Статья "Исследование как эффективная основа содержательного диалога"
ГБОУ СОШ №86
Статья
Исследование как эффективная основа содержательного диалога
Материал подготовила
Педагог – психолог
Кабирова Ольга Владимировна
г Москва
2013
«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» А.Барбюс
Сложно отрицать, что перед современной школой помимо реализации программы активного и динамичного развития, стоит задача освоения новых граней образования. Современная школа – это союз детей и взрослых, объединенных общими целями, деятельностью и ответственностью.
Следуя сложившимся стереотипам, семья и родительская общественность, зачастую, недооценивают значимость своего участия и инициатив во взаимодействии с образовательным учреждением. При проведении в школе коллективных мероприятий большая часть родительской аудитории занимает позицию стороннего наблюдателя, хотя, по сути, являются активными его участниками. Учитывая сложившееся положение, образовательное учреждение может выступить инициатором такого взаимодействия. Желание активного сотрудничества возможно только на базе формирования обратной связи, доверительного контакта и конструктивного диалога.
Одним из самых востребованных и информативных способов определения мнения родителей является исследовательская деятельность. Именно исследование может рассматриваться как эффективная основа содержательного диалога. Являясь, с одной стороны, простым и доступным в применении, в то же время, исследование дает возможность получения наглядной и развернутой информации, которая, в свою очередь, позволяет обеспечить согласованность в действиях взрослых участников образовательного процесса. Данная форма работы наиболее успешно может быть осуществлена психологической службой школы. Психолог обладает широким диапазоном возможностей, позволяющих привнести в имеющиеся знания и опыт, нечто новое, полезное и конструктивное для всех участников образовательного процесса. Специфика психологического сопровождения образовательного процесса предполагает различные формы «включенности» психолога во взаимодействие с родительской аудиторией. Наиболее доступной является возможность участия на родительском собрании, в рамках которого психологом могут применяться различные диагностические методы исследования. Результаты подобных исследований могут быть полезны всем участникам образовательного процесса.
В современной действительности, учитывая имеющуюся здоровую конкуренцию, школа заинтересована в своей популярности и востребованности на рынке образовательных услуг. Регулярность отслеживания запросов родителей, уровня их заинтересованности и удовлетворенности деятельностью образовательного учреждения создают базис для эффективного функционирования и успешного сотрудничества.
В рамках подобного рода исследований, в современном «багаже» психологической диагностики, существует богатый выбор стандартизированных и валидизированных методических приемов, которые могут послужить хорошим подспорьем для психолога образовательного учреждения. В большинстве случаев, они сводятся к балльным итоговым результатам, в то время, как их содержательная часть может послужить актуальным и весьма информативным дополнением. Детализация и объемность интерпретации полученных в ходе исследования результатов являются залогом получения исчерпывающей информации. Для психологической службы образовательного учреждения подобного рода аналитическая деятельность более глубоко раскрывает спектр затрагиваемых в исследовании вопросов, таких как: оценка родителями работы преподавательского состава, образовательных результатов, изучение сложившихся представлений родителей о школе, а так же выяснение их ожиданий.
Проработка и анализ каждого из блоков (вопросов) исследования позволяют получить наглядную и информативную картину сложившегося между школой и родительской общественностью партнерства. Пример упомянутой аналитической работы приведен ниже:
Представление полученной информации в подобного рода развернутом виде открывает перспективу для богатого и исчерпывающего сравнительного анализа основных тенденций не только конкретной учебной группы, но и учебных параллелей, звеньев и обобщенных показателей учебных групп в целом.
Данный иллюстрированный материал имеет целый ряд преимуществ: в работе школьного психолога может послужить дополнительной информацией для составления тематики общешкольных родительских собраний и педагогических советов, педагогический коллектив получает возможность увидеть мнение родительской общественности и скорректировать отношения с ними, а сами родители становятся полноправными субъектами образовательного процесса и получают «право голоса», которое может послужить хорошим толчком для создания положительной мотивации в содействии школе.
Целевой группой масштабного психологического исследования, описанного выше, были родители учащихся среднего и старшего учебных звеньев. Общее число участников – ХХХ человек. Исследование проводилось в рамках общешкольного родительского собрания, в форме фронтального анонимного анкетирования, где родителям предлагалось заполнить предоставленную им анкету без чьих-либо комментариев и подсказок. Инструкция по заполнению бланка анкеты содержала исчерпывающую информацию. В материалах данного исследования использовалась методика, разработанная Е.Н. Степановым.
Для ведения мониторинга мнения родительской аудитории главным условием является регулярность отслеживания уровня удовлетворенности и заинтересованности деятельностью образовательного учреждения, которые наиболее информативны и наглядны в динамике своего развития. Соблюдение этого условия позволяет достичь организации сотрудничества родительской общественности и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ