Методические рекомендации по разработке и оформлению программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

центр повышения квалификации «Нефтегорский Ресурсный центр»









Методические рекомендации

по разработке и оформлению программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО






Составители:

Исхакова Н.И.,

методист Бережнова А.П.


2013г.


В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение театров, кинопросмотров и музеев с последующим их обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции и др.). В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность,

  • Познавательная деятельность,

  • Проблемно – ценностное общение,

  • Досугово – развлекательная деятельность,

  • Художественное творчество,

  • Социальное творчество,

  • Трудовая (производственная) деятельность,

  • Спортивно – оздоровительная деятельность,

  • Туристко – краеведческая деятельность.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Виды и направления внеучебной деятельности тесно связаны между собой:

  • ряд направлений совпадает с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

  • такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности.

  • направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Итак, обозначенные направления внеучебной деятельности можно рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности или комплексно.

Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Воспитательный результат внеурочной деятель­ности — непосредственное духовно-нравственное приобре­тение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма. (Таблица 1)

Таблица 1


Классификация результатов внеурочной деятельности


Содержание

Способ достижения

Возможные формы деятельности

Первый уровень результатов



Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа

Второй уровень результатов



Получение школьником опыта переживания позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематический диспут

Третий уровень результатов



Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов


Таким образом, первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий – самыми сложными формами внеурочной деятельности.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Пе­дагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить исполь­зуемыми формами внеурочной деятельности достижение ре­бенком первого уровня результатов.

Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллекти­ва, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприят­ную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность вы­хода в пространство общественного действия (т. е. достиже­ние третьего уровня результатов). Такой выход для учени­ка начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной со­циальной ситуации конфликтность и неопределённость долж­ны быть в известной степени ограниченны. Взаимосвязь уровня результатов и некоторых видов (направлений) внеурочной деятельности представлена в Таблице 2.


Таблица 2

«Преимущественные формы достижения воспитательных

результатов во внеурочной деятельности»


Уровень результатов

Приобретение социальных знаний

(первые уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(второй уровень)

Получение опыта самостоятельного

бщественного действия

(третий уровень)

Виды (направления)

внеурочной деятельности




1. Спортивно-оздоровительная деятельность

Занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах






Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции, организуемые совместно школьниками и педагогом


Спортивные оздоровительные акции, организуемые школьниками и педагогом для сверстников, учителей, родителей или в окружающем школу социуме

2. Познавательная

(предметные кружки)

Познавательные беседы, занятия на факультативах, кружках.

Олимпиады, марафоны, конференции и викторины, организуемые педагогом для школьников.

Исследовательские детские проекты




Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», Детские исследовательские проекты социальной направленности.



Детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования, внешкольные акции познавательной направленности (конференции, интеллектуальные марафоны и др.), организуемые совместно с педагогом,

3. Художественное

творчество (музыкальные кружки, театральная студия)


Занятия объединений художественного творчества, художественные акции (концерты, спектакли идр.), организованные педагогом




Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе, совместно организованные детьми и педагогом



Художественные акции школьников(совместно с педагогом) в окружающем школу социуме

4.Социальное творчество

социальные пробы (инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми


социально-ориентированные коллективные творческие дела



социальные проекты, волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом).

5. Проблемно-ценностное общение

индивидуальные и групповые беседы об обществе, культуре, нравственности, поведении, морально-этических, правовых нормах и т.п.;



дебаты по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей,

проблемно-ценностные дискуссии


проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов;

беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения

6. Туристско – краеведческая деятельность

кружковые, факультативные, секционные, клубные и пр. занятия по отработке специальных мений, краеведческие экскурсии и туристические поездки



походы выходного дня; туристические многодневные походы;

спортивные туристические походы



туристско-краеведческие экспедиции; поисково-краеведческие экспедиции; природоохранные и природовосстановительные экспедиции

7. Досугово-развлекательная деятельность

культпоходы в кино, театры, концертные залы, выставки и т.п, досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), организуемые педагогом



досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом


досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме

8. Игровая

развлекательные, ролевые, интеллектуальные игры, организуемые педагогом



Деловые игры, организованные педагогом; развлекательные, ролевые, интеллектуальные, деловые игры, организованные совместно детьми с педагогом


Социально-моделирующие игры, организуемые педагогом; развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего социума.

9. Трудовая (производственная) деятельность

кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений в конструировании, техническом творчестве, ремесле и т.п.



трудовые акции, трудовые десанты, организуемые педагогом; сюжетно-ролевые продуктивные игры; детская производственная бригада под руководством взрослого; трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом


трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, родителей, для окружающего школу социума;

детско-взрослое образовательное производство


Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности позволит педагогам:

  • разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результате,

  • подбирать формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня,

  • выстраивать логику перехода от одного уровня к другому,

диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.

Для организации внеурочной деятельности могут быть разработаны различные типы образовательных программ внеурочной деятельности (Таблица 3).

Таблица 3

Типы образовательных программ внеурочной деятельности


1.Комплексные образовательные программы

Предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.

2. Тематические образовательные программы

Направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

3. Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.)

Могут иметь возрастную привязку, например:
1-й класс — первый уровень,
2-3-й классы — второй уровень,
4-й класс — третий уровень и др.)

4. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности

Игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.

5.Возрастные образовательные программы

Могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников, для старшеклассников и др.

6.Индивидуальные образовательные программы для учащихся

Программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.


Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации младших школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, исходить из запросов участников образовательного процесса и его индивидуальных особенностей, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом педагогов-новаторов, собственным опытом. При этом следует помнить, что время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы.


При разработке программы внеурочной деятельности необходимо учитывать следующие общие правила разработки программ внеурочной деятельности:


    1. Программа организации внеурочной деятельности школьников может быть разработана образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработки примерных образовательных программ.

    2. Разрабатываемая программа должны быть рассчитана на школьников определенной возрастной группы.

    3. В определении содержания программы школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

    4. Структура программа включает (Таблица 4):

  • титульный лист,

  • пояснительную записку,

  • учебно – тематический план,

  • содержание программы,

  • методическое обеспечение,

  • список литературы.

    1. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделен на смысловые части.

    2. В программе указывается количество часов аудиторных и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества часов.

    3. Программа может реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объемом 340 часов) для каждого класса. Во втором случае школа создает модульные программы (объемом значительно превышающем 340 часов) для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классом, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать.

Таблица 4

Технология разработки программы внеурочной деятельности

Структура программы

Содержание структурных компонентов программы


Титульный лист


  • Вышестоящие органы образования (по под­чиненности учреждения), название образовательного учреждения, в котором разработана программа, Ф.И.О. ответственного работника, утвердив­шего программу с указанием даты утверж­дения.

  • Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.

  • Название программы (по возможности крат­кое и отражающее суть программы). Направление внеурочной деятельности. Возраст детей, на который рассчитана про­грамма.

  • Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).

  • Автор программы (Ф.И.О, занимаемая долж­ность).

  • Название города.

  • Год создания программы.


Пояснительная записка


Раскрываются цели образовательной деятель­ности, обосновывается отбор содержания и по­следовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.


1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

актуальность;

практическая значимость;

связь с уже существующими по данному направлению программами;

вид (модифицированная, эксперименталь­ная, авторская программа);

новизна (для претендующих на авторство).


2. Цель и задачи программы:

Цель — предполагаемый результат, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «все­стороннее развитие личности», «создание воз­можностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребно­стей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.

Цель должна быть связана с названием про­граммы, отражать ее основную направлен­ность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают:

обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познава­тельную деятельность, приобретение опреде­ленных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятель­ности и т.д.;

воспитательные - формирование общест­венной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственно­сти, активности, аккуратности и т.д.; фор­мирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.


3. Отличительные особенности программы:

базовые теоретические идеи; ключевые понятия;

этапы реализации, их обоснование и взаимо­связь.

В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.


4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

- возраст детей и их психологические особен­ности;

-особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);

число обучающихся по годам обучения (обосновать);

- режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.

- прогнозируемые результаты и способы их проверки.


5. Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.


6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).


Учебно -

тематический

план (если программа на 2 и более, то желательно представить по годам

обучения)

Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, раздел или модуль, со­отношение времени теоретических и практиче­ских занятий. Педагог имеет право самостоя­тельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.


Содержание программы

Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:

ее название;

основные узловые моменты;

формы организации образовательного про­цесса (теоретические, практические).


Изложе­ние ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.


Результаты реализации программы

- социально-значимые знания, которые планируется передать детям;

- социально значимые отношения, которые планируется у них развивать;

  • опыт социально значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать.

Кроме того, в этом разделе могут найти отражение и иные результаты реализации программы: обучающие, профориентационные и т.п.



Методическое

обеспечение

программы

Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкрет­ных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.

Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса.

Перечень дидактических материалов.

Краткая характеристика средств, необходи­мых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалифи­кацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и мате­риалов (в расчете на число обучающихся).


Список литературы


Приводятся два списка литературы: используемая педагогом для разработки; программы и организации образователь­ного процесса; рекомендуемая для детей и родителей.



Разрабатывая программу, педагогу необходимо помнить:

  • программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН;

  • приступать к разработке программы необходимо с четким и внятным представлением о предполагаемом результате;

  • выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня;

  • при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

  • форсирование результатов и форм недопустимо, так как это не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности;

  • выбор типа программы, должен быть обусловлен потребностями учащихся и общества и имеющимися образовательными ресурсами;

  • процесс разработки и реализации программы должен содержать диагностико-аналитическую составляющую по определению результативности и эффективности внеурочной деятельности.

Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является ее контролируемость и наличие системы диагностики ее эффективности. Цель диагностики – выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Предметы диагностики:

    1. Личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника (Оценка уровня воспитанности обучающихся, диагностика уровня психомоторного развития обучающихся, оценка уровня развития мышления обучающихся по методике Е. И. Рогова, Оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника, диагностика объема восприятия, анализ оценки творческого воображения, наблюдательности и др.)

    2. Детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика, уровень развития детского коллектива, характер взаимоотношений членов коллектива. (Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!», Методика «Какой   у   нас   коллектив?»   (по А.Н. Лутошкину), Методика «Наши отношения», Методики: «Психологический климат коллектива», «Индекс групповой сплоченности» и др.)

    3. Профессиональная позиция педагога как условие развития личности ученика, характер педагогической позиции, сформированность профессиональных ценностей.

Объекты контроля и анализа:

  • познавательная активность, интерес к учению, школе;

  • сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;

  • применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

  • участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;

  • выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.



Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с  отстающими или одарёнными детьми.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Содержание дополнительного образования на начальном этапе задаётся стремлением детей установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевлённый) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность.
В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных  ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.


Понятийная основа деятельности


Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Воспитаниеэто управление процессом развития личности ребенка (человека) через создание благоприятных условий.

Воспитание в образовательном учрежденииспециально-организованное, научно и методически обеспеченное психолого-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи с целью успешной социализации и жизненного самоопределения.

Социализация — это самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры на всех возрастных этапах.

Результат это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект – это последствия результата.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственое духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности.

Культурная практика - основная педагогическая единица внеурочной деятельности, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.

Социальная практика - основная педагогическая единица внешкольной деятельности, представляющая собой педагогически моделируемую в реальных условиях общественно значимую задачу, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.


Используемая литература:


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации - М.: «Просвещение», 2010г.


Григорьев Д.В, Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» - М.: «Просвещение», 2010г.,


Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - М.: «Просвещение», 2010г.


Польникова О.В. сайт «Первая ступень» http://plotnikova.ucoz.ru/


Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Составители: С.В.Низова, Е.Л.Харчевникова.-Владимир, ВИПКРО, 2010.-32с.

















Приложение

Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

1. Устав образовательного учреждения.

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

3. Договор образовательного учреждения с учредителем.

4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.

5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).

6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.

7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.

8. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»).

9. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.

10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).

11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.

12. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

13. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.

Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:

14. Положение об учебном кабинете.

15. Положение об информационно-библиотечном центре.

16. Положение о культурно-досуговом центре.

17. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ