Причины неуспеваемости и организация работы с учащимися,имеющими низкую мотивацию





Причины неуспеваемости и организация работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию






Глумова Любовь Семеновна













Учителю для успешной работы с учеником необходимо знать его пробелы в знаниях и их причины, учитывать его интересы к предметам, взаимоотношение с классным коллективом и непосредственно с учителем. Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся. Разделим их на две группы: 1) внутренние, субъективные, исходящие от самого ученика, и 2) внешние, объективные, не зависящие от ученика. Одна из наиболее распространенных внутренних причин неуспеваемости - отставание в умственном развитии от своих сверстников. К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. Чего скрывать: приходится работать с такими детьми в обычном классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.

Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые ученики - невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала. Одна из форм работы с учащимися в этом случае - подготовительные консультации перед изучением новой темы. Учитель знакомит ребят с темой следующего урока и повторяет с ними тот старый материал, который нужен для изучения этой темы. Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующее: использование адаптивной системы обучения на уроках,
организация работы в парах и группах.

Еще распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда нежелание учиться порождается трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету. Нотации, наказания, жалобы родителям лишь осложняют создавшееся положение. Встречаются и такие учащиеся, для которых учение потеряло всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу. Большое количество пропусков по болезни. Такие ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Из-за стола учителя все дети кажутся здоровыми, если не обращать специального внимания на этот вопрос. Требуется деликатная работа с родителями, школьным врачом, наблюдение за вниманием учащихся, степенью их утомляемости, чтобы выявить детей с постоянными или временными серьезными заболеваниями. Учителю достаточно лишь представлять, в какой степени недуг ученика может влиять на учение. Такая информированность о здоровье детей помогает избежать многих нежелательных последствий, включая равнодушие к предмету и учению. Определенный процент текущей неуспеваемости дают случайные заболевания и травмы. Во всех случаях учитель должен работать с заболевшим учеником по индивидуальному плану, оптимальному для него. Распространенной субъективной причиной устойчивой неуспеваемости является также недисциплинированность отдельных учеников. Их число колеблется в зависимости от возраста, достигая максимума в восьмом, девятом классе. Но опыт работы с такими детьми показывает, что если для них найти посильную и интересную работу как на уроке, так и вне его, то они исправляются. Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное и вне учебное время определяют успех борьбы с недисциплинированностью. К числу субъективных причин неуспеваемости относят иногда встречающуюся личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю, сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождая неуспеваемость. Педагогический долг и жизненный опыт должны помочь учителю найти подход к таким детям. Иногда бывает достаточно обнаружить и исправить свой промах, чтобы вернуть к себе уважение. Очень важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши. Лишь искренность и понимание учителя в итоге породит искренность и взаимопонимание со стороны любого учащегося.

Объективные причины неуспеваемости.

Отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие, например, по математике или физике. Для таких учеников нужна индивидуальная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям. На начальном этапе такой работы некоторые вопросы программы для таких учащихся нужно облегчить, изменив уровень трудности заданий. Со временем у них появляется уверенность в своих знаниях, поскольку для них создается ситуация успеха. В результате многие учащиеся из этой категории хорошо усваивают в конце концов программу средней школы. Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья. Хорошие результаты в предупреждении неуспеваемости по такой причине дает добрая, без назойливости забота об ученике на уроке, привлечение его к разнообразной внеклассной работе - создание таких условий, которые компенсировали бы недостатки семейного воспитания. Результат дает и непосредственная работа с родителями, подключение общественных организаций по месту работы родителей. Неуспеваемость может быть связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями. А так как учебные программы предполагают систематическую работу дома, то возникают все предпосылки для отставания и неуспеваемости.

Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуспеваемости, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть “три”. Но “четыре” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают. Так мнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учебе, нежелание работать и, как следствие, новые “двойки”. Понимая, какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие “двойки”, учитель должен находить другие способы оценки невыполненной учеником работы.

Таким образом, действия учителя в работе с неуспевающими сводятся к следующему:

  • К началу учебного года в личном журнале отразить сведения об учебных возможностях учеников. Эти сведения помогут держать вызывающих опасение учащихся с первого же урока под контролем.

  • Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих.

  • Учить детей навыкам самостоятельной работы. Обучать родителей навыкам систематической помощи своему ребенку.

  • Создавать ситуации успеха отстающим ученикам .

  • Обучать системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.

  • Организовать постоянный контроль над работой отстающих учащихся.

  • Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.

  • Организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учащихся.

  • Индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей учащегося и его наклонностей.

Работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию - составная часть борьбы за всесторонне развитого человека. И к этой работе не надо подходить формально.

Да, снимается страх перед плохой отметкой. Если знания учащихся, ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить свой результат в течение урока или на следующем уроке по данной теме, используя помощь учителя, других детей или работая самостоятельно. В конце урока обязательно проводится итоговая рефлексия. Таким образом, после занятия оценку получает каждый ученик. Отметка “два” не выставляться в журнал на рабочем уроке, может не выставляться и другая оценка, если ученик не доволен ею.

Рассмотрим формы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию учебной деятельности.

Цели способов и методов работы с такими учащимися:

- повышение активности каждого ученика в течение всего урока;

- обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;

- обеспечение мотивации познавательной деятельности ученика на уроке;

- организация самоконтроля и взаимоконтроля учащихся в процессе учебной деятельности на уроке;

- формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся;

- активизация творческих способностей школьников;

- обеспечение дифференцированного подхода к оцениванию знаний учащихся.

На уроках внедряются в учебный процесс элементы адаптивной системы обучения, которая позволяет осуществить помощь каждому ученику для достижения им оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с природными задатками и способностями.

Для управления познавательным процессом, обеспечения самостоятельной деятельности учащихся в рамках социального взаимодействия, самоконтроля и взаимоконтроля в течение всего урока применяются индивидуальные рабочие карты вида:


Фамилия, имя учащегося


Проверка домашнего задания


Изучение нового материала


Закрепление


Самостоятельная работа


Итоговая оценка




На каждом этапе урока учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает себя или другого ученика по тем критериям, которые дает учитель.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить свой результат в течение урока или на следующем уроке по данной теме, используя помощь учителя, других детей или работая самостоятельно. В конце урока обязательно проводится итоговая рефлексия. Таким образом, после занятия оценку получает каждый ученик. Отметка “два” не выставляться в журнал на рабочем уроке, может не выставляться и другая оценка, если ученик не доволен ею.

Как же помочь таким детям?

Актуальную значимость сегодня приобретает формирование у учащихся умения работать в коллективе, в паре, в группе: выслушать и объективно оценить чужое мнение, помочь однокласснику выполнить учебное задание, осуществить взаимопроверку, решить свою часть задачи и сделать общий вывод и др.

Кроме того, одним из критериев эффективности урока при использовании адаптивной системы обучения является обеспечение сопричастности ученика к деятельности других. Это:

1.Самый удобный способ проверки знаний таких учащихся - это карточки, перфокарты, тесты.

2. Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока,

3.Простейшими формами включения ученика во взаимодействие с другими является коллективный урок в сменяющихся парах. Это хороший стимулятор в работе с такими учащимися: Цель - обойти как можно больше своих товарищей, а те в свою очередь дома готовят карточки с заданием.

4.Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения.

5.При проверке домашнего задания ошибки ребят не только подчеркиваются и исправляются учителем, но и письменно рецензируются им в тетради.

6.Карточки взаимного контроля (по теоретическим и практическим вопросам).

7. Работа группы в парах переменного состава.


8.Эффективна “цепочная” отработка практических навыков при изучении нового материала.

Суть ее в том, что решение новых примеров комментируется учениками по цепочке. При этом исправлять решение имеет право только учитель.

Таким образом, работа с неуспевающими - составная часть борьбы за всесторонне развитого человека. К этой работе не надо подходить формально.



Список используемой литературы

1.Абасов З. «Это вечная проблема неуспеваемости»,

Журнал «Директор школы» №5.2008.

2.Бабанский Ю.К. «Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников», Ростов -на - Дону, 1972.

3.Бударный А.А, «Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества», М., Просвещение», 2005.

4.ГельмонтА.М. «О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления», М., «Просвещение», 2004.

5.Цетлин В.С. «Неуспеваемость школьников и ее предупреждения», М., «Просвещение»,1977.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ