Рефлексия или самоанализ деятельности и её результатов

 Рефлексия или самоанализ деятельности и её результатов.

Лихачева У.Л.


СЛАЙД 1 Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления

«Рефлексия или самоанализ деятельности и её результатов». Постараюсь немного занять вашего драгоценного времени и по возможности закончить раньше.

СЛАЙД 2.С детства мы прекрасно знаем, что такое улыбка.

Но это не просто выражение эмоций, это состояние души. Ведь мы порой, не замечая сами, за 40 минут превышаем данные показатели, а если результат умножить на 4-5 уроков..? Когда вы улыбаетесь кому-либо, человек обязательно улыбнется вам в ответ. Кому как не нам Учителям знать силу хорошего настроения. А улыбка ребёнка всегда неподдельно искренна и лучезарна. Каждая улыбка уникальна, она передает всю гамму чувств, которые испытывает человек. А ведь состояние внутреннего мира напрямую связно с активность и деятельностью человека. Что же поможет Учителю распознать внутренний мир, состояние души ребёнка?


СЛАЙД 3 Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.

При традиционной системе обучения, когда преподаватель излагает готовые знания, а учащиеся пассивно их усваивают, вопрос о рефлексии обычно не стоит.

Принцип сознательности и активности - один из принципов деятельностного обучения. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

СЛАЙД 4. Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, в педагогической литературе мы нашли следующую классификацию видов рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала;

3) рефлексия деятельности.

Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

Подробнее остановимся  на каждом виде рефлексии.

СЛАЙД 5 Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке.

1.Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.

http://festival.1september.ru/articles/527951/img1.jpg http://festival.1september.ru/articles/527951/img2.jpg

2. Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.http://festival.1september.ru/articles/527951/img3.jpg

Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;http://festival.1september.ru/articles/527951/img4.jpg

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

Завершая урок, учитель может использовать и другие приемы рефлексии: «Светофор», http://festival.1september.ru/articles/527951/img5.jpg

«Яблоко и стрелы» .





3. Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию:

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

КЛИК Более старшие ребята могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.

http://festival.1september.ru/articles/527951/img6.jpg

Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.

СЛАЙ 6 Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока

СЛАЙ 7 - 8 Рефлексия содержания учебного материала

Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. Для того чтобы получить результат необходимо помочь поставить цель, которые учащиеся в процессе обучения будут стараться достичь. В постановке цели учителю поможет такой приём как Проблемный вопрос.

Так на уроке русского языка ученикам было предложено задание:

1.из группы слов выбрать только имена Существительные..(с этим заданием быстро справилось большинство учеников),

2.следующим заданием было классифицировать имена существительные на Одушевленные предметы и неодушевленные (и с этим заданием быстро справилось большинство учеников)

3. следующее задание: определить число имен существительных (также справились все)

4. Последним заданием по постановке Цели и темы урока было определить род имен существительных

(что закономерно вызвало вопрос у учеников)

- ,а что это РОД им.Существительного, мы этого не знаем…

- Поднимите руки те, кто встретился с трудностью при выполнении последнего задания. (почти все)

- А теперь поднимите руку, кто бы хотел узнать как определять Род имени существительного и Выполнить последнее задание с лёгкостью? (почти все)

- какова же тема сегодняшнего урока? (Род имени существительного)

- Какова же цель нашей работы на уроке? (Научиться определять род имени существительного)

В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:

  1. Прием незаконченного предложения

.





2. Прием «Выбор афоризма или пословицы».

 Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы.  Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Например:

Использование афоризмов и пословиц делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.

СЛАЙД 9.Рефлексия достижения цели.

 Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.

СЛАЙД 10. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Вот несколько вариантов.

(Учебник «Родная речь», 3 класс, Л.Ф.Климанова)

Тема: Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

  1. Дедушка Мазай и зайцы.

  2. Добрый, бедные.

  3. Плыл, спас, чуть не утонули.

  4. Дед Мазай спас зайцев. Молодец!

  5. Друг животных.

СЛАЙД 11 Следующий аспект нашего рассмотрения – рефлексия деятельностиСовременные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.

Виды рефлексии, о которых мы говорили, могут быть как коллективными, так и индивидуальными.

СЛАЙД 12-13 Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия

Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные учителю – тесты, мини-сочинения, письмо другу, сообщение, схема, таблица, а также синквейн о котором мы уже говорили выше. Остановимся на приёмах, стимулирующих речемыслительную деятельность учащихся и наиболее полно способствующих реализации развивающей цели обучения.

Какие вдохновлённые у ВАС лица! Чтобы (её заполнив) каждый мог

В конце урока этого для заполнения  таблица, Себе сказать: "Не зря прошел урок!"

СЛАЙД 14 Коллективная или групповая рефлексия

 Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный). Коллективная учебная деятельность в группе как организационная форма создаёт оптимальные условия для овладения знаниями.

1. Для организации рефлексии в группе, прежде всего, использую опорные слова и фразы для высказываний:

Помощь, вместе, совет, один, помогли, все, посоветовал, рассказывал, подружились, друг и т. п. .

Мы учились вырезать…,
Саша мне помог решить…, 
Многие молчали…, 
Мы вместе рисовали…,
Мы хотели написать… .

Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде  схемы-паутины к внеклассному мероприятию по сказкам А.С.Пушкина.

СЛАЙД 15 Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.

Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.

СЛАЙД 16 Спасибо за внимание!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ