Психолого-педагогический семинар "Проблемы профессиональной деформации педагогов"

Психолого-педагогический семинар "Проблемы профессиональной деформации педагогов"

Форма проведения – беседа за круглым столом с элементами тренинга.

План семинара:

  1. Влияние профессиональной роли на личность педагога. Проблемы личностного развития педагогов.

  2. Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога.

  3. Профессиональная деформация педагога: синдром хронической усталости, синдром эмоционального выгорания.

  4. Методы восстановления психического и физического здоровья педагогов, противостояния профессиональной деформации.

Профессиональная деятельность человека оказывает значительное влияние на динамику его личностных черт. М.Я.Басов в книге “Личность и профессия” еще в 1926 г. писал: “… когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, актере и т.п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп”.

В процессе профессионального развития личность человека претерпевает некоторые изменения, приобретает некоторые новообразования. Спектр новообразований, приобретаемых в процессе профессиональной деятельности, достаточно широк, однако все они могут быть разделены на две большие группы: стенические изменения, способствующие успешной адаптации в коллективе, в социуме, повышению эффективности жизнедеятельности, и астенические изменения, препятствующие успешному функционированию личности. Значительная часть негативных новообразований составляет группу изменений, получивших название жесткого ролевого поведения, обуславливающего профессиональные деформации личности. Образованию дезадаптивных изменений в наибольшей мере подвержены профессии, принадлежащие к системе “человек - человек”: врач, учитель, юрист, психолог, журналист, священник и др.

Факторами, усиливающими влияние профессии на личность педагога являются:

  • изменение мотивации трудовой деятельности;

  • возникающие стереотипы мышления, поведения, деятельности;

  • эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.);

  • монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда;

  • утрата перспектив профессионального роста;

  • снижение уровня интеллекта специалиста;

  • различные акцентуации характера личности, вплетающиеся в ткань индивидуального стиля деятельности, а также возрастные изменения, связанные со старением:

а) социальное старение:

  • Перестраивается мотивация;

  • Слабеют интеллектуальные процессы;

  • Изменяется эмоциональная сфера;

б) нравственно-этическое старение:

  • Скептическое отношение к молодежной субкультуре;

  • Противопоставление настоящего прошлому;

  • Преувеличение заслуг своего поколения;

  • Навязчивое морализирование и др.

в) профессиональное старение:

  • Невосприятие нововведений;

  • Переоценка значения опыта своего поколения;

  • Трудности освоения новых средств труда;

  • Снижение темпа профессиональных функций и др.

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека и деятеля. Развитию профессиональных деформаций личности педагога способствуют репродуктивное обучение и авторитарная позиция воспитателя. Основными показателями этих деформаций считается безапеляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера. Многих педагогов отличает поучающая манера речи. В определенной мере полезная в образовательном учреждении, она не всегда бывает уместна в сфере личных отношений. Авторитарность типична для многих воспитателей, поскольку он должен четко управлять детским коллективом. Необходимость “держать в руках” группу детей формирует в характере педагога излишнюю властность и категоричность, навязывание своего образа “Я” воспитанникам и окружающим взрослым, которые способствуют подавлению чувства юмора, стремление к власти над детьми и людьми вообще.

Педагогической деформации способствует и тот факт, что педагогический коллектив любого образовательного учреждения составляют в основном женщины, которые усвоили и пропагандируют мужскую (исторически сложившуюся) систему образования и воспитания, которая почти исключительно связана со словесными формами воздействия на детей и мужскими формами поведения (властностью, жестокостью и т.п.)

Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, с перенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы.

Эти проявления лежат в основе психологического феномена синдрома хронической усталости и синдрома эмоционального выгорания.

Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталости человек страдает не просто от физического или нервного истощения, что время от времени испытывает каждый из нас, а от хронических стрессов нервной системы.

Если у Вас появилось непонятное ощущение вялости и упадка сил на протяжении последних двух или более недель; если ощущение усталости сопровождается ломотой в мышцах, болями, тошнотой, повышением температуры, депрессией или колебаниями настроения, то у Вас появляются симптомы синдрома хронической усталости.

О чем говорят Ваши симптомы? Вы чувствуете себя так, как будто бы Вы участвовали в Бостонском марафоне, и это происходит с вами тогда, когда Вы только что встали с постели. Вы чувствуете себя полностью обессилевшим. Вы, как выжатая тряпка, как машина с израсходованным топливом. И это не только сегодня, а каждый день. В наибольшей степени и чаще всего потеря энергии зависит от образа жизни человека. Неправильное питание, ожирение, строгая диета, отсутствие отдыха и физических упражнений, курение, употребление алкоголя - все это ложится тяжелым бременем на человека. Стресс, давление на работе и депрессия также могут постепенно приводить к такому состоянию, когда человек испытывает полное изнеможение. Даже такой фактор, как недостаточное употребление жидкости, может быть причиной усталости. Действительно, любое заболевание может выбить Вас из колеи, даже если после него прошло несколько недель. Хорошо известно, что вирусные инфекционные заболевания, например, мононуклеоз, гепатит и грипп могут полностью лишить Вас сил. Причиной таких состояний могут быть гормональные расстройства, такие, которые наблюдаются при болезни Аддисона или недостаточности функции щитовидной железы. Анемия, гипоглакемия и пониженное кровяное давление также могут превратить Вас в слабого новорожденного котенка. Такое же состояние может возникать при медикаментозном лечении заболеваний. СХУ иногда определяют как разновидность гриппа. Это тяжелое заболевание доводит людей до полной неподвижности и бездеятельности на много месяцев и лет. Обычно оно характеризуется признаками затянувшегося гриппа или некоторых инфекционных заболеваний. В течение ряда лет считали, что оно вызывается вирусом Энштейна Барра. В настоящее время врачи сходятся во мнении, что точная причина его неизвестна. Возможно, речь идет не об одной причине, а о сочетании вирусной инфекции, нарушениях иммунной системы и других факторов.

СХУ – это заболевание, которое оставляет у Вас ощущение постоянного утомле-ния. Развитию переутомления и СХУ предшествует более или менее длительный период волевого усилия, умственного напряжения, работы в условиях переутомления. Большую роль в этом играет и отношение человека к работе: если выполняемый труд неприятен, то работоспособность, как правило, значительно снижается.

Человек, страдающий СХУ, до этого был здоровым, уменьшение его активности, по крайней мере, за последние шесть месяцев составляет 50% при том, что у него не отмечается других заболеваний, с которыми может быть связана усталость. (Рекомендации по преодолению СХУ. )

Лечение и профилактика СХУ


  1. Восстановить свои силы и побороть усталость можно следующим образом.

  2. Обеспечьте себе достаточный отдых. Недостаточный и нерегулярный сон может привести к истощению любого человека.

  3. Начните заниматься физкультурой.

  4. Следите за рациональным питанием. Значительную часть в вашем питании должны занимать немолотое зерно и крупы, фрукты и овощи. Можно придерживаться следующей схемы питания:

завтрак – каша, свежие фрукты, подрумяненный хлеб из муки грубого помола и обезжиренное молоко; ланч – рыба, макаронные изделия, рис, печеный картофель, фруктовый салат, овощи, постное мясо или суп; обед – легкая пища, состоящая из супа, каши, салата и фруктов.

  1. Пейте жидкость. Постарайтесь выпивать хотя бы восемь стаканов воды в день.

  2. Попробуйте взбодрить себя чем-нибудь. Часто оказывается полезным занять себя чем-либо для подъема настроения, например, послушать музыку или посмотреть кинофильм. Будет замечательно, если Вы сумеете уделить себе время взять отпуск, купить себе какую-нибудь обновку или заняться любимым делом, чтобы подстегнуть интерес к жизни.

  3. Научитесь планировать свои дела и выделять приоритеты. Большинство людей взваливают на себя слишком много дел и большую ответственность. Нагромождение проектов и обязательств, а также просто обдумывание их могут вызвать усталость. Хорошей стратегией является та, которая основывается на принципе «разделяй и властвуй». Поделите свои задачи на части и поочередно занимайтесь решением только одной проблемы.

  4. Покажитесь врачу, если усталость затянулась у вас на недели или дольше, чтобы выяснить, не скрывается ли за этим состоянием какое-либо заболевание. Для лечения этого состояния могут использоваться антибиотики, антидепрессанты и другие препараты. Пересмотрите принимаемые Вами лекарства.











Медикаментозные средства

при лечении стресса или хронической усталости.

(выступление врача)


Ноотропы – оказывают положительное влияние на метаболические процессы в ЦНС, активируют мозг, стимулируют обучение, улучшают память и умственную деятельность, повышают устойчивость нервных клеток к воздействию неблагоприятных факторов различного генеза. Такими препаратами являются пирацетам, церебролизин, стугерон, ноотропил, глицин (по 1 таблетке 3 раза в день – 2-4 недели)


Общетонизирующие средства используют для профилактики и лечения простудных заболеваний, улучшения аппетита, уменьшения слабости, повышенной утомляемости при умственной и физической работе, депрессиях, ВСД, неврозах: настойка женьшеня, настойка лимонника, экстракт элеутерококка жидкий, настойка заманихи, экстракт родиолы жидкий, сапарол, пантокрин.


Витамины: алфавит, витаминно-минеральные комплексы.


Апитерапия. Компания «Тенториум» , используя многовековой опыт апитерапии, разработала большой ассортимент продуктов питания. Драже «Тенториум плюс», «Хлебина» - в составе которого – перга, пчелиный хлеб. Полноценный продукт питания, по составу сбалансирован по всем белковым соединениям и микроэлементам. Лечебные крем-мази «Тенториум» и «Апи-крем». Снимают усталость, расслабляют мышцы, обезболивают, положительно влияют на тонус сосудов, приводя их в гармонию (при спазме – расслабляют, при чрезмерном расслаблении – повышают тонус), приводят в гармонию нервную систему. Это действие оказывают входящие в крема-мази пчелиный яд, прополис, воск, фитокомпоненты. Рекомендуется – для массажа, втирания в БАТ на голове, конечностях, спине. Также – вокруг глаз для снятия усталости после длительной работы с компьютером. Курс применения 2 недели ежедневно. Далее перерыв на 2 недели. И снова 2 недели применения. ПЯ обладает способностью накапливаться. Поэтому необходимо время для его полного использования организмом. Важной особенностью применения пчелопродуктов является обязательное одновременное употребление воды до 1,5 – 2 литров в сутки.


















Другим не менее важным проявлением профессиональной деформации является синдром эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей, журналистов – всех, чья деятельность невозможна без общения. Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: “Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие”.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождение» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания можно оценить как “запах горящей психологической проводки”.


Стадии, аспекты и симптомы эмоционального выгорания



Существуют следующие стадии профессионального выгорания:

1 стадия:

  • Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; Специалист неожиданно замечает: вроде бы пока все нормально, но… скучно и пусто на душе;

  • Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

  • Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности, возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».


2 стадия:

  • Возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

  • Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – в начале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем «вспышки раздражения».

3 стадия:

  • Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

  • Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск, интересы к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Симптомы эмоционального выгорания


Психофизические симптомы:

  • Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (синдром хронической усталости);

  • Ощущение эмоционального и физического истощения;

  • Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

  • Резкая потеря или резкое увеличение веса;

  • Полная или частичная бессоница;

  • Постоянное заторможенное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

  • Отдышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

  • Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних телесных ощущений.


Социально-психологические симптомы:

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

  • Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

  • Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

  • Постоянные переживания негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

  • Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

  • Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» и «я не справлюсь»;

  • Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как не старайся, все равно ничего не получится»).


Поведенческие симптомы:

  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;

  • Человек меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

  • Постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает;

  • Руководитель затрудняется в принятии решений;

  • Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

  • Дистанцированность от сотрудников, администрации, детей, повышение неадекватной критичности;

  • Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Появление СХУ, симптомов эмоционального выгорания – естественные явления в педагогической деятельности.

Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления здоровья педагогов является психоэмоциональная и двигательная активность. К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хоротерапия, трудотерапия и др. Ведущее место среди средств физической реабилитации занимают физические упражнения, так как двигательная активность – важнейшее условие формирования здорового образа жизни.

Существуют, несомненно, и множество других способов противостояния стрессам, эмоциональному напряжению, усталости: плач, смех, активный отдых, правильное питание, любовь и т.д. Я хочу, чтобы Вы внимательно относились к себе, своему здоровью физическому и психическому, противостояли развитию у вас профессиональной деформации. На память о сегодняшнем семинаре, как дополнительное пособие, хочу оставить Вам небольшую подборку “Советы педагогам…”






























Советы педагогам

Кто не ценит собственного здоровья, тот меньше заботится и о других людях. В.М.Шепель.

Проектируя стратегию профессионального роста, педагогу необходимо продумывать и усилия по сохранности и поддержанию собственного здоровья, особенно психического.

Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья в наше психогенно-напряженное время, дают единодушный ответ – «радоваться»!

Радость – одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких-либо поражениях.

Разнообразие впечатлений. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов. Желательно иметь интересное хобби.

Обращение к музыке. Музыка прекрасно снимает усталость, восстанавливает сон, выравнивает ритм сердца. Она может снизить излишнюю возбудимость, создать хорошее настроение, придать бодрость.

Игры с детьми. Доказано, что даже дидактические игры также эмоционально положительно воздействуют и на взрослых людей, в том числе и на педагогов. Тот, кто может увлечь детей, душевно богат.

Общение с природой. Важный фактор, который действует эмоционально-очищающее и успокаивающе, целительно воздействует на психику любого человека.

Культура общения. Культура общения – соблюдение правил хорошего тона, доброжелательный настрой к людям, проявление уважения и деликатности.

Самоободрение – преднамеренное возбуждение жизненного оптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации и др.

Самоорганизация труда как важнейшая составляющая НОТ – это рациональное распределение рабочего времени; рациональное оборудование рабочего места; профессиональное выполнение своих функций.

Самоконтроль и саморегуляция – это бесценные инструменты, с помощью которых осуществляется отладка образа жизни. Например, в одно и то же время ложиться спать и вставать, ежедневно делать утреннюю физзарядку, принимать водные процедуры, соблюдать режим питания в течение дня, сложные профессиональные задачи решать на «свежую голову».

Самоценность личной жизни. Трудовая деятельность имеет огромное значение для каждого человека, но не должна вытеснять все другие. Человек не имеет права обкрадывать свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать полностью свои способности.

Основные принципы психологии здоровья, сформулированные известным врачом Николаем Михайловичем Амосовым:

  1. В большинстве болезней виноваты не природа и не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

  2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым …Больше того: бойтесь попасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить

  3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.

  4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы – значимостью цели, временем и вероятностью ее достижения. И очень жаль, но еще и характером. К сожаленью, здоровье как важная цель встает перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью.

  5. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще пятое – счастливая жизнь! К сожалению, без первых четырех она здоровья не обеспечивает…

  6. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.

  7. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум рост в сантиметрах минус 100.

  8. Уметь расслабляться – наука, но к ней нужен еще и характер.

  9. Говорят, что здоровье – счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь – она уж точно несчастье.









Антистрессовая программа поведения.

  1. Утром, возможно, вам хочется поспать подольше. Если Вы встаете раньше обычного, то начинаете раздражаться с самого утра. Возможно Вам нужно приготовиться к утру заранее вечером. Сложить одежду, которую Вы собираетесь надеть, положить деловые бумаги. Спокойное организованное утро уменьшает неприятности дня.

  2. Не полагайтесь на свою память. Вместо этого заведите ежедневник, в который записывайте время назначенных встреч и других дел. Таким образом у вас не будет постоянно беспокоящего чувства, как будто бы Вы что-то забыли сделать, но не можете вспомнить, что именно.

  3. Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Что Вы хотели сделать завтра, сделайте по возможности сегодня, планируйте вперед!

  4. Не примиряйтесь с тем, что плохо работает. Если предметы домашнего обихода являются источником постоянного раздражения, то отремонтируйте или купите новые.

  5. Считайте Ваши удачи! На каждую сегодняшнюю неудачу или невезение, вероятно, найдется десять или больше случаев, когда Вам повезло! Вспомните о хорошем, может Ваше раздражение, в случае, когда опять что-нибудь произойдет не так, как бы хотелось, уменьшится.

  6. Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь. Не сидите, скрючившись в одном положении весь день.

  7. Высыпайтесь. Если необходимо, то используйте будильник для напоминания о том, что пора идти спать

  8. Создайте из хаоса порядок. Организуйте Ваш дом и рабочее место так, чтобы Вы всегда могли найти вещи, которые ищите.

  9. Сделайте что-нибудь лучшее для вашего внешнего вида. Модная прическа, новый костюм могут придать Вам жизненного тонуса, в котором Вы нуждаетесь.

  10. Устраните из Вашей жизни самоуничтожающие ремарки типа «я слишком стар для этого» или «я слишком полный для этого».

  11. Делайте выходные дни как можно более разнообразными. Используйте выходные дни для отдыха.

  12. Прощайте и забывайте. Не жалуйтесь и не ворчите, не испытывайте недовольство другими. Примите тот факт, что люди вокруг Вас и мир, в котором мы живем, не совершенны. С доверием относитесь к словам других людей, если нет доказательств обмана. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут.


Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы:

  1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе», «сделать, когда будет время».

  2. Научитесь говорить «нет», когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания, затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу Вы должны отложить до завершения нового задания.

  3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с Вашим начальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять Ваши. Научите Вашего начальника уважать Ваши приоритеты, Вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.

  4. Не соглашайтесь с Вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут Вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции, просто объясните, какие конкретные проблемы создают для Вас противоречивые требования.

  5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда Вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки вашего задания не ясны (неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько неуверенны относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

  6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующего. Объясните, что вы сторонник требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

  7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте на пять минут дверь, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени из здания, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не задерживайтесь подолгу после того, как Вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ