Проекты и проектирование
Проекты и проектирование
Антонова О. Л., классный руководитель
6 класса МАОУ «СОШ № 50» г. Пермь
Сегодня слова «проект» «проектная деятельность» сталь весьма популярными, однако употребление их во многих случаях неуместно, потому что модно стало называть «проектом» самую обычную работу.
Проект определяется как временное усилие, предпринятое для создания уникального продукта или услуги.
«Временное» означает, что каждый проект имеет точно определённые даты начала и окончания. Деятельность по осуществлению проекта заканчивается, когда достигнуты все его цели или когда становится ясно, что цели не будут или не могут быть достигнуты. Временность не означает краткосрочность проекта – многие проекты могут продолжаться несколько лет, но проект конечен и не может состоять из постоянно продолжающихся действий.
Под уникальностью продукта или услуги, подразумевается, что они имеют заметные отличия от всех аналогичных продуктов или услуг. Уникальность каждого проекта создаёт сложности при его планировании, поскольку часто сложно предположить, как в действительности будут достигаться проектные результаты.
Результатом проектной деятельности является не только продукт или услуга, но и извлечённые уроки, то есть опыт, который будет использоваться в дальнейшем при выполнении и планировании следующих проектов.
Назначение проекта состоит в осуществлении прорыва в конкретном направлении деятельности за конкретное время.
Кому нужен проект? Тому, кто намерен осуществить прорыв, качественный скачок в своей деятельности.
Автор проекта (один человек или группа людей) всегда описывает свою предстоящую деятельность, то есть автор проекта всегда совпадает с исполнителем.
Проекты предпринимаются на любых уровнях организации, в них могут быть вовлечены как несколько человек, так и несколько тысяч. Проекты могут быть разной длительности: от недели до нескольких лет. Проект может вовлекать один класс, а может выходить за пределы школы. Проекты могут осуществляться в любой области деятельности.
Проектная команда по окончании проекта, как правило, распадается, а её члены переходят в другие проекты.
Необходимо отличать друг от друга проект, программу и план. Все они призваны описывать будущую деятельность. Считается, что самым «верхним» уровнем описания является проект, он включает в себя программу и план.
Программа часто пишется для других, она содержит описание чужой будущей деятельности.
План – описание основных этапов деятельности с указанием организаторов, исполнителей, ожидаемых результатов, сроков.
Проектирование необходимо тогда, когда проектант осознаёт, что его представления о том, как должно быть (его «нормы»), существенно расходятся с действительностью, и он принимает решение предпринять специальные усилия, чтобы его нормы реализовались.
Любая проектная деятельность всегда является творческой, так как требует поиска путей решения какой-либо проблемы, потому что если бы не нужен был поиск, то не было бы проблемы – мы бы знали, что нужно делать.
Современное образование имеет своей целью формирование ключевых компетенций личности. Особое место при этом отводится гражданской компетентности, подразумевающей социализацию школьников, их включение в общественную жизнь, выработку активной гражданской позиции. В связи с этим повышенную актуальность приобретает такая форма работы с учащимися, как социальное проектирование.
Социальное проектирование учащихся – это задуманная, продуманная и осуществляемая учащимися имеющая социальный эффект деятельность, результатом которой является создание реального (но необязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально нового в его личном опыте.
В ходе социального проектирования учащиеся вступают в конструктивное взаимодействие с «взрослым миром» (социумом), благодаря чему формируются социальные навыки подростка. Результатом этой деятельности является создание такого продукта, который ранее не существовал, как минимум, в ближайшем социальном окружении ребенка. Он должен разрешать не только личную трудность подростка, но и являться попыткой решения социальной проблемы. При этом продукт социального проектирования необязательно должен быть вещественным.
Детский социальный проект, объединяя обучение и воспитание, подразумевает применение и развитие навыков критического мышления, поиска и отбора необходимой информации, анализа проблем, моделирования ситуации, проведения социологических исследований, участия в дискуссии, обоснованного выбора альтернативного решения.
Школьное детство – замечательная пора, когда формируются основные социальные навыки, познаются ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни. Поэтому социальное проектирование стало одним из основных направлений работы нашей школы. Ребята начинают работу над социально значимыми проектами с пятого класса.
2009-2010 учебный год в нашей школе был предъюбилейным и ученики тогда 5А и 5Б классов с помощью родителей и классного руководителя разработали проект «Подари радость людям».
Цель: изготовление сувенирной продукции.
Задачи:
1. Провести социологический мини-опрос среди учащихся школы.
«Какой вид сувенирной продукции вы считаете наиболее привлекательным?» (блокноты, ручки, календари, открытки, расписание уроков, грамоты, медали, значки, брелоки, другое).
2. Разработать разные макеты сувенирной продукции.
3. Привлечь материальные средства для достижения цели.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный (сентябрь - октябрь).
Разработка проекта.
Проектировочный семинар (постановка целей, задач, распределение обязанностей, определение сроков).
2. Основной.
Поиск и отбор материала для мастерской дизайнера: опрос, фото, рисунки, составление слоганов (ноябрь - декабрь).
Мастерская дизайнера (январь - февраль).
Обработка материалов, представление эскизов, макетов сувенирной продукции.
Привлечение материальных средств: сбор макулатуры, организация ярмарки-продажи пробных образцов сувенирной продукции (январь - февраль).
Тиражирование продукции (март – апрель)
Вручение продукции:
8 Марта – учителям,
9 Мая - ветеранам Великой отечественной войны,
25 мая - выпускникам 2010 года.
3. Заключительный (май).
Подведение итогов работы по проекту, определение лидеров (лучший фотограф, художник, редактор, спонсор, копирайтер, маркетолог).
Проведение публичного голосования среди учащихся школы.
«Что бы ты хотел получить в подарок к юбилею школы?» (юбилейный дневник, юбилейную тетрадь, медаль, брелок, кружку, фоторамку, другое).
При разработке проекта главную трудность у ребят вызвала необходимость формулировать цели и задачи проекта. Распределение обязанностей прошло по интересам: кто-то любит сочинять, кто-то – рисовать, кто-то – переводить плоды труда одноклассников в цифровую форму, кто-то – общаться с людьми, проводить опросы, кто-то – вести финансовые расчёты, кто-то – организовывать деятельность.
К 8 Марта было выбрано 19 эскизов обложек и напечатано 45 блокнотов, которые были подарены работникам школы – женщинам.
К 9 Мая было выбрано 15 рисунков учащихся 5а, 5б, 3б и 8б классов и напечатано 30 двойных открыток. Открытки были подарены ветеранам – сиротам войны на школьном празднике 11 мая 2010 года.
На празднике Последнего звонка были вручены наши сувениры выпускникам-одиннадцатиклассникам.
В марте – апреле ученики 5а и 5б классов участвовали в сборе макулатуры и заработали 2 000 рублей.
Родители оказали спонсорскую помощь в размере 1500 рублей и Шашмурин Олег Николаевич лично – в размере 500 рублей. Всего было заработано 4 000 рублей.
1500 рублей было истрачено на блокноты к 8 Марта, 1200 рублей – на открытки к 9 Мая, 1000 рублей – на подарки для выпускников 11 класса (май 2010), 300 рублей – на награждение лучших по итогам работы над проектом.
В 5 А и 5 Б классах было проведено голосование «Какой подарок ты бы хотел получить к юбилею школы». Больше всего голосов набрал вариант «Юбилейный дневник».
Макет дневника был разработан и предложен классам для приобретения. Стоимость дневника составила 100 рублей. Всего было заказано и отпечатано 300 дневников.
28 мая 2010 года на собрании классов были подведены итоги работы над проектом.
Применение в рамках школы технологии социального проектирования позволило повысить уровень социальной активности школьников.
Коллективная проектная деятельность создает особую атмосферу в школе. У учащихся, учителей и родителей появляется ощущение единства действий и целостного коллектива школы. Формируется благоприятный микроклимат в ученических классных коллективах. Возникает ядро актива, цементирующее коллектив. Проявляется массовая инициатива.
В этих условиях вырабатывается умение сотрудничать в классе и школе. Лучше согласуются планы и поведение. Организуется взаимодействие и взаимопомощь. Непрерывно вырабатываются и корректируются правила отношений между учащимися, учителями и родителями. Сближаются и примиряются противоречия. Притираются характеры.
Защищая проекты, ребята учатся выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы.
“Мы выступили очень достойно. Зал провожал нас аплодисментами и криками “Молодцы!”. Было очень приятно. Значит, путь, проделанный нами, был проделан не зря ” (Бояршинова М., Кузьмина П.).
Участие в социальных проектах позволяет учащимся реализовать себя всесторонне. Растет познавательная активность детей, их организаторские и творческие задатки. Мы уверенны, что именно в наших возможностях создание воспитательной среды, позволяющей включить учащихся в разнообразные виды воспитывающей общественно полезной созидательной деятельности. Социальное проектирование позволяет привлечь учащихся в общественно-полезную социальную деятельность, основанную на принципах и ценностях демократического государства и гражданского общества.
Эскизы обложек к 8 Марта, разработанные Копыловой М. (5 Б) и Наговицыной Т. (5 А)
Эскизы открыток к Дню победы, разработанные Стуковой А. (5 Б) и Павловым С. (5 Б)
Макет обложки блокнота для выпускников. Авторы Дягилева Д. (5А) и Дягилева Н. И. Фото Антонова О. Л., Стукова Н. В.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ