План-конспект интегрированный урока технология и ИКТ «Лоскутный орнамент для оформления одежды сувенирной куклы» 6 Класс
План-конспект интегрированный урока технология и ИКТ
6 класс
Раздел: Рукоделие. Художественные ремесла. Лоскутное шитье
Тема урока: «Лоскутный орнамент для оформления одежды сувенирной куклы».
Составила: учитель технологии Марыщена С.А. ГБОУ СОШ 321
Тип урока: комбинированный: объяснение с практическим закреплением
Цели урока:
Развитие творческой инициативы учащихся на основе изучения декоративно- прикладного искусства текстильной аппликации «Печворк»
конструирование собственных узоров
развитие логического и образного мышления;
Задача:
Научить создавать сначала средствами компьютерной графики, а затем из текстиля отдельных модулей для целостной композиции на заданную тему.
План урока:
Организационный момент.
Изложение познавательных сведений.
Основная часть урока:
А) Практическая работа учащихся (создание орнамента на компьютере в программе Word).
Б)
Подведение итогов занятия.
Зрительный ряд:
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Познавательные сведения:
Из истории искусства мозаики.
Это древний вид искусства. До наших дней дошли великолепные мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии. В Древней Руси тоже знали и умели делать цветное стекло. Многие соборы и храмы в Киеве, Чернигове и Владимиро-Суздальском княжестве славились своими прекрасными мозаичными картинами из цветной смальты. Те из них, которые сохранились, и сегодня поражают своими красками.
Позже этот вид искусства был забыт на Руси. Возродил его М.В. Ломоносов. Секрет цветного стекла был утерян, поэтому ученому пришлось проделать тысячи опытов, пока у него не получилась смальта. Он создал "Портрет Петра I" и работу "Полтавская баталия"
Лоскутная мозаика- это одна из разновидностей мозаики. Основной ее принцип – соединение небольших кусочков ткани так, чтобы создавался эффект единого полотна. Лоскутное шитье зародилось и изначально развивалось в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были полезны и красивы. Среди городско населения изделия из лоскутов долгое время считались признаком бедности. И лишь в 70-е годы ХХ века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. В переводных материалах для обозначения лоскутной мозаики употребляют часто термин «печворк».
Наилучшим материалом для изделий из лоскутов считается хлопок. Хлопчатобумажные ткани меньше деформируются, хорошо утюжатся, при ручной стежке сквозь них легко проходит иголка. Однако для большего эффекта допустимо включение в изделия лоскутов из атласа, шелковых , подкладочных, а также синтетических тканей.
Изделия из лоскутов должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме. Во-первых, можно комбинировать лоскуты, беря их из одной группы тканей, либо сочетая темные и светлые оттенки одного, либо соединяя цвета одной цветовой области. Во-вторых, могут сочетаться противоположные цвета по принципу дополнения. Воздействие цветов необходимо уравновешивать. Это достигается подбором каждой пары так, чтобы количество лоскутов одного цвета значительно преобладало над количеством лоскутов дополнительного.
Имея перед собой лоскуты ткани, можно сначала выполнить эскиз изделия. В этом нам поможет компьютерное моделирование. Графический редактор помогает учащимся выйти за рамки давно знакомых узоров мозаики, создать свой неповторимый узор. Превратить привычное в необычное, традиционное в неповторимое им помогут приёмы изменения лоскутных орнаментов. По готовому рисунку создается готовое изделие из текстиля.
3. Основная часть урока:
Все девочки садятся за компьютерные столы. Для активации внимания допустимо использование изображения цветового круга на экране через проектор. Ограничение в цветовой гамме обостряет ассоциативное мышление учащихся и позволяет создать образную композицию- эскиз для прикладной деятельности.
Эскиз выполняется средствами компьютерной графики. Можно работать и в программе текстового редактора Word и графического редактора Paint.
Результат урока предполагает создание эскизов орнамента для украшения одежды куклы. Для работы использовать готовые эскизы с рубахой, юбкой и сарафаном. Созданные орнаменты в дальнейшем нужно применить к выполнению изделий. Для создания орнамента использовать мозаику из квадратов, треугольников, полос. Учащимся выдаются эскизы одежды (рубаха, сарафан, юбка, фартук, головной убор).
Выбор данной темы позволяет развить у учащихся навыки компьютерной графики и проявить себя художником дизайнером. Углубленное изучение техники «печворк» воспитывает чувство гордости и патриотизма, и прививает любовь к ручному творчеству. Возврат к истокам народного искусства является мощным источником вдохновения.
Раздаточный материл
1. Эскиз юбки-поневы
2. Эскиз сарафана
3. Эскиз рубахи
4. Эскиз фартука и головного убора
4. Подведение итогов урока.
Рассмотреть полученные эскизы. Оценить работу учащихся.
Практическая работа
Основные этапы работы по созданию орнаментов из геометрических фигур:
1-ый этап работы на компьютере в программе «Word» через «Средства рисования»- вставка фигур (прямоугольники, полосы, треугольники)
А)
В)
С)
2-ой этап работы – группировка геометрических орнаментов в единое полотно
3- этап работы – заливка геометрических фигур, пользоваться цветовым кругом
4 -ый этап работы - изготовление шаблонов из картона по заданным размерам
5-ый этап работы – раскрой из ткани с прибавками на швы
6-ой этап работы – технология изготовления орнамента
7-ой этап работы – приметывание и притачивание орнамента к одежде (рубаха, сарафан, юбка)
Алгоритм создания лоскутного орнамента на компьютере в программе “Word»
Создать документ в программе MS Word
Вставка – фигуры – треугольник
Через контекстное меню – формат автофигуры –
- способы заливки – рисунок из файла – сканированный рисунок ткани – вставить.
Составить орнамент из геометрических фигур( треугольник, прямоугольник) для украшения одежды сувенирной куклы (фартук, рубаха, сарафан, юбка-понева)
Орнамент из треугольников
Орнамент из полос (паркет)
4. Подведение итогов урока
Орнамент в одежде куклы (юбка-понева)
Орнамент в одежде куклы (сарафан)
\
Орнамент в одежде куклы (рубаха)
Орнамент в одежде куклы (фартук)
Орнамент в головном уборе
Приложение:
Раздаточный материл
1. Эскиз юбки-поневы
2. Эскиз сарафана
3. Эскиз рубахи
4. Эскиз фартука и головного убора
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ