Рабочая программа по элективному курсу "Я выбираю профессию" 9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1»

г. Кимры Тверской области

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ СШ №1

_____________ Беляева Л.И.

«____»____________2013г.

«Утверждено»

Директор МОУ СШ №1

_____________Куликова Л.А.

Приказ № ___ от «__»_____2013г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога-психолога

Комиссаровой Ларисы Викторовны

по элективному курсу

(предпрофильная подготовка)

«Я выбираю профессию», 9 класс.





Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____ от «__»_______2013 г.





2013 год

Пояснительная записка к программе элективного курса

«Я выбираю профессию»

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.

Программа курса «Я выбираю профессию» направлена на повышение социально-психологической компетентности обучающихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении. В программе использованы различные типы занятий, в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Большинство методик дано в авторской модификации. Все они адаптированы с учетом психофизиологических особенностей современных подростков и прошли апробацию в образовательных учреждениях многих регионов РФ.Занятия разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса; сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей). Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Цель: формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

Задачи программы:

психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);

психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;

моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.

Основные принципы программы:

принцип гуманизации – приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;

принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;

принцип социализации – содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.

При реализации программы планируются следующие результаты: расширение знаний учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда. Участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить; пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.

Структура программы.

Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю. Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, презентаций и т.д. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.

Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.

По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.

Основное содержание программы «Я выбираю профессию»

I блок. Что я знаю о своих возможностях

1. Самооценка и уровень притязаний.

2. Темперамент и профессия. Определение темперамента.

3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

4. Что такое стресс. Приемы саморегуляции.

5. Определение типа мышления. Интеллектуальный потенциал.

6. Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.

7. Внимание и память.

8. Обобщение по теме «Что я знаю о своих возможностях».

II блок. Что я знаю о профессиях

9. Классификация профессий.

10. Формула профессии. Профессия, специальность, должность.

11. Интересы и склонности в выборе профессии.

12. Профессионально важные качества.

13. Обобщение по теме «Что я знаю о профессиях».

III блок. Способности и профессиональная пригодность

14. Способности общие и специальные. Практические способности.

15. Способности к интеллектуальным видам деятельности.

16. Уровни профессиональной пригодности.

17. Обобщение по теме «Способности и профессиональная пригодность».

IV блок. Планирование профессиональной карьеры

18. Мотивы и потребности.

19. Ошибки в выборе профессии.

20. Современный рынок труда.

21. Пути получения профессии.

22. Навыки самопрезентации.

23. Стратегия выбора профессии.

24. Обобщение по теме «Планирование профессиональной карьеры».

25. Эвристическая работа.





Календарно-тематическое планирование:

Номер занятия

Календарно-тематическое планирование: Тема урока.

Элементы содержания занятия

и формы контроля.

Дата

проведения

1

I блок. Что я знаю о своих возможностях.

Самооценка и уровень притязаний.

Задачи и содержание курса. Понятия самооценки и уровня притязаний. Тестирование.


2 - 3

Темперамент и профессия. Определение темперамента.

Основные типы темперамента. Определение своего типа темперамента. Тестирование.


4

Чувства и эмоции. Тест эмоций.

Истоки негативных эмоций.

Основные понятия, виды чувств и эмоций. Тестирование.


5

Что такое стресс. Приемы саморегуляции.

Основные понятия, виды; методы саморегуляции. Тестирование.


6 – 7

Определение типа мышления.

Интеллектуальный потенциал.

Сущность понятия «мышление». Характеристика этапов развития мышления человека. Тестирование.


8 – 9

Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.

Тестирование.


10 - 11

Внимание и память.

Сущность понятий «внимание», «память». Характеристика этапов развития внимания, памяти человека. Роль внимания, памяти в профессиональной деятельности человека. Тестирование.

.

12

Обобщение по теме «Что я знаю о своих возможностях».

Диагностика интеллектуальных способностей как важнейшая составляющая в системе психических качеств, определяющих готовность человека к обоснованному и осознанному выбору профессии.


13

II блок. Что я знаю о профессиях.


Классификация профессий.


Классификация профессий по Климову. Презентация.



14

Формула профессии.

Профессия, специальность, должность.

Лекция с элементами групповой беседы.


15– 16

Интересы и склонности в выборе профессии.

Карта интересов. Тестирование.


17

Профессионально важные качества.

Лекция с элементами групповой беседы.


18

Обобщение по теме «Что я знаю о профессиях».

Предметы труда, виды деятельности. Видеофильм «Дороги, которые мы выбираем».


19

III блок. Способности и профессиональная пригодность.

Способности общие и специальные. Практические способности.

Задатки и способности человека: сущность понятий и характеристика их развития. Характеристика содержания и основных этапов развития способностей, их значимость в профессиональной деятельности.


20

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

Характеристика основных этапов развития интеллектуальных способностей. Тестирование.


21

Уровни профессиональной пригодности.

Тестирование.


22

Обобщение по теме «Способности и профессиональная пригодность».

Лекция с элементами групповой беседы.


23 – 24

IV блок. Планирование профессиональной карьеры.

Мотивы и потребности.

Тестирование.


25

Ошибки в выборе профессии.

Лекция, игра «Оптимисты и скептики».


26

Современный рынок труда.

Спрос на определенные виды профессиональной деятельности, рейтинг профессий по области, по стране.


27– 28

Пути получения профессии.

Анкетирование. Матрица профессионального выбора.


29–30

Навыки самопрезентации.

Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства.


31

Стратегия выбора профессии.

Три составляющие «Могу. Хочу. Надо»; игра «Машина времени».


32

Обобщение по теме «Планирование профессиональной карьеры».


Видеофильм «Дороги, которые мы выбираем». Беседа.


33

Эвристическая работа.

Сочинение.























Литература:

1. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы.- М.: Генезис, 2005.

2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005.

3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.

4. Сайт: www.psychologia.edu.ru/article.php.



Учебно-методическое обеспечение:

1. Дубовицких Т.Ю., «Планирование профессиональной карьеры», учебное пособие для учащихся 10-11 классов, Самара 2011;

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие «Профориентация». М.: Academia, 2005 г.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников». М.:, «Первое сентября» 2004 г.

4. Видеофильм «Дороги, которые мы выбираем». Резапкина Г.В.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ