ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ: РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ: РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1 сентября... Каждый, кто имеет отношение к школе, ожидает этого дня по-разному: с радостью, тревогой, волнением, надеждами. А вот у первоклассников, их родителей и классного руководителя чувства одинаковые - волнение. Родители беспокоятся о том, как их ребенок будет учиться, будут ли у него друзья, не станет ли он в классе «гадким утёнком». Волнение родителей передаётся детям, вселяя в них любопытство и тревогу. Классный руководитель, понимая переживания и тревоги тех и других, в свою очередь волнуется о том, как организовать первые дни ребёнка в школе, чтобы ему было уютно и комфортно, и, значит, были бы спокойны и родители за своих детей.

В первый класс приходят очень разные дети. У каждого ребенка своя картина мира, свои страхи, стереотипы поведения. Различия определяются материальным благосостоянием семьи, уровнем образования и степенью занятости родителей, особенностями образа жизни, семейными традициями, представлениями родителей о жизненных ценностях, их увлечениями, характером их общения с ребёнком. Это надо принять как данность, которую не изменить. Задача классного руководителя - объединить таких разных детей, научить работать вместе, прислушиваться к мнению и быть в ответе за поступки каждого.

И вот настал долгожданный день, когда бывший дошкольник примерил на свои плечи портфель, в руках у него букет, а рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Школьный двор, множество незнакомых лиц, кругом чужие люди встречают малыша. В глазах появляется растерянность. Мама подводит его к учителю. Это тот момент, от которого часто зависит дальнейшая школьная жизнь ребёнка. К встрече с первоклассниками мы готовимся заранее. Стараемся запомнить имена детей, узнать, с кем ребёнок придёт на линейку. Встречаем каждого с улыбкой, обращаем внимание уже присутствующих на приходящих детей, представляя их перед всеми: «Здравствуй, Сашенька! Мы рады тебя видеть. Какой ты сегодня нарядный! Ребята, Саша будет учиться вместе с нами». Для каждого стараемся подобрать слова поддержки, участия. Пропадает тревога в глазах, появляется улыбка, первоклассники приободряются.

В праздничной суете проходит первый день. На следующий день прихожу в класс пораньше, пока никого нет. Встречаю каждого ученика, интересуюсь его самочувствием, настроением, советую сесть на то место, которое ему нравится, попутно ещё раз знакомлю присутствующих. Когда все собираются, организуем игру «Имена». Мы берёмся за руки и образуем круг. Сначала представляюсь: «Я — учитель», говорю, что люблю со всеми дружить. Затем предлагаю стоящему рядом ребёнку назвать меня, себя и сказать, что любит он. Следующий называет имена впереди стоящих, своё и т.д. Таким образом, дети несколько раз услышали и проговорили имена всех присутствующих. Теперь каждый знает, как обратиться к одноклассникам. Продолжить знакомство и установить общение детей помогает игра «Волшебный клубочек». Дети передают клубочек тому, кому они захотят задать вопрос. Отвечающий на вопрос должен намотать нитку на пальчик и, выбрав, кому он задаст вопрос, передаёт клубочек, но свою ниточку держит. После того, как все поучаствуют в игре, кладем на пол ниточку и рассматриваем получившийся узор.

Первые дни ребёнка в школе связаны с адаптацией. Адаптация - приспособление к успешному функционированию в школьной среде, способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. Первоклассники столкнулись с требованиями, предъявленными им: правила поведения в школе и за её пределами, учебная нагрузка, ежедневное общение с незнакомыми детьми и взрослыми (педагог, работники столовой, техслужащие и т.д.). В этой ситуации дети ищут различные способы защиты - от замкнутости до проявления агрессии. Важная задача, которая стоит перед классным руководителем, - не допустить, чтобы подобные ситуации переросли в страхи и неврозы. На данном этапе мы стараемся постоянно быть с детьми, помогая урегулировать возникающие конфликты, организовать игры детей во время перемены, наблюдаем за поведением каждого ребёнка в различных ситуациях, при необходимости советуемся с психологом, как поступить по отношению к детям, у которых возникают проблемы при общении со сверстниками. Мы не только наблюдаем и организуем детей, но и являемся участниками игр, постепенно уходя на второй план и давая детям возможность действовать самостоятельно. В этот период мы проводим ознакомительные экскурсии по учебным кабинетам, знакомим с работниками школы, называя их должности и обращая внимание детей на то, к кому они могут обратиться в различных ситуациях, как это сделать правильно. С этой целью проводим ролевые игры.

Семья должна участвовать в школьных делах: ей должны быть понятны те позиции, на которых стоит современная школа. Надо разъяснять родителям, почему мы так, а не иначе учим детей. Классный руководитель должен донести до родителей не только требования учебной программы, но и план воспитательной работы в классе, обсудить форму проведения совместных мероприятий. В первые дни ребёнка в школе мы тесно работаем с родителями, стараясь в беседах узнать больше о своих учениках, наблюдая за общением детей с членами их семей, вовлекаем родителей в классные дела. «Я» ребёнка формируется в семье. Семья закладывает духовно-нравственный потенциал человека. Необходимо строить процесс воспитания в школе, опираясь на положительный опыт семейного воспитания, внимательно изучая каждую семью.

В первые дни ребёнка в школе классный руководитель является организатором, наблюдателем, координатором, консультантом.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ