Первый раз в пятый класс. Проблемный период или начало нового пути?
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Г. САМАРА
Первый раз в пятый класс.
Проблемный период или начало нового пути?
Психология
5 класс, 11-12 лет
Подготовила: Погаратая Ирина Александровна,
Сорокина Наталья Борисовна,
педагоги-психологи
2013г.
Конец четвертого, начало пятого класса, этот школьный период ознаменован ярким событием – вступлением в пубертат. Скачок роста, гормональная перестройка, личностные изменения – все это лишает покоя, как ребят, так и близких взрослых.
Однако на этом перипетии подростка не заканчиваются, именно в этот непростой момент происходят изменения и в социальном плане, а именно – переход из младшей школы в среднюю. Смена обстановки, учителя, системы обучения, а иногда и класса, все это не может пройти незамеченным.
Задачей школьного психолога на этом этапе является комплексное сопровождение новоиспеченного подростка. Мы хотели бы поделиться системой мероприятий, ежегодно проводимых в МБУ СОШ №89 г.о. Тольятти психолого-педагогической службой.
Система поддержки пятиклассника в адаптационный период состоит из 3 основных этапов:
1. Диагностический
2. Тренинговый
3. Рефлексивный.
Диагностический этап, в свою очередь, представлен методиками, изучающими:
- уровень интеллектуального развития;
- структуру личности (в том числе, и мотивационный компонент);
- Социальное развитие ребенка.
На этом этапе мы останавливаться не будем, так как каждый психолог имеет свой набор диагностических методик.
Рефлексивный этап мы тоже опишем вкратце, в связи с его стандартным содержанием. Он включает в себя:
- групповые и индивидуальные консультации для ребят по результатам диагностик;
- родительские собрания;
- педагогический консилиум;
- индивидуальные консультации для учителей и родителей.
В нашей статье нам хотелось бы остановиться на тренинговом этапе. Он состоит из 2 больших психологических игр:
1. Королевство (автор Даниил Хломов, книга ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ, выпуск 1 © 2002 Московский Гештальт Институт © 2002 Составление, редакция, Н.Кедрова).
Целью данной игры является: «…определение важнейших составляющих групповой динамики. Такими важными составляющими для меня представляются: 1.Уровень сдерживаемой агрессии…2.Притязания членов группы на лидерство, поддержание дифференцированности… и возможность кооперации между разными типами лидеров. 3. Общий уровень групповой интегрированной связанности членов группы в единую структуру. 4. Насколько допустимо инакомыслие в группе и терпимость к различным позициям. 5. Подгруппы и их взаимодействие с группой в целом…» (Д.Хломов).
По нашим многолетним наблюдениям игра, кроме перечисленного, дает каждому ребенку осознание собственной социальной позиции в классе, а классному руководителю представление о классе в целом, огромный материал для анализа и дальнейшей работы (присутствие классного руководителя на игре обязательно).
2. Игра «Дом». Эта разработка является авторской (Погаратая И.А., Сорокина Н.Б.), поэтому будет представлена более подробно.
Цель: создание единого образа класса и определение перспективы развития коллектива.
Атрибуты: шкала самооценки удовлетворенности обстановкой в классе (в виде ростомера, состоящая из 3 делений различного цвета, каждое из которых определяет уровень самооценки. Н-р., красный – «мне не уютно», голубой - «нормаль, но есть проблемы», зеленый – «мне очень комфортно»), стикеры, камешки (вырезанные из бумаги неровные овалы), карандаши, листы бумаги А4, маркеры, листы ватмана, стены дома (полоски бумаги примерно 5 см шириной, тетрадные листки (количество детей в классе, умноженное на два+запасные).
Игра проводится в классе, ребята сидят на стульях, составленных в виде подковы.
Ведущий: Вы пришли в 5 класс. Здесь очень много нового (вопрос детям – что нового для вас в 5-м классе)…А изменились ли вы, ваши одноклассники? (что нового?).
Насколько вам уютно в вашем новом классе? Напишите имя на стикере и приклейте на то отрезок шкалы, который соответствует вашему состоянию (после того, как ребята справились с заданием необходимо провести рефлексию, обратить внимание на ответы детей, которым плохо).
Ведущий: В 5 классе вам нужно строить свой коллектив заново, так чтобы вам было тепло и уютно жить в нем долгих 7 лет. Сегодня мы построим дом, который будет олицетворять наш класс. На том месте, где он будет стоять – пока ничего нет, лишь те проблемы, которые вы выявили на королевстве.
Работа в группах (на листах А4)
1.написать проблемы класса.
2. каждой группе представить свою работу (ведущий выписывает их на лист ватмана, который висит на доске).
Ведущий: А кто будет жить в этом доме? (мы) А вы одинаковые или разные? Чем вы отличаетесь друг от друга? (необходимо сделать акцент на черты характера) А какие черты характера вы знаете? (выход на положительные и отрицательные).
Индивидуальная работа (на листах А4).
1. Ребятам необходимо нарисовать солнышко с синими и желтыми лучами.
2. На синих лучиках написать свои отрицательные черты, а на желтых – положительные. 3. Подумать и выделите одну, самую важную, нужную положительную черту в своей личности (лучик желтого цвета) и удлинить (выделить) этот лучик.
Ведущий: А кто знает, с чего начинается строительство дома? (сначала закладывается фундамент) Что такое фундамент? Для чего он нужен, из чего его делают? Он должен быть надежным и крепким! Вот и мы с вами создадим фундамент вашего дома из камешков, на которых вы напишите ваши лучшие черты характера.
Индивидуальная работа (на белых листочках – камешках).
1. раскрасить камушек в любимый цвет
2. из солнышка выписать свое самое важное положительное качество личности.
3. наклеить на лист ватмана с проблемами так, чтобы заклеить проблемы. Это фундамент (рефлексия, обобщение).
Ведущий: После того, как построен фундамент, что необходимо сделать в нашем доме? (стены, крышу). А для чего они нужны? Стены и крыша хранят дом от ветров, ураганов, дождей. (ведущий к фундаменту приклеивает стены-полоски из бумаги).
А в вашем доме – классе, что может разрушить отношения? Что нужно сделать, чтобы стены вашего класса хранили вас от этих неприятностей?
Работа в группах (на листах А4)
1. ответить на вопрос - что надо сделать, чтобы решить те проблемы, которые были обозначены? (ведущему необходимо их записать себе в блокнот до того, как они будут заклеены)
2. группам представить работу (ведущий выписывает это на стены).
Ведущий: А чего еще не хватает в доме? (окон). Когда мы смотрим в окно, что мы видим? (то, что в дали). А в нашем доме в окна видно то хорошее, что с вами еще не случилось. Вы мечтаете о чем-нибудь?
Индивидуальная работа (на стикерах)
1. нарисовать свою мечту в виде пиктограммы (если дети не знакомы с методом пиктограмм – написать)
2. наклеить стикеры на дом (как занавески на окнах).
Ведущий: Но и это не все. Как же мы зайдем в дом? Нужна дверь. (ведущий приклеивает к стене лист А4, который будет олицетворять дверь). А кого мы пускаем в дверь нашего дома? Дверь – контакты – те, кого надо беречь, кто вам очень нужен. (по кругу называем людей, которые нам дороги и пишем на дверь).
А еще в нашем доме есть чердак (ведущий приклеивает крышу. Что хранится на чердаке? Зачем нужны эти старые вещи? Это воспоминания. У вашего класса тоже есть воспоминания о 4 годах младшей школы, о первом учителе, о дружбе…
Групповая работа (на листах А4):
1. нарисовать самое (по мнению группы) яркое воспоминания о том, что происходило с классом с 1 по 4 класс.
2. представить работу. (начинать нужно со слов «А помните…»)
Рисунки помещаются ведущим на чердак дома.
Ведущий: А еще у каждого есть труба – из нее с дымом выходит то, что ненужно (ведущий клеит трубу к крыше), символично рисует дым.
Ведущий: А еще у каждого дома есть почтовый ящик. В нашем доме он тоже будет. Это мой подарок вам))))(ведущий дарит коробку, можно из под обуви, оклеенную подарочной бумагой с прорезью сверху) Вы можете писать письма кому угодно и кидать их в почтовый ящик. А раз в неделю назначенный вами почтальон раздаст их адресатам. Письма можно подписывать, можно нет. Важно помнить, что каждое ваше слово отразится в сердце другого человека. Поэтому, если вы хотите покритиковать – это делать нужно правильно. Ведь нет плохих людей – есть плохие поступки. Например, вы хотите сказать человеку, что он жадный. Нужно сказать ему о поступке, где он себя неправильно повел. А еще лучше – пишите друг другу хорошие письма!
И сегодня вы напишете 2 письма. Одно – кому-то из класса, а второе – мне (для обратной связи).
Индивидуальная работа (на тетрадных листках):
1. Написать 2 письма
2. Опустить в почтовый ящик.
После того как письма написаны и положены в почтовый ящик происходит их раздача.
Окончание игры.
Ведущий: ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки. В нашем доме должно быть тепло. Тепло от ваших сердец – передайте ее через ваши ладони (постоят минуты три и подумать о хорошем).
Данная система работы позволяет не только изучить проблемы каждого подростка, класса в целом, но и увидеть потенциал учащихся, обозначить перспективные пути развития детского коллектива в целом и каждой личности в отдельности.
Удачи вам, уважаемые коллеги!
Список литературы:
1. И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. Психология развития и возрастная психология. Изд-во: Академический проект: Трикста
2. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ, ВЫПУСК 1 редактор-составитель Н.Кедрова художественное оформление, макет Семенцова-Огиевская Н., Денис Н Хломов
© 2002 Московский Гештальт Институт © 2002 Составление, редакция, Н.Кедрова.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ