Проектная деятельность обучающихся младших классов (из опыта работы)

Проектная деятельность обучающихся младших классов (из опыта работы).

Автор: З.В. Машковцева,

учитель начальных классов,

МБОУ «Иджинская СОШ».


В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.

Проектная деятельность формирует у младших школьников социальные, коммуникативные, информационные компетентности, способствует развитию навыков самоопределения, саморегуляции, является средством раннего определения профориентационной направленности личности, что повышает прежде всего качество образования и изменяет направленность личности учащегося от пассивно принимающей знания единицы к активной- способной самостоятельно строить траекторию своей деятельности, в том числе, и образовательной.

Проблемы начальной школы:

  • Низкая мотивация.

  • Не могут применять знания.

  • Не могут находить информацию.

  • Не могут интегрировать знания.

  • Не приспособлены к активной деятельности.

  • Не коммуникабельны.

Необходимо научить обучающихся:

  • Усваивать информацию.

  • Структурировать знания.

  • Ориентироваться в обилии информации.

  • Целенаправленно искать.

  • Работать в группе, коллективе.

  • Критически и творчески мыслить.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Цели:

  • Активизировать познавательную деятельность учеников.

  • Объединить школу, детей и родителей в совместной деятельности.

  • Развивать личность ребенка.

  • Воспитывать инициативность и самостоятельность.

Задачи:

  • Актуализация знаний умений и навыков ребенка.

  • Обучение взаимодействию и взаимовыручке в коллективе.

  • Развитие исследовательских и творческих способностей учеников.

  • Укрепление связи между родителями и детьми, родителями и школой.

Этапы работы методом проектов:

  • Мотивационный.

  • Планирующий.

  • Информационно-операционный.

  • Рефлексивно-оценочный.

Этапы проектной деятельности:

1 блок:

- знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор интересующих их аспектов;

- подготовка к сбору информации;

- сбор информации детьми;

- подведение итогов сбора информации и фиксация в форме мини-энциклопедии, картотеки и др.

2 блок:

- знакомство детей с возможными проектами, выбор проекта для реализации;

- ориентировочное планирование этапов работы над проектами;

- реализация проектов;

- презентация проектов.

Требования проведению проекта:

  • Наличие значимой проблемы.

  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.

  • Структурирование содержательной части проекта.

  • Использование исследовательских методов.

  • Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения.

Виды проектов по доминирующей деятельности:

  • Исследовательский.

  • Практико – ориентированный.

  • Информационный.

  • Творческий.

  • Ролевой.


ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ:

  1. Исследовательский проект.

Тема: Виды и свойства ткани.

Учебный предмет: технология.

Участники: обучающиеся 2 класса.

Продолжительность: 3 урока.

Цель: изучение свойств ткани, создание коллекции видов ткани.

Задачи проекта: проведение опытов для выявления свойств ткани, сбор образцов ткани, оформление коллекции.

Продукты: коллекция ткани, презентация результатов опытов.


  1. Практико – ориентированный проект.

Тема: Мы вместе.

Учебный предмет: математика с использованием знаний по окружающему миру, краеведению, информационным технологиям.

Участники: обучающиеся 4 класса.

Продолжительность: 3 недели.

Цель: разработка плана похода с составлением сметы расходов.

Задачи проекта: ученики должны решить не только, куда они пойдут, но и составить маршрут, продумать, как будут добираться до места, где разобьют основной лагерь, чтобы на небольшом расстоянии от него были интересные места. Решить, какие продукты им понадобятся и сколько денег нужно для этого.

Продукты: создание мультимедийной презентации, отражающей маршрут, необходимые предметы, инструменты, смету расходов.


  1. Информационный проект.

Тема: Зимующие птицы.

Учебный предмет: окружающий мир.

Участники: обучающиеся 1 класса.

Продолжительность: 4 урока.

Цель: создание устного журнала.

Задачи проекта: научить собирать информацию по заданной теме из различных источников (учебник, энциклопедии, Internet при помощи родителей), подбирать иллюстрации, работать в группах, представлять работу группы.

Продукты: устный журнал.


  1. Творческий проект.

Тема: Народные игры.

Учебный предмет: окружающий мир.

Участники: обучающиеся 3 класса.

Продолжительность: 2 урока + осенние каникулы.

Цель: создание сборника работ обучающихся «Народные игры».

Задачи проекта: научить сравнивать, анализировать схожие игры разных народов, разучить некоторые народные игры, оформлять свои работы для создания единого сборника.

Продукты: сравнительный анализ игр разных народов.


  1. Ролевой проект.

Тема: праздник «День осени».

Учебный предмет: литературное чтение, музыка, изо, технология.

Участники: обучающиеся 4-го и 1-го классов.

Продолжительность: 3 недели урочно - внеурочных форм работы.

Цель: создание сценария праздника «День осени».

Задачи проекта: развитие артистических и артикуляционных способностей обучающихся через создание сценических образов.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ