Технология педагогической мастерской как средство получения воспитательных результатов внеурочной деятельности
Хабибуллин Расиль Ризебякович, учитель технологии, идентификатор: 275-472-386
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Технология педагогической мастерской как средство получения воспитательных результатов внеурочной деятельности.
Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А.Рачинского, исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.Ж. Руссо и современных французских эпистемологов - последователей Гастона Башляра - стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что состоялась интеграция зарубежного и российского педагогического опыта, причем зарубежный опыт - деятельность французской группы нового образования является инновационной и в европейском образовании.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные. Таким образом, технология педагогической мастерской соответствует запросам государства, то есть способствует подготовке ребенка к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.
При реализации внеурочной деятельности пятиклассников по направлению «художественное творчество» в нашей школе организована студия «Дизайн». Программа данной студии направлена на формирование личности способной гармонично преобразовывать окружающий мир, совершенствовать представления о красоте предметов и ландшафтов. Она призвана сформировать у школьников основ дизайнерских знаний, разумное отношение к обустройству пространства, в котором сам живет научить пятиклассников умению создавать комфортную и одновременно красивую среду обитания.
Традиционная парадигма «человек знающий» заменяется парадигмой «человек, подготовленный к жизнедеятельности».Поэтому целью программы по внеурочной деятельности является создание условий для раскрытия творческих способностей и развития эстетического вкуса через овладение основами самостоятельного проектирования и создания изделий из древесины, картона и фанеры.
Задачи:
- Познакомить обучающихся со сферой деятельности дизайнера, с историей дизайна, с этапами процесса, с формами деталей и отделкой и их использованием в дизайне; сформировать знания умения и навыки проектирования, моделирования и конструирования;
- Формировать интерес к различным видам декоративной отделки, развивать способности детей к творчеству и самовыражению и самореализации, воспитывать способности мыслить, моделировать и создавать оригинальные изделия;
- Развитие ответственности, самостоятельности и индивидуальности, воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремленности, умения планировать свою деятельность.
Ожидаемые результаты:
Знание безопасных приемов труда с инструментами и приспособлениями для обработки древесины.
Знание терминологии и технологии выполнения ручных работ по дереву.
Умение планировать, выполнять простые эскизы, самостоятельно реализовывать модели.
Приобретение социальных знаний.
Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, Отечество, труд, культура), ценностного отношения с социальной реальности в целом.
Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
При организации работы по внеурочной деятельности встает ряд вопросов: Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом?
Инновационный поиск новых средств привел меня к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Одним из технологий позволяющих мне реализовать воспитательные аспекты внеурочной деятельности стали педагогические мастерские.
Приведу пример разработки занятия по внеурочной деятельности с применением технологии педагогическая мастерская.
Дизайн былинной крепости.
занятие по внеурочной деятельности в 5 классе
Учитель технологии Хабибуллин РасильРизебякович
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Цель занятия: формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно-действующей и легко-адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.
Задачи занятия:
- ознакомить учащихся с некоторыми теоретическими положениями строения крепости;
- научить учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональнымназначением, материалом, в процессе работы по предпроектному исследованию объекта;
- научить создавать эскизы.
- развивать самостоятельность, эстетическое чувство и творческие и изобретательские способности;
- продолжать формирование таких качеств как коллективизм,ответственность;
- продолжить воспитание культуры бесконфликтного поведения.
Продолжить формирование универсальных учебных действий:
- регулятивныесамостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- коммуникативные -работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
- познавательные осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- личностные - уважение к истории, культурным и историческим памятникам, потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты
Планируемые результаты деятельности:
Иметь представление о строении крепости;
Знать особенности структурных частей крепости;
Применять знания о критериях оценки дизайна в нестандартной ситуации.
Создать эскиз структурной части крепости.
Методы обучения:
Исследовательский, проблемного изложения.
Формы организации деятельности обучающихся:
Работа в группах и индивидуально.
Учебно-материальное обеспечение занятий:
Иллюстрации видов крепостей в России, надписи на доске и плакатах, диаграмма для оценивания качеств изделия, бумага и маркеры для эскизов, карточки с информационным материалом и карточки задания.
Ход занятия.
ЭТАПЫ
ФОРМА РАБОТЫ
Деятельность учащихся
Обращение к опыту и знаниям обучающегося.
Что вы знаете о крепости?
С какой целью строили крепости в древней Руси?
Какие архитектурные музеи –крепости вы посетили или знаете?
Отвечают на вопросы, используя жизненный опыт.
Прозрение (представление возможности проявить инициативу в определении путей поиска.
Из каких составных частей состоит крепость?
Для того чтобы уточнить эти структурные части предлагаю вам ознакомиться с наиболее известными крепостями сохранившимися до наших дней (приложение 1).
В ходе совместной работы по слайд-презентации определяют составные части крепости: защитный ров (сооружения), стены, крепостные башни, внутренный двор.
Работа с объектами, которые способствуют фантазированию и творчеству.
Учитель организует работу в парах для работы по заданиям мастерской.
Каждая группа получает карточки-задания и информационные материалы.
Разбившись на пары анализируют задания карточек (приложение 2).
Основной, индивидуальная, парная и групповая работа (направлена к внутренней культуре личности).
Работая в паре по карточкам и материалам, выполняют предпроектное исследование дизайна крепости.
Составляют эскиз составной части крепости на формате А4.
Показ, предъявление аудитории своих наработок, идей, планов и результатов реализации.
Каждая группа публично представляет свое исследование, иллюстрируя эскизами на бумаге.
Публично представляют результаты совместной работы
Этап коррекции и внесения исправлений.
Представители других групп вносят замечания и пожелания по исследованию.
Учувствуют в обсуждении, уточняют, вносят поправки.
Размышление, самоанализ.
За что я могу себя похвалить?
Что я приобрел после этого занятия?
Что мне удалось? Почему?
Работают по рефлексивным вопросам.
Список использованной литературы
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов.-М.:Просвещение,2011.-223с.-(Стандарты второго поколения).
Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие/Крылова О. Н., Муштавинская И. В. – СПб.: КАРО, 2013. - 144с. – (Серия «Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО»).
К. С. Носов Русские средневековые крепости. Познавательная программа / К. С. Носов – Новый диск, 2012. – 121с.
Андрей Мерников Крепости России. Большая энциклопедия. /А. Мерников – Харвест, 2013. – 345с.
Статья «Что такое педагогическая мастерская?», И.А.Мухина, заслуженный учитель РФ, доцент кафедры педагогикисоциального творчества СПбГУПМ.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ