Сценарий тренинга с агрессивными учащимися, 6 класс


Сценарий тренинга с агрессивными учащимися

6-х классы














Подготовила: Малыхина Галина Алексеевна

КОУ КШИ ВО «Борисоглебский кадетский корпус»,

педагог-психолог, г. Борисоглебск









Введение

Цель занятий: скорректировать межличностное общение участников,

Занятия построены с опорой на предыдущий опыт детей, позволяет удовлетворить их эмоциональные по­требности и обеспечивает усвоение новых форм поведе­ния, общения и совместной деятельности. Вся програм­ма тренинга рассчитана на 15 занятий длительностью 1,5-2часа два раза в неделю. В данной работе представлены первые пять занятий.

Весь цикл занятий ре­гулируется несколькими методическими правилами, со­блюдение которых обеспечивает достижение цели на каждом этапе тренинга.

Принципы занятий:

1.Принцип одобрения

Этот принцип выражается в практических действиях и принятых формах контактов с воспитанниками. Соблюдение этого принципа не до­пускает критику, негативные оценки, указание ошибок в присутствии посторонних, то есть тех лиц, которые в данной конкретной ситуации не могут способствовать ее гуманному разрешению. Не допускается недооценка, уг­розы и т.п. Педагог предусматривает подчеркивание по­ложительных черт человека, его возможностей и спо­собностей, достижений и позитивных устремлений. Этот принцип предусматривает также одобрение чувств. Ве­дущий не должен осуждать чувства и мотивы поведения участников занятий, указывать, какими они должны быть. Занятия направлены не на коррекцию эмоционального опыта, а на помощь в выборе, принятии и совершении решений и связанного с ними гуманного поведения. 2. Принцип межличностной доброжелательности

Этот принцип можно иначе назвать принципом меж­личностной доброжелательности. Именно созданию ат­мосферы доброжелательных, доверительных взаимоот­ношений и будут способствовать многие игры и упраж­нения, направленные на выявление, передачу и воспри­ятие школьником личностно значимой информации.

3.Принцип партнерства

Этот принцип включает в себя элементы близ­кого контакта и равноправия партнеров в процессе взаи­модействия. Ведущий должен установить не только ду­шевный, но и близкий контакт с детьми, что означает сокращение как физической, так и психической дистан­ции между ними и проявляющийся в личной и искрен­ней заинтересованности ведущего проблемами участни­ков тренинга. Ведущий должен проявлять активность, соблюдая при этом установленные правила поведения, особенно для достижения взаимопонимания. Он должен следить за ходом обмена информацией, активно участвуя в ее восприятии и передаче наравне с другими участни­ками тренинга.

4. Принцип существования норм

Этот принцип обусловлен необходи­мостью выработки определенных правил поведения в период занятий. Программа тренинга предусмат­ривает две основные нормы:

1.То, что здесь происходит, остается между нами.

2.Давайте будем доброжелательны друг к другу.

Структура занятий:

  1. Вступительный этап занятий направлен на создание мотивации для участия в занятиях.

  2. Второй этап занятий должен помочь детям в овладении основными навыками кон­тактов с остальными участниками занятий.

  3. Основной этап цельно-смысловой блок. Цель – коррекция какого-либо качества или свойства личности.

  4. Рефлексия. Ритуал прощания. Цель - получение «обратно связи», подведение итогов.

Критерии эффективности:


Критерием эффективности работы является развитие индивидуальных личностных качеств подростка, раскрытие его творческих ресурсов, гармонизация внутреннего мира, адекватность и гибкость его самооценки, положительная динамика поведенческих проявлений, снятие уровня тревожности, эмоционального напряжения, снижение уровня агрессивности.

Критерииэффективности каждого занятия:

1. Проверяем Знания.

После занятия учащиеся должны уметь ответить на вопросы о том, что нового узнали на занятии.

2. Проверяем Понимание.

Не менее важен вопрос, насколько учащиеся поняли суть, особенности применения, сложилась ли у них цельная картина изученного. Для этого тоже используется короткая беседа с участником тренинга, но задаются другие вопросы.

Определить понимание можно, задавая вопросы «почему?», «зачем?», когда надо применять и когда не надо, и т.п.

Отличный способ проверить понимание — задание «объясни другому». Для этого берется человек, который не был на тренинге, и ему-то учащийся должен объяснить.

3. Проверяем Навыки.

Непосредственно задание на применение навыка: например, нарисовать неагрессивного человека, показать спокойного ребёнка и т.п.

Можно использовать видео/аудиозапись «до/после».

4. Проверяем Мотивацию и Изменения.

Изменение оценки, отношения к тем или иным явлениям.

Иногда нужный результат достигается уже в процессе тренинга (если это длительная программа).

Изменение действий (не спрашивали — начали спрашивать).

Проявляют интерес (задают вопросы по электронной почте, выполняют дополнительные задания, проявляют инициативу).

При измерении результата надо учитывать, что встречаются отдельные люди, с которыми нужно вести более обстоятельную работу. Поэтому если 8 из 10 участников тренинга выполняют экзаменационные задания успешно, это можно считать хорошим результатом.





























Занятие 1


Цель: формирование чувства безопасности и одобре­ния.

Материалы: 2 газеты.

1. В начале занятий участники собираются в круг. Ведущий приветствует участников и предлагает игру «Давайте познакомимся». Объясняет условия игры: «пер­вый участник называет свое имя, его сосед слева повто­ряет это имя, затем добавляет свое. Следующий участ­ник повторяет оба имени и добавляет свое и т.д.».

  1. Круг. Ведущий объясняет цель занятий. Напри­мер: «Я хочу предложить Вам собираться два раза в не­делю и проводить вместе свободное время. Во время на­ших встреч мы можем лучше узнать себя и друг друга, в частности, свои сильные стороны. Я знаю, что у каждого есть сильные стороны, что каждому хочется лучше понять себя, постараться изменить то, что ему в себе не нравит­ся. Думаю, в этом мы можем помочь друг другу. Учас­тие в наших занятиях добровольное. Решение о личном участии в занятиях каждый из вас может принять не­сколько позже, чтобы действовать по принципу: снача­ла узнай, потом скажи "да" или "нет". Есть другие пред­ложения?» После обмена информацией ведущий пред­лагает принять всем участие в продолжении тренинга.

  2. Игра «Групповое интервью». Участники сидят в кругу. Тренер задает вопросы, на которые все по очере­ди отвечают. Примерные вопросы: Какой фрукт ты боль­ше всего любишь? Куда ты хотел бы поехать на канику­лы? Что ты делаешь в воскресенье утром? Какой школь­ный предмет тебе нравится больше всего? Есть ли у тебя друг? Любишь ли ты собак? Что тебя больше всего обра­довало в последнее время? Когда тебе бывает грустно? И т.д. Вопросы могут касаться интересов, привычек, радо­стных и грустных моментов жизни и т.д.

  3. Игра «Гордиев узел». Все становятся в круг, зак­рыв глаза, вытянув руки перед собой. По сигналу каж­дый ловит две ладони любого партнера. Получившийся узел распутывает игрок, назначенный ведущим. Распу­тать узел, значит, установить последовательно чьи ладо­ни соединились. Если число участников вместе с трене­ром четное, то он не включается в игру так же, как и назначенный ведущий. В противном случае тренер уча­ствует в игре, чтобы сохранилось четное число.

  4. Игра «10 вопросов ведущему». Участники задают тренеру любые вопросы, на которые он отвечает.

  1. Игра «Сбор на газете». Ведущий просит участни­ков разделиться на две группы. Каждая группа должна полностью вместиться на лежащей на полу газете. По ходу игры можно усложнять задание, например, умень­шая поверхность газеты.

  2. Игра «Кто первый схватит предмет». Группа де­лится на две команды. Задача команд — достать пред­мет, находящийся довольно далеко. Для этого нужно создать «живую цепь», прикрепленную с одной сторо­ны, например, к дверной ручке. Расстояние до предмета больше длины цепи, так что приходится использовать другие способы соединения в цепь, к примеру, рука-нога.

8 Ведущий объявляет «сбор на газете».

9. Круг. Определение даты следующей встречи. Участники по очереди завершают предложение «сегодня на занятиях я себя чувствовал...».

10. Прощание. Все стоят в кругу, держась за руки. Ведущий «включает ток», то есть пожимает руку соседа. «Ток» проходит по всему кругу и возвращается к ведущему.



Занятие 2


Цель: Знакомство — завоевание доверия. Создание атмосферы доброжелательности и открытости. Опреде­ление правил участия в занятиях.

Материалы: повязка на глаза, стулья, различные препятствия, мел, веревка, газета.

  1. Приветствие — «ток».

  2. Упражнение «Напряжение и расслабление». Учас­тники садятся на пол. Колени подтянуты к грудной клет­ке, руки обнимают ноги, голова находится между ко­лен. Спина сгорблена. Плечи касаются колен. Ведущий просит участников сознательно, с полной концентраци­ей внимания напрячь мышцы — лица, ног, стоп, живо­та, шеи, ягодиц, рук. Такое сознательное и сконцентри­рованное напряжение удержать около одной минуты. Че­рез минуту тренер просит сознательно выпрямиться и расслабить все мышцы. Этот медленный процесс дол­жен продолжаться минуту. Затем релаксация — лежа, расслабившись, пусть участники постараются ни о чем не думать. Переход в позицию сидя. Упражнение можно повторить. В конце все участники по кругу завершают предложение. «Я понял, что ...» и «сейчас я чувствую, что...... Можно обсудить приобретенный опыт. Следует

обратить внимание на «осознанность» напряжения и вли­яние сознания на процесс расслабления и достижения положительного состояния.

3. Игра « Кто любит?» (похожа на игру «Сдается в наем»).

Ребята сидят на стульях или стоят в нарисованных на полу кругах. Одному из участников не хватает места. Проходя между стульями, он спрашивает, допустим: «кто любит фруктовое мороженое?». Тогда те, кто отвечает утвердительно, встают и освобождают стулья. Оставший­ся без места задает следующий вопрос.

7. Игра в парах «Слепой ведет хромого». Участник А закрывает глаза повязкой. Участник В скачет на одной ноге (другая может быть привязана веревкой). А ведет В по определенному маршруту с препятствиями (стулья, книжки, круги, нарисованные на полу — «канавы» и т.п.). «Хромой» дает словесные подсказки «слепому», который, в свою очередь, его поддерживает. За наруше­ние правил движения и за потерю равновесия пара по­лучает штрафное очко. Перед проходом каждой пары препятствия на трассе4меняются. После завершения игры участники обсуждают ее результаты. Партнеры инфор­мируют друг друга о том, какое поведение им помогло в преодолении трудностей. Например, в такой форме: «Мне помогли твои...».

Внимание! Ведущий следит за тем, чтобы партнеры обращались непосредственно друг к другу.

5. Ведущий объявляет «Сбор на газете».

6. Игра «Чей голос?». Ведущий объясняет участникам, что по его сигналу они будут громко повторять условный пароль, например, «Я здесь!» Один из них должен угадать, кому принадлежит голос. Ребята завязывают глаза и произвольно размещаются в комнате. Ве­дущий спрашивает, есть ли желающие отгадывать, или назначает сам. Затем легким прикосновением дает сиг­нал тому, кто должен произнести пароль.

Внимание! Ведущий хвалит и одобряет каждого уга­дывающего.

  1. Беседа в кругу. Определение правил поведения во время занятий. Ведущий спрашивает участников, какие правила они бы хотели ввести, чтобы чувствовать себя лучше во время занятий. Поощряет желающих выска­заться. Сам предлагает следующие нормы — «то, что здесь происходит, останется между нами», и «давайте будем доброжелательны друг к другу». Все предложе­ния ведущий записывает. После подведения черты — голосование. Принимаются предложения, получившие наибольшее число голосов. Тренер просит их записать с тем, чтобы они были доступны для всех во время после­дующих занятии.

  2. Ведущий вручает каждому участнику листок бума­ги, на котором симпатическими чернилами (молоком) написана положительная информация об адресате. Текст участникам следует прочесть дома. Для того, чтобы уз­нать его содержание, нужно подержать листок над свеч­кой, следя за тем, чтобы бумага не сгорела.

  3. Прощание — «ток».


Занятие 3


Цель: обмен положительной информацией, трениров­ка концентрации внимания на себе и на других.

Материалы: повязка на глаза, полиэтиленовый ку­лек, карточки с неоконченными предложениями, типа «Я ценю в тебе...», «Мне нравится, когда ты......

  1. Приветствие — «ток». Повторение записанных норм поведения.

  2. Игра «Клубок». Участники садятся на корточки в широкий круг. Завязывают глаза. По сигналу ведущего начинают двигаться к центру круга. Натыкаясь, друг на друга, не прекращая движения, они продолжают дви­гаться, создавая клубок. Звучит сигнал, обозначающий конец игры. Участники снимают повязки.

  1. Игра «Чье это?». Каждый из участников вместе с ведущим достает из кармана или сумки какую-либо вещь и кладет ее в мешок так, чтобы другие не видели. Затем ведущий достает вещи по одной с вопросом «Кому это принадлежит?». Все, кроме владельца, отгадывают. Уга­давший правильно объясняет, на чем он строил свои до­гадки. Ведущий следит за тем, чтобы дети давали пози­тивное обоснование.

  2. Упражнение «Вместе можно больше». Каждый уча­стник произвольно выбирает себе место. Стоят прямо, пятки вместе, носки врозь. Нужно, не отрывая ног от пола, производить наклоны в различных направлениях. Каждый проверяет, как далеко он может наклониться, не упав при этом. Затем участники садятся в определен­ном месте. Ведущий предлагает обсудить это упражне­ние. Он может помогать, задавая вопросы, например: «ты можешь описать, что ты чувствовал, выполняя это упражнение?». После дискуссии дети разбиваются на пары и пытаются повторить упражнения, подбадривая и поддерживая друг друга. Закончив упражнение, дети обсуждают его. Обсуждение можно направлять, напри­мер, вопросами: «В каком случае тебе удалось накло­ниться дальше? Почему? Что ты чувствовал, когда ря­дом с тобой был друг? Ты можешь сравнить свои впечат­ления от первого и второго упражнения? Что ты хочешь сказать своему партнеру (поблагодарить, оценить его по­мощь и т.п.)». Ведущий должен участвовать в игре, что­бы затем .наивно моделировать высказывания ребят в дискуссии.

  3. Невербальная инсценировка. Участники получают от ведущего карточки, на которых написано, что следу­ет изображать. Затем каждый показывает свою сцену — пантомиму. Зрители должны правильно угадать, о чем шла речь в сценке. Примерные темы сценок: «у меня болит .зуб», «мне грустно», «я потерял деньги», «как приятно помечтать».

6. Игра «Похвальная грамота». Дети получают карточки по числу участников занятия. На каждой карточке написаны два неоконченных предложения — «Я ценю в тебе...» и «Мне нравится, как ты...». Ребята по собственному усмотрению заканчивают предложения и вручают адресату.

Если адресаты и отправители хотят, то в конце мож­но прочесть письма вслух. Ведущий также принимает активное участие в игре, высказывает свое мнение и пред­лагает другим сделать тоже самое. Перед началом игры можно сделать вступление «У каждого человека есть по­ложительные черты, но говорить о них и выявлять их гораздо труднее, чем критиковать и насмехаться». Веду­щий выражает надежду, что нам удастся найти положи­тельные черты своих друзей и сообщить им об этом.

  1. «Сбор на газете».

  2. Прощание «ток».


Занятие 4


Цель: осознание эмоциональной жизни, тренировка концентрации внимания на себя, развития чувственной восприимчивости.

Материалы: картон или школьная доска, стулья, таблица с названиями чувств, лист бумаги и карандаш для каждого участника.

  1. Приветствие — «ток».

  2. Игра «Крестики-нолики». Поставить по 3 стула в 3 ряда (или нарисовать кружки). Участники делятся на две группы — «крестики», «нолики» — становятся в два ряда лицом друг к другу. Ведущий вызывает попе­ременно то крестик, то нолик. Те, кого вызвали, бегут к стульям и занимают места, как в общеизвестной игре «крестики-нолики». Нужно успеть занять место, пока ведущий досчитает до 5. Садясь, участники складывают руки, показывая крестик или нолик.

  3. Игра «Что люди чувствуют». Беседа в кругу. Веду­щий задает вопрос «Какие переживания, чувства быва­ют у людей?», предлагает участникам ответить и запи­сывает их высказывания на доске в первом лице един­ственного числа, например, я сержусь, боюсь, чувствую симпатию, я доволен, жду с нетерпением и т.п. Затем каждый участник заканчивает начатое таким образом предложение и выбирает следующего выступающего и чувство, о котором должен говорить. Следует сохранять темп игры и следить за тем, чтобы высказывания не ком­ментировались.

4. Сбор на газете.

  1. Упражнение «Воображаемое путешествие». Участ­ники ложатся на пол в удобных позах. Закрывают гла­за. Ведущий просит сконцентрировать внимание на ды­хании, а затем говорит каждому по очереди: «Пусть твое воображение беспрепятственно путешествует... Что ты видишь? Скажи, если появится ясная картина (изобра­жение)». Ведущий должен добиваться выразительной вер­бализации, например, «я представляю себе, вижу» и т.п. По просьбе участников ведущий может дать дополни­тельное время.

  2. Игра «Что это значит?». Ведущий демонстрирует таблицу с написанными названиями чувств:

удовольствие неудовольствие злость

усталость удивление стыд

радость облегчение гнев

нетерпение изумление огорчение

Затем просит участников объяснить, как они пони­мают слова, обозначающие чувства. После беседы пред­лагает изобразить одно из чувств (по выбору ребенка) в статической позе (»памятник») или в движении. Веду­щий вместе с остальными детьми старается отгадать, какое чувство изображено,

7. Упражнение «Что я слышу». Участники ложатся
на пол в удобных позах, закрывают глаза. Ведущий говорит: «Внимательно вслушайтесь в окружающие вас звуки. Какой звук ближе всего, каково его качество.

Какой звук самый громкий, какой — самый тихий, ка­кой — наиболее отдаленный».

Упражнение выполняется в тишине. Затем ведущий, бесшумно двигаясь по комнате, производит 4 звука: хлопок в ладоши, шелест газеты, шарканье ног, чавканье. Дети открывают глаза и стараются записать звуки в их перво­начальной очередности. Проверка записи. Повторение уп­ражнения с предварительным условием — вслушивайтесь в звуки, запоминайте их, чтобы потом записать. При повторении упражнения звуки следует поменять. После окончания упражнения — обсуждение с выяснением, ка­кие звуки было легче воспроизвести и запомнить, и почему.

8. Окончание — «ток».



Занятие 5


Цель: осознание эмоций, иерархизация обыденных си­туаций, провоцирующих агрессию.

Материалы: стулья, листки с текстом, картон.

  1. Начало — «ток».

  2. Игра «Пересадка». Участники сидят на стульях в кругу.

Один участник, находясь в центре, пытается найти и занять свободное место. Задание усложняется тем, что все постоянно перемещаются на одно место вправо. Если кто-то зазевается, его место занимают, а «растяпа» вхо­дит в центр круга.

3. Игра «Угадай, что я изображаю». Ведущий показывает таблицу чувств с прошлого занятия. Делит участников на две группы — «скульпторов» и «моделей» (натурщиков). Каждый «скульптор» выбирает чувства и ставит свои модель» в позу, наиболее типичную для выражения данного чувства. Завершив работу, «скульпторы» записывают на бумаге названия своих произведений. Листки отдают «владельцам» «скульпторы» и те, вместе с «моделями», читают названия. Выбирают то, которое представляется им наиболее адекватным. При расхождении мнений партнеры договариваются между собой. Затем участники меняются ролями.

4. Игра «Вырази свои чувства». Участники становят­ся плотно в круг на расстоянии менее одного шага друг от друга. В центр круга добровольно выходит участник. Он закрывает глаза и бессильно падает на участников, образующих круг. Задача стоящих в кругу — поддер­живать, бережно, не задерживая, «катить» падающего, «передавать» его по радиусу круга. При этом постарать­ся не прикасаться к нему руками, а поддерживать его всем своим телом. Движение участника в круге может убыстряться и по желанию он добровольно может ото­рваться от круга и совершать любые движения в круге. Вся игра-упражнение происходит при полном молчании круга и только двигающийся в центре участник имеет право не сдерживать свои эмоции, выражать свои чув­ства в движениях и звуках. Упражнение методически сложное. Может вызвать неожиданные реакции участ­ника. Они на круге не обсуждаются. И вообще участни­ками между собой не обсуждаются. Понять со стороны, что испытал доброволец, не возможно. Можно только испытать свои чувства, став таким добровольцем. При желании школьник, добровольно участвовавший в уп­ражнении, может обсудить испытанные чувства наеди­не с тренером без группы.

5.Беседа в кругу. Ведущий начинает разговор, на­пример, «...в жизни каждого человека возникают ситу­ации, которые его нервируют, раздражают, злят так силь­но, что ему хочется кого-нибудь обругать или ударить. Например, «Я больше всего злюсь когда... (дополнить примером из собственного опыта)». «Бывают ли у вас такие ситуации дома, в школе, во дворе? Мы можем об этом поговорить?». Ведущий поощряет выс­казывания участников, записывая приведенные ситуа­ции. Следует одновременно следить за тем, чтобы дети не формулировали оценок, критических замечаний, ком­ментариев и т.д. Принимается и записывается каждое сообщение.

6.Окончание — «ток». Ведущий напоминает о на­блюдении за собой.




















Список использованной литературы


    1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др./ Под общей ред. А. А. Крылова. С. А. Маничева – СПб.: Питер, 2008 – 560 с.

    2. Прихожан, А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста [Текст]: / А.М. Прихожан // М.: АНО «ПЭБ», 2007.

    3. Прихожан, А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. [Текст]: / А.М. Прихожан // СПб.: Питер, 2009.- 240 с.

4.Хухлаева, О. В.Счастливый подросток : Программа профилактики нарушений психол. здоровья / О. В. Хухлаева, Т. Ю. Кирилина, О. В. Федорова. - М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 222 с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ