Диагностика в социально-педагогической деятельности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

города Челябинска











Диагностика в социально-педагогической деятельности











Автор: Хоружева Ольга Николаевна,

социальный педагог

высшей квалификационной категории























2014

То, что учителя и мы - социальные педагоги - должны знать своих учеников, не вызывает сомнения.

Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и автослесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.

Диагностика - это изучение работы организма, машины, любой сложной системы. (1;7)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-педагогических, экологических и социологических факторов с целью повышения эффективности педагогического воздействия.

Социально-педагогическая диагностика является одним из начальных и очень ответственных этапов в общей системе социальной работы. Ведь от обоснованности и достоверности диагностических данных, умения их верно интерпретировать зависит эффективность последующей профилактической и коррекционной работы.

Мы должны опираться в диагностической работе на следующие педагогические требования:

1.Изучение личности должно быть направлено не столько на вскрытие недостатков, сколько на поиск скрытых резервов личности, это так называемый педагогический оптимизм.

Суть его лучше всего сформулирована в известном высказывании С.Л.Рубинштейна: «Добиться успехов в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека можно верней всего, нащупав его сильные стороны – те силы в нем, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель…Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил.» (3; 23)

2. Диагностика не может быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер.

3. Изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения.

4. Личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений.

5. Данные диагностики не должны быть направлены против самой личности.

6. Оценка результатов диагностики развития ученика производится путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления величины его продвижения в развитии.

7. Диагностика должна выявлять не только наличный, актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, а должна проводиться с учетом возможной «зоны ближайшего развития» (перспектив развития школьника, которых он может достичь при сотрудничестве с педагогом).

«Вы должны проектировать больше, чем кажется для глаза…Педагог в своем воспитательном деле должен брать далеко вперед» (2; 305)

8. Изучение индивидуальных особенностей должно осуществляться с учетом возрастных особенностей, в частности, экспериментальные задания должны предъявляться в доступной для ученика каждой возрастной группы форме.

В процессе преодоления асоциального поведения социально-педагогическая диагностика выполняет специфические функции. Объективная информация об учащихся дает возможность правильно определить цели и задачи воспитательной работы с детьми «группы риска». В то же время формируются единые педагогические позиции в учительском коллективе по отношению к конкретным подросткам с отклоняющимся поведением, выясняются возможности прогнозирования их положительного развития.

. На основе объективного представления о личности школьников с отклоняющимся поведением осуществляется программа коррекции их поведения с четким определением их возможностей и действий всех, кто с ним работает: учителей, классных руководителей, администрации, родителей, окружения.

Социально-педагогическая диагностика включает в себя определенные этапы:

-предварительное ознакомление с несовершеннолетним;

- постановка задачи;

- выбор методик;

- измерение и анализ показателей;

- построение выводов.

Виды диагностики:

- полная;

- промежуточная;

- частичная;

- предварительная (вводная);

- итоговая (конечная).

Цель вводной - выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы их развития и плана работы с ними.

Цель промежуточной - оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы.

Цель итоговой - выявление достигнутого уровня развития способностей, комплексная оценка педагогической деятельности.

Способами, специальными приемами ведения социально педагогической диагностики являются методы.

Среди методов диагностирования выделяют следующие:

НАБЛЮДЕНИЕ – метод, использующийся при изучении внешних проявлений поведения подростка, по которым можно составить представление о нем.

БЕСЕДА – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Основное требование – умение расположить к себе несовершеннолетних, вызывать их доверие и добиться искренности в их ответах.

АНКЕТИРОВАНИЕ – метод сбора статистического материала путем опроса диагностируемых.


В своей практике я часто использую беседу и анкетирование.

Например, беседа на тему «Как поступить?» (5; 198-207)

Цель: изучить отношение к нравственным нормам, определяющим принципиальность личности.

Ход выполнения: особый интерес подростков вызывают ситуации, в которых им представляется возможность обсудить варианты решения проблемы.

Ситуации:

1.Тебе одному известно, что одноклассник нашел потерянный учителем листок с решением контрольной работы. Что ты сделаешь?

2.Идет контрольная работа, ты выполнил работу правильно. Твой одноклассник просит тебя дать ему списать. Как поступить? Почему так, а не иначе?

3.Несколько твоих одноклассников сговорились сорвать урок. Что ты будешь делать? Почему?

4.Во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты один это видел случайно. Одноклассник не хочет сознаваться. Назовешь ли ты при разборе произошедшего имя провинившегося? Почему?

5.Ты получил двойку и знаешь, что твои родители накажут тебя, если узнают об этом. Твои действия. Почему так, а не иначе?

Обработка полученных данных:по результатам выполнения ученика можно отнести к одной из следующих 4-х групп:

1. Учащиеся, которые часто принимали ошибочные решения, отличаются неустойчивым отношением к нравственным нормам.

2. Школьники, выполнившие только часть задач и готовые отказаться от своего мнения при малейшем «давлении», отличаются недостаточно устойчивым, пассивным отношением к нравственным нормам.

3. Ребята, которые активно отстаивали свое мнение, но в некоторых случаях склонны к компромиссным решениям, отличаются недостаточно активным отношением к нравственным нормам.

4. Ученики, которые сумели сделать правильный выбор, имеют активно-устойчивое понимание нравственных норм.

Беседа « Давайте обсудим» (4; 57-59)

Цель: выявить мнения и отношения к реально существующим моральным проблемам.

Ход выполнения. Для обсуждения берется реально возникающие в жизни проблемы или те, с которыми нужно ознакомить учащихся. (Любой поступок, совершенный школьником, событие, свидетелем которого были дети).

Например, ставится пустой стул и объясняется, что на нем сидит двоечник, на которого поступила жалоба от учителя. Дети должны решить, как с ним быть дальше.

Такая завуалированная форма обсуждения вопроса имеет большое воспитательное значение: каждый двоечник, который есть в классе, понимает, что пустое место на стуле предназначается ему, и делает для себя соответствующие выводы, исходя из принимаемого решения и хода обсуждения.

Обработка полученных данных. Завершение беседы – дискуссии должно включать анализ и обобщение лучших аргументов. Последующий анализ этих аргументов дает педагогу представление об отношении детей к таким нравственным качествам, как ответственность, дисциплинированность, и об уровне сформированности этих качеств.

Критерии уровня – те же, что и в предыдущей методике.




Литература

  1. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/перевод с немецкого.- М., 1991.

  2. Макаренко А.С. Художественная литература в воспитании детей.//Соч.: В 7 т. – М., 1991г.

  3. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1983г.

  4. Совершенствование нравственного воспитания в школе на основе изучения личности учащегося. /Сост. Т.М. Нисканен, С.В. Черенкова. – М., 2008г.

  5. Формирование мировозрения учащихся. /Под редакцией Э. И. Моносзона, Р.М.Правдина. – М.,2005г.














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ