Общешкольный семинар «Чему учить и как учить?»
Общешкольный семинар
«Чему учить и как учить?»
Скучные уроки годны лишь на то,
чтобы внушать ненависть и к тем,
кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому.
Ж.-Ж. Руссо.
План семинара:
Вступительное слово завуча.
Практическая работа в группах.
Формирование способностей к самообучению и самоорганизации.
Мотивация учения.
Диспут.
Личность учителя в образовательном процессе.
1. К извечным в нашей стране вопросам «Кто виноват?» и «Что делать?» добавились ещё два. В России больше века не утихают споры: чему учить и как учить? Мощная система народного образования, организованная по строгой, иерархической системе, уже давно начала давать сбои. Как ни стараются органы управления - всё труднее и труднее руководить учениками, учителями, да и самим образовательным процессом.
Как отнестись к тому, что бывшие двоечники владеют магазинами, банками, заводами, а бывшие отличники, «ходячие энциклопедии», кандидаты наук, учёные выброшены на дно жизни, ведут жалкое существование. Как оценивать человека: по его отметкам в аттестате или по его успешности в жизни. Мы часто говорим о «тройке» как о педагогическом браке, нас не устраивают «удовлетворительные» знания. А сколько же мы ещё отправляем в самостоятельную жизнь «троечников» по своим чисто человеческим качествам (хотя с «4» и»5» в аттестате). На мой взгляд, самое важное, чтобы наши выпускники были в первую очередь людьми порядочными, высоко нравственными.
Я полностью согласна с теми, кто утверждает, что главная задача России сегодня - кардинальное переустройство образования. Наука и новые технологии есть основа информационной, то есть современной, цивилизации. И гарант выживания страны. А фундаментальная наука, порождающая новые технологии, базируются как раз на системе образования. Не будет этой базы - не будет и России.
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается идея создания оптимальных условий для становления личности каждого ребёнка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальных возможностей, способностей. Сегодня мы всё чаще слышим и произносим слова «модернизация образования», «внедрение личностно-ориентированной педагогики», «внедрение новых технологий». Во всех школах идёт процесс разработки и внедрение новых педагогических технологий. Это и понятно. Ведь в жизни нашей страны и системе образования произошли важные и ответственные перемены. Особое внимание уделяется гуманитарному, в частности историческому, вернее краеведческому, образованию на всех ступенях обучения.
В условиях отсутствия системы общенациональных ценностей и ориентиров, историческая наука ещё не может предложить школе новую методологию и концепцию образования. Учителя истории просто теряются в том огромном потоке учебников, которые ежегодно обрушиваются на школу. Пишут их и маститые учёные, и молодые авторы. Порой, знакомясь с учебником истории, ловлю себя на мысли, а знал ли автор для кого и для чего создавал это пособие? Работал ли он в школе? Знает ли особенности возрастной психологии школьников? Думаю, не всегда. Параграфы огромные, много лишней информации, загруженность фактами (а ведь ребята пытаются всё это запомнить, от сюда - перегрузка), логика изложения материала нарушена (пункты параграфа не всегда имеют логической связки), умозаключения авторов не конкретные (не всегда даже учитель поймёт что хотел сказать учёный, а уж ребёнок тем более). Программа по истории раздута, а чтобы её выполнить, учитель «прогоняет» материал. Знания не усваиваются. Историю зарубежных стран знаем, порой, лучше, чем жители этих государств. Мало, кто потом может ими похвалится, только чтобы блеснуть эрудицией, а в жизни они оказываются бесполезными. Перечень недостатков ещё можно продолжать. Любой предметник-гуманитарий меня поймёт и поддержит. В последние годы произошли весьма серьёзные изменения в содержании исторического образования: в учебники были включены новые факты, нормой становится изучение различных интерпретаций событий и явлений, различных версий и гипотез. При этом однако в большинстве случаев сохраняется привычная методика преподавания истории. Перед школьниками лежит учебник, в котором собраны некоторые факты и предлагаются их объяснения; деятельность учащихся чаще всего сводится к чтению и пересказу тех или иных фрагментов текста. Такой подход к историческому образованию не предполагает никакой предметной деятельности. Важно понять, что история – это не фактологическая дисциплина, чья функция – верное описание событий и выдача характеристик историческим деятелям по заранее заготовленным схемам (памяткам). Необходимо отказаться от привычных, но неэффективных методик, позволяющих лишь имитировать историческое познание. Обучение истории призвано привить школьникам вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов.
Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к утрате многих традиций русской интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия и других черт. Сформировался человек массовый; социологи отмечают такие черты как авторитаризм, переживание комплекса собственной неполноценности, неглубокая историческая память, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, страх перед будущим и др.
2. Практическая работа. Всем участникам семинара предлагается ответить на вопросы: Чему учить? Какие качества воспитывать?
Анализ ответов. Вывод.
Значит, нужно учить культуре, формировать систему ценностей, связанных как с лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческой традицией гуманизма. Необходимо возрождать нравственность, уважение к человеку труда, патриотизм, гражданственность.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предлагает переход школьного образования от формально–знаниевой к личностно-деятельной парадигме. Она определяет и новое качество обучения:
- формирование практических навыков получения, анализа информации;
- способность к самообучению;
- самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся.
Выступление «Формирование способности к самообучению, самоорганизации»
Хотелось бы поделиться своим мнением о различных педагогических технологиях и некоторых проблемах внедрения личностно-ориентированного обучения, основанном на собственном опыте и изучении мнения других преподавателей.
Некоторые учителя, стремясь реализовать идеи инновации в обучении, увлеклись активным освоением нетрадиционных форм урока, при этом, негативно относясь к традиционной классно-урочной системе. Я за «золотую середину»! Конечно, традиционная технология - как правило, авторитарная технология, в которой недостаточно условий для проявления индивидуальных способностей личности. Но она имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным отнесём: систематичность, упорядоченную подачу материала, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Эта система нацелена на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками (ЗУНы); развитие памяти, внимания, мышления; воспитание личности с заданными свойствами. Опыт последних лет показывает: чрезмерное увлечение нетрадиционными методами в обучении приводит к тому, что порой ученики не знают элементарных исторических фактов, дат, с трудом пересказывают и не могут выделить главное в изучаемом материале. В личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами становятся: образование личностных смыслов учения и жизни; развивающее обучение; педагогическая поддержка становления индивидуальности ученика; воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ученика.
Соглашусь, что в реализации этих принципов наиболее положительные результаты дают нетрадиционные формы урока. Так как они направлены на развитие воображения школьников на основе образного, событийного «очеловеченного» исторического материала, который не подаётся однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера. Нетрадиционные уроки позволяют активизировать деятельность учащихся на уроке, повысить интерес к изучаемому предмету. Такие формы позволяют гармонично объединить фактический и теоретический материал; обычное восприятие информации и творческую работу; эмоциональный и логический способы восприятия словом, заставить функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся.
4. Методы активного обучения способствуют развитию не только познавательных, но и творческих способностей учащихся. Применение традиционных и нетрадиционных форм урока позволяет сегодня учителю достичь поставленной цели.
Краткое содержание выступления « Мотивация учения»
Мотивацию сложно тренировать, ей сложно научиться и научить. Её можно стимулировать и развивать. Мотив – это повод, побудительная причина поступков и деятельности, связанная с удовлетворением потребностей. Это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение). В качестве мотивов могут выступать: идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Но за всем этим всё равно стоят потребности личности во всём их многообразии. Учитель может изучить мотивы учащихся к обучению: по характеру его вопросов и ответов, степени выполнения учебных задач, отношению к оценкам, характеру поведения после урока и перемене, эмоциональным реакциям, качеством выполнения домашнего задания. А самое главное – по горящим глазам!
Но стоит чётко различать, что могут быть мотивы долга и ответственности, самоопределения, благополучия, престижа, избежания неприятностей, личного интереса. И не могут все дети проявлять одинаковые мотивы на нашем уроке. Дадим им право самим определять и развивать свой интерес и труд. Как часто учитель диктует “условия игры” в обучении, нарушая фундамент учебного процесса. В обучении и воспитании участвуют две группы – взрослые (учителя, воспитатели, психологи, родители и т.д.) и дети. Это сотрудничество! Это диалог! Это совместный труд! Преодолеть трудности, сделать любое дело вместе всегда легче.
5. Интерес учителя к процессу обучения, к индивидуальному успеху каждого ученика – один из серьёзных мотивов обучения. Деятельность учителя – одна из наиболее ответственных. Каждодневно ему приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и развития учащихся.
Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами, – детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.
Диспут
При характеристике понятия «педагогическое мастерство» возникает ряд вопросов:
Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?
Педагогическое мастерство – это врожденное качество или педагогическому мастерству можно обучить каждого желающего подобно тому, как ребенка можно научить читать и писать?
Что является критериями педагогического мастерства?
Как и в каких «единицах» можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий?
6. К сожалению, до настоящего времени еще не найдены исчерпывающие ответы на большинство поставленных вопросов. Но исследователи, как правило, сходятся во мнении о необходимости рассмотрения в первую очередь вопроса о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.
Выступление «Личность учителя в образовательном процессе»
Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несет большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Прежде всего необходимо определить критерий педагогического мастерства. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и устойчивом их интересе к предмету, то есть учитель тогда педагог-мастер, если он умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться
С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, – это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но наука – это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главными индикаторами нашей деятельности.
Как много зависит от личности самого учителя, его способности донести до учеников главную идею образования, «оживить» материал, заинтересовать!
Из воспоминаний учителя истории: «Далёкие теперь уже 80-е… Я школьница. Урок истории подходит к концу… Скорей бы! Класс шумит, все заняты своим делом, и я тоже думаю о чём угодно, но не о том, о чём бубнит учитель, постоянно заглядывая в учебник. Идёт объяснение нового материала. Слушаю невнимательно. А зачем? К следующему уроку прочту всё, сама выучу нужный пункт параграфа, зазубрю даты и получу оценку. Так продолжалось из года в год. И вдруг всё изменилось! Новый учитель! В класс вошла Она - с горящим взором, полная достоинства. Когда она стала объяснять урок - мы не могли оторвать от новой учительницы глаз, все замерли, боялись пропустить хоть слово. Она не пересказывала нам то, что мы могли прочитать сами, не стеснялась изобразить первобытного человека, говорила ярко, меняя интонацию, глядела нам прямо в глаза и обращалась. А история-то, оказывается, не сухая, скучная наука с бесконечными датами и съездами, она живая, интересная! И тогда я точно поняла, кем хочу быть. Я тоже хочу открывать детям мир, увлекать их, развивать у них интерес к знаниям.»
Примеры из школьной (студенческой жизни)приводят участники семинара.
Я согласна с коллегами в том, что все науки, будь то математика или биология, история или литература, должны преподаваться как искусство. Учителю нужен артистизм. И это не излишество, нет. Он жизненно необходим. Надо лишь отличать артистизм от желания, во что бы то ни стало произвести на ребят впечатление. Учитель должен быть виртуозом, мастером своего дела. Он открывает мир для детей, а для этого нужно постоянно черпать новые знания из науки, искусства, действительности, быть эрудированным. Для учителя-артиста важна логика мышления. Каждое слово должно произноситься к месту, необходимо уметь быстро извлекать из памяти нужные сведения, всё время думать, творить.
Сегодня ученик чуток к красоте слова. Учитель должен совмещать в своих рассказах обязательную точность и образность. Речь должна быть эмоциональной, красивой, правильной.
Общение с учениками это творчество. Учителю-артисту нужно уметь импровизировать. Если задуманный план занятий не находит отклика у ребят, не надо бояться его поменять, придумать что-то новое.
В своей работе учитель всегда старается установить контакт с учениками и надеется на их отклик. А он обязательно будет, если создать доброжелательную обстановку, так как недоброжелательность сковывает, парализует, особенно чувствительных людей. Позитивная атмосфера позволяет ученикам поверить в себя и проявить с лучшей стороны. Доброжелательность - это одно из качеств учителя.
Роль педагога заключается в поиске методов и техник нахождения «ключика» к каждому ученику, чтобы сформировать личность. Учащийся должен уметь целостно воспринимать мир. Этого можно достичь при условии накопления, сохранения и обобщения опыта человечества. Роль педагога важна как транслятора опыта человечества.
Должно измениться само отношение к знаниям. К сожалению, сохраняется тенденция (особенно у состоятельных граждан) престижности учебного заведения, сам факт приобретения документа об его окончании. Обращаю внимание - документа, а не знания.
Вывод семинара
Так чему же учить? Человечности, уважению к историческому и культурному наследию, к личности, к правам человека. Следует учитывать, что развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
На какую же личность ориентируется образование сегодня? Эпицентром образования является человек свободный и активный, способный к общению и сотрудничеству с другими людьми, с самим собой и культурой.
Каждый ребенок – формирующийся индивидуум. Он обладает своими психомоторными качествами, которые также нужно учитывать при работе с ним. Индивидуальная личностно ориентированная работа – вот что поможет раскрыться каждому ребенку. Ребенок как любой человек стремится реализовать свои стремления. Важно признавать его право к саморазвитию, на индивидуальную траекторию освоения образовательного материала. Приоритет внутриличностного состояния ребенка, уважение его стремления, мыслей, дел, мнения! При личностно ориентированном обучении на одно из первых мест выходит индивидуализация. Появляется возможность “адаптировать” учебный процесс под возможности и потребности каждого ученика. Это позволяет помочь учащимся в познании и развитии своих природных задатков, присущих им. Помогает развитию специальных способностей школьника, развитию дополнительных возможностей.
Как учить? Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся. То есть, должно быть гармоничное сочетание различных педтехнологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения. Как нельзя отказаться от традиционного обучения, так же нельзя отвергать, нетрадиционное. Они помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем раскрыться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педпрактике традиционные уроки, но и распространённые за последние годы нетрадиционные формы урока. Они помогают повести детей за собой, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучение, развить творческие способности ребят, переживать радость открытия мира. И пусть это идеал учителя и образования, но мы должны к нему стремиться!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ