Проект "Дорога и дети" 7 класс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 г.Шахты Ростовской области
346518 Россия, г.Шахты Ростовской области,улДачная,202-а,тел/факс28-04-68, e-mail: [email protected]:
(конкурс социальных проектов
«Оформление школьного двора»)
Авторы проекта:
Учащиеся 7 класса
руководитель проекта:
учитель математики
Пономарева Т.Г.
Шахты 2013
Описание проблемы,
на решение которой направлен проект
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1млн. 200 тыс. человек. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. Практически каждое дорожно- транспортное происшествие происходит по вине пешеходов.
Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения школьников правилам дорожного движения (ПДД).
Поэтому решение данной проблемы должно волновать не только органы ГИБДД, но и всех: родителей, детей, педагогов.
Микрорайон нашей школы находится вдалеке от культурных центров, поэтому одной из задач проекта является сооружение детского дорожно-транспортной площадки.
Кроме того, в данном микрорайоне проживает 339 семей, требующих особой заботы государства. Это неполные семьи, многодетные; семьи с детьми инвалидами; семьи, где родители официально безработные; семьи, где родители пьют; а также малообеспеченные семьи.
Поэтому о воспитании в таких семьях законопослушного ребёнка, которому с детства привиты все навыки культурного поведения в социуме, в том числе и на дороге, а тем более о дворовых площадках и говорить не приходится.
И при условии размещения на территории школы детского автогородка или хотя бы детской площадки для изучения ПДД и свободный доступ для занятий на этой площадке будут иметь все дети, притом бесплатно.
Автогородок – это новое качество услуг, направленное на расширение их перечня и вовлечение большего количества детей, которые не будут чувствовать себя ущербными, т.к. для них создаётся благоприятная среда воспитания, будет вестись индивидуальная работа, обеспечивающая доступ к новым социальным услугам.
Имея хорошую теоретическую подготовку, отлично владея умениями в оказании первой медицинской помощи, зная основы безопасности жизнедеятельности, велотрасса и вождение велосипеда в автогородке остаются самыми сложными конкурсами для учащихся не только нашей школы, но и для учащихся других общеобразовательных школ. Ликвидировать этот пробел можно лишь посредством систематических занятий в автогродке или транспортной площадке, дорожные условия которых приближены к реальным. Практика вождения позволит ребятам научиться правильно оценивать различные дорожные ситуации исходя из полученного в автогородке простейшего водительского опыта.
В период летнего оздоровительного сезона в автогородке будет действовать профильный отряд из числа юных инспекторов дорожного движения школы, куда входят и подростки, находящиеся в конфликте с законом и других трудных жизненных ситуациях.
По результатам социологического опроса, основными причинами в непредвиденных дорожно-транспортных происшествиях в микрорайоне школы №15, от которых могут пострадать дети, могут стать:
1.Неумение школьников применять теоретические знания в практических действиях на дороге.
2.Низкая транспортная дисциплина водителей и низкая культура поведения на дорогах самих родителей.
3. Неудовлетворительное состояние дорог.
На основании этого была сформулирована проблема, решение которой реально в социальном пространстве микрорайона посёлка.
Изучив данную проблему, мы обращаемся с инициативой создания собственного варианта решения данной проблемы, который и заключается в сооружении детского атвогородка на территории школы.
Цель и задачи проекта
Цель: создание условий для формирования у детей и подростков-участников дорожного движения, активной жизненной позиции и устойчивых навыков безопасного поведения на улицах.
Задачи:
Разместить на базе МБОУ СОШ №15 детский автогородок для практического обучения детей и подростков основам дорожной безопасности.
Оборудовать в начальной школе «Город безопасности» для проведения практических занятий с малышами в осеннее и зимнее время года.
Привлечь к проблеме увеличения ДТП с участием детей и подростков властные структуры района, родителей, СМИ, другие отряды юных инспекторов дорожного движения города Шахты.
Наладить тесное сотрудничество с дошкольными учреждениями посёлка и летними оздоровительными лагерями района.
Привлечь внимание ГИБДД ГУВД г. Шахты к деятельности отрядов ЮИД по оказанию информационно-технической и региональной поддержки в реализации аналогичных проектов.
География проекта
Реализация проекта осуществляется на базе МБОУ СОШ №15. В летний период реализация проекта осуществляется членами профильного отряда «ДПС».
Мероприятия и организационный план проекта
№
Дата
Основное содержание этапа
Ответственный
1.
Сентябрь, октябрь 2012 года
Ноябрь-декабрь 2012 года
Январь-февраль 2013 года
-Выявление проблемы;
-Социологический опрос;
Составление перечня необходимого оборудования для автогородка;
-Составление сметы расходов на реализацию проекта;
-Определение фасона специализированной формы для членов отряда ЮИД и снятие мерок;
-Составление компьтерного дизайна на форму;
-Переговоры с исполнителем заказа на пошив формы;
-Подбор материала для формы.
-Поиск исполнителей заказа на учебное оборудование для автогородка.
Члены отряда ЮИД
директор, члены отряда
Бухгалтер
Члены отряда ЮИД
Пономарева Т.Г.
Пономарева Т.Г., члены отряда ЮИД
Исполнители проекта
Март-май 2013 года
Июнь 2013
Июль-2013
Август - 2013
-Пошив специализированной формы для членов отряда ЮИД;
-Совместные мероприятия с родителями по реализации проекта
-Приобретение учебного оборудования для автогородка, установка его в автогородке.
-Проведение практических занятий в автогородке с учащимися школы.
Работа профильного отряда «ДПС».
Составление финансового отчёта. Оформление благодарственных писем спонсорам и союзникам.
Исполнитель (швея)
Члены отряда ЮИД, Пономарева Т.Г.
Члены отряда ЮИД, Пономарева Т.Г.
Участники проекта, члены отряда ЮИД
Описание проекта
Необходимость создания данного проекта продиктована самой жизнью.
Проблема увеличения дорожно-транспортных происшествий с участием детей в последнее время вызывает особую тревогу, как в нашем районе, так и в стране в целом.
Только за прошедший 2012 год количество ДТП в Ростовской области с участием детей и подростков составило 583 случая, 17 из них – со смертельным исходом.
Ухудшились эти показатели и в нашем городе Шахты.
Поэтому решение данной проблемы должно волновать не только органы ГИБДД, но и всех: родителей, детей, педагогов.
Совершая рейды на дорогах, члены отряда ЮИД «ДПС», видят явные нарушения со стороны водителей: не замечая знака, который располагался у школы, они мчатся со скоростью около 100 км в час.
Объезжая ямы, водитель выезжает на ту часть дороги, которая предназначена для пешеходов, нарушая все правила.
В школе ведутся уроки ОБЖ, но, к большому сожалению, в базисном учебном плане отведено очень малое количество часов на уроки ПДД. И ведутся они только с 8 класса. И освоив теоретические знания, учащиеся среднего звена не умеют применять их в практических действиях на дороге. А малыши тем более.
Поэтому работа в данном направлении ведётся во внеурочное время (после уроков, в выходные дни и в каникулярное время).
В социологическом опросе: «Какие причины, на ваш взгляд, являются основными в непредвиденных дорожно-транспортных происшествиях в микрорайоне МБОУ СОШ №15, от которых могут пострадать дети, который провели члены отряда ЮИД, приняло участие:
-учащихся – 215 чел.
-педагогов- 19 чел.
-родителей - 215 чел.
-водителей – 72 чел.
И было выявлено, что основными причинами в непредвиденных дорожно-транспортных происшествиях в микрорайоне школы, от которых могут пострадать дети, могут стать:
1.Неумение школьников применять теоретические знания в практических действиях на дороге.
2.Низкая транспортная дисциплина водителей и низкая культура поведения на дорогах самих родителей.
3. Неудовлетворительное состояние дорог.
На основании этого была сформулирована проблема, решение которой реально в социальном пространстве микрорайона посёлка.
Изучив данную проблему в микрорайоне школы, мы обращаемся к вам с инициативой создания собственного варианта решения данной проблемы. А собственный вариант решения проблемы заключался в сооружении детского автогородка на территории школы и проведения там практических занятий по БДД.
В условиях формирования рыночных отношений и сопутствующих этому процессу социальных последствий: снижение финансирования социальной сферы, рост цен на услуги оздоровления и отдыха, трансформация духовных и нравственных ориентиров, рост подростковой преступности – важное значение приобретают задачи социальной защиты ребёнка, обеспечения его прав на отдых, оздоровление и занятость в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка.
Социальное неблагополучие семей, высокий уровень безработицы, повлияли на количественные и качественные
показатели социального паспорта школы.
По данным статистики 26 семей нашего микрорайона состоят на учёте, как социально-опасные, в них проживает 46 детей.
Дети, проживающие в этих семьях, эти дети, находящиеся в конфликте с
законом и других трудных жизненных ситуациях, из них состоят на учёте в ПДН – 4 учащихся.
Кроме того, в данном микрорайоне проживает 98 семей, требующих особой заботы государства. Это неполные семьи, многодетные; семьи, с детьми – инвалидами; опекунские семьи; семьи, где родители, либо один из них, инвалиды; семьи, где родители пьют; семьи, где родители официально безработные; а также малообеспеченные семьи.
О чём говорит статистика:
Всего учащихся в школе
Социально-опасные семьи
В них проживает детей
Состоят на учёте в КДН и ПДН
На внутри-
школьном учёте
В «группе риска»
Семьи,
требующие
особой
заботы
государства
4
98
(Таблица №1)
Поэтому о воспитании в таких семьях законопослушного ребёнка, которому привиты все навыки культурного поведения в социуме, в том числе и на дороге, а тем более о дворовых площадках и говорить не приходится.
И при условии размещения детского автогородка на территории школы свободный доступ для занятий в этом автогородке будут иметь все дети, притом бесплатно.
Серьёзную озабоченность вызывает постоянно возрастающее количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в летнее время.
Рассмотрим динамику дорожно-транспортных происшествий с участием детей в общеобразовательных учреждениях г. Шахты за последние три года в целом за год и за летний период времени.
Годы
Количество случаев ДТП за год
Количество случаев ДТП в летний период
2010
11
6
2011
16
10
2012
12
7
(Таблица №2)
Как видно из таблицы, большее количество (56,5%) дорожно-
транспортных происшествий в г. Шахты произошли в летний период. Поэтому появилась острая необходимость создания профильного отряда.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей и подростков - участников дорожного движения, активной жизненной позиции и устойчивых навыков безопасного поведения на улицах.
Задачи:
1.Разместить на базе МБОУ СОШ №15 детской площадки для практического обучения детей и подростков основам дорожной безопасности.
2.Привлечь к проблеме увеличения ДТП с участием детей и подростков
родителей.
3.Наладить тесное сотрудничество с дошкольными учреждениями посёлка и летними оздоровительными лагерями по профилактике детского дорожного травматизма.
5.Привлечь внимание ОГИБДД ГУВД г. Шахты к деятельности отрядов ЮИД по решению данной проблемы.
Ожидаемый результат:
1.Реализация идеи проекта «Дорога и дети» приведёт не только к снижению детского травматизма на дорогах. Она объединит взрослых и детей разных возрастов единой целью – обеспечение безопасности на дорогах, поможет выработать грамотное управление этой деятельностью.
Проект «Дорога и дети» предполагает решение очень актуальной на сегодняшний день проблемы, которая существует как в нашей стране, так и в наше городе – увеличение ДТП с участием детей и подростков.
При разработке данного проекта и составлении сметы расходов на реализацию проекта использован исследовательский материал, взятый с о страниц Всероссийской газеты «Добрая Дорога Детства», где в некоторых регионах России имеются аналогичные автогородки.
Для достижения поставленных на первом этапе задач участниками проектной группы проведены акции «Нет жертвам на дороге!» и «Пешеход на переход!».
Кроме того, результатом первого этапа проекта является выполнение всех намеченных задач на данном этапе.
На втором этапе проекта в марте месяце 2013 года мы планируем принять участие в конкурсе социальных проектов. Члены отряда ЮИД через Всероссийскую газету «Добрая Дорога Детства» нашли координаты производственного объединения «Зарница» (адрес, телефон и сайт), где можно приобрести учебное оборудование для технического оснащения автогородка.
Планируется увеличение количества практических мероприятий, пропаганда ПДД, расширение внешних связей (с родителями), вовлечение в реализацию проекта летнего профильного отряда детей разного возраста и принадлежащих к различной категории семей, позволит уменьшить число безнадзорных в летнее время, привлечь их к пропаганде безопасности на дорогах, здорового образа жизни, а также пропаганде деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения.
На третьем этапе проекта «Дорога и дети» (2013 год) при успешном завершении второго этапа кроме пропагандистской деятельности по БДД планируется завершение сооружения атогородка и привлечение к практическим занятиям большего количества детей.
В перспективе - сооружение опорной площадки для проведения практических занятий по ПДД для мальчишек и девчонок микрорайона.
География проекта
Проект используется:
Для проведения уроков ПДД;
Для обучения практическим навыкам поведения на дороге;
Для подготовки к соревнованиям по «Безопасному колесу»;
Для отрядов ЮИД;
Для жителей микрорайона и учащихся школы.
Внешний механизм реализации проекта
Отдел образования
Родители
ГИБДД
МОУ ЦРБ Тальменского района
№
Дата
Основное содержание этапа
Ответственный
1.
Сентябрь, октябрь 2012 года
Ноябрь-декабрь 2012 года
Январь-февраль 2013 года
-Выявление проблемы;
-Социологический опрос»;
Составление перечня необходимого оборудования для автогородка;
-Составление сметы расходов на реализацию проекта;
-Определение фасона специализированной формы для членов отряда ЮИД и снятие мерок;
-Составление компьтерного дизайна на форму;
-Переговоры с исполнителем заказа на пошив формы;
-Подбор материала для формы.
-Поиск исполнителей заказа на учебное оборудование для автогородка.
Члены отряда ЮИД
директор, члены отряда
Бухгалтер
Члены отряда ЮИД
Пономарева Т.Г.
Пономарева Т.Г., члены отряда ЮИД
Исполнители проекта
Март-май 2013 года
Июнь 2013
Июль-2013
Август - 2013
-Пошив специализированной формы для членов отряда ЮИД;
-Совместные мероприятия с родителями по реализации проекта
-Приобретение учебного оборудования для автогородка, установка его в автогородке.
-Проведение практических занятий в автогородке с учащимися школы.
Работа профильного отряда «ДПС».
Составление финансового отчёта. Оформление благодарственных писем спонсорам и союзникам.
Исполнитель (швея)
Члены отряда ЮИД, Пономарева Т.Г.
Члены отряда ЮИД, Пономарева Т.Г.
Участники проекта, члены отряда ЮИД
Механизм реализации проекта в летний период
Механизм реализации проекта осуществляется в три периода (подготовительный, основной, заключительный).
Подготовительный период
Решение вопроса оказания финансовой поддержки для реализации проекта по техническому оснащению атогородка;
Оформление заявки на приобретение учебного оборудования для технического оснащения детского автогородка;
Заключение договора на изготовление информационных стендов для автогородка.
Заключение трудового соглашения с подрядчиком на пошив специализированной формы для членов отряда ЮИД.
Основной период осуществляется во время пребывания детей в летнем пришкольном лагере:
а) через запланированную деятельность по пропаганде ПДД и профилактику ДДТП (по плану работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма во время профильной смены отряда ЮИД «ДПС» в летнем оздоровительном лагере);
б) через запланированную деятельность профильного отряда по выполнению социального заказа отдела образования;
б) по составленному на подготовительном этапе плану реализации социального проекта «Дорога и дети» с учётом составленной сметы
расходования финансовых средств.
Заключительный период:
Подведение итогов реализации проекта.
Освещение второго этапа реализации социального проекта «Дорога и дети» и деятельности отряда в летний период деятельности профильного отряда на сайте школы.
Вручение благодарственных писем спонсорам и союзникам проекта.
Презентация проекта с приглашением родителей, спонсоров и союзников проекта;
Финансовый отчёт по реализации проекта.
Реализация проекта достигается в результате:
- целевого использования финансовых средств, выделенных на реализацию проекта;
-количества снижения детского дорожного травматизма на дорогах микрорайона школы и района в целом;
- обеспечения занятости детей и подростков микрорайона в летнее время том числе несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом и других трудных жизненных ситуациях;
- предоставления социальных услуг различным категориям детей и семей (многодетным, малообеспеченным и др.).
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА на перовом этапе реализации
№п\п
Статья расходов
Кол-во
Цена
Сумма
1.
Краска белая
36 кг.
(18 банок)
240 р
4320 р
2.
Краска черная
2 кг.
260 р.
260 р.
3.
Краска красная
6 кг.
260 р.
780 р.
4.
Краска желтая
2 кг.
260 р.
260 р.
5.
Знак дорожный круглый
2 шт.
608
1216
6.
Знак дорожный треугольный
2 шт.
440
880
7.
Знак информационный
2 шт.
460
920
ИТОГО:
5620 р.
8636 р.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Дополнительная смета расходов для реализации
проекта «Дорога и дети» (2013 год)
№ п\п
Наименование статьи затрат
Стоимость (руб.)
Кол-во штук)
Всего (руб.)
примечание
1.
Действующий светофор
1,5 тыс. руб.
1
1,5 тыс. руб.
2.
Комплект дорожных знаков
3 тыс. руб.
2
6 тыс. руб.
3.
Переносной «лежачий полицейский»
2 тыс. руб
1
2 тыс. руб
4.
Велосипеды
5 тыс. руб.
2
10 тыс. руб.
5.
Дорожные разметки
4320 тыс. руб.
Согласно разработанной схеме
6.
Пошив специализированной формы для членов отряда ЮИД:
-жилетки для проведения рейдов на дорогах:
-парадная форма для выступления на конкурсах.
на втором этапе проекта
200 руб.
400 руб.
10
10
.
2000 руб.
4000 руб.
ИТОГО
25500 р.
Механизм оценки результативности проекта
Эффективность проекта будет оцениваться по снижению детского дорожного травматизма на дорогах микрорайона, по срезу знаний ПДД, как для пешеходов, так и для велосипедистов, по результатам участия в конкурсах, а также отзыва ОГИБДД о деятельности отряда ЮИД школы и по результатам отзыва общественности.
Процедура оценки будет проходить в ходе заслушивания промежуточных и конечных результатов проекта на планёрных совещаниях на заседаниях «круглых столов» отрядов ЮИД.
Оценивать проект будут сами участники проекта и его исполнители, а также органы ГИБДД.
Возможные риски и факторы,
мешающие в решении данной проблемы
Единственный риск, которого опасаются участники проекта – это плохое финансирование проекта. Автогородок – это площадка, которая учит детей с раннего возраста правилам на дороге. Автогородок – это импровизация дороги, где установлены дорожные знаки, светофоры, существует дорожная разметка, тротуары, некоторые социальные объекты, штрафлощадка пешеходные переходы, миниавтомобили с настоящим пультом управления и многое другое. В атогородках можно кататься либо на велосипеде, либо на веломобиле, либо на роликовых коньках, чему нельзя научиться на дороге, на которой хозяевами являются, к сожалению, только водители, а они бывают разные. Где же ещё, как не в автогородке, можно учиться правилам безопасности? А для создания такого, приближенного к настоящему, автогородка, как в других регионах страны, нужны деньги.
Эффективность проекта в долгосрочной перспективе.
Укрепление связей с дошкольными и школьными образовательными учреждениями.
Предоставление социальных услуг различным категориям детей и семей, находящихся в различных трудных жизненных ситуациях.
Многие дети микрорайона школы в основном из многодетных и малообеспеченных семей, которые не имеют даже велосипедов, а о дворовых площадках и говорить не приходится, Микрорайон школы находится вдалеке от культурных центров города, поэтому в перспективе, при наличии в автогородке технического оснащения, достаточного количества велосипедов здесь могут заниматься во внеурочное время не только учащиеся школы, но и воспитанники дошкольных учреждений.
Кроме того, значительно повысится качество подготовки детей к мероприятиям высокого уровня по ПДД, а главное, уменьшится количество ДТП с участием детей и подростков.
В летнее время в рамках проекта профильного отряда, проводимые на высоком уровне мероприятия, будут притягивать детей и подростков автогородку, таким образом, можно достичь уменьшения количества безнадзорных и беспризорных детей и подростков в летний период.
В дальнейшем планируется продолжить работу по техническому оснащению детского автогородка.
Данная проблема была и будет актуальной всегда. Поэтому у нашего проекта есть будущее. И чем больше в стране будет таких инновационных проектов, тем меньше будет детей погибать на дорогах.
Рекомендации к оформлению и эксплуатации школьной транспортной площадки по изучению ПДД.
Транспортная площадка (автоплощадка) состоит из следующих элементов:
- асфальтированная площадка (с разметкой проезжей части);
- технические средства регулирования (светофоры, дорожные знаки), которые могут быть изготовлены силами самих ребят на уроках труда;
- транспорт (велосипеды, самокаты);
- учебные пособия для проведения игр и занятий (жезлы, формы юных инспекторов движения и т. д.);
- стационарные или переносные витрины (щиты) с агитационно-пропагандистскими материалами (плакатами, памятками, листовками) для проведения занятий;
Границы проезжей части и тротуара наносятся на асфальт белой краской (ширина 0,07–0,1м). Дорожные знаки и панно целесообразно изготовить из металла на стойках с подставкой (высота знака, панно со стойкой — 1–1,2 м).
Схема простейшей транспортной площадки для занятий по Правилам дорожного движения с младшими школьниками.
Размер площадки:
длина - 30-100 м; ширина - 10-25 м.
При оформлении площадки необходимо иметь следующие дорожные знаки и элементы дорожной разметки:
1. Тротуар;
2. Линия, указывающая разрешенные направления движения;
3. Пешеходный переход;
4. Линия разметки, разделяющая транспортные потоки, движущиеся в противоположных направлениях;
5. Перекресток;
6. Линия, разделяющая транспортные потоки, движущиеся в одном направлении;
7. Стоп-линия;
8. Знак «Пешеходный переход»;
9. Знак «Главная дорога»;
10. Велосипедная дорожка;
11. Газон, городская застройка;
12. Знак «Уступите дорогу»;
13. знак «Круговое движение»;
14. Светофор;
15. Знак «Движение прямо и направо»;
16. Знак «Велосипедная дорожка»;
Если позволяют возможности школы, желательно иметь на школьной транспортной площадке электрифицированные макеты транспортного и пешеходного светофоров.
Информационное обеспечение проекта:
1.Амелина В.Е, Фастова О.Л., Кашлева С.В. Внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения». М.: Глобус , 2008. -304 с. –(Классное руководство).
2.Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования».- М.:.Изд. дом «Новый учебник», 2003 – 48 с.
3.Бедарева О.В. Основные правила оформления документов профильной смены. Барнаул, 2006
4.Бедарева О.В. Пособие по организации профильной смены. Барнаул, 2006.
5..Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД по внеклассной работе/ Е.А.Воронова. Изд.2-е.- Ростов н\Д:Феникс, 2006.-256 с.- (Сердце отдаю детям).
6.Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования».- М.: Изд.дом «новый учебник», 2003.-160 с.
7.Дети и дорога: методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений. Ч.П. –М.1994.
8. «Добрая Дорога Детства», 2008-2009 г.г.
9..Лето открытий. «Авторские программы отрядной деятельности: конкурсы, фестивали, военно-спортивные игры, проекты и другие мероприятия»/ авт.-сост. Н.В. Сачкова, В.А. Ивличева.- Волгоград: Учитель, 2007.-156 с.
10.Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: элективный курс «Мы и дорога»/ авт. – сост. О.В.Пахнутова.- Волгоград: Учитель, 2008. -319 с.: ил.
11.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями\ авт.- сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова.- 2-е изд., стереотип.-Волгоград: Учитель, 2008.-222 с.
12. Фролов М.П. Безопасность на улицах и дорогах: учебное пособие для 5-11 классов/ М.П.Фролов, В.Ф.Спиридонов.-Тула: «Тульский полиграфист», 2000.- 48 с.
13.Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днём. День приятных сюрпризов/ Н.А.Шаульская.- Астрель,2007.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ