Дети, которые играют роли. Роли, которые играем мы... 5 класс
МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17»
«Формула решения школьных конфликтов.
Дети, которые играют роли. Роли, которые играем мы…»
Подготовила
Попова Елена Николаевна
учитель информатики,
классный руководитель 5 класса.
г. Новосибирск
2014 г
Среди учеников любой, даже самой лучшей и престижной школы, всегда находится один-другой «трудный ребенок». Двоечник. Прогульщица. Хулиган. Грубиянка. Шут. Нужно признать, часто случается так, что мы просто терпим присутствие «проблемных» и облегченно вздыхаем, когда они покидают школу… Практика, конечно, не из лучших. Поэтому вопрос о подготовке учителя к работе с детьми девиантного поведения и поиск формулы решения школьных конфликтов в нашей школе ставится на одну из приоритетных позиций. И в первую очередь встает вопрос о пересмотре позиций самого педагога. Помочь ребенку – виновнику конфликта, войти в его положение, понять…
С чего же начать учителю взаимодействие с таким ребенком? с простой рефлексии: ответить на вопрос «чего я хочу?». Хочу помочь этому ребенку или избавиться от него? Стремление избавиться от ребенка, как правило, не осознается. Учитель считает, что он ругает ребенка, ставит двойки, делает замечания, противопоставляет одноклассникам, чтобы тот стал лучше. А на самом деле он провоцирует ребенка на поступки, которые дадут повод говорить о его переводе в специализированное учреждение. Поэтому, прежде всего, стоит подумать о собственной мотивации. Если ребенок, как соринка в глазу, и кажется – «вот сейчас я от него избавлюсь, и все будет хорошо», следует честно себе в этом признаться и, наверное, уходить из школы. Ведь педагогом не может быть человек, который думает: «С хорошими детьми я могу работать, а с плохими – не могу». Это такая же недопустимая вещь, как если бы врач заявил: «Какая гадкая травма! Уберите этого больного – я не буду его лечить».
А если учитель хочет работать с «трудным» ребенком, целесообразно как можно раньше начать этот процесс, изучив опыт коллег, выбрав из всего изобилия практических рекомендаций, более действенные в той или иной ситуации, пытаясь придерживаться основ перевоспитания педагогически запущенных подростков. Ведь такие дети есть в каждом классе. Одноклассники говорят о них: «С ними невозможно дружить. Чуть что, кидаются, дерутся, угрожают, обзываются». Но до поры до времени вспышки ярости, озлобленность, драчливость, дурашливость остаются лишь особенностью их поведения.
И хотя в норме человеку свойственны три поведенческие тенденции: «к людям», «от людей» и «против людей», не обращать внимания на последнюю направленность нельзя. Потому что, когда у ребенка преобладает поведение «против людей», это уже серьезное отклонение...
Рассмотрим характеристику некоторых личностных качеств трудных школьников по группам и подход педагога к их коррекции.
Наиболее часто в моей практике встречается ситуация: ребенок – клоун. Он валяет «дурака», нарушает школьные правила и срывает уроки. У учителя он вызывает разные чувства – от искренней улыбки над проделками ребенка-балагура до глухого раздражения и даже негодования, когда клоун начинает вытворять невообразимое. К таким детям можно относиться по-разному, но общее здесь одно – на них нельзя не обращать внимания. Что и дает ключ-подсказку к пониманию цели, которой хотят добиться дети, разыгрывающие номер «впервые на арене». Они страстно жаждут внимания. Они производят впечатление несобранных, несерьезных, каких-то разболтанных, не умеющих ставить перед собой задачу и достигать задуманного. Их главная особенность – не соответствовать возрасту
Вот пример: ученик так удачно исполнял роль шута в начальной школе на протяжении нескольких лет, что сейчас, в 5 классе, всерьез его никто не воспринимает. Учитель, проходя мимо него по коридору, по привычке шутливо бросает на лету: «Все играешь, Дима? Пора бы повзрослеть!» Другая учительница, начиная урок, привычно спрашивает: «Где твой учебник, Дима?» И Дима после театральной паузы торжественно извлекает его из портфеля. Учительница не отстает: «А тетрадь?» Постепенно все необходимые предметы в результате этой комедии на двоих оказываются на парте. Тогда учительница громко объявляет: «Ну вот, наконец, Дима готов к уроку!» Класс радостно аплодирует, а довольный вниманием ребенок готовится к следующему акту комедии, придумывает все новые действия, самозабвенно работает на благодарную публику.
Еще пример: пятнадцатилетний подросток заслужил себе славу чудака и прозвище «псих» странными выходками. «Псих» на школьном жаргоне – тот, чей вид и поступки выглядят «дикими», «сумасшедшими». Поведение таких учащихся часто непредсказуемо, но всегда идет вразрез с социальными нормами. Их цель – явная демонстрация пренебрежения ко всему общепринятому и главное для них не сами действия, а манера, в которой они совершаются. Этого «психа» знают все: и учителя, и дети, и родители. Многие его побаиваются, потому что он способен на все, что угодно. Может сказать или сделать такое, что вгоняет в шок всех, кому «посчастливилось» при этом присутствовать: скомкать и отшвырнуть лист, розданный учителем для контрольной, или молча встать и демонстративно выйти из класса, или вместо ответа у доски кинуться поливать цветы, выразиться тирадой нецензурной брани…
На смешного рыжего клоуна он уже не тянет. Скорее это - шут-экстремал . Но когда удалось отодвинуть оборонительные чувства, возникающие первыми от такого неадекватного поведения, то какое глубочайшее одиночество и отчаяние обнаружилось под личиной шута у этого непонятого подростка. Он хотел лишь одного – быть принятым всеми и любимым. Но выражал свое желание прямо противоположным способом. И потому ничего, кроме недоумения и враждебности, а порой и жалости, вызвать не мог. Роль заслонила мальчишку. Учителя и одноклассники относились к нему так, как будто сам по себе он никакой ценности не представлял.
…Намного реже роль клоуна в классе исполняет девочка. Она остра на язык. Независима в суждениях. Всегда готова высказать собственное мнение. Способна удерживать на себе внимание учителя и класса в течение всего урока. Другие девочки относятся к ней чаще всего негативно. Родители раздражены и смущены. Учителя тоже не жалуют, считают ее выскочкой. И никто из окружающих не задает себе вопрос: против кого и чего на самом деле борется ребенок, что хочет доказать?
Все знают: бывают такие ситуации, когда человек смеется, чтобы не заплакать. Смех – мощное средство против чего-то страшного, вызывающего тревогу и разочарование.
«Смех без причины – признак дурачины», – безжалостно констатирует народная мудрость. В то же время к дурачкам и блаженным на Руси всегда было особое отношение. Именно они становились выразителями тех мыслей и эмоций, о которых другие люди боялись даже заикнуться. Под маской дурачка человек мог позволить себе говорить правду. Что думает, видит и чувствует, то и говорит. Так может, все это относится и к ребенку-шуту? И для него единственно возможный способ рассказать о своих переживаниях, снизить их интенсивность и почувствовать себя хотя бы ненадолго «полегче» – валять дурака, нарушая школьные правила и срывая уроки?! Для такого ребенка лучше действовать, а не переживать! Но если присмотреться внимательнее, в комедийных представлениях ребенка-шута обнаружатся не только элементы пародии и издевки, но и завуалированные мольбы о помощи и понимании. К сожалению, взрослым порой недосуг разглядеть настоящий характер ребенка. Вот и принимают маску за его истинное лицо. В какой-то степени это даже нормально: наше восприятие защищается тем, что подгоняет окружающую действительность под определенную, понятную нам схему (образ), чтобы справиться с ней. Но когда взрослые целиком и полностью поддаются этому принципу, они с удивлением замечают, что их слова и действия вызывают обратный эффект. Родители приучают сына к ответственности, а он продолжает терять вещи. Учат дочь считаться с другими людьми, а она все больше настаивает на своих капризах. И вдруг обнаруживается, что сын – растеряха, а милая дочка – жуткая эгоистка. Как такое могло произойти? Взрослые принимаются еще больше ругать, стыдить, контролировать, но происходит и вовсе удивительное – диагноз становится болезнью. Этот процесс похож на старинный процесс печатания фотографий: сначала проявляются, потом закрепляются. Иногда взрослые могут причинить вред ребенку, даже если всерьез хотят помочь ему стать лучше. Они искренне верят, что если укажут ему, где плохо, ребенок тут же исправится. Но вместо этого добиваются прямо противоположного результата.
Часто случается ситуация, когда родитель все время жалуется, что ее сын безобразничает в школе, мешает другим детям учиться и большую часть дня обычно проводит в кабинете директора. И в то же время, рассказывая о проделках сына, он не без гордости говорит: «Мой сын – звезда всей школы». Такой вывод, пусть и в противоположном смысле, часто проскальзывает и у учителей. Что же получается, сами того не подозревая, мы, взрослые, вынуждаем ребенка играть определенную роль, даже если сознательно ее отвергаем?
Когда ребенок исполняет какую-нибудь особенную роль, нам, взрослым, неплохо было бы спросить себя: «А какое подкрепление я даю ему для сохранения этой роли? Разговаривая с ним, какое сообщение я на самом деле ему посылаю?» Проблема в том, что пока родители и учителя не перестанут видеть в ребенке клоуна, он сам себя тоже не увидит по-другому и не сможет измениться.
Английский ученый, исследователь психологии личности Ром Харре предлагает рецепт исправления ситуации, лучше которого пока ничего не придумано. Во всяком случае, это работает:
• первый шаг – понять, какую роль играет ваш ребенок, и назвать ее своим именем, и хорошо бы еще разобраться с тем, какое послание получает от вас ребенок, когда вы говорите с ним;
• второй шаг – изменить стиль общения с ребенком, вести себя отныне так, как если бы он уже стал таким, каким вы хотите его видеть;
• третий шаг – найти ресурсы для этой новой роли либо в прошлом ребенка, либо использовать свой собственный ресурс (ведь если ребенок раньше не проявлял благородства и серьезности, ему не на что опереться в собственном опыте, значит, вам самим придется поделиться с ним этими качествами).
Вкратце рассмотрим еще несколько групп трудных школьников по характеристике их некоторых личностных качеств:
1. Учащиеся, агрессивно настроенные с неустойчивым поведением. "Отсутствие тормозов" - говорил А.Макаренко.
Педагогические причины вспышек агрессивного состояния:
реакция на недоброжелательное отношение;
спровоцированная ответная грубость;
акцентированное внимание на недостатках;
придирчивость;
гиперболизация поступка.
Подход педагога:
начать разговор с положительного;
не поддаваться на провокации;
использовать метод спокойной, отсроченной беседы;
посадить за партой с уравновешенным учеником.
2. Учащиеся, утратившие нормальные контакты с педагогами, воздвигнувшие "смысловой барьер" при серьезном нарушении взаимного сотрудничества.
Подход педагога:
вернуть или установить заново взаимопонимание;
изменить стиль отношения к ученику;
снять "смысловой барьер";
выяснить причины, приведшие к нарушению взаимопонимания;
показать ученику, какие черты его характера и поведения мешают нормальному контакту с товарищами в коллективе;
вызвать стремление преодолеть личные недостатки, выработать положительные качества.
3. Учащиеся, утратившие познавательный интерес, имеющие примитивные потребности и ограниченный духовный мир, хронически неуспевающие, не верящие в свои творческие силы.
Подход педагога:
позитивная моральная оценка возможностей школьника;
объяснение учебного материала методом индукции - от частного к общему, от конкретного - к обобщению;
отсутствие принуждения;
оказание помощи - восполнение пробелов в знаниях, обучение рациональным приемам труда, вселение уверенности в успехе.
4. "Отверженные" учащиеся (их сторонятся, сверстники избегают общения с ними).
Подход педагога:
выявить положительные качества;
дать оценку этим качествам перед всем коллективом, перед товарищами.
5. Замкнутые, тихони, лишенные нормального общения с детьми:
испытывают чувство моральной неполноценности;
преобладает пессимизм, пассивность;
в коллективе их не замечают, к ним не обращаются.
Подход педагога:
вовлекать в полезную деятельность, использовать умение рисовать, хорошие спортивные данные, увлечение техникой, танцами и т.д.
6. Упрямые дети: капризные, своевольные, избалованные, с повышенными притязаниями, не реагирующие на замечания посторонних.
Подход педагога:
осуществлять постоянный контроль над учебой и общественной работой;
выслушивать ученика и доводить логику рассуждений до самоанализа неправильных поступков, до самостоятельных выводов и оценок;
проводить коллективный анализ их действий, позиций, жизненных установок.
7. Эгоистичные индивидуалисты, с потребительскими запросами: глухи к окружающим, извлекают выгоду для себя, заботятся лишь о своих интересах.
Подход педагога:
принципиальная критика;
коллективное осуждение;
развенчание эгоистической позиции и поступков жестоких, неуважительных;
форма осуждения устная, наглядная, сатирическая
В своей работе с проблемными детьми я придерживаюсь следующих правил:
Понять причину
Прежде всего, стоит попытаться найти изначальную причину неправильного поведения. Это могут быть проблемы со здоровьем: родовые травмы, врожденная аутичность (ребенок может быть очень умным, но при этом эмоционально не развитым, не способным сопереживать, не умеющим общаться).
Часто причиной проблем бывает семья: алкоголизм, постоянные ссоры родителей, их чудовищная психологическая неграмотность… Но и во внешне благополучных семьях ребенок может испытывать жуткий дискомфорт. Это бывает, например, когда отец, окончивший школу с золотой медалью и институт с красным дипломом и вообще успешный во всех делах, унижает ребенка, требуя от него отличной учебы и примерного поведения.
И очень часто причина кроется, увы, в педагогической запущенности. Ребенку не повезло. Первый учитель оказался нетерпеливым, плохо воспитанным, непрофессиональным или просто неопытным. Предположим, ребенку очень хочется учиться хорошо, он старается, но у него не получается. Часто бывает и так, что с точки зрения ребенка получается хорошо, а с точки зрения учителя – плохо. Учитель ставит двойки, и происходит самое страшное: ребенок начинает думать, что он плохой. Естественно, он начинает бояться школы и не любить учителей.
Один из самых главных принципов работы с трудными детьми: никогда не действовать по первому импульсу. У нас на каждую ситуацию в запасе один «патрон»: выстрелишь в цель – добьешься успеха, промажешь – ошибку уже не поправить. В этой связи самый правильный поступок, это: «Если ты не знаешь, что делать, не делай ничего. Оставь эту ситуацию, пока ты ее не обдумаешь».
Найти оправдательный мотив
Очень важно ввести ребенка в социум класса. Здесь надо быть готовым к тому, что рано или поздно у одноклассников возникнет резко негативное отношение к какому-то поступку ребенка: «А вы знаете, он…». В такой ситуации учитель должен найти оправдательный мотив. Чтобы избежать конфронтации, классный руководитель обязан защитить такого ребенка, например так: «Ребята, Леша у нас актер. Он еще не может играть положительные роли и пока осваивает отрицательные. Он в образе. Разве это кому-то мешает?» Ребята посмеялись, а Леша намотал на ус.
Научиться прощать
Трудный ребенок постоянно пребывает в состоянии обороны и поэтому ведет себя агрессивно. Таким детям нужно объяснять, что мир таков, каким он кажется, и если ты воспринимаешь мир как злой, жестокий, он будет поворачиваться к тебе этой стороной. Ребенок говорит «меня все ненавидят», и мы вместе разбираемся, почему у него такое впечатление. Чаще всего выясняется, что все относятся нормально, просто бывают недоразумения и недопонимание. А в таких случаях нужно уметь прощать. Важно научить этих детей прощать мир и еще важнее – научить окружающий мир прощать этих детей.
Обезоруживать спокойствием
Вообще у каждого учителя есть свои способы избегать ненужных конфликтов. Когда ученик явно настроен на ссору, я пытаюсь добиться того, чтобы он сам для себя объяснил цель своих слов или поступков. Недавно ученица на мою просьбу пересесть за другую парту грубо и агрессивно отрезала: «Еще чего?!» Я спросила: «Ты, наверное, хотела попросить разрешения досидеть этот урок на прежнем месте?» Она подумала и говорит: «Да-а». Я попросила ее высказать свою просьбу цивилизованно, и конфликт был исчерпан. По сути, это способ научить ребенка правильному общению с миром. И постепенно, хотя и не скоро, ребенок научится выражать свои мысли спокойно и без агрессии.
Договариваться с родителями
К сожалению, у педагогов часто возникает сильное желание переложить ответственность за безобразное поведение ребенка в школе на семью. Но если учитель хочет достичь положительных изменений, начинать разговор с родителями нужно со слов: «У вас хороший ребенок, но у него проблема вот с этим. Давайте подумаем, как ему помочь. Может быть, вы его слишком ругаете? Может быть, он не высыпается?». Это поразительно, но, по статистике, многие родители убеждены: чем больше мы будем его ругать, чем сильнее наказывать, тем лучше будет ребенок. Папам и мамам бывает нелегко объяснить, что ребенка надо любить, уважать и терпеть, надо стараться, искать доходчивые аргументы. С одним папой мне удалось найти общий язык, перейдя на шутливый тон: «Вас приучили к тому, что вы понимаете только, когда вас бьют. Вот в следующий раз я вас буду бить и объяснять, что ребенка бить не надо».
Не усложнять ситуацию
Есть простые психологические приемы.
Когда ученик стоит, с ним не стоит общаться сидя. Можно разговаривать стоя, но лучше предложить ученику сесть. В противном случае получается, что на сознательном уровне восприятия учитель пользуется своей начальственной привилегией. А на подсознательном уровне ученик психологически занимает доминирующую позицию – сверху вниз. Слова, звучащие снизу, не воспринимаются как что-то весомое. Для доверительной беседы лучше, чтобы лицо ребенка было на уровне лица взрослого. Если же нужно «наехать» на ребенка (такое тоже бывает), надо постараться сесть так, чтобы его лицо было чуть ниже. Очень полезно записывать уроки и внеурочное общение с детьми на диктофон, особенно если в классе возникла проблема или предстоит жесткий разговор с учеником. Прослушав позже записи, сделанные в классе, где учился гиперактивный, страшно «вертлявый» мальчик, оказалось, что каждые две минуты я делаю ему замечание: «Дима, замолчи! Дима, сядь спокойно!»…
Разрушать стереотипы
Учеными доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть, нужности другому, – одна из фундаментальных потребностей человека. Что нам мешает безусловно принимать ученика? Главная причина – это неправильный настрой на «воспитание». Мы говорим: «Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе я его испорчу». Это ошибка! Ошибка в том, что дисциплина налаживается не до, а после установления добрых отношений.
. Например:
– приказы, команды («Замолчи», «Чтобы больше я этого не слышала») приведут к эффективному, но временному результату;
– предупреждения, предостережения, угрозы («Смотри, как бы не стало хуже», «Не придешь вовремя, пеняй на себя») часто бессмысленны, так как загоняют ребенка в еще больший тупик;
– мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых») дают ребенку чувство давления внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще все вместе;
– критика, выговоры, обвинения («Зря я на тебя надеялась») формируют у ребенка низкую самооценку, он начинает думать, что он и на самом деле плохой, безвольный, безнадежный, неудачник;
– отшучивание, уход от разговора порой унижают и отталкивают подростка.
ПАМЯТКА
учителю, желающему установить контакт
с «трудным» подростком и предотвратить конфликт
1. Установить контакт с ребёнком, имеющим негативный социальный опыт, нелегко. Не поддавайтесь на провокации, проявляйте терпение и такт.
2. Определите, чем интересуется подросток, старайтесь общаться с ним через призму его интересов.
3. Не морализируйте, не осуждайте. Поставьте себя на его место.
4. Помните, что основная задача подросткового возраста заключается в обретении независимости и определении своего жизненного пути. Общение в этот период - важнейший источник эмоциональной поддержки для развивающейся личности. Сохраняйте нейтральность. Старайтесь не подвергать критике ни родителей, ни сверстников подростка. Не допускайте негативных высказываний в адрес подростка: критика может касаться действий, но не личности.
5. Сохраняйте свою самооценку и подкрепляйте самоуважение подростка: Старайтесь заменять Ты - обращения на Я - обращения: «Я к тебе хорошо отношусь, но смогу зачесть твою работу при условии такой- то доработки», «Я понимаю, почему ты так поступил, но не одобряю. Думаю, что лучше в данной ситуации сделать то-то».
6. Старайтесь в любой ситуации видеть позитивный выход. Приводите примеры из своего опыта или опыта ваших друзей, знакомых, героев книг или телесюжетов.
7. Избегайте шаблонности в отношениях. Проявляйте гибкость.
8. Даже если отношения складываются неблагоприятно, оставляйте подростку возможность к ним вернуться, если такая необходимость возникнет: «Если тебе понадобится моя помощь, то можешь найти меня по этому телефону...., Мы можем продолжить наш разговор через несколько дней, давай встретимся..., Я уверена, что мы сможем договориться и т.д.»
9. Не стремитесь вызвать у подростка открытое чувство вины, не разрушайте психологических защит. Ориентироваться нужно не на собственное желание поставить подростка в рамки нормативности и послушания, а на основную задачу - построение дружеских, доверительных отношений.
11. Давайте подростку возможность принимать самостоятельные решения, на основе оговорённых альтернатив.
12. При принятии педагогического решения ориентируйтесь не только на нормативные требования, но и учитывайте психологические эффекты, которые оно вызовет. (Как изменятся ваши отношения с учеником, какими будут ваши самочувствие и самоотношение, как это решение отразится на социальном статусе ученика в классе и т.д.)
ПАМЯТКА
классному руководителю
по работе с проблемными детьми
1. Завести дневник наблюдений.
2. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.
3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.
4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
5. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
6. Ежемесячно проверять занятость в кружках.
7. Ежедневно встречаться с подростками.
8. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых подростков и их родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет профилактики.
9. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.
10. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.
11. Вовлекать в трудовую деятельность серьезные дела, исполнение общественных поручений.
12. Предупреждать возможность неправильных действий детей.
13. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный».
14. Обучать детей методам самовоспитания.
15. Нормализация семейной обстановки, нейтрализация вредного влияния родителей.
16. Индивидуальное шефство.
17. Вовлекать подростков в кружки, секции, контроль за их посещением.
18. Привлекать родительскую общественность.
Список использованной литературы
1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2002. 560 с.
2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд. Московского университета, 1984. 207с.
3. Белкин А.С. Внимание ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1981. - 126 с.
Интернет ресурсы:
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ