Проект «Религиозные памятники с.Кызыл-Хая»

Проект «Религиозные памятники с.Кызыл-Хая».


Исследователь: Борбак-оол Базыр Александрович-ученик 7-го класса МБОУ Моген-Буренской СОШ с.Кызыл-Хая Монгун-Тайгинского кожууна

Руководитель: учитель истории и обществознания Иргит Арина Александровна

Тема исследования: Религиозные памятники с.Кызыл-Хая Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва

Актуальность исследования: в настоящее время на фоне сложных экономических и социальных условий все больше появляется потребность людей в духовной пище, а именно в возрождение самобытной традиционной культуры наших предков, религиозных верований и обрядов.

Не менее значимым фактором духовного развития общества являются памятники культурного наследия народа. Если мы будем бережно относится к памятникам истории нашего народа, у нас будет, чем гордиться и что передать подрастающему поколению, что бы они могли опереться на этот корень, и пойти по нему дальше.

Объект исследования: религия

Предмет исследования: религиозные памятники

Цель исследования: изучить религиозные памятники находящиеся в с.Кызыл-Хая

Задачи исследования:

  1. Организовать сбор иллюстративного материала по теме.

  2. Выяснить, по чьей инициативе были воздвигнуты памятники.

  3. Определить дату создания памятников.

  4. Выяснить, какую роль играют памятники в жизни нашего села.

  5. Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы исследования.

  6. Оформить работу и приложения к ней, создать презентацию для ее представления.

  7. Познакомить учащихся школы и жителей села с результатами нашей деятельности

Методы исследования:

  • сбор и определение источников информации;

  • опрос родителей и беседы с ветеранами сумона;

  • анкетирование, беседы;

  • наблюдения, описание;

  • анализ и синтез;

  • работа со словарями и другими источниками;

  • индивидуальные и практические работы.

Этапы исследования:

1.Сбор материала:

фотографии, альбомы, анкета, записи бесед с жителями села.

2.Обработка собранных материалов:

сканирование фотографий, обработка анкет, отбор материала по направлениям.

3.Анализ полученных данных.

4.Оформление работы, приложений к ней, создание презентации









В ходе реализации проекта я узнал:

В самом селе Кызыл-Хая находится два религиозных памятника. Это:

-оваа «Бай-Оваа»

-ступа (субурган)

За пределами села один религиозный памятник. Это руины буддийского храма в местечке Агый (XVIII век)

  1. История названия оваа «Бай-Оваа»

Из рассказа информанта Иргит Демир-оол Ымыевича «Когда я был маленьким, мама рассказывала увлекательную историю. Маму зовут Иргит Дензимаа Конгар-ооловна, родилась в 1916 году.

Тогда маме было где-то 6 лет. Революционное время в Туве 1922-1923 года. Тогда село называлось Бай-Оваа, а Кызыл-Хая возникла позже.

А почему, именно, Бай-Оваа называли? Потому что в северо-западной части села была Оваа. Ее в основном тувинцы и монголоиды почитали и молились. Также алтайцы, проходя через наше село не обходили стороной этот Оваа. Рядом с Оваа стояли, сделанные очень выдержанно и красиво, из дерево такие птицы и животные, как Пеликан, Тигр и Лев. Обязательно их головы стремились в сторону горы Биче-Монгун. Эти животные, естественно, дарили людям счастье, силу, богатство и благополучие. Поэтому наше село названо Бай-Оваа (Богатая-Оваа). Также мама вспоминала о том, что глаза Пеликана горят как ночной огонек, когда видишь эту птицу издалека.

Рядом с Оваа была построена хижина. Там народ превозносил. Принесенные им блюда: топленое масло, молоко, сыр и лоскутки материи (ленты) белого и голубого цвета (кадаки), также разноцветных бусинки, их развязывали там.

В июне месяце праздновали Оваа (дагылга). Продолжалось три дня, приглашали лам из Монголии, там читали большие молитвы. После соревновались по борьбе хуреш и скачкам лошадей. Угощали людей мясом баранов, национальными блюдами. Рады были и стар, и млад. Праздновали каждый год, среди лам был наш односельчанин Шожал. Он тогда был начинающим ламой. Но последний праздник не удался, потому что тогда шла революция.

Давным-давно у нас были два Оваа. Одна Богатая-Оваа, другая - Коскун-Оваа (старая оваа - монгольская). Старая Оваа находится в местечке Суглуг-Ой в небольшой горе серого цвета. В настоящее время это Оваа находится на территории Монголии.

Заново прижили этот Оваа в сентябре 2011 года, были тогда маститые ламы. По словам мамы, в Монголии есть тарина, в котором описана, что есть камни специальные, которые лежат недалеко от Оваа рядом с домом. Это Оваа мирового масштаба, её искали долгое время, но, наконец, нашли.

По словам мамы: «Вы живете в таком живописном месте, благодаря вашей Оваа. И специально поставил посредине столбу, на вышке которой сделали 4 дракона, смотрящих во Вселенную, а посредине есть пуля, которая будет вас охранять».

Эти слова были изумительные».


Второй религиозный памятник это субурган или священная ступа.

Священная ступа высотой 8,36 метра и диаметром 9,40 метра возведена в 2010 году на пожертвования частных лиц.

По буддийским канонам, возводить субурган может помогать любой желающий. Например, люди приносили строителям деньги, еду, строительные материалы. В субурган закладываются множество сутр (молитв и изречений), ценные реликвии, тувинская мужская одежда, драгоценные камни, изделия, шерсть верблюда или овцы, а также молоко оленя, коровы, верблюда, яка и других животных. Все это делается для дальнейшего процветания, благополучия, обильных урожаев в той местности, где возводится субурган.

Третий особый религиозный памятник находится в местечке Агый, примерно 25 км от села Кызыл-Хая. Это остатки буддийского монастыря.

Подобных монастырей для медитаций в мире было всего три, в Индии, в Тибете и в Туве. В местечке Агый в холме более тысяча метр от уровня моря стоял большой деревянный Монастырь лам. Они туда перебрались во время гражданской войны. По сей день там стоят только столбы от монастыря. Свои инвентарь и принадлежности ламы спрятали в пещере рядом с монастырем. Проход в пещеру закрыт. Кто когда все это закрыл, никто в нашей местности не знает. Среди жителей села не остались старцев, которые жили в те времена. В последние годы односельчане очень часто стали посещает это местечко. Ламы из Кызыла, привезли сюда богов. Люди приходят и ставят свечи, хадаки. Говорят в этой пещере в четыре часа дня слышен гул дунгура. Местное население с детьми и даже гости приходят посмотреть на эту пещеру «Агый» и просто отдыхают на свежем воздухе.


Информаторы: Иргит Демир-оол Ымыевич

Год рождения: 1949

Написано: 22. 02. 2012 г.

Иргит Алдын-оол Чамзыевич

Год рождения: 1953

Написано: 15. 04. 2013 г.

Хертек Минчей Хертековна

Год рождения: 1938

Написано: 05.04.2010 г.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ