Понятие «внеурочная деятельность» на основе ФГОС и ее роль в современной школе


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»




Понятие «внеурочная деятельность»

на основе ФГОС и ее роль в современной школе.


Статья предназначена для учителей истории и обществознания, работающие во внеурочной деятельности по ФГОС.









Подготовил:

Студент выпускного курса,

гуманитарного факультета, профиля – история

Шкарин Денис Юрьевич





Воронеж, 2014.

В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной деятельности.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.

Сегодня, существует массу точек зрения, на определение понятия «внеурочная деятельность», рассмотрим некоторые из них.

Ильина Т.И, внеурочную деятельность называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы1.

Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся2.

Во внеурочной деятельности, так же, как и в любом другом виде деятельности, существует свои виды и направления.

Виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;

  2. познавательная деятельность;

  3. проблемно-ценностное общение;

  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  5. художественное творчество;

  6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

  7. трудовая (производственная) деятельность;

  8. спортивно-оздоровительная деятельность;

  9. туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельность школьников находятся в тесной взаимосвязи между собой1.

Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбору профессии, происходит под влиянием внеурочной работы.

 В педагогической практике сложились общие принципы организации внеурочной деятельности:

   - принцип добровольности внеклассной и внешкольной работы обеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму занятий, которая их интересует. Это относится к факультативным занятиям, кружкам, секциям и другим формам внеклассной работы, а также к записи во внешкольные воспитательные учреждения;

   - принцип общественной направленности предполагает, что содержание работы кружков, клубов, объединений и других форм воспитательной деятельности будет носить общественно значимый характер, отвечать актуальными задачам развития страны, будет связано с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства;

   - принцип инициативы и самодеятельности требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий каждый ученик выполнял определенный вид деятельности;

   - принцип использования игровых форм деятельности, романтической символики, занимательности и эмоциональных ситуаций имеет особую значимость в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, где потребность в игровых приемах наиболее высока;

   - принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников отражается в содержании, формах, методах осуществления внеклассной и внешкольной деятельности, в характере взаимоотношений воспитателей и воспитанников1.

Во внеурочной деятельности выделяются основные методы, характерные особенности, и формы.

Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах:

- кружки, где дети в основном получают знания по какому-либо одному предмету и формируют соответствующие умения и навыки;

- клубные объединения детей по интересам, отличительными особенностями которых являются наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т. д.

- комплексные формы детских образовательных объединений – студии, мастерские, лаборатории, школы, которые позволяют выявлять раннюю творческую одаренность, развивать способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей2.

К основным методам деятельности во внеурочной деятельности относятся: а) методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и т. п.); б) методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, картин, чертежей и т. п.); в) методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, заданий по изготовлению моделей, приборов); г) методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и т. п.); д) методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведение контрольных бесед, анкетных опросов, сочинений по итогам своей деятельности в кружке).

Для внеурочной деятельности характерны следующие особенности:

а) отсутствие жесткой регламентации, возможность максимально полно опираться на инициативу самих детей, свобода выбора содержания, форм, средств и методов ведения воспитательной работы;

б) большая ответственность педагога, проявляющаяся в потребности самостоятельно разрабатывать направления воспитательной деятельности и формировать ее содержание без опоры на базовые планы и программы;

в) отсутствие контроля за результатами работы, что, с одной стороны, затрудняет оценку деятельности, а с другой – позволяет создавать более естественную обстановку и способствует неформальности общения;

г) проведение во внеучебное время (на переменах, в праздничные и выходные дни, на каникулах);

д) широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых1.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности, а эффект – это последствия результата.

Таким образом, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственно духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельность – влияние (последствия) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка1.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных норм, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

На данном уровне особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к сознательной реальности в целом.

Особое значение на этом уровне имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружеской среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетенция и социокультурная идентичность в ее странном, этническом, гендерном и других аспектах1.

   Специфика внеурочной деятельности проявляется на уровне следующих задач:

- формирование у ребенка положительной «Я-концепции» как совокупности трех факторов: уверенности в доброжелательном отношении к нему других людей, убежденности в успешном овладении им тем или иным видом деятельности, чувства собственной значимости;

- формирование у детей навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия;

- формирование у детей потребности в продуктивной, социально одобряемой деятельности посредством знакомства с различными ее видами, интереса к этой деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка, а также необходимых умений и навыков;

- формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей;

- развитие познавательного интереса.

Необходимо сказать что, внеурочная деятельности, имеет определенный алгоритм моделирования:

1 этап – определение целей, принципов внеурочной деятельности, их отражение в основной образовательной программе;

2 этап – анализ предлагаемых моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением;

3 этап – анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей организации внеурочной деятельности;

4 этап – выбор модели организации внеурочной деятельности, ее содержательное наполнение и описание в соответствии с целями, принципами внеурочной деятельности, ресурсными условиями ее реализации1.

Говоря о моделирование внеурочной деятельности, не стоит забывать о ее структуре программы.

Структура программы внеурочной деятельности может быть разработана на уровне общеобразовательного учреждения, обсуждена и согласована на заседании научно-методического или методического совета, после чего данная структура программы утверждается приказом директора общеобразовательного учреждения.

При рассмотрении структуры программы внеурочной деятельности педагогов целесообразно провести сопоставление с требованиями к программам отдельных учебных предметов, курсов. В структуру могут быть включены2:

  1. Титульный лист.

  2. Пояснительная записка.

  3. Учебно-тематический план.

  4. Содержание изучаемого курса.

  5. Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения курса.

  6. Описание методического (УМК) и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  7. Список литературы.

  8. Приложения.

Остановимся на кратком содержании структурных компонентов.

  1. Титульный лист. Должен содержать: наименование общеобразовательного учреждения; где, когда и кем утверждена данная программа; название программы; направленность; возраст детей, на которых рассчитана программа; сроки ее реализации; фамилию, имя, отчество, должность ее автора; название населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы.

  2. Пояснительная записка. Должна содержать: направленность программы; ее актуальность; цели и задачи; возраст детей, их психолого-педагогическую характеристику; сроки реализации; краткое обоснование ценностных ориентиров и логика формирования содержания курса, форм и режима занятий (дел); выделение результатов (личностных, метапредметных, возможно предметных), на которые может оказать влияние реализуемый курс.

  3. Учебно-тематический план. Должен содержать: перечень разделов, тем программы; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические занятия. Необходимо помнить, что внеурочная деятельность, является практико-ориентированной, не должна подразумевать большое количество лекционных занятий. Особое внимание нужно уделить и формам (игры, беседы, походы, экскурсии, конкурсы, конференции, выставки). Учитывается так же и каникулярное время.

  4. Содержание изучаемого курса. Раздел может содержать краткое описание материала при изучении детьми тем, включенные в учебно-тематический план программы. Учитывать нужно оптимальность объема.

  5. Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения курса.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установок обучающихся, отражение их индивидуально-личностных позиций, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метопредметные результаты предполагают освоение обучающимся универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

  1. Описание методического (УМК) и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Структура методического обеспечения курса (УМК) может предполагать совокупность дидактических единиц, отражающих логически законченный объем образовательного материала и дополнительных рекомендации по эффективному внедрению курса.

В самом общем виде комплексное учебно-методическое обеспечение может быть представлено тремя компонентами:

  1. информационное обеспечение: учебники, учебные пособия,
    рабочие тетради, справочники;

  2. алгоритмы деятельности: инструкционные карты, лабораторно
    практические задания, задачники, демонстрационные и раздаточные
    учебные материалы;

  3. контрольно-измерительные материалы: сборники контрольных
    заданий, методики контроля, тестовые задания, анкеты и др.

  1. Список литературы. Должен содержать перечень публикаций и электронных источников, в которых дана важная, полезная и интересная информация как для педагога, организующего внеурочную деятельность учащихся, так и для детей и их родителей, участвующих в реализации избранного курса1.

Таким образом, внеучебная деятельность – это обеспечение всестороннего и гармоничного развития школьника, которая должна усилить интерес к изучению того или иного элемента.

Роль внеучроной деятельности велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц.

Внеурочная деятельность предполагает добровольное участие и самостоятельность, которая направляется учителем и способствует углубленному знанию учащихся по предмету, развивающих их познавательные интересы и способности.

Во взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности ведущее место принадлежит учебной. В тех случаях, когда данная взаимосвязь нарушается и внеурочная деятельность строится лишь на интересе учащихся, это приводит к тому, что ученик плохо успевает по предмету.

















Список используемой литературы:

  1. Внеучебная деятельность. – http://scool20.ucoz.ru/index/vneuchebnaja _dejatelnost/0-57.

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.Г. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 233 с.

  3. Ильина Т. А. Педагогика : курс лекций : учеб. пособие для пед. ин-тов / Т. А. Ильина. - М. : Просвещение, 1984. - 495 с.

  4. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителя общеобразоват. учреждений / [Ю.Ю. Баранова, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013 – 96 с.

  5. Советова Е. В. Система воспитательной работы в школе / Е. В. Советова, О. В. Шувалова. - М. : Чистые пруды, 2008. - 32 с.





1 Ильина Т. А. Педагогика : курс лекций : учеб. пособие для пед. ин-тов / Т. А. Ильина. - М. : Просвещение, 1984. – С. 118.

2 Советова Е. В. Система воспитательной работы в школе / Е. В. Советова, О. В. Шувалова. - М. : Чистые пруды, 2008. – С. 8.

1 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.Г. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 7.

1 Внеучебная деятельность. – http://scool20.ucoz.ru/index/vneuchebnaja_dejatelnost/0-57.

2 Там же.

1 Внеучебная деятельность. – http://scool20.ucoz.ru/index/vneuchebnaja_dejatelnost/0-57.

1Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.Г. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 9.

1 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.Г. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 9.

1 Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации : пособие для учителя общеобразоват. учреждений / [Ю.Ю. Баранова, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013 – С. 7.

2 Там же.

1 Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации : пособие для учителя общеобразоват. учреждений / [Ю.Ю. Баранова, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013 – С. 41.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ