Педагогика. Деятельностный подход как условие формирования информационных компетенций
МБОУ Гимназия №11 «Гармония»
Октябрьский район
Г.Новосибирск
ул. Федосеева, 38
тел. 260-60-01
факс 260-60-77
www.g_11.edu 54.ru
Деятельностный подход как условие формирования
информационных компетенций.
Воротникова Марина Афанасьевна,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Школа - это своеобразный институт знаний, выходя из стен которого ученики должны владеть определёнными знаниями, умениями и навыками.
Образование должно помогать людям, становиться помощниками самих себя. И.Г.Песталоцци.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [1] говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [2] также нацеливает на формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. То есть речь идёт о выращивании функционально грамотной личности, способной действовать в нестандартных ситуациях.
В развитии образования существуют разные актуальные направления. Начатая в 2000 году реформа российского образования чётко определила пути необходимых изменений. Главной целью проводимого реформирования является достижения нового качества образования. Современное образование должно помочь учащимся достигать таких образовательных результатов, которые в будущем помогут хорошо адаптироваться в обществе, ориентироваться в новой обстановке - самостоятельно принимать решения в различных сферах деятельности. Важнейший компонент – саморазвитие личности, который трактует саморазвитие, формы поведения, знания, умения, навыки. Это слагаемые дополняются и творческим саморазвитием.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной,общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.
Что такое компетенция? Компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для конкретной работы; способность и готовность эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации. Формирование компетенций начинается с момента формирования личности, а значит, для младшего школьника развитие ключевых компетенций имеет большое значение. Придя в школу, ребёнок уже обладает рядом компетенций на начальном этапе: мотивация учения, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Работа по формированию ключевых компетенций, лежащих в основе развития каждой личности, зависит, в первую очередь, от педагога, который играет огромную роль для младшего школьника на данном этапе жизни. На своих уроках я стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы ученикам было интересно, присутствовало желание узнавать новое. Этому способствуют: 1) дидактическая система Л.В.Занкова, направленная на общее развитие школьников. 2) участие в проекте «1 ученик: один компьютер». Classmmat PC – есть «персональный» компьютер учащегося. Его использование в современном образовании предполагает различные варианты. Учебная среда школы, в которой каждый учащийся и учитель может использовать персональный мобильный компьютер, наполняется новыми инновационными моделями применения информационных и коммуникационных технологий. Школьники младших классов могут выполнять задания и работать самостоятельно, участвуя в учебных исследовательских проектах. http://cmpc.nios.ru/
3) использование на уроках математики, русского языка технологии Молоковой А.В.
4)детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2008);
5)Большая детская энциклопедия (интерактивное путешествие в мир знаний);
6) интерактивные карты и т.д
Важными компетенциями для успешной адаптации ребёнка к жизни является информационные компетенции.
Информационные компетенции – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет. Логика развития информационной культуры определяется процессом обучения школьников на различных этапах достижения ими уровней образованности и, в конечном счете, формирование информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:
- личной потребности в усвоении основ информационной культуры;
- умения самостоятельно осуществлять поиск информации, устранять информационный дефицит;
- способности взаимодействовать с информационной средой, - моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
- способности создавать и использовать персональные поисковые системы,
- способности к восприятию и оценке информации (умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника, стремления к библиографическому общению).
В тексте Федерального образовательного стандарта для начальной школы (2004) мы видим перечень учебных умений, навыков и способов деятельности:
Наблюдение объектов и явлений окружающего мира;
Устное описание по наблюдениям;
Сравнение объектов;
Обучение искусству диалога;
Овладение первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования, хранения информации;
Поиск необходимой информации в словарях;
Упорядочивание информации по алфавиту, по числовым параметрам;
Представление информации в табличном виде;
Работа с моделями;
Навыки использования компьютера и пр.i
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, в том числе с использованием компьютера; представление и упорядочение информации становятся необходимыми общеучебными умениями и навыками, позволяющими реализовать компетентностный подход в начальном образовании
Начиная с младшего школьного возраста, необходимо развивать начальные «ключики».
При формировании различных компетенций включены все виды органов чувств:орган слуха, орган зрения, орган вкуса, орган обоняния, орган осязания.
Для определения ведущего канала восприятия, переработки и хранения информации мной был проведён тест Б.А.Левиса, Ф.Пукелинаii
Обработка результатов теста показала, что в классе из 30 учащихся:
-аудиальной модальность обладают 7уч-ся 23 %;
-визуальной модальностью обладают 16уч-ся53 %;
-кинестетической модальностью обладают 7уч-ся 23 %.
Ученик на уроке должен быть не объектом, а субъектом деятельности. Значит моя задача, как учителя создать комфортную обстановку на уроке, чтобы детям хотелось творить, спорить, доказывать, помогать друг другу. Вовлекать в учебный процесс необходимо учащихся и аудиалов, и визуалов, и кинестетиков. Для этого на одном уроке необходимо часто менять разные формы и методы работы.
В своей педагогической деятельности применяю различные формы и приёмы организации учащихся на уроке
-Обсуждение с детьми планов дальнейшего обучения; выполнение математических операций по алгоритму; работа в парах постоянного и сменного состава; работа в малых группах; самостоятельная работа; индивидуальная работа; проектная работа; демонстрация полученных результатов, их анализ и выводы; оценочная деятельность в роли учителя; различные виды само- и взаимопроверки; анализ готовой продукции; постановка проблемных вопросов; осознание проблемы и её решение; творческое списывание; продолжение текста так, чтобы получилась сказка; составление рассказа о любом предмете, как будто он живой; проведение опытов; сравнение, выделение общих и отличительных признаков, обобщение и вывод; -практическая работа; нахождение ответов в книге; экскурсия; учебный диалог; системно-ориентированные задания (составление схем, моделей, таблиц); задания, предполагающие самостоятельную познавательную деятельность (поиск необходимой информации, поиск дополнительной информации); постановка учебной задачи через создание проблемных ситуаций и ее разрешение с выстраиванием способов действия с последующей их отработкой и их контролем; демонстрация наглядного материала; речевые игры и игровые приемы; задания с «ловушками» (задания с недостатком или избытком данных для их решения, с ошибочными условиями решения или неверными способами рассуждений); рефлексия учебного опыта.
Реализация поставленных задач осуществляется через все предметы начальной школы. В частности, в результате изучения литературного чтения, русского языка ученик должен научиться работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). Осваивая различные виды речевой деятельности, ребенок должен овладеть деятельностью по созданию небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).
Наиболее глубокое влияние информатики испытывают два предмета начальной школы: математика и окружающий мир в системном подходе к изучению объектов и процессов.
Рассмотрим, как формируется информационная компетенция учащихся на уроках математики (3класс,1часть, автор И.И.Аргинская, система развивающего обучения Л.В.Занкова). В учебнике 191 задание. Дополнительно использую ИКТ (ЭУП Молоковой А. В. Математика 2, 3 класс) Тетрадь по математике на печатной основе - приложение к учебнику, под редакцией И.И.Аргинской.
Формирование информационной компетенции происходит через текстовые задачи, схемы, рисунки-схемы, рисунки, таблицы, краткую запись задач, задания геометрического характера.
Если проанализировать задания учебника, то один и тот же номер, например, №163 содержит одновременно и текст-задачу, и рисунок, и таблицу.
Проанализировав только лишь одну часть учебного комплекса-данные номера учебника, можно сделать вывод, что формируется развитие информационной компетентности, т.е у учащихся, начиная с начальной ступени образования, формируется способность анализировать, сопоставлять, наблюдать, доказывать, делать аргументированные выводы, а также самостоятельно выходить на тему урока, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности (определять цели урока); осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.
Постепенно у ребят появляется повышенный интерес к поиску информации из разных источников: готовить сообщения, презентации, с использованием ИКТ не только индивидуально, но и группами - создавать проекты, а значит выходить на творческий уровень. Такая уверенная в себе личность нужна обществу и государству.
СПИСОК литературы
iКонцепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- Псков: Псковский государственный педагогический институт им.С.М.Кирова, 2002.-34с.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования : Начальное общее образование.- Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 2004. – 51с.
.Чутко Н.Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории-к практике обучения. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.-128с.
ii . Соколова Т.Е.Информационно-поисковые умения: Познавательное общение в начальном образовании: Учебно – методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.-160с.-(Информационная культура младшего школьника; Вып.4).- ISBN 978-5-9507-0538-0 (Издательство «Учебная литература»).-ISBN 978-5-903507-31-3 (Издательский дом «Фёдоров»).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ