Рабочая программа внеурочной деятельности Кружка
Филиал МБОУ Коробецкой средней школы д.Высокое
Утверждаю
Директор школы
Приказ № от
Рабочая программа внеурочной деятельности
Кружка
«Секреты Волшебницы - речи»
Срок реализации программы 1 год
Составитель: Богачева Любовь Александровна
учитель начальных классов
д.Высокое
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. В начальных классах развитие речи обучающихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они владеют речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении предметов школьного курса.
Овладение речью – это способ познания действительности.
Наиболее существенный источник материала для связной речи – это жизненный опыт детей: их детство, школьные годы, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, и, сколько бы ребёнок ни читал и ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет ею овладеть без собственного речевого опыта. Поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся у детей представлений, что тесно связано с развитием речи ребёнка, с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать её. Начинать эту работу надо с первых дней ребёнка в школе.
Школа работает над внедрением ФГОС, что предполагает у детей развитие творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельной мыслительной деятельности, формирование у них высокой культуры речевого поведения.
Эти цели получают практическую реализацию в коммуникативно-ориентированном курсе «Секреты Волшебницы – речи».
Программа не противоречит сформулированным в Стандарте требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, структуре и условиям ее реализации учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования. Развитие речи самоценно на ступени начального общего образования как фундамент всего последующего образования.
Программа рассчитана на возраст детей 7—11 лет. Занятия проводятся во внеурочное время 2раза в неделю и являются продолжением программы дошкольного развития творческих способностей, где основной деятельностью являлась игровой.
В младшем школьном возрасте на первый план выходит учебная деятельность, однако игровая не утрачивает своей силы и актуальности. Поэтому игра во внеурочной деятельности особенно успешно способствует развитию познавательной активности и речи ребёнка. Школьник становится субъектом деятельности. В данном курсе развития речи, который в доступной для детей форме раскрывает основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации, организации и планирования деятельности, воздействия на мысли и чувства, поведение людей, осуществляется личностный подход, предоставляется возможность для самореализации, для развития своих задатков и способностей.
На занятиях используются различные формы работы: игра, сказка, спектакль, театральная гостиная, сценическая миниатюра, театральное представление, викторина, утренник, экскурсия и другое, предлагаются разные виды деятельности: игровая, трудовая, учебная, исследовательская.
Содержание курса призвано обеспечить:
Овладение навыками культуры общения, умение ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи и правильно понимать чужие.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности
Развитие детского речевого творчества.
Формирование у обучающихся положительного мотивационного отношения к изучению русского языка, литературы.
Развитие воображения, мышления, умения делать логические выводы.
Пробуждение наблюдательности, познавательной активности.
Формирование нравственных ценностей духовной культуры.
Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать человеку, самоуважения.
В курсе рассматриваются наименее разработанные в методике начального обучения вопросы развития связной речи. Задания расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудностей, что позволяет ребёнку совершенствоваться.
Центральным понятием является понятие «текст», так как конечная цель освоения русского языка в школе – научить связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить воспринимать текст, передавать его содержание и создавать свой собственный текст, речевое произведение, высказывание.
Разнообразные виды работ направлены на формирование комплекса речевых умений:
В 1-м классе
внимание в устной речи к темпу, громкости, отчётливости произведения, манере поведения во время разговора
устные ответы на вопросы, объединённые одной темой;
составление предложений по сюжетным картинкам;
составление нескольких предложений, объединённых одной темой, под руководством учителя;
устное изложение текста по вопросам учителя;
составление рассказа на тему, заданную учителем или выбранную учащимися (по серии картинок, по наблюдениям и впечатлениям, по нескольким опорным словам, продолжение рассказа, сказки по его началу, сочинение загадок, считалок и т.д.)
Во 2 – 4 классах действия обучающихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно в комплекс умений, формируемых у обучающихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:
информационно – содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении;
структурно – композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.;
умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю;
умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Особое место в курсе занимает воспитание культуры речевого общения, детское сочинительство, задания, направленные на развитие воображения, фантазии.
Система творческих работ направлена на то, чтобы ученики овладели следующими предметными умениями:
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
составлять тексты в устной и письменной формах;
понять тему сочинения, раскрыть её;
передать в своём сочинении определённую идею;
собирать и отбирать материал для сочинения;
составлять план своего рассказа;
правильно, логически последовательно выражать свои мысли.
обогащать жизненный опыт;
активизировать словарный запас.
Курс является межпредметным, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка у детей развивается стремление к получению знаний по природоведению, изобразительному искусству, литературе, театру и т.д.
Требования Стандарта задают ориентиры оценки не только предметных умений, но и личностных и метапредметных результатов освоения о программы.
К предполагаемым личностным результатам обучающихся, освоивших данную программу, относятся умения:
гордиться своей Родиной, краем, городом, любить свой народ, культуру, язык;
сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебном диалоге;
понимать, сопереживать чувствам других людей; быть доброжелательными, отзывчивыми;
уважать чужое мнение; обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
уметь слушать и слышать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
К предполагаемым метапредметным результатам обучающихся относятся универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями:
находить способы решения проблем поискового и творческого характера; уметь организовать собственную деятельность;
планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными задачами готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Формы подведения итогов:
праздник читательских удовольствий,
составление сборников творческих работ и презентация детских книг,
подбор материала и выпуск газет к предметной неделе гуманитарных наук
конкурс театрального мастерства,
концерты для детей и родителей,
выступления перед воспитанниками детского сада,
школьные и районные смотры юных талантов и др.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-технические условия реализации программы должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований:
санитарно-гигиенических норм;
социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места);
пожарной и электробезопасности;
расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске). изобразительного искусства.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
создания и использования информации: письмо, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет;
создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
планирования учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений.
Календарно – тематическое планирование кружка
«Секреты Волшебницы – речи»
1 класс (34 часов)
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Количество часов
Содержание
Виды деятельности
Для чего нужна речь
7 ч
Речь – важнейшее средство общения
Речь – средство познания, договориться, согласовать.
Речь – средство воздействия.
Игры,
драматизация сказок,
сочинение фантастических историй по серии картинок
1
Плохо одному
1ч
2
Как узнать что-то новое
1ч
3
Поиграем вместе
1ч
4, 5, 6,7
Слово веселит, огорчает, утешает…
4ч
Устная речь
10 ч.
Устная речь, живая речь, произносимая:
Голос высокий, низкий, тёплый, мягкий, грубый, мрачный, робкий и уверенный; темп, скорость речи: сила голоса;
Жесты, мимика.
Игры, разыгрывание ситуаций.
Конкурс «скороговорителей».
Пантомима.
8
Говорим и пишем
1ч
9
Умеем ли мы говорить
1ч
10
Какой окраски твой голос
1ч
11
Говорим медленно – быстро
1ч
12, 13
Сядем на пригорке да расскажем скороговорки
2ч
14
Говорим тихо – громко
1ч
15
Помощники устного слова
1ч
16, 17
Как вести себя во время разговора
2ч
Составление правил
Учимся вежливости
7ч
Вежливые слова,
волшебные слова, речевой этикет.
Путешествие по городу Спасибо граду
Игры, разыгрывание ситуаций, составление словарика волшебных слов
18, 19
«Придумано кем – то просто и мудро…»
2ч
20,21
Волшебное слово
2ч
22, 23
Простое слово «Извините»
2ч
24, 25
Очень важные слова
2ч
26, 27
Это интересно. Этикет
2ч
Речевые секреты
4 ч
Функции речи на примере художественной литературы. Введение в литературу.
Фантастические рассказы, словарик слов со звукоподражанием.
28
Смеёмся, грустим, задумываемся…
1ч
29, 30
Кому и как можно подражать
2ч
31
Что на что похоже
1ч
Эти таинственные слова
25ч
Толкование слова,
словарный запас,
составление азбук в стихах на примере азбук Маршака, Заходера и др.
Составление толковых словариков, рисование непонятных слов;
Игры в слова;
Конкурс на лучшее стих в азбуку,
Решение «загадочных» упражнений по русскому языку
32-33
Нарисуем непонятные слова
2ч
34-35
Если слово непонятно…
2ч
36-37
Отгадай слово
2ч
38-41
Как составить толковый словарик
4ч
42-43
Соберём свой словарик
2ч
44-45
Весёлый алфавит
2ч
46-50
Весёлые правила
5ч
51
Загадки слов
1ч
52-53
Мы любим шутки, любим смех
2ч
54-55
Кто дарит нам сказки?
2ч
Текст
11ч.
Текст, признаки текста, тема, заголовок,
Основная мысль текста.
Выделение «опорных» слов, составление текстов по заголовку, выпуск газеты «Мой 1 класс»
(работа в группах по рубрикам)
56-60
Такое одинаковое и разное предложение
5ч
61-62
О ком и о чём
2ч
63-64
О чём можно узнать из заглавия
2ч
65-66
Ключ к тексту
2ч
2класс (64 часа)
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Количество часов
Содержание
Виды деятельности
1
Повторение изученного в 1 классе.
Устная речь. Выразительная речь – это искусство
2ч
Говорить выразительно. Основной тон высказывания.
Игры, разыгрывание диалогов, чтение стихов
Всё равно тебе водить…
8ч
Особенности стихотворной речи – рифма, ритм;
Определение ритма в считалке,
Составление словаря рифм,
Сочинение считалок, презентация книжки – малышки считалок
2
Два секрета считалки
2ч
3
О чём рассказывает считалка. Языковые особенности считалок.
2ч
4
Сочиняем считалку
4ч
Текст
15ч.
5
Повторение изученного в 1 классе о тексте
1
Что такое текст, тема, основная мысль текста
6
Тематический словарь
3
Слова на одну тему, тематическая группа слов
Составление тематических словарей, исследование.
7
Составление словаря вежливости и этикета
3
Этикет, волшебные слова
Конкурс на самый большой словарь вежливости
8
Как строится текст
2
Структура текста: зачин, начало, основная часть, концовка
Практические занятия, Определение частей текста, основной мысли текста
9
Тот же текст, да не совсем
3
Пересказ, изложение
синонимы
Подбор синонимов,
словарик синонимов
10
Изложение текста по обобщённым вопросам
1
Построение предложений в зависимости от контекста
Анализ изложений
11
Восстановление текста с пропущенными словами
1
Точно употреблять слова в тексте, находить синонимы
12
Чтоб было всё понятно
1
Важные для понимания текста детали
Анализ пересказов, выделение главного и второстепенного.
О чём рассказывает план
4
План, оглавление. Пункты плана
Составление планов, редактирование текстов
Тексты бывают разными
10
13
Виды текстов
1
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение
Исследование текстов разных типов
14
Текст – Рассуждение
Самое беспокойное слово на свете
4
Текст – рассуждение, почему и потому.
Наш «Клуб Почемучек»
Конкурс на лучший вопрос
15
Я думаю…мне кажется…
1
Объяснять, доказывать
Сказочная история про Почему и Потому
16
Сочини сказку!
4
Перевирание сказки
Конкурс вралей
Текст – описание
14
17
Как увидеть то, чего не видим
2
Отбор признаков предмета, главное в описании,
Выделить, отличить, найти, сравнительное описание
Сравнительные описания
«Самый острый глаз в мире»
18
Только так, а не иначе
2
Основное правило
сравнения
19
Сравни и опиши
2
Структура сравнительного описания
Игра «Типография»
20
Увидел, услышал - рассказал
3
Текст - рассказ
Письмо невыдуманного рассказа
21
Начать, продолжить, закончить
2
Составляющие рассказа
Упражнение «отгадай сказку»;
22
Опорные слова
3
Ключевые слова, стержневые, Определение самых главных слов
23
Рассказ – в пьесу
6ч
Переделывание рассказа в пьесу
спектакль
24
Я - издатель и редактор газеты
5ч
Подбор материала для классной газеты
Издание классной газеты по рубрикам
3 класс(64 часа)
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Количество часов
Содержание
Виды деятельности
Речь и её значение в жизни.
Устная речь…
Живое слово.
10ч.
1
Учимся говорить легко и свободно. Выделяй голосом.
3ч.
Художественная речь нужна, чтобы влиять на чувства людей, логическое ударение
Диалоги, разыгрывание диалогов, конкурсы чтецов
2
Об одном и том же по – разному.
2ч.
3
Загадки.
Маленькие хитрости отгадки.
5ч.
Метафора.
Виды загадок.
Сочинение загадок.
Слова – загадки и их разгадки.
Игра в ТАБУ.
Презентация книжки – малышки с загадками
Культура общения
10
4
Ежели вы вежливы…
3ч.
Устное и письменное приглашение.
Поздравление устное и письменное.
Вежливость.
Словарь вежливых слов.
Праздник
Чаепития.
5
Добро пожаловать!
2ч.
6
Чтобы гостю было приятно
2ч
7
Поздравляем и желаем.
3ч.
Текст
42ч.
8
О чём говорится в тексте. Широкие и узкие темы.
2ч.
Понятие о широкой и узкой теме высказывания. Границы темы.
9
Как найти основную мысль текста
2ч.
Определение основной мысли в текстах, где она прямо автором не сформулирована.
10
Перескажи кратко
2ч.
Сжатое сообщение о теме, об основной мысли текста. Аннотация.
Отзыв на прочитанную книгу, редактирование.
11
Объединяем и исключаем
2ч.
12
Сделай вывод!
2ч.
Рассуждение – доказательство. Вывод в рассуждении. Цитата в рассуждении.
13
Во – первых, во – вторых, в- третьих…
3ч.
Несколько доказательств в рассуждении.
14
Настоящий или ложный.
3ч.
Сравнительное описание, состоящее, из двух частей.
Биография и автобиография.
15
Присмотрись внимательно
3ч.
16
Кем был твой прадед
2ч.
Ведение дневника.
Сочинение о бабушках к празднику «Бабушки и внуки»
17
«Хочу я разведать, что делают дети на свете»
3ч.
18
Один день моей жизни
2ч.
19
История моей жизни
2ч.
20
Весёлые рассказы.
2ч.
Весёлые рассказы
Уголок юмора и всякие хитрости
21
Смешно о смешном
2ч.
22
Живые смешинки. Мы делаем живые смешинки.
4ч.
23
Моя газета
2ч.
Газетные материалы.
Составление текстов – подписей к фотографиям
Я – издатель, фотограф и редактор газеты.
Экскурсия в издательство газеты
24
Особенности газетных материалов
2ч.
25
Фотографии в газете.
Резерв
2ч.
2ч.
4 класс (64 часа)
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Количес -во час.
Содержание
Виды деятельности
Речь и её значение в жизни.
10ч.
1
Прочитай и выполняй.
2ч.
Влияние речи на поступки людей
2
Вывески на улицах города. Прохожий, остановись!
3ч.
Письменные и устные объявления
Сочинение «Пропала собака»
3
Приходите все!
Уголок юмора и чудес, всякие хитрости.
4
Посторонним вход воспрещён!
5
Внимание! Внимание!
Спешите! Торопитесь
Покажи товар лицом.
5ч.
Афиша. Школьная реклама.
Спектакль
Культура общения
5ч.
6
Если вы не можете выполнить просьбу
2ч.
Извинение и отказ
Разыгрывание ситуаций
7
Не надо ссориться
3ч.
Спор, но не ссора
Текст
44ч.
8
Как найти основную мысль текста
6ч.
Основная мысль в заголовке текста.
Точность и полнота объяснительно – доказательной части в рассуждении.
Практические занятия
9
Объясни и докажи убедительно
4ч.
10
Где тут Ваня, где тут Саня?
Было – не было. Услышал, запомнил, рассказал.
О себе и о других.
10ч.
Сравнительное описание в художественной речи.
Рассказы на основе услышанного (увиденного).
Наш «Клуб сочинителей»
11
Общение на расстоянии.
1ч.
Письмо близкому (родному) человеку, поздравительная открытка.
Переписка.
Письма близким людям,
друзьям
12
Я пишу письмо. Здравствуй… до свидания.
4ч.
13
Поздравительное письмо.
2ч.
14
Письмо родным и близким.
2ч.
15
Личный дневник.
1ч.
16
Письмо в газету. Коротко о важном.
8ч.
Газета. Письмо в газету. Заметка в школьную стенгазету. Устный репортаж.
Я – репортёр, издатель и редактор газеты.
Юные годы будущих талантов.
Заметка в школьную газету.
Выпуск классной газеты «Так начинались школьные годы…»
17
С места событий.
2ч.
18
Ты – репортёр.
4ч.
Репортаж, посвящённый окончанию начальной школы.
19
Сочиняю для себя
5ч.
Подготовка материалов для публикации
Презентация книги с творческими работами юных талантов.
ЛИТЕРАТУРА:
№ п/п
Название
1.
Беккерман. Ю.И. Уроки развития связной речи в начальной школе. С-П, 1997г.
2.
Бондаренко А.А. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. Новосибирск, 1995г.
3.
Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать изложения. М. Грамотей, 2006г.
4.
Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. Серия «Стандарты второго поколения». Просвещение, 2009г.
5.
Коган М.С. Игровая кладовая. Сибирское университетское издательство. Новосибирск, 2004г.
6.
Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М. «Просвещение», 1992г
7.
Ладыженская Т.А. Речевые уроки. М. «Просвещение», 1995г.
8.
Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., 1993г.
9.
Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников. Пенза, 1995г
10.
Пашкевич Т.Д. Понять…Принять…Поддержать… Барнаул, 2009г
11.
Пикулёва Н. Слово на ладошке. М., 1994г.
12.
Синицына Е. Умные Загадки (серия – «Через игру к совершенству». М. «Лист», 1997г.
13.
Сухин И.Г. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие. Литературные викторины для дошкольников и младших школьников. М. «Новая школа», 1996г.
14.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Ленинград, 1991г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ