Проектная деятельность обучающихся младших классов (из опыта работы)
Проектная деятельность обучающихся младших классов (из опыта работы).
Автор: З.В. Машковцева,
учитель начальных классов,
МБОУ «Иджинская СОШ».
В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.
Проектная деятельность формирует у младших школьников социальные, коммуникативные, информационные компетентности, способствует развитию навыков самоопределения, саморегуляции, является средством раннего определения профориентационной направленности личности, что повышает прежде всего качество образования и изменяет направленность личности учащегося от пассивно принимающей знания единицы к активной- способной самостоятельно строить траекторию своей деятельности, в том числе, и образовательной.
Проблемы начальной школы:
Низкая мотивация.
Не могут применять знания.
Не могут находить информацию.
Не могут интегрировать знания.
Не приспособлены к активной деятельности.
Не коммуникабельны.
Необходимо научить обучающихся:
Усваивать информацию.
Структурировать знания.
Ориентироваться в обилии информации.
Целенаправленно искать.
Работать в группе, коллективе.
Критически и творчески мыслить.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Цели:
Активизировать познавательную деятельность учеников.
Объединить школу, детей и родителей в совместной деятельности.
Развивать личность ребенка.
Воспитывать инициативность и самостоятельность.
Задачи:
Актуализация знаний умений и навыков ребенка.
Обучение взаимодействию и взаимовыручке в коллективе.
Развитие исследовательских и творческих способностей учеников.
Укрепление связи между родителями и детьми, родителями и школой.
Этапы работы методом проектов:
Мотивационный.
Планирующий.
Информационно-операционный.
Рефлексивно-оценочный.
Этапы проектной деятельности:
1 блок:
- знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор интересующих их аспектов;
- подготовка к сбору информации;
- сбор информации детьми;
- подведение итогов сбора информации и фиксация в форме мини-энциклопедии, картотеки и др.
2 блок:
- знакомство детей с возможными проектами, выбор проекта для реализации;
- ориентировочное планирование этапов работы над проектами;
- реализация проектов;
- презентация проектов.
Требования проведению проекта:
Наличие значимой проблемы.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.
Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения.
Виды проектов по доминирующей деятельности:
Исследовательский.
Практико – ориентированный.
Информационный.
Творческий.
Ролевой.
ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ:
Исследовательский проект.
Тема: Виды и свойства ткани.
Учебный предмет: технология.
Участники: обучающиеся 2 класса.
Продолжительность: 3 урока.
Цель: изучение свойств ткани, создание коллекции видов ткани.
Задачи проекта: проведение опытов для выявления свойств ткани, сбор образцов ткани, оформление коллекции.
Продукты: коллекция ткани, презентация результатов опытов.
Практико – ориентированный проект.
Тема: Мы вместе.
Учебный предмет: математика с использованием знаний по окружающему миру, краеведению, информационным технологиям.
Участники: обучающиеся 4 класса.
Продолжительность: 3 недели.
Цель: разработка плана похода с составлением сметы расходов.
Задачи проекта: ученики должны решить не только, куда они пойдут, но и составить маршрут, продумать, как будут добираться до места, где разобьют основной лагерь, чтобы на небольшом расстоянии от него были интересные места. Решить, какие продукты им понадобятся и сколько денег нужно для этого.
Продукты: создание мультимедийной презентации, отражающей маршрут, необходимые предметы, инструменты, смету расходов.
Информационный проект.
Тема: Зимующие птицы.
Учебный предмет: окружающий мир.
Участники: обучающиеся 1 класса.
Продолжительность: 4 урока.
Цель: создание устного журнала.
Задачи проекта: научить собирать информацию по заданной теме из различных источников (учебник, энциклопедии, Internet при помощи родителей), подбирать иллюстрации, работать в группах, представлять работу группы.
Продукты: устный журнал.
Творческий проект.
Тема: Народные игры.
Учебный предмет: окружающий мир.
Участники: обучающиеся 3 класса.
Продолжительность: 2 урока + осенние каникулы.
Цель: создание сборника работ обучающихся «Народные игры».
Задачи проекта: научить сравнивать, анализировать схожие игры разных народов, разучить некоторые народные игры, оформлять свои работы для создания единого сборника.
Продукты: сравнительный анализ игр разных народов.
Ролевой проект.
Тема: праздник «День осени».
Учебный предмет: литературное чтение, музыка, изо, технология.
Участники: обучающиеся 4-го и 1-го классов.
Продолжительность: 3 недели урочно - внеурочных форм работы.
Цель: создание сценария праздника «День осени».
Задачи проекта: развитие артистических и артикуляционных способностей обучающихся через создание сценических образов.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ