Статья "Роль дополнительного образования в формировании ноосферного мышления школьников"
Статья на Педагогические чтения
Составитель учитель биологии
МБОУ «СОШ»
г. Котовска Тамбовской области
Алпацкая Н. А.
Роль дополнительного образования
в формировании ноосферного мышления школьников.
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования.
Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди с ноосферным мышлением, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Не случайно в седьмом докладе Римского клуба « Нет пределов обучаемости» впервые прозвучала мысль о том, что обучение должно быть «предвосхищающим, а не запаздывающим».
В законе Российской Федерации « Об образовании» (1992) вместо термина «внешкольная работа» был введён термин «дополнительное образование» ,а в подпрограмме «Одарённые дети» президентской программы «Дети России» раскрыта концептуальная сущность этого определения: «Внешкольное дополнительное образование как социально-педагогическое явление представляет собой единство разнообразия познавательной (предметно-содержательной), развивающей и коммуникативной деятельности детей, в основе которой лежит свободный поиск пути постижения смысла жизни и профессионального мастерства».
По нашему мнению в формировании ноосферного мышления школьников велика роль дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство формирования мотивации развития ноосферной личности, оно расширяет культурное пространство её самореализации, стимулирует к творчеству. В нашей школе реализуются несколько программ дополнительного образования, связанных с формированием ноосферного мышления , и одна из них программа « Экология и мы», которая ориентирована на учащихся 16-17 лет (10-11 класс). Именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами, через психологический климат в коллективе. Данная программа предусматривает развитие широкой экскурсионной и исследовательской деятельности.
Выполнение исследовательских работ школьниками является, на наш взгляд, эффективным средством формирования их ноосферного мышления. Особую роль в этом процессе играют исследовательские работы, которые выполняются на краеведческом материале( в частности в пределах экологической тропы города Котовска , включающей четыре парковых экосистемы ).
Основными задачами программы по этому пункту являются: обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы, интеллектуальное, творческое и личностное развитие воспитанников.
Основным методом работы учащихся стал эксперимент с элементами моделирования. Учащиеся, используя ЭОРы могут моделировать различные экосистемы, экспериментировать в виртуальной лаборатории биологического и экологического конструктора. Виртуальная лаборатория позволяет создавать не только экосистемы, а также моделировать трофические связи, наблюдающиеся в природных экосистемах, изучать факторы, определяющие структуру и биоразнообразие сообществ. Учащийся может:
Создавать поле – участок территории, на котором обитает сообщество видов.
Создавать разные типы ландшафта на поле. Ландшафты имитируют влажные и засушливые местообитания. Если в среде происходят катастрофические нарушения (например, пожары), ландшафты могут изменять интенсивность нарушений.
Создавать виды растений (продуцентов), травоядных (консументов 1-го порядка), хищных (консументов 2-го и 3-го порядков), наделяя их нужными свойствами.
Регулировать деятельность редуцентов, определяя процент разложения мертвых особей за 1 такт времени («день»). При этом мертвые организмы с течением времени постепенно теряют органические вещества.
Задавать распределение, количество и скорость возобновления ресурсов (воды, травянистых растений) на территории.
Задавать силу воздействия и периодичность катастрофических нарушений, убивающих часть популяций видов экосистемы. Отслеживать колебания численности видов.
Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы родного края. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Реализуя идеи дополнительного образования детей, наше образовательное учреждение взаимодействует с различными организациями ( социальными партнёрами) и поэтому становятся по настоящему открытой системой образовательной политики в городе. Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребёнком собственного представления о самом себе и окружающем мире.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ