Проект «Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры с баскетбольной направленностью»
Проект «Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры с баскетбольной направленностью»
Реализация педагогического проекта «Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры с баскетбольной направленностью» осуществлялась в МБОУ СОШ № 77 в течение 3 лет, в 2011-12, 2012-13, 2013-14 учебных годах.
Актуальность педагогического проекта
Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связанная речь.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому, развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Все родители хотят, чтобы их дети учились хорошо по всем предметам. А задумывался ли кто-нибудь, что между уроками физкультуры и другими предметами существует прямая связь.
Школьники младших классов любят уроки физической культуры. В этот возрастной период очень важно формировать не только общую моторику (двигательная активность), но и развивать функцию рук. Руки принимают участие в сохранении вертикального положения тела, поворотах туловища, в сохранении равновесия. Пальцы рук имеют много рецепторов, которые посылают импульсы в кору полушарий головного мозга. Каждый участок коры занят своим делом, есть и участок, отвечающий за речь, то есть развитие рук и речи взаимосвязано. Чем больше и качественнее будут выполняться движения рук и пальцев, тем лучше будет развита речь. И именно из-за слабого развития мелкой моторики рук у детей возникают проблемы с письмом и речью. Систематические занятия по тренировке движений пальцев рук и кисти оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, повышают работоспособность головного мозга, улучшают внимание, память, зрение и слух. Пальчиковая гимнастика решает комплексную задачу развития движений, психических процессов и личности в целом, повышает работоспособность мышц, совершенствует координацию рук, тем самым укрепляя общее состояние здоровья детей.
В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития общей и мелкой моторики и координационных способностей.
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью».
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития общей и мелкой моторики и координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Существует три основных типа нарушения мелкой моторики:
Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т.д.)
Нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), при нарушении зрения, аутизме и др.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
Большое количество детей приходит в школы, не умея не только завязывать шнурки, но и завязывать элементарный узел. Поэтому, уже в начальной школе на уроках физической культурой и внеурочной деятельности важно создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Если уделять должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики – это влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, способствует готовности к овладению навыка письма, что в будущем может избежать многих проблем школьного обучения.
Есть педагогическая проблема с детьми, имеющими разные способности. Моя работа показывает, что способности могут быть развиты, но могут быть и преждевременно угаснуть или деформироваться.
Это обусловило выбор темы: «Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры с баскетбольной направленностью».
Цель моего проекта заключается в разработке системного подхода в обучении умению овладения пластикой, ловкостью движения учащимися и как средство повышения творческой активности учащихся, заинтересованности в дополнительных занятиях физической культурой и спортом.
При этом решаются поставленные задачи:
Педагогические (обучающие, развивающие, воспитательные);
Практические (реализация компетентностного подхода к результатам исследования);
Социальные (удовлетворение какой-либо социальной потребности).
Содержание деятельности по проекту
Процесс реализации ученической деятельности в школе представляется возможным изобразить в виде этапов, каждый из которых выполняет определённую функцию.
Этап 1: Создание проблемной ситуации (диагностика).
Диагностика уровня развития, уровня умений и навыков и способности к творчеству на уровне «ученик – учитель», «учитель - ученик» (тесты О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова, Озерецкого).
Этап 2: Работа групп (упражнения по регулированию творческих процессов – воображение, память, логическое мышление).
Этап 3: Проведение повторной диагностики и анализ динамики изменений.
На первом этапе были обобщены и систематизированы научно-методические представления о координационных способностях, изучены педагогические средства их формирования. В качестве ведущего методического приема развития мелкой моторики и координационных способностей определены физические упражнения и общеразвивающие упражнения с предметами и без с динамическим характером.
На втором этапе организована диагностика физических качеств учащихся 2 А (экспериментального) и 2 Г (контрольного) классов. В экспериментальном классе произведено распределение на группы по результатам диагностики по степени развития мелкой и общей моторики и координации движения, что помогает в дифференцированном подходе в обучении. В процесс обучения были включены разработанные комплексы упражнений специально для каждой группы.
На третьем этапе для оценки результативности проделанной работы была организована повторная диагностика, проведен сравнительный анализ результатов реализации и сформулированы выводы и рекомендации для оптимизации развития мелкой и общей моторики и координационных способностей младших школьников.
Для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методы строго регламентированного упражнения (или сокращенно - методы упражнения), основанные на двигательной деятельности. Эти методы используют в различных вариантах. Их разнообразие зависит от того, какой ведущий признак (принцип) положен в основу группировки.
В частности, по степени избирательности воздействия на КС можно говорить о методах избирательно направленного упражнения с воздействием преимущественно на сходные КС, например на КС, проявляющиеся в циклических локомоциях или относящиеся к метательным движениям с акцентом на меткость, и о методах генерализованного упражнения (с общим воздействием на две и более КС).
По признакам стандартизации или варьирования воздействий на уроке (тренировке, внеклассных занятиях) выделяют методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения в парах или группах.
Первые используют для развития КС школьников при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий, овладеть которыми можно лишь после ряда повторений их в относительно стандартных условиях. Вторые, по мнению большинства исследователей и практиков, являются главными методами развития КС. Остановимся на них подробнее.
Методы вариативного (переменного) упражнения для формирования КС можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования.
К первым можно отнести (разумеется, условно) 3 группы методических приемов.
1-я группа - приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:
а) изменение направления движения (бег или ведение мяча с изменением направления движения, лыжное упражнение «слалом», прыжки «с кочки на кочку», и т.п.);
б) изменение силовых компонентов (чередование метаний при использовании снарядов разной массы на дальность и в цель; прыжки в длину или в высоту с места в полную силу, вполсилы, в одну треть силы и т.п.);
в) изменение скорости или темпа движений (выполнение общеразвивающих упражнений в обычном, ускоренном и замедленном темпе; прыжки в длину или в высоту с разбега с повышенной скоростью; броски в корзину в непривычном темпе - ускоренном или замедленном и т.п.);
г) изменение ритма движений (разбег в прыжках в длину или в высоту, бросковые шаги в метании малого мяча или копья, в баскетболе или гандболе и др.);
д) изменение исходных положений (выполнение общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в приседе и др.; бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, из приседа, из упора лежа и т.д.; прыжки в длину или глубину из положения стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
е) варьирование конечных положений (бросок мяча вверх из и.п. стоя, ловля - сидя; бросок мяча вверх из и.п. сидя, ловля - стоя; бросок мяча вверх из и.п. лежа, ловля - сидя или стоя и т.п.);
ж) изменение пространственных границ, в которых выполняют упражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке, метание диска, толкание ядра из уменьшенного круга; выполнение упражнений в равновесии на уменьшенной опоре и т.п.);
з) изменение способа выполнения действия (прыжки в высоту и в длину при использовании разных вариантов техники прыжка; совершенствование техники бросков или передач мяча при целенаправленном изменении способа выполнения приема и т.п.).
2-я группа - приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:
а) усложнение привычного действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом, прыжком с
поворотом и др.; опорные прыжки с дополнительными поворотами перед приземлением, с хлопком руками вверху, с кругом руками вперед и др.; подскоки на обеих ногах с одновременными движениями рук и т.п.);
б) комбинирование двигательных действий (объединение отдельных освоенных общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами в новую комбинацию, выполняемую с ходу; соединение хорошо освоенных акробатических или гимнастических элементов в новую комбинацию; включение вновь разученного приема единоборства или игры в состав уже разученных технических или технико-тактических действий и т.п.);
в) зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и в длину с разбега; метание снарядов «не ведущей»
рукой; выполнение бросковых шагов в баскетболе, гандболе начиная с другой ноги; передачи, броски и ведение мяча «не ведущей» рукой и т.п.).
3-я группа - приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:
а) использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий (изменение скорости или темпа выполнения упражнений по звуковому или зрительному сигналу, мгновенный переход от атакующих действий к защитным по звуковому сигналу и наоборот и т.п.);
б) усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования (ловля и передача двух мячей с отскоком и без отскока от стены; жонглирование двумя мячами одинаковой и разной массы двумя и одной рукой и т.п.);
в) выполнение освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата (упражнения в равновесии сразу после кувырков, вращений и т. п.; броски в кольцо или ведение мяча после акробатических кувырков или вращений и т.п.);
г) совершенствование техники двигательных действий после соответствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления (совершенствование техники передвижения на лыжах, бега на коньках на фоне утомления; выполнение серии штрафных бросков в баскетболе после каждой серии интенсивных игровых заданий и т.п.);
д) выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо в условиях плохой видимости или в специальных очках; общеразвивающие упражнения и упражнения в равновесии с закрытыми глазами; прыжки в длину с места на заданное расстояние и метание на точность с закрытыми глазами и т.п.);
е) введение заранее точно обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх (с отработкой финта только на проход вправо или на бросок - проход к щиту справа или слева от опекуна; заранее оговоренные индивидуальные, групповые или командные атакующие и защитные тактические действия в спортивных играх; заранее принятая и оговоренная тактика в единоборстве и т.п.).
Методы не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы:
а) варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде и др. по пересеченной и незнакомой местности; бег по снегу, льду, траве, в лесу и др.; периодическое выполнение технических, технико-тактических действий и проведение игры в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол в непривычных условиях, например на песчаной площадке или в лесу; выполнение упражнений, например прыжковых, на непривычной опорной поверхности и т.п.);
б) варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря, оборудования (технические приемы игры разными мячами; прыжки в высоту через планку, веревочку, резинку, забор и др.; гимнастические упражнения на незнакомых снарядах и т.п.);
в) осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических двигательных действий в условиях не строго регламентируемых взаимодействий соперников или партнеров. Это так называемое свободное тактическое варьирование (отработка технических приемов и тактических взаимодействий, комбинаций, возникающих в процессе самостоятельных и учебно-тренировочных игр и т.п.);
г) игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов. Его можно назвать состязанием в двигательном творчестве (соперничество в оригинальности построения новых движений и связок у акробатов, гимнастов, прыгунов в воду и на батуте и др.; «игра скоростей» - фартлек; игровое соперничество в искусстве создания новых вариантов индивидуальных, групповых и командных тактических действий в спортивных играх; упражнения на гимнастических снарядах в порядке оговоренного соперничества с партнерами и т.п.).
При применении методов вариативного (переменного) упражнения необходимо использовать небольшое количество (8-12) повторений разнообразных физических упражнений, предъявляющих сходные требования к способу управления движением; многократно повторять эти упражнения, как можно чаще и целенаправленнее, изменяя при выполнении их отдельные характеристики и двигательные действия в целом, а также условия осуществления этих действий.
Мною было предложено использование на уроках, кроме элементов существующей в типовой программе, средств манипуляции с мелкими предметами (малыми теннисными мячами и шариками), сочетание приёмов прыжков через короткую и длинную скакалку (в парах, группах) с передачей, бросками и ведением мячей и т.д. Этот активный метод обучения называется кинезиологической коррекцией. Особое значение имеют упражнения, в которых используются разнотипные движения рук. В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых происходит в основном на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Этот метод позволяет улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Учителя-предметники, использующие кинезиологические упражнения на уроках, отмечают улучшение почерка, повышение работоспособности, активизацию интеллектуальных и познавательных процессов.
Предложенные мною методические нововведения заключались в следующем:
- весь класс делится на три группы: с высоким уровнем развития мелкой моторики и координации движений; средним уровнем и низким уровнем для дифференцированного подхода в обучении.
- учащимся первого класса предлагалась для обучения пальчиковая гимнастика (О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова, В.В.Цвынтарного), разновидность беговых, прыжковых упражнений; упражнений на внимание и точность показанных учителем упражнений; игровые эстафеты и игры с полиэтиленовыми пакетами, надувными мячами, с чередованием предметов и т.д.
- учащимся второго класса предлагалась для обучения разновидность бросков и манипуляций мячей в парах, причем пары подбирались из разных групп (по степени развития мелкой моторики) с целью проведения обучающимся анализа и самоанализа двигательных действий, например:
Упражнения с 1 теннисным мячом:
Катать мяч, зажатый между ладонями.
И.П. - Мяч лежит на тыльной стороне кисти и прижат ладонью другой руки: Менять положение рук, не теряя мяча.
Подбросить мяч вверх одной рукой, поймать другой.
Подбросить мяч вверх одной рукой, хлопнуть три раза в ладоши, поймать в две руки.
Подбросить мяч вверх одной рукой, присесть (коснуться пола руками), встать – поймать мяч двумя руками).
Подбросить мяч вверх одной рукой, повернуться на 360 градусов на осевой ноге, поймать мяч двумя руками.
Бросить мяч в пол, ловить одной рукой поочередно то правой, то левой.
Бросить мяч в пол, ловить одной рукой поочередно то правой, то левой, но ладонью вниз.
Быстро поднять руку с мячом выше уровня головы (ладонь с мячом направлена вниз к полу), отпустить мяч, и догнать его захватывая этой же рукой ладонью вниз.
Тоже упражнение, но перехват делается другой рукой.
Передавая мяч из руки в руку, делая круговые движения вокруг шеи, корпуса, под одной ногой и другой ногой (мяч перекладывается за шеей, за корпусом, под коленом).
Ударяя мяч в пол, делать прыжки со сменой ног.
Перекатывание мяча между ног по полу, описывая восьмёрку, со сменой рук.
Тоже упражнение, по на весу описывать восьмёрку между ног.
Броски мяча в стену, поймать одной рукой, ладонь обращена к стене; чередование рук.
Стоя спиной к стене (0,5 метра от стены), ударить мячом в пол, развернуться, поймать мяч двумя руками.
Упражнения с короткой скакалкой:
И.П. - В одной руке находятся обе ручки скакалки: вращение скакалкой вертикально вдоль корпуса вперед, при ударе скакалки в пол сделать прыжок вверх (6 раз).
И.П.- тоже, но с двумя скакалками.
И.П. – в каждой руке по ручке одной скакалки: традиционные прыжки на двух ногах (ноги вместе слегка согнуты в коленях, при прыжке ноги в коленях не сгибать, прыжок невысокий).
И.П. – тоже, прыжки на одной ноге (по 6 раз на каждой)
Линейные эстафеты с мячами:
«Передал мяч – садись».
«Горячая картошка». Игра проводится в форме командного соревнования. Дети в каждой команде стоят в затылок друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передаёт мяч второму сверху над головой, второй - третьему т.д., последний, получив мяч забегает и встает спиной перед первым игроком.
3. «Кенгуру» И.П. – тоже, мяч зажат между голеностопов: первый
игрок прыжками достигает стойки, за стойкой берет мяч в руки и
бегом к команде, передает эстафету.
4. Далее см. «Методическая копилка».
- учащиеся третьего класса выполняли, кроме вышеописанных упражнений, повороты, прыжки, остановка по звуковому сигналу и упражнения с двумя или несколькими предметами, например:
Упражнения с 2 теннисными мячами:
И.П. - В каждой руке по мячу: поменять мячи местами, подбрасывая их одновременно невысоко.
И.П. - В каждой руке по мячу, поменять мячи местами, подбрасывая их поочерёдно невысоко.
И.П. - Тоже упражнение, но с ударом в пол.
И.П. - Тоже упражнение, но с ударом в стену.
И.П. - В каждой руке по мячу: мяч правой рукой подбрасывать вверх, левой рукой мяч ударяется в пол (поочередно, усложненный вариант – одновременно).
И.П. - Тоже упражнение, но руки меняем.
Упражнения с короткой скакалкой:
См. «Методическая копилка»
Линейные эстафеты с мячами:
«Мяч - капитану»: поймал мяч от капитана, забеги за спину капитану.
«Передай мяч змейкой». Игра проводится в форме командного соревнования. Дети в каждой команде стоят в затылок друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передаёт мяч второму сверху над головой, второй третьему – снизу между ног и т.д.
Другой вариант – передача мяча сбоку с поворотом корпуса то
вправо, то влево.
3. Далее см. «Методическая копилка»
Упражнения на расслабление для мышц рук, ног, туловища, упражнения на развитие гибкости, быстроты, прыгучести, игры применялись во всех классах, независимо от возраста.
В таблице предоставлена схема учебного плана для 1-3 классов.
Сетка распределения часов на учебный год
Разделы программы
Количество часов
1 класс
2 класс
3 класс
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
Разновидности шагов и бега
6
6
4
4
2
2
Различные виды равновесия
4
4
4
6
4
4
Прыжки, повороты, остановки
4
6
6
8
6
6
Акробатические упражнения
4
2
4
2
2
2
Манипуляции с теннисными мячами
6
8
8
8
8
8
Подвижные игры
8
6
6
4
2
2
Упражнения с предметами
-
-
-
-
8
8
Расслабляющие и восстанавливающие упражнения
2
2
2
2
2
2
Мною разработан экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей, предназначенный для проведения на уроках физической культуры с баскетбольной направленностью для учащихся младших классов.
Для 1-2 классов:
Примерные упражнения, подготавливающие к обучению техники передачи - ловли мяча.
1. Бросание мяча вверх и ловля его одной или двумя руками.
2. Бросание мяча вниз перед собой и ловля его одной и двумя руками.
3. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом, одной и двумя руками.
4. Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.
5. Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.
6. Удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.
7. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.
8. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.
9. Передача мяча в шеренге и по кругу.
10. Передача мяча двумя и одной рукой друг другу в паре.
Упражнения, подготавливающие к ведению мяча.
1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.
2. Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.
3. Ведение мяча на месте правой и левой рукой.
4. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.
5. Ведение мяча на месте правой и левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками произвольным способом.
6. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.
7. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом).
8. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.
9. Ведение мяча вокруг себя.
10. Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения.
Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину.
1. Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).
2. Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.
3. Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.
4. Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным для детей способом.
5. Бросок мяча в корзину после ведения с фиксацией остановки.
Для 3-4 классов:
Упражнения в жонглировании.
1. В основной стойке, удерживая мяч на ладони правой руки внизу, поднять его на прямой руке в сторону, вверх, вперёд, опустить вниз. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой. Исходные положения могут быть различными (основная стойка, сидя на полу, стоя на коленях и т. д.).
2. Удерживая мяч в правой руке над головой, выполнять круговые движения этой рукой, затем другой. Исходные положения могут меняться – сидя, стоя на одной ноге, на носках и т. д.
3. Упражнение то же, только круговые упражнения прямой рукой с мячом выполнять сбоку, спереди, сзади. Кисть вращать таким образом, чтобы удерживать мяч от падения.
4. Удерживать мяч на ребре ладони вытянутой вперёд правой, затем левой руки. Мяч на ребро ладони укладывать противоположной рукой. Исходные положения могут меняться.
5. Мяч удерживать на кончиках пальцев вытянутой вверх одной, затем другой руки. Перевод мяча с ладони на кончики пальцев осуществляется лёгким подбрасывающим движением руки кисти.
6. Из положения мяч над головой вверху на одной руке опустить его вниз с вращением кисти в сторону туловища, завести за спину, затем вернуть в исходное положение. Упражнение выполнять сначала одной, затем другой рукой.
7. Упражнение выполнять, как и предыдущее, только мяч за спиной перекладывать в противоположную руку и возвращать ею в его исходное положение.
8. Подбрасывать и ловить мяч одной рукой перед собой, справа, слева, над головой.
9. Подбрасывать и ловить мяч с одной руки на другую перед собой.
10. Выполнять, как и предыдущее упражнение, только руки – в стороны, мяч перебрасывать через голову.
11. Перебрасывать мяч из одной руки в другую, контролируя его кончиками пальцев. Упражнение выполнять на различной высоте (руки над головой, на уровне головы, на уровне груди, пояса, коленей), в различных исходных положениях (стоя, сидя, в полуприседе, приседе, лёжа).
12. Подбросить мяч вверх правой рукой, поймать левой, переложить в правую и вновь подбросить вверх и т. д.
13. Вращать мяч вокруг шеи, перекладывая его из одной руки в другую, сначала в одну, затем в другую сторону.
14. Вращать мяч вокруг туловища на уровне пояса, перекладывая из одной руки в другую, сначала в одну сторону, затем в другую.
15. Вращать мяч вокруг ног на уровне коленей, перекладывая его из одной руки в другую – в одну и в другую сторону.
16. В положении выпада правой (левой) ногой вперёд перебрасывать мяч из одной руки в другую под ногами.
17. В стойке баскетболиста, ступни на одной линии, передавать мяч с руки на руку по восьмёрке вокруг ног сначала в одну, затем в другую сторону.
18. В основной стойке, удерживая мяч правой рукой внизу, сделать мах правой ногой вперёд и одновременно под ногой переложить мяч в левую руку, повторить мах правой ногой и переложить мяч из левой руки в правую и т. д. Затем то же, но левой ногой.
19. Упражнение то же, но махи ногами чередовать (мах правой – переложить мяч в левую руку, мах левой – переложить мяч в правую руку и т. д.).
20. Удерживая мяч перед собой двумя руками на уровне головы, отпустить его, сделать хлопок в ладоши, успеть поймать, прежде чем он коснётся пола. По мере усвоения упражнения менять высоту полёта мяча из рук и количество хлопков. Хлопки можно выполнять за головой, за спиной и т. д.
21. Удерживая мяч двумя руками за головой, отпустить его, перенести руки за спину и поймать мяч.
22. Упражнение то же, но добавлять хлопок в ладоши перед собой после выпуска мяча из рук.
23. Удерживая мяч перед собой на правой руке, завести его за спину и подбросить вверх таким образом, чтобы его можно было поймать левой рукой слева. Затем выполнить это же движение левой рукой и т. д.
24. В положении стойки баскетболиста, ступни на одной линии, мяч удерживать между ногами, правая рука спереди, левая сзади. Отпустив мяч, поменять положение рук и успеть поймать его прежде, чем он коснётся пола.
25. В положении выпада правой (левой) ногой вперёд удерживать мяч двумя руками под ногами. Отпустить мяч, сделать хлопок руками над выставленной вперёд ногой и поймать мяч прежде, чем он упадёт на пол.
26. Удерживая мяч двумя руками перед грудью, подбросить его вверх чуть выше уровня головы, сделать шаг вперёд, завести руки за спину и поймать опускающийся мяч за спиной на уровне пояса, затем подбросить его двумя руками из-за спины вверх, сделать шаг назад и поймать перед грудью.
27. Ноги на ширине плеч, мяч удерживать на вытянутых вперёд руках на уровне груди. Ударить мяч в пол между ног таким образом, чтобы он отскочил вверх за спину, где поймать его двумя руками и направить ударом в пол в обратном направлении и т. д.
28. Руки вытянуты перед собой, в каждой по мячу. Одновременно подбросить оба мяча вверх и поймать. По мере освоения упражнения увеличивать высоту полёта мяча и выполнять дополнительные упражнения (хлопок в ладоши, приседания, поворот на 180° и 360° и т. д.).
29. Подбрасывать и ловить одновременно два мяча над головой.
30. Подбрасывать одновременно два мяча перед грудью таким образом, чтобы каждый ловить другой рукой.
31. Подбрасывать одновременно два мяча в направлении вверх-назад, сделать поворот на 180°, поймать мячи.
32. Подбросить одновременно два мяча перед собой, расположить руки скрестно и поймать мячи, подбросить их вверх, развести руки, поймать.
33. Подбрасывать и ловить одновременно два мяча – правая рука подбрасывает, левая ловит и т. д. – в различных положениях (сидя, стоя, перед собой, над головой, руки в стороны).
34. В положении стойки баскетболиста каждой рукой удерживать мяч на уровне пояса перед собой. Подбросить мяч правой рукой вверх-влево, переложить мяч из левой руки в правую, подбросить его и одновременно поймать левой рукой, переложить мяч в правую и т. д. Затем выполнять упражнение в другую сторону.
35. В положении стойки баскетболиста подбрасывать и ловить два мяча, каждый двумя руками – один справа, другой слева. Упражнение выполняется без особого труда, если один мяч подбрасывать вверх в тот момент, когда другой начал опускаться. По мере усвоения упражнения снижать высоту полёта мячей.
Упражнения в ведении мяча.
1. Ведение мяча сидя на полу правой рукой – справа, левой рукой – слева.
2. Сидя на полу, ноги врозь, сделать два удара мячом справа, затем два удара между ног правой рукой, перевести его на левую руку, сделать два удара слева, два между ног и перевести на правую руку и т. д. После освоения упражнения выполнять по одному удару в каждой позиции.
3. Находясь в высокой стойке баскетболиста, сделать мах правой ногой вперёд и направить мяч правой рукой в пол под ногой с таким расчётом, чтобы он отскочил на левую руку, сделать мах левой ногой вперёд, направив мяч в обратное положение левой рукой, и т. д.
4. Ведение мяча вокруг себя правой и левой рукой, ноги вместе, слегка согнуты в коленях. Упражнение выполнять в обе стороны.
5. Начинать упражнение с ведения мяча правой рукой справа, находясь в высокой стойке. Не прекращая ведения, сесть на пол, лечь и в обратной последовательности вернуться в и. п. Затем повторить упражнение, ведя мяч левой рукой.
6. В стойке ноги на ширине плеч, согнуты в коленях – ведение мяча по восьмёрке вокруг ног правой и левой рукой.
7. В положении выпада правой вперёд сделать удар мячом правой рукой справа, вторым ударом направить мяч под ногами на левую руку. Повторить движение левой рукой и т. д. По мере освоения упражнения выполнять его без дополнительного удара сбоку.
8. Стоя на одном колене, вторая нога выставлена вперёд, выполнять ведение мяча с руки на руку под коленом выставленной вперёд ноги.
9. Находясь в высокой стойке, выполнять ведение мяча с переводом с правой руки на левую за спиной.
10. Сидя на полу, выполнять ведение мяча правой рукой справа, по сигналу поднять ноги и перевести ударом под ногами мяч на левую руку и т. д.
11. Сидя в группировке на полу, выполнять ведение мяча вокруг себя, правой и левой рукой в обе стороны.
12. В положении стойки баскетболиста выполнять ведение мяча правой рукой, направляя удар назад, и, подхватив мяч той же рукой сзади, направить его вперёд и т. д. Затем сменить руку.
13. Удерживая мяч на правой руке, сбоку сделать шаг правой ногой вперёд и послать мяч в пол под правой ногой, чтобы он отскочил на левую руку, затем сделать шаг левой ногой вперёд и повторить движение левой рукой и т. д.
14. Выполнять ведение мяча, продвигаясь вперёд в полном приседе.
15. Выполнять ведение мяча, продвигаясь вперёд в полном приседе прыжками.
16. Стоя на месте, выполнять ведение двух мячей правой и левой рукой, одновременно ударяя их в пол. По мере усвоения упражнения выполнять его, продвигаясь вперёд сначала шагом, затем бегом.
17. То же упражнение, но уменьшая и увеличивая высоту отскока мячей от пола.
18. Выполняя ведение двумя мячами одновременным ударом в пол, поменять мячи местами и продолжать ведение. Сначала выполнять упражнение на месте, затем с продвижением вперёд.
19. Выполняя ведение двумя мячами, послать их ударом назад, повернуться на 180° и продолжать ведение. Сначала выполнять на месте, затем в движении.
20. Выполнять ведение двумя мячами, поочерёдно ударяя их в пол сначала на месте, затем с продвижением вперёд.
21. Выполняя ведение одновременно двух мячей вышеперечисленными вариантами, по сигналу менять направление движения (вперёд, назад, в стороны, на месте и т. д.)
22. Выполнять ведение одновременно двух мячей вокруг ног сначала вправо, затем влево.
Упражнения в передачах мяча.
1. Ловля и передача мяча одной рукой (другая за спиной) из-за головы, от плеча, снизу. Выполнять у стены или с партнёром.
2. Из стойки ноги на ширине плеч спиной к стене (партнёру) послать мяч назад двумя руками ударом в пол между ног. Выполнять у стены или с партнёром.
3. Удерживая мяч двумя руками за спиной, наклоном вперёд и движением рук назад послать мяч в стену или партнёру.
4. Завести мяч правой рукой назад и одновременно с махом правой ногой вправо послать его вперёд в стену или партнёру ударом в пол. Затем повторить упражнение с левой стороны.
5. Выполнять поочерёдно передачи двух мячей в стену с таким расчётом, чтобы после отскока от стены мяч ударился в пол и отскочил вновь к передающему. Использовать способы: двумя от груди, одной от плеча, одной снизу, двумя из-за головы.
6. Одновременная передача двух мячей в стену (партнёру) правой и левой рукой с последующей их ловлей. Для передач использовать способы: одной от плеча, одной из-за головы, одной снизу.
7. То же упражнение, только мячи посылать в стену (партнёру) с таким расчётом, чтобы ловля каждого выполнялась противоположной рукой.
8. Поочерёдные передачи двух мячей в стену (партнёру) с последующей их ловлей правой и левой руками. Для передач использовать способы: одной от плеча, одной из-за головы, одной сбоку.
9. Передачи двух мячей в стену (партнёру). Ловить каждый мяч только левой рукой, переложить его в правую руку и выполнить передачу. Затем упражнение выполнять в противоположной последовательности.
Организационно – методические указания.
Для достижения максимального эффекта необходимо на уроках систематически применять комплексы, составленные из вышеперечисленных упражнений. Каждый комплекс должен включать все три вида упражнений. Упражнения выполняются в стойке баскетболиста. Исключения составляют те из них, где даются специальные указания.
Мяч контролируется кончиками пальцев, обязательны амортизирующие движения рук, туловища и ног. Зрительный контроль над мячом снижается по мере освоения упражнения. Хорошо усвоенные упражнения выполняются без него или под контролем периферического зрения.
Условия выполнения упражнений должны постоянно усложняться, что достигается изменением исходных положений, расстояний (сокращение расстояния от стены или партнёра при передачах), времени и т. д.
Упражнения целесообразно давать в начале основной части или в конце подготовительной части занятия. Комплекс может включать 5 – 7 упражнений и рассчитывается на 10 – 15 мин. в зависимости от условий. При этом одно упражнение должно выполняться не более 20 сек., а отдых между упражнениями – не менее 30 сек.
Для повышения эмоциональности занятий и учёта роста мастерства необходимо упражнения проводить в виде соревнований, учитывать количество повторений в единицу времени и число ошибок, определять победителей, регистрировать рекорды. Отдельные упражнения можно использовать в качестве домашних заданий.
Результаты работы.
В начале эксперимента в обеих группах (группа Г - экспериментальная, группа В - контрольная) испытуемых было проведено педагогическое тестирование для определения уровня их физической подготовленности. Однако при проведении тестирования на первом этапе педагогического эксперимента, результаты учащихся контрольной группы по некоторым видам упражнений, в частности: челночном беге 4х9, беге на 30м и подтягивании, были несколько лучше, чем у учащихся экспериментальной группы.
ДИНАМИКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ (экспериментальная группа, 2 Г (2012-2013 уч. г), 3 Г (2013-2014 уч. г.))
№ п/п
Захват теннисного мяча ведущей рукой сверху за 10 сек
Ловля-передача мяча в стену с расстояния
1 метр за 10 сек.
Ведение мяча «змейкой»
до
после
до
после
до
после
эксперимента
эксперимента
эксперимента
Ветров Денис
9
12
7
12
13.9
10.2
Второв Владислав
8
12
7
11
14.2
10.7
Гарифуллина Алина
6
8
5
7
15.6
14.2
Давыдова Ксения
7
10
7
9
14.6
13.5
Даниелян Пётр
6
9
6
8
14.5
12.4
Дермелёва Юлия
10
13
8
11
14.1
10.7
Драгунов Алексей
5
9
7
9
15.1
13.6
Ефимов Андрей
8
11
7
10
15.0
12.6
Иванов Артём
8
10
6
9
14.8
11.2
Иванов Денис
10
15
10
12
12.8
10.0
Илясова Карина
7
10
7
9
15.5
13.7
Коваль Евгений
4
8
5
7
18.1
14.3
Корниенко Дмитрий
5
7
5
7
17.0
14.7
Кремнёва Дарья
6
9
5
8
15.2
14.7
Марьин Иван
7
10
6
9
16.1
12.0
Назаров Михаил
9
11
9
11
14.0
10.8
Никитина Настя
7
9
6
9
15.9
13.9
Попова Дарья
8
12
8
11
14.2
10.9
Попова Мария
7
12
8
10
14.1
11.0
Ситкина Марина
7
11
7
10
14.7
11.9
Сомов Игорь
8
11
7
10
16.0
10.9
Татаринов Артём
9
12
8
11
14.1
10.2
Терехов Михаил
5
8
5
8
15.8
13.4
Трунина Олеся
4
7
5
7
18.9
16.5
Храмова Анна
9
13
8
11
14.0
10.6
Ширяева Лейла
8
10
6
8
15.4
11.1
ИТОГ
7,2
10,3
6,7
8,6
14.7
12.3
ДИНАМИКА КООРДИНАПИОНННХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ (контрольная группа 2 В (2012-2013 уч. г.), 3 В (2013-2014 уч. г.)))
№ п/п
Захват теннисного мяча ведущей рукой сверху за 10 сек
Ловля-передача мяча в стену с расстояния
1 метр за 10 сек.
Ведение мяча «змейкой»
до
после
до
после
до
после
эксперимента
эксперимента
эксперимента
1. Антонова Екатерина
8
9
9
10
13.9
13.8
2. Ануфриев Данила
5
5
8
8
14.2
15.6
3. Бобров Никита
10
11
10
12
13.7
11.8
4. Бесщекова Валерия
7
7
8
9
14.9
14.1
5. Вафин Дамир
3
3
5
5
18.6
19.0
6. Воробьев Кирилл
8
8
7
7
14.5
14.4
7. Воронина Валерия
8
9
8
9
14.9
14.2
8. Гольдебаев Александр
9
10
10
11
13.2
13.1
9.Джабраилов Руслан
9
9
9
10
14.0
14.2
10.Исенгалиева Самира
7
8
9
9
14.6
14.0
11.Кондратьева Елизавета
9
10
9
9
14.0
13.8
12.Кирсанов Кирилл
8
7
8
9
13.9
13.8
13.Корнилова Татьяна
5
4
7
5
15.0
15.9
14.Мустафаева Саадет
7
8
8
8
14.4
14.2
15.Попова Мария
9
10
8
9
14.1
13.6
16.Попов Никита
10
11
9
10
13.5
13.0
17.Солопов Артур
5
6
7
7
15.4
15.2
18.Сомов Артём
4
6
6
7
16.1
15.8
19.Терентьева Екатерина
8
9
8
9
13.6
13.8
20.Туленков Александр
8
8
8
8
14.2
14.0
21.Уварова Анастасия
7
8
7
8
14.5
14.2
22.Фоков Данил
4
4
5
6
15.5
15.3
23.Черненко Алёна
8
11
9
11
13.5
12.0
24.Шигин Алексей
6
6
8
9
14.3
14.0
25.Широкова Виктория
7
8
7
8
14.7
14.6
26.Щедров Сергей
9
12
10
11
13.2
11.0
ИТОГ
7,3
7,9
7,9
8,6
13.8
14.1
Анализ результатов тестирования физической подготовленности учащихся обеих групп на заключительном этапе педагогического эксперимента позволил установить достоверные различия результатов выполнения всех предложенных тестовых упражнений.
На заключительном этапе педагогического эксперимента кроме рекомендованных программой тестов детям были предложены двигательные задания, которые позволили изучить комплексное проявление координационных способностей: способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений, способность к ориентированию в пространстве, способность к сохранению устойчивости позы (равновесие), чувство ритма, способность к произвольному расслаблению мышц, координации движений. В таблице представлены результаты тестирования.
Результаты оценки координационных способностей у испытуемых экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента (уровень, баллы)
Группа
Двигательные задания
Бросок мяча в цель
Челночный бег с предметами 9х4
Ловля подвешенного теннисного мячика
Сбор мелких предметов на время
Статистическое равновесие
Экспериментальная группа
5
5
5
4
5
Контрольная группа
4
3
5
3
3
Как показали наши исследования, на уроках, где использовались упражнения баскетбольной направленности и другие оздоровительные средства, дети (как мальчики, так и девочки) испытывали огромную радость, особенно от упражнений с предметами. Использование игровых и соревновательных методов создавало хорошее настроение у детей, что способствовало более плодотворной работе. Все это является эффективным средством воспитания, при помощи которого можно с успехом развивать и совершенствовать основные двигательные качества, а также формировать и корригировать функциональные нарушения мелкой моторики и координации рук. У детей возросла творческая активность, дети стали участвовать в показательных во внутришкольных и районных соревнованиях.
Исследования показали, что применение общеразвивающих упражнений, специальных подвижных игр для профилактики нарушений осанки и развития мышц кисти дало положительный результат. В результате исследований было выявлено, что использование на уроках средств упражнений с мелкими предметами, скакалками, мячами, гимнастическими палками, обручами способствовало исправлению нарушений осанки у детей. Результаты обследования детей в начале 2-го класса показали, что 11 детей (что составляет 42,3%) имели низкий уровень развития мелкой моторики и координации рук, 9 детей (34,6%) – средний уровень и 6 детей (23,1%) – высокий уровень. Обследования в конце учебного года в 3-м классе показали, что занятия с кинезиологической коррекцией способствовали значительному улучшению развития общей и мелкой моторики и дети распределились по группам следующим образом: с низким уровнем – 4 человека (15,4%), со средним уровнем – 13 человек (50%) и с высоким уровнем – 9 человек (14,6%). Практически у всех детей появился навык самоконтроля при выполнении упражнений.
Нами было замечено, что занятия с баскетбольной направленностью способствовали формированию устойчивого интереса у детей к урокам физической культуры и спорту.
Таким образом, можно сделать вывод о результативности педагогического проекта по развитию координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры с баскетбольной направленностью.
Выводы
Координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Выделяют специальные, специфические и общие КС. Под общими КС понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Специальные КС - это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Специфические КС - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.
Для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы, такие как методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения, которые являются главными методами развития координационных способностей, а также игровой и соревновательный методы.
Мною было предложено использование на уроках, кроме элементов существующей типовой программы использовать активные формы кинезиологической коррекции. В современных литературных источниках не полностью отражены такие вопросы, как воспитательное значение игровых форм обучения, влияние профилактических и корригирующих упражнений, пальчиковой гимнастики на физическое развитие и совершенствование двигательных качеств у детей младшего школьного возраста, их этическое воспитание в ходе учебного процесса.
Предложенные нами методические нововведения заключались в следующем:
- весь класс делится на три группы: с высоким уровнем развития мелкой моторики и координации движений; средним уровнем и низким уровнем для дифференцированного подхода в обучении.
- учащимся первого класса предлагалась для обучения пальчиковая гимнастика (О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова, В.В.Цвынтарного), разновидность беговых, прыжковых упражнений; упражнений на внимание и точность показанных учителем упражнений; игровые эстафеты и игры с полиэтиленовыми пакетами, надувными мячами, с чередованием предметов и т.д.
- учащимся второго класса предлагалась для обучения разновидность бросков и манипуляций мячей в парах, причем пары подбирались из разных групп (по степени развития мелкой моторики) с целью проведения обучающимся анализа и самоанализа двигательных действий.
- учащиеся третьего класса выполняли, кроме вышеописанных упражнений, повороты, прыжки, остановка по звуковому сигналу и упражнения с двумя или несколькими предметами.
- разработан экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей, предназначенный для проведения на уроках физической культуры с баскетбольной направленностью для учащихся младших классов.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ