Статья "Профилактика агрессивности у школьников"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 120

Свердловской области
















ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ.






Исполнитель:

учитель французского языка

Тимофеева Елена Станиславовна

МБОУ Гимназия №120





















г. Екатеринбург

2014



Мудрый понимает, что агрессия другого человека

это его просьба о любви…

Ницше

Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось, или даже укрепилось их здоровье? Теоритически – да, практически – не получается. Врачи – педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Близорукость, анемия, болезни пищеварительной и опорно- двигательной системы – в последнее время ряд этих болезней увеличивается. У наших школьников все чаще выявляются нервно-психические расстройства, как предпатологические и патологические состояния.

За последние 2-3 года подростковая агрессия из частно-семейной проблемы превратилась в одну из важнейших общественных. Агрессия (от лат. аggression – нападение, приступ) – это разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования в обществе, наносящее людям физический и психический вред.

Среди причин агрессивности у детей первое место занимает негативная обстановка в семье: это и невнимательность взрослых, недостаток любви и понимания, при котором шкала ценностных ориентиров трансформируется до неузнаваемости, а также агрессия со стороны самих взрослых. На втором месте стоит влияние СМИ, на третьем – общество, окружающая ребенка среда общения. Среди прочих причин отметим: неблагоприятные условия жизни ребенка плюс недостаточное количество досуговых центров, в которых школьник мог бы заниматься интересным и полезным для себя делом, рост насилия в стране и в мире, комплексы, появляющиеся из-за некоторых недостатков, некоторые соматические заболевания головного мозга.

Школа и дом – вот два основных фактора, оказывающих влияние на ребенка. Приведем конкретные примеры поведения родителей и учителей, способствующего развитию агрессии у школьника:

  • Ребенка бьют;

  • Над ребенком издеваются;

  • Над ребенком зло шутят;

  • Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

  • Ребенку заведомо лгут;

  • Ребенок воспитывается двойной моралью;

  • Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

  • Родители не умеют любить одинаково своих детей;

  • Ребенку не доверяют;

  • Родители не общаются со своим ребенком;

  • Вход в дом закрыт для друзей;

  • Ребенок чувствует, что его не любят и др.

Агрессивность может проявляться у ребенка в разном виде и в разной степени. Психологи выделяют 5 типов агрессии: физическая (физические действия против кого-либо), раздражение (вспыльчивость, грубость), вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань), негативизм (оппозиционная манера поведения) и косвенная агрессия (сплетни, злобные шутки, крики в толпе).

Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые дети, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают их. Это агрессивные ребята, но причина такого поведения кроется не только в них самих. Ведь агрессия – это отражение внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия взрослых. С такими детьми нужно работать и родителям, и учителям, и психологам:

  • Обучать их способам выражения своего гнева более приемлемым способами.

  • Учить таких ребят умению владеть собой и развивать в них способность контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих агрессию.

  • Формировать в агрессивных детях способность к доверию, сочувствию, учить их сопереживать.

Конечно, как способ коррекции плохого поведения может быть использовано наказание, но, как показывают исследования, между его строгостью и уровнем агрессии детей существует положительная зависимость.

Пренебрежительное, попустительское отношение со стороны взрослых к вспышкам негативных эмоций у ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Колебание родителей при принятии решения, их неуверенность и уступчивость провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых он может влиять на дальнейший ход событий и добиваться своего.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей и учителей. Требовательность по отношению к себе и по отношению к ребенку. Взрослый никогда не должен ждать от ребенка того, что им самим в ребенке не заложено. Однако требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Агрессивность – негативная черта любой личности, особенно – детской. С ней можно и нужно бороться:

  1. терпением

  2. объяснением (почему так нельзя себя вести)

  3. отвлечением (предложить ребенку деятельность, полезную для него)

  4. неторопливостью (не спешите наказывать ребенка, возможно, такого больше не повторится)

  5. наградами (хвалите за хорошее поведение, это побудит в нем желание чаще слышать похвалу)

Психологическое состояние ребенка нестабильно, личность только формируется, и задача родителей и учителей – поддержать ребенка, помочь ему, создать максимально комфортные условия для его развития и взросления, быть для него примером. Тогда, видя, что мир вокруг не несет в себе опасности, что его ценят, любят, ему доверяют – ребенок постепенно научится тоже любить, ценить и доверять, а вспышки агрессии останутся в прошлом.





















Список литературы:

  1. В.А. Сухомлинский. Сто советов учителю – Москва: «Академия педагогических наук», 1981.

  2. Научно-практический журнал «Справочник классного руководителя». № 3 – Москва: «Ресурсы образования», 2008 .

  3. Научно-практический журнал «Справочник классного руководителя». № 11 – Москва: «Ресурсы образования», 2008 .

  4. Научно – Методический журнал «Классный руководитель». № 5 – Москва: «Педагогический поиск», 2007 .



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ