Статья "Психолого-педагогические проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей"

КОУ КШИ ВО « Борисоглебский кадетский корпус»









Психолого-педагогические проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей














Подготовила социальный педагог

Горшкова Лариса Владимировна



Для понимания психолого-педагогических проблем социализации детей, оставшихся без попечения родителей, предварительно необходимо остановиться на сущности социализации и ее механизмах.

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. (Г.М. Андреева).

Таким образом, можно считать, что социализация - это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности. Выделяют три сферы, в которых этот процесс прежде всего осуществляется: деятельность, общение, самосознание.

Основной особенностью социализации воспитанников интернатных учреждений является замещение одного из основных институтов социализации - семьи - учреждением и закрытостью этого учреждения. Это приводит к нарушению процесса социализации, последствия которой становятся очевидными уже в первые годы жизни ребенка, воспитывающегося вне семьи.

К основным факторам, затрудняющим социализацию воспитанников интернатных учреждений, можно отнести:

  • отсутствие значимого взрослого, к которому формируется привязанность, частая смена воспитателей и учреждений;

  • большинство воспитанников имеют отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;

  • контакты воспитанника с более широкой социальной действительностью ограничены, так как учреждения интернатного типа находятся в некоторой изолированности и отстраненности от реальной жизни, в результате у воспитанников формируется недоверие и боязнь внешнего мира;

  • проживание в больших коллективах, необходимость адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению и тревожности у детей, усиливающие агрессию;

  • вынужденная ориентация на официально принятые нормативы, которые нередко носят условно-атрибутивный характер;

  • невозможность переживания широкого репертуара социальных ролей;

  • общение со сверстниками имеет "принудительный" характер, возникает феномен вынужденной любви и дружбы;

Эти причины определяют особенности социализации детей, воспитывающихся в учреждениях, которые наиболее ярко проявляются у выпускников. В результате социально-психологический статус выпускников характеризуется ;

  • позицией иждивенчества, непониманием материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах;

  • завышенной или слишком заниженной самооценкой; неадекватностью уровня притязаний;

  • низким уровнем социальной компетентности;

__ инфантилизмом, замедленным самоопределением, незнанием и неприятием самого себя как личности, неспособностью к сознательному выбору своей судьбы;

  • перегруженностью отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения - без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха, готовностью принимать асоциальные формы поведения;

В постинтернатный период происходит резкая смена условий жизнедеятельности, появляется свобода выбора в отношении друзей, изменяется среда, окружение и круг общения, появляются другие авторитеты в жизни, то есть начинает развиваться социальная сеть выпускника. Под социальной сетью подразумеваются те связи, которые устанавливаются с часто видимыми лицами с теми, с кем выпускник наиболее близок и от кого он получает эмоциональную, физическую, экономическую поддержки. Иначе говоря, сеть дарит "чувство принадлежности".

Если на выходе из учреждения интернатного типа социальные сети выпускников во многом схожи и мало развиты, то в постинтернатный период у каждого начинает складываться своя система межличностных связей, то есть социальная сеть. Исследование социальных сетей выпускников (Г.В. Семья) разных возрастных категорий до 45 лет показало, что у 86% респондентов связи с другими людьми ограничены, поверхностны, локальны, причем родственники редко входят в ядро сети, что для данной категории молодых людей является важным показателем в отличие от «домашних».

Из этого вытекает важность работы специалистов в детском доме по включению в социальную сеть выпускника людей из "внешнего" мира.

Многие из выпускников чаще, чем дети из семьи, сталкиваются с ущемлением их законных прав и интересов, обманом вовлекаются в организованные формы преступности. В обыденной жизни выпускники не умеют ухаживать за собой, не могут удержаться на работе, не могут сохранить созданную семью, теряют полученное жилье и т.п.

Особую категорию риска составляют выпускники коррекционных образовательных учреждений. К законодательно определенному сроку выпуска они зачастую просто не готовы к самостоятельной жизни в силу особенностей развития, а руководители учреждений не могут продлить срок их интернатной жизни.

Негативный эффект усиливается за счет того, что вводимые в последнее время программы подготовки к самостоятельной жизни, социально- правовой ориентации нацелены на знакомство с правами и льготами, механизмами их реализации, способами защиты, но не на формирование готовности к выполнению обязанностей, неотделимых от предоставляемых прав. Многие права в реальной жизни сопровождаются комплексом обязанностей (право на жилье — обязанностями платить квартплату и содержать его в сохранности; право на медицинскую помощь — обязанностью вести здоровый образ жизни, не употреблять наркотики, алкоголь и т.д.).

Права и обязанности, лежащие в основе защищенности ребенка, находятся в сложном, динамическом соотношении. Нахождение ребенка в детском доме на полном государственном обеспечении гарантирует единую для всех внешнюю защищенность, но не мотивирует необходимость осознания своих прав и их связи с обязанностями. В постинтернатный период права неразрывно связаны с обязанностями, но выпускники не готовы к этой ответственности в своем поведении.

В связи с этим необходимо актуализировать задачу о пересмотре программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, повышения ответственности образовательных учреждений за результат такой подготовки и постинтернатную адаптацию выпускников.

Сегодня многие интернатные учреждения осуществляют начальную профессиональную подготовку по профессиям: столяр строительный, швея, повар, кондитер, хлебопекарь, мастер по ремонту и пошиву головных уборов, мягкой мебели, автослесарь, вышивальщица и т.д. на своей учебно-производственной базе, в ПУ (по договорам), а также на государственных и частных предприятиях. Это очень важный опыт, так как подростки в условиях производства приобретают знания и умения конкретной трудовой деятельности, опыт социализации и первоначальной адаптации к нормам и требованиям производственных коллективов.

Особое внимание необходимо уделять подготовке детей к будущей семейной жизни. Такая работа подразумевает:

-создание развивающей среды, обогащенной предметами домашнего, семейного быта;

-разработку и реализацию специальных программ по подготовке детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной семейной жизни.

Для этого используются самые разнообразные методы, приемы и формы занятий. Это составление семейных альбомов. Проведение диспутов, бесед о роли мужчин и женщин в семье, об этикете и правилах хорошего тона, о детях, семье и внутрисемейных отношениях, организация "мужских" дел для мальчиков и "женских", для девочек, ориентация мальчиков на заботу о девочках (помощь в физической работе, празднование Женского дня и т.п.), а также девочек на заботу о мальчиках (помощь в уборке, заботе об одежде и уюте).

Анализ опыта воспитательной работы интернатных учреждений и проведенные исследования дают возможность построить модель системы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома или школы-интерната. Такую модель можно представить в виде перечня педагогических задач, решаемых на разных этапах образования.

В дошкольном возрасте, как и в младшем школьном возрасте, для этой категории детей важным является решение основных психолого-педагогических задач:

Формирование у ребенка субъективного чувства защищенности, безопасности, удовлетворенности собой, что обеспечивает стабильную, уверенную привязанность к взрослому. На основе личного опыта безусловной любви у ребенка формируется чувство собственной значимости. Оно является основой для чувства собственного достоинства, необходимым условием для восприятия ребенком педагогических воздействий, для формирования его собственной активности.

В средней школе на первый план выступают психолого-педагогические задачи, как :

-воспитание в ребёнке самостоятельности, личной автономии в условиях интернатных учреждений;

- формирование умения видеть положительные качества своих сверстников и свои собственные;

- формирование психосексуальных ориентаций;

- умение самостоятельно организовать свою работу;

-развитие правового сознания ребёнка.

В старшей школе важным является:

-формирование представления о себе, осознание своих индивидуальных особенностей, развитие способности к самовыражению;

- умение объективно анализировать (на правовой основе) ситуации своей жизни, самостоятельно мыслить, осуществлять, оценивать и контролировать свою жизнь;

-знание прав и обязанностей, связанных со статусом социального сироты, ориентация в необходимых социальных институтах: в системе профобразования, в способах поиска работы, с решением жилищных проблем, в системе здравоохранения и правоохранительных учреждений.

- расширение зоны самостоятельности.

- формирование нравственной направленности, планирование будущей жизни.

Вместе с тем надо учитывать, что реализация всех перечисленных воспитательных задач в условиях интернатного учреждения еще не может обеспечить достаточную подготовку выпускников этих учреждений к самостоятельной жизни в постинтернатный период. Но их решение может существенно повысить уровень готовности выпускников интернатных учреждений к самостоятельному решению своих проблем.





Список использованной литературы


  1. Профилактика правонарушений несовершеннолетних : возможности системы образования. Доклад/под. Ред. Л

  2. Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Доклад/под ред. Майорова А.Н.-М.: «Интеллект –центр»






















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ