Статья "Эвристические, исследовательские, проектные методы при реализации национально-регионального компонента содержания образования"
Бесчастных А. Б. МОУ Зареченская СОШ
Вагайского района Тюменской области
Эвристические, исследовательские, проектные методы
при реализации национально-регионального компонента
содержания образования.
Исследование - процесс познания объективной, реальной действительности путем научного изучения объекта явления или какого-либо процесса. В настоящее время научно-исследовательская деятельность становится доминирующей формой обучения в современной школе. Это позволяет выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности уч-ся.
Исследовать можно все: литературные источники, исторические данные, природные явления, объекты окружающего мира. Появилась дополнительная возможность изучать во внеурочное время свой регион, историю своего села, объекты своей школы, класса.
К исследованию могут быть привлечены как старшие, так и младшие школьники. Исследования окружающего мира, явлений природы вызывает огромный интерес особенно у младших школьников. Например, в своей школе в работе с 5 классом была создана исследовательская группа из нескольких уч-ся, которая в течение года проводила исследования объектов своей школы.
В работе «Исследование источников воды в школе» изучались пробы воды из трех источников: водопроводная без очистки, очищенная вода в столовой, вода из фильтра «Кристалл» с питьевой водой на 2 этаже. Исследовалось наличие осадка при отстаивании воды, химический состав, т.е. определялась пригодность воды для питья. По результатам работы исследовательская группа подготовила отчет в виде проекта и дала рекомендацию по использованию воды для питья. Оказалось, что водопроводная неочищенная вода содержит очень много осадка, ионы хлора и фосфаты, т.е. совершенно непригодна для питья. На первом месте оказалась вода, проходящая очистку в фильтре «Кристалл», который установлен в коридоре школы.
В работе «Исследование снега » брались пробы снега на разном расстоянии от проезжей части. Исследовали наличие и количество осадка, наличие в снеге солей тяжелых металлов. Снег, лежащий возле школы, практически не содержал осадка и примесей, а снег, взятый у проезжей части, содержал большое количество примесей от выхлопных газов, соли свинца, на воде поднялась маслянистая пленка. По результатам работы также был подготовлен проект о том, что выхлопные газы автомобилей загрязняют территорию, прилегающую к проезжей части, а школа находится в благоприятном районе на безопасном расстоянии от дорог.
Результаты некоторых исследований теоретически можно спрогнозировать, но были и работы эвристического характера, т.е. вызывали удивление. Так в работе «Исследования состава воздуха школьных помещений» ребята дополнительно познакомились с бактериями, содержащимися в воздухе, и условиями их выращивания. Объектами исследования были: класс без комнатных цветов; самый зеленый в школе класс; туалетная комната и рекреация в коридоре. В каждой комнате устанавливалась чашка Петри с питательной средой для выращивания бактерий, приготовленная из желатина. Каково же было удивление детей, когда они увидели, что на питательной среде из класса без комнатных растений выросло наибольшее количество бактериальных колоний. Всех меньше колоний образовалось в самом зеленом классе, а туалет по числу бактерий оказался на третьем месте. Ребята объяснили это тем, что туалеты постоянно обрабатываются хлорсодержащими чистящими веществами. По результатам работы был сделан вывод о пользе выращивания комнатных растений в классах.
В исследованиях старшеклассников брались темы, касающиеся проблем своего села. В работе «Исследование влияния нефти и нефтепродуктов на развитие заболеваний сердечно-сосудистой системы» две десятиклассницы изучали данные местного ФАП и данные медпункта нефтеперекачивающей станции «Вагай», на территории которой построен поселок. В ходе работы авторы выяснили, что нефть и нефтепродукты действительно влияют на развитие сердечно-сосудистых заболеваний. Был составлен рейтинг служб нефтеперекачивающей станции по количеству заболеваний гипертонией и ишемической болезни сердца. На первом месте по числу заболеваний оказалась механоремонтная служба и водители, затем аварийная служба ЛЭС и служба ВЛ и ЭХЗ. Всех меньше число заболеваний составляет служба охраны территории предприятия. Результаты были представлены в форме презентации на районной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», где работа вошла в число победителей.
По изучению природы родного края проводилось исследование хвойных растений, произрастающих вблизи населенного пункта. Эта работа десятиклассницы – «Исследование фитонцидной активности растений» - стала участницей областной конференции молодых исследователей. В работе проводилось исследование влияния фитонцидов на почвенные микроорганизмы, скорость действия фитонцидов разных растений. Брались несколько проб почвенных микроорганизмов и сок в основном хвойных растений, которым обрабатывались пробы почвы. По секундомеру замеряли время прекращения движений микроорганизмов. По итогам работы были даны рекомендации об использовании хвойных растений в лечебных целях и о пользе воздуха хвойного леса в любое время года.
Теоретические знания, полученные на уроках, целесообразно закреплять в практической деятельности. Это предполагает более глубокое понимание закономерностей и явлений живого мира, где происходит взаимосвязь и взаимозависимость. Очень важно не только знакомить учащихся с объектами изучения, но и показать всю значимость бережного отношения к природе родного края.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ