Профильное естественнонаучное образование в современной школе

Волкова Светлана Николаевна.

Г.Электросталь Московской обл., ул.Победы д.20,к.2,кв.7,144000.

Тел.(496)5734823-дом., 89175301237-моб.

e-mail veruyu@rambler.ru

МОУ «Лицей № 8» г.Электросталь.





Профильное естественнонаучное образование в современной школе.



Профильное обучение организуется и регулируется много лет скорее спонтанно, нежели целенаправленно. Мы движемся на ощупь, эмпирическим путём выбирая эффективное решение насущных проблем современного естественнонаучного образования.

Тем, кто давно работает по профилям, знакомы две опасные крайности – перегрузка учащихся и однобокость образования. Первая обеспечивается фактически и предумышленно. То есть школа, наряду с организацией профильного обучения, должна обеспечить выполнение базисного плана, а профиль заявляется подчас исключительно засчёт увеличения количества часов, выделяемых на данный предмет. Без интенсификации учебного процесса, без внедрения новых технологий преподавания хорошего результата можно не ожидать. С другой стороны, “углубление” в естественно-математическую сферу засчёт предметов гуманитарного цикла не всегда оправдано – это ведёт к сужению интеллекта и среды общения. В настоящее время появилась ещё одна беда: модное увлечение компьютерными технологиями. К месту и не к месту звучат слова “проект”, “презентация”, “интерактивные медиа-средства” и т.п. Опытные преподаватели знают, сколько сил и времени требует подготовка любого урока с использованием компьютерных технологий. А всегда ли это необходимо? Конечно, без использования новейших средств коммуникации невозможна успешная интеграция учащихся в современное научное и информационное пространство. Однако компьютерная компонента не должна вытеснять с урока основные дидактические единицы.

Попробую осветить некоторые особенности организации профильного образования в нашем лицее. В течение 17 лет мы отрабатывали такие методы преподавания, которые помогали нам формировать у учащихся ключевые компетенции, обеспечивать социальную и профессиональную ориентацию. Общая идея лицейского образования – создание единого интеллектуального пространства. Основное средство достижения этого – интеграция предметов естественнонаучного цикла.

Межпредметные связи на раннем этапе обучения не только возможны, но и необходимы. В 7-8 классах можно обеспечить взаимозаменяемость учителей (математики, физики, черчения, информационных технологий), организовать массу совместных внеклассных мероприятий развлекательно-познавательной направленности.

Реализация концепции активного овладения знаниями в 9 классе предусматривает планомерное осуществление идеи интегрирования предметов. Объединение усилий преподавателей физики, математики и черчения позволяет настроить учеников на то, что физика как наука о природе нуждается не только в словесном описании, но и в строгом научном обосновании и математическом отображении. Учащиеся должны увидеть, что существует строгая математическая модель даже самых простых физических процессов и явлений, а с помощью черчения моделируется реальное трёхмерное пространство, решаются конкретные задачи. На уроках физики даётся философская трактовка пространства и времени, а их свойства объясняются через понятие симметрии. В качестве научной поддержки программы предлагается элективный курс “Симметрия – гармония жизни”. На уроках математики изучение различных функций иллюстрируется конкретными примерами из механики.

Самым существенным результатом такой работы является реальная экономия времени. Например, тема “Векторы” параллельно изучается и по математике, и по физике. Если объединить в расписании соответствующие часы, уменьшив их фактическое количество, то эту тему можно отработать быстро и эффективно. Оба учителя могут быть задействованы, а максимальная наглядность будет обеспечена средствами компьютерных технологий.

В старших классах интеграция физики и математики более чем актуальна. Некоторые темы по математике («Определённый интеграл», «Дифференциальные уравнения» и т.п.) можно и нужно объяснять на фактическом материале из курса физики. А при решение конкретных физических задач необходимо демонстрировать широкий спектр математических методов.

В 10-11 классах информационные технологии преподаватели и учащиеся должны оценивать как средство оптимизации процесса получения знаний.( Повышение уровня наглядности, возможность построения разнообразных моделей, средство контроля и самоконтроля, средство самообразования, виртуальный эксперимент и т. п.) Приведу пример интегрированного урока по физике и ИТ.Зачёт по теме «Термодинамика» организуем в кабинете информатики. Задача: группа за 2 часа должна создать компьютерную презентацию на заданную тему. Распределение обязанностей и объёма работы - дело избранного модератора. Отметка выставляется по двум предметам с учётом качества работы и КТУ. Здесь надо отметить, что лицейская модель работает не везде. У нас доступ в кабинет информатики есть всегда, а расписание мобильно и служит сиюминутным потребностям. Кроме того в каждом классе есть человек, которому постоянно разрешён доступ к любой технике, поэтому если у преподавателя рождается вдруг потребность вместо лекции совершить виртуальную экскурсию, например в Минералогический музей, это можно организовать немедленно.

И, наконец, несколько слов о современных педагогических технологиях. В целях экономии времени и сил, активизации мышления учащихся, концентрации их усилий и внимания, сбережения их физического и морального здоровья в условиях очень напряжённой работы используются следующие технологии. Укрупнение дидактических единиц (модульно-блочная система), дифференцированное разноуровневое обучение, работа в малых группах, применение активных методов обучения (имитационных, игровых, проблемных, дискуссионных и т.п.) Огромное внимание уделяется также внеурочной деятельности, контактам с социальными партнёрами, бывшими лицеистами, предприятиями города, учебными заведениями сходного профиля из других городов.

В целом, профилизация развивается. Однако, надо признать, организовать профиль любого ранга официально очень трудно – слишком много бюрократических оговорок. Но энтузиазм –палка против любой бюрократии. Давайте работать не для чиновников, а для детей, для страны, ради самоуважения!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ