писателя и художника ? (Примеры ответов : «автор описывает приход весны в лесу, на полях, на дорогах. Художник имеет возможность показать только одну местность на картине.»)
-Какими средствами пользуется писатель для выражения весеннего настроения, а какими художник? Что общее и в чем разница? Обращаем внимание на то, что писатель использует средства выразительности речи-сравнения, олицетворения, прилагательные, композицию рассказа (чему уделяет особое внимание в рассказе); художник использует цветовую гамму, изобразительный ряд, расположение предметов на картине (что ставит в центр картины.
4.Беседа по выполнению эскиза рисунка.
Посмотрите на изображение скворца.
-Это крупная птица?
-Какой формы ее тело?
-Какой формы голова птицы? Чем скворец отличается от других птиц?
-Какие краски мы будем использовать для изображения ранней весны?
Учащиеся выбирают сюжет, который хотят отобразить в своем рисунке.
Затем ребята рассказывают, почему они выбрали этот сюжет для рисования, какие краски использовали в рисунке, определяют настроение рисунка.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ