Идеи развивающей системы обучения Л.В. Занкова как средство реализации ФГОС НОО

Идеи развивающей системыобучения Л.В.Занкова

как средство реализации ФГОС НОО

Колесникова А.Н.

Российское образование сегодня переживает ответственный этап своего развития. В новом тысячелетии предпринята очередная попытка реформирования общего образования через обновление структуры и содержания. Залогом успеха в этом деле служит глубокая, концептуальная, нормативная и методическая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлечение в работу широких кругов ученых, методистов, специалистов системы управления образования, учителей, а также учащихся и их родителей.

Потеря общечеловеческих ценностей, духовности, культуры привели к необходимости высокоразвитой личности через развитие познавательных интересов. И сегодня Федеральный Государственный ОбразовательныйСтандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы,  призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.

Актуальность темы обусловлена качественными изменениями в обществе, где ведущую роль выполняют инновационные технологии, поэтому необходимо подготовить грамотных людей.

Изменение уклада начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника.

В настоящее время успешными могут быть люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Выбирает профессию, друзей, место отдыха, место жительства и т.д. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

В период перехода к новой информационной культуре, отличающейся такими чертами, как глобализация, поликультурность, динамичность и изменчивость условий, перед образованием стоит задача подготовить человека, соответствующего этой культуре. Человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нем, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа. Человека, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании четко определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.), в котором подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Таким образом, общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт и система развивающего обучения Л.В. Занкова, имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.

Целью обучения школьников является достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием понимается целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причем каждому из этих компонентов придается одинаково важное значение. Обучение по системеЛ.В.Занкова ни в коем случае не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, необходимых каждому образованному человеку; оно только расставляет несколько иначе приоритеты, выдвигая на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии.Длительный массовый эксперимент показал прямую зависимость качества обучения, жизненной успешности ребенка от динамики его продвижения в общем развитии.

Важной особенностью системы Л.В.Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько накаждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным, развивающим. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается он в классе «сильным» или «слабым». Вот почему в школе нет «главных» и «неглавных» предметов: каждый из предметов вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь.

Основные отдаленные результаты действия системы – высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями; дополнительные данные – высокие показатели по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в высшие учебные заведения.

Содержание строится с опорой на три кита: 1) цель – общее развитие каждого ребенка; 2) учет особенностей обучаемых; 3) образовательные стандарты.

Отбор и структурирование содержания всех учебных курсов, характер содержаний побуждает детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями.Учитывая возрастные особенности обучаемых, в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору, который и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.

Учтена и такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления.Это потом, получив опыт обучения и жизненный опыт, ребенок начнет мыслить аналитически. Сначала он воспринимает мир целостно. Воспользовавшись этой особенностью детей в учебниках предоставлены для рассмотрения не отдельные факты и явления, а их связи, которые образуют доступное ребенку целое.

Для иллюстрации приведу фрагменты уроков:

Задание из учебника русского языка для 2-го класса (начало учебного года): «Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение». К заданию дан рисунок с изображением лисы, бобра, волка, мышки, медведя, аиста и ласточки.


В берлоге живет ________, в гнезде__________, в гнездышке____, в норе_________, в норке_______, в хатке__________, в логове__________.


Найди однокоренные слова. Обозначь в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни, как в них звучат одинаковые буквы гласных в корне.


Учитель предлагает закрыть предложение линейкой и открывать и читать его постепенно. Дети улыбаются и ждут секрета.

Ученик 1: В берлоге живет медведь. (Класс выражает согласие, передвигают линейку)

Ученик 2: В гнезде может жить и аист, и ласточка.

Ученик 3: В гнездышке… (замолкает)

Возгласы: «Нет, не так: в гнезде – аист, он большой, а в гнездышке – ласточка, она маленькая». Дети смеются, возгласы: «Вот она ловушка!»

Ученик 4: В норе – лиса, бобр, волк, мышка.

Ученик 5:В норке…


Опять (назову по-взрослому) возникает коллизия, столкновение, и в начале в норку уходит мышка, потом в хатку бобр, наконец, в логово волк, а в норе остается лиса (удивление и улыбки). Дальше дети работали над грамматическим заданием. В результате они существенно расширили свой словарь, узнав как называются жилища разных животных; имея представления только о корне слова, они устанавливали, как суффикс ( бе употребления понятия меняет смысл слова, сравнивали произношение и написание гласных в корне под ударением и без ударения (гнездо – гнёздышко, нора – норка). Кто-то выполнил все, а кто-то только часть заданий, но главное, в этом многоаспектном задании каждый ребенок нашел свою нишу. Таким образом, здесь была учтена особенность младших школьников – целостное восприятие мира. И явления языка предстают перед ними целостно: в тесном переплетении смысла слова и грамматических законов.

Когда второклассники подойдут к изучению состава слова и проверяемой безударной гласной, они будут готовы к усвоению данного материала.После его изучения это знание включится в новый материал. Таким образом, обязательное для усвоения содержание проходит через весь учебник и, значит, будет усвоено.

Еще один прием обучения, к которым учителя-занковцы прибегают весьма часто на уроках математики.

Задание 1 (на вычисление). Учащимся предлагается самостоятельно решить примеры: 8 – 6, 7 – 6, 8 – 4, 8 – 5, 7 – 4, 6 – 5, 1 + 7, 2 + 4, 3 + 6, 4 + 5. (Задание не должно вызывать затруднений, но ошибки возможны.)

После устной проверки следует задание 2. На какие группы можно разделить примеры? Ответы самые разные: на суммы и разности (этот ответ "лежит на поверхности", его найдут наименее слабые дети), по одинаковым уменьшаемым, то есть в первую группу войдут: 8 – 6, 8 – 4, 8 – 5, – во вторую: 7 – 6, 7 – 4, – а в третью все остальные (это уже более сложное умозаключение, его сделают не все, но все услышат).

Задание 3. Упорядочить разности, уменьшаемое которых равно 8. Ответы вновь будут разными, некоторые запишут так: 8 – 4, 8 – 5, 8 – 6 (в порядке увеличения вычитаемого), а некоторые по-другому: 8 – 6, 8 – 5, 8 – 4 (в порядке его уменьшения). Но сущность одна.

Задание 4. Продолжить ряд примеров. Большинство продолжат этот ряд только "в одну сторону": 8 – 6 = 2, 8 – 5 = 3, 8 – 4 = 4, 8 – 3 = 5, 8 – 2 = 6, 8 – 1 = 7, 8 – 0 = 8. Но некоторые "достроят" его еще одним примером: 8 – 7 = 1.

Задание 5. Какую закономерность заметили? То, что значение разности увеличивается на единицу, скажут все. Сложнее сформулировать саму закономерность: значение разности увеличивается на единицу с уменьшением вычитаемого на эту же единицу при условии, что уменьшаемое не изменяется.

Задания варьируются по уровню трудности, которая как бы отражена в самой формулировке заданий, часть которых рассчитана на сильных, а другая – на слабых. Но в результате индивидуального выполнения посильных для всех заданий и коллективного решения наиболее сложных класс придет к открытию и формулировке одной из математических закономерностей.

Примерно в конце октября первоклассникам предлагается прочитать в «Азбуке» (авторы Н.В.Нечаева и К.С. Белорусец) столбики слов и ответить на вопрос: «Какое слово пропущено? Почему?»

Гол дом диван дорога ?

Голы дома диваны дороги ворота

Столбики слов, аналогичные первым четырем, даются в азбуках всех авторов (обратите внимание, что от столбика к столбику увеличивается длина слов, но все они состоят пока еще только из открытых слогов). Включение последнего варианта: слово «ворота», которое не имеет формы единственного числа, принципиально меняет учебную ситуацию. Дети не просто тренируются в чтении, они невольно должны осуществлять сразу два действия: озвучить слова и понять их смысл. Представьте, что происходит в голове ребенка, когда он одновременно читает и выполняет задание. Уже к третьему столбику все дети начинают понимать принцип составления этих столбиков: первым записано слово, которое называет один предмет, вторым – слово, называющее несколько предметов. Четвертый столбик подтверждает догадку. И в тот момент, когда они, прочитав слово «ворота», приготовились назвать его в форме единственного числа – оказалось, что сделать этого они не могут. Возникла коллизия, недоумение, а значит, активизировались интеллектуальные действия. Но задание смутило не всех шестилеток. Один ученик говорит: «Здесь пропущено слово «воротник». Учитель ждет реакции класса, не показывая своего отношения к этому ответу. Кто-то из учеников трогает свой воротник, кто-то произносит: «ворота – воротник», кто-то показывает руками, мол, вот какие ворота, а вот какой воротник. Класс не согласен с мнением мальчика, но недоумевает, а как же решается эта задача. Выйти из положения помогает учитель, предложив назвать слова в единственном числе.

Учитель: Столы.

Дети (дружно): Стол!

Учитель: Облака.

Дети: Облако!

Учитель: Ножницы.

Растерянность детей, несколько возгласов «нож» и тут же отказ от этого ответа, учитель не помогает, называет дальше.

Учитель: Окна.

Дети: Окно!

Учитель: Дрова.

Дети не знают ответа.

Учитель: Брюки.

Молчание.

Учитель: Какой вывод вы можете сделать?

Дети: Есть особенные слова в русском языке! Они не могут быть в единственном числе.

Внимательно прочитайте этот эпизод урока, и вам станет понятно, почему Леонид Владимирович Занков говорил: «Ошибка – находка для учителя!». (В данном случае неправильный ответ «воротник» и подвел весь класс, а не одного ученика к самостоятельному осознанному выводу).

В таком распределении в учебнике (во всех учебниках) обязательного для усвоения материала – два разных подхода к формированию прочности знаний. Сравним их с поливом почвы. Можно это сделать быстро, поливая сильной струей. А можно, как в засушливых странах, обеспечивать постоянное пропитывание почвы при помощи капельного орошения. И оказывается, что во втором случае результат и самый экономный, и самый высокий.

Я проиллюстрировала примером только две позиции, которые учитывались при отборе и структурировании содержания начального образования. Одна показывает, что мы, взрослые, и наши дети похожи: всем требуется эмоциональный настрой на работу; а другая – что мы очень разные, например, по-разному воспринимаем информацию и реальный мир. Поэтому взрослые должны научиться оценивать предлагаемое ребенку содержание с позиции требований завтрашнего дня (а не своего вчерашнего) и с позиции его возрастных возможностей. Откажитесь от желания сравнивать со своим школьным опытом современные учебники и манеру преподавания.


Литература

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.

  2. Н.В.Нечаева, А.Г.Ванцян Л.В. «Система развивающего обучения – что это такое?», Издательство «Учебная литература», 2008 год, с 2-6

  3. Роза Чуракова «Дидактическая система Л.В. Занкова в ХХIвеке», «Начальная школа», №8, 2001 год



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ