ОСВОЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ



ОСВОЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В настоящее время на рынке труда успешно может конкурировать тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку, но и обладает способностью приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. Следовательно, умение адаптироваться является важным для каждого человека.

Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Метод проектов не является новым в педагогической практике. Между тем этот метод относят к педагогическим технологиям нового века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Очень важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

Организовать проектную деятельность в начальных классах довольно трудно. Дети еще слишком малы для проектирования. Элементы проектирования - это ступенька к полноценным проектам в среднем звене, и адаптация данной технологии начинается уже в первом классе. Метод проектов - это та технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Что такое исследования для первоклассника? Это наблюдения за жизнью, открытие явлений, известных взрослым, но неизвестных пока детям. Неисчерпаемая кладовая для наблюдений - природа. В сентябре прошу первоклассников наблюдать за растениями. Какие изменения происходят в жизни растений? Почему это происходит? Классный уголок природы помогает зафиксировать наблюдения детей. Здесь дети сталкиваются с необходимостью объединиться в группы - это один из этапов в работе над проектом. Так как дети еще не умеют писать и читать, поэтому делятся на группы: наблюдатели, художники (делают зарисовки природных изменений), знатоки (ищут объяснение происходящему) и т.д. Наблюдая за природой до глубокой осени, возникает необходимость обсудить вопрос о том, как осенние изменения в природе влияют на жизнь и быт людей. Круг интересующих вопросов расширяется, а, следовательно, и количество групп, работающих по отдельным вопросам, растет. Наблюдение за жизнью зверей, птиц, растений, за делами человека рождает первый проект «Зимушка-зима». Работа над этим проектом больше проходит в рамках воспитательной работы: дети делают кормушки для птиц, узнают о зимних забавах, приметах, праздниках, вместе со мной совершают экскурсии в зимний парк. Результатами работы по проекту ребята пользуются на уроках окружающего мира, русского языка - при составлении различных рассказов, математики - при составлении и решении задач. Во время работы над проектом дети общаются между собой, с взрослыми, проявляют творчество, фантазию, учатся рассуждать и самостоятельно добывать знания.

Очень важно на данном этапе построить исследовательскую работу так, чтобы выбору проекта предшествовало какое-либо побуждающее событие. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения. Ценность ученического проекта определяется возможностью осуществления силами коллектива, а, следовательно, задача учителя - помочь детям научиться объединяться в группы сменного характера. На начальном этапе группы я создаю сама, параллельно работая над тем, чтобы дети лучше узнали друг друга. На всех этапах стараюсь обеспечить деятельность ребят: провоцирую вопросами, навожу на размышления, моделирую ситуации.

Растут дети, следовательно, «растут» и проекты. Во втором классе мы работаем по проекту «Растения нашего края. Первоцветы», «Памятники природы нашего села». Работая над проектом «Парки нашего села», дети не только обследовали состояние парков села, изучили растения, которые растут там, но и спроектировали школьную площадку. Ребята составили перечень растений, объяснив свой выбор периодом цветения, ростом растений, влиянием на окружающую среду и жизнь человека.

Дети выбирают темы для изучения, которые их больше всего волнуют. В период активной компьютеризации возникает много споров о вредном воздействии компьютерной техники на здоровье человека. Особенно это касается школьников, которые часами просиживают у компьютера. В 4 классе учащиеся задались вопросом: «Компьютер друг или враг?» Ребята, пользуясь различными источниками (энциклопедии, Интернет, справочники) узнали, когда был создан первый компьютер, как он выглядел, какие операции способен выполнять, изучили влияние излучения на различные органы человека, встретились с врачом-педиатром и разработали свои правила работы с компьютером.

Не следует забывать об оценке результатов проектов. На первых порах это просто высказывания каждого ребенка о своей деятельности, деятельности одноклассников, общая оценка действию. Позже учу анализировать: «Что хотели узнать? Достигли желаемого результата? Что помогло? В чем причина неудачи? Что будете использовать в дальнейшем?»

Работа над проектами во внеурочное время помогает организовать кратковременные проекты во время уроков. Программа по окружающему миру к этому располагает. Ребятам приходится работать со справочной литературой, самостоятельно добывая знания, делать свои умозаключения, выводы.

Метод проектов - это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, а которых ребенок ставит и решает собственные проблемы. Этот метод позволяет соблюдать разумный баланс между теорией и практикой, легко вписывается в учебный процесс, обеспечивает не только успешное усвоение материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие каждого ребенка, так как оно личностно-ориентировано и позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. Таким образом, еще в начальной школе ребенок понимает, что он должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щербакова С. Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В., Хуртова Т.В. Организация проектной деятельности в школе. - Волгоград, изд. «Учитель», 2009.

2. Савушкина Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Завуч начальной школы. - №4. - 2008.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ