Программа кружка по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя зелёная планета»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

Ставропольского края Благодарненского района а. Эдельбай




Утверждаю

директор МКОУ СОШ №14

____________Р. А.Эреджепова

«____» ______________2012г.







Программа кружка по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

«Моя зелёная планета»











Возраст детей: 7-8 лет.

Срок реализации: 1 год.



Составитель:

Абдулаева Г.А.


Благодарненский район а.Эдельбай

2012г.



Пояснительная записка

Берегите эти земли, эти воды,

Даже каждую былиночку любя!

Берегите всех зверей природы!

Убивайте зверя лишь внутри себя!

Е. Евтушенко.


Программа « Моя зеленая планета » представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 7 – 8 летних ребят и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 33 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий по 25 минут со школьниками.

Программа носит духовно-нравственную направленность, которая определена актуальностью в современных жизненных условиях. Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности детей и предполагает личную активность.

Актуальность программы в том, что в 21 веке назрела проблема сохранения окружающей среды, уменьшается количество видов растений и животных, экологическая ситуация ухудшается в связи с хозяйственной деятельностью человека, поэтому нужно акцентировать внимание детей к этой проблеме.

Цели программы:

- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

-формирование целостного представления о природе;

-развитие умений воспринимать окружающий мир посредством направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

-воспитание нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в соответствии с нормами морали.

Задачи программы «Моя зелёная планета »:

-реализация индивидуальных творческих и мыслительных способностей,

-развитие мотивации к познанию,

-совершенствование коммуникативных навыков,

-воспитание культуры общения,

-развитие умений работать с информацией,

-выявлять проблемы и предлагать пути их решения

- научить использовать полученные знания об экологии;

-обучить работать в группе, отстаивать свою точку зрения;

-воспитать чувство бережного отношения к природе;

- расширить творческие способности учащихся через развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания.

Отличительной особенностью программы является её адаптация к возрастным особенностям детей, широкое применение регионального компонента.

Сроки реализации программы-1год.

Формы занятий: конкурсы рисунков, экскурсии, ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

гражданственность, любовь к Родине, своему краю, бережное отношение к природе, окружающей среде, приобретение школьниками знаний о принятых нормах отношения к природе;

Метапредметные:

умение работать в группе, сотрудничать, умение работать по алгоритму, ставить цель и прогнозировать результат.

Подведение итогов: экскурсии, коллективные творческие дела , конкурсы, защита проекта.

Учебно-тематический план кружка «Моя зеленая планета»


п/п

Темы

Количество часов

Сроки выполнения

всего

теория

практика

Раздел 1. Введение в экологию.5часов

1

Понятие об экологии.

1

1


сентябрь

2

Краеведение – изучение отдельной местности.

1

0,5

0,5



сентябрь

3

Простейшие элементы ориентирования.

1

0,5

0,5

сентябрь

4

Изготовление памяток «Природа нужна нам, мы нужны природе».

1


1

сентябрь

Раздел 2. Живая природа.8ч

5

Приспособление животных к сезонным изменениям.

1

1


октябрь

6-7

Санитары леса.

2

1

1

октябрь

8-9

Перелетные и зимующие птицы.

2

1

1

ноябрь

10-11

Ядовитые растения.

2

1

1

ноябрь

12-13

Ядовитые грибы.

2

1

1

декабрь

Раздел 3. Неживая природа.6ч

14-15

Цепи питания.

2

1

1

декабрь

16-17

Каким воздухом я дышу?

2

1

1

январь

18-19

Какую воду я пью?

2

1

1

январь

Раздел 4. Роль неживой природы. 8ч

20-21

Солнце - источник жизни.

2

1

1

февраль

22-23

Оранжерея на окне

2

1

1

февраль

24-25

Зеленая аптека.

2

1

1

март

26

Местные полезные ископаемые.

1


1

март


27

Экологическая сказка.

1


1

апрель

Раздел 5. Охрана природы 6ч.

28-29

Красная книга России.

2

1

1

апрель

30-31

Красная книга Ставропольского края.

2

1

1

май

32-33

Итоговое занятие «Экологическая тропа»

2

1

1

май


ИТОГО:

33

16

17




Содержание программы

Курс программы состоит из 5 разделов.

I раздел “Введение в экологию” 5 часов

Занятие 1.

Тема: «Понятие об экологии». Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.

Занятие 2.

Тема: «Краеведение-изучение отдельной местности»

Понятия: краеведение, отличительные природные особенности.

Практическая работа (0,5 ч)

Экскурсия на природу, изучение растительного и животного мира своей местности.

Занятие 3.

Тема: «Простейшие элементы ориентирования». Понятия: ориентирование, стороны света, компас.

Практическая работа (0,5ч.)

Экскурсия на природу. Учить элементарным способам ориентирования.

Занятие 4.

Практическая работа(1ч.)

Изготовление памяток экологической направленности.


II раздел – « Живая природа» 8 часов

Занятие 5.

Тема: «Приспособление животных к сезонным изменениям».

Понятия: дикие и домашние животные, сезоны природы, смена времен года, климатические особенности нашей местности.

Занятие 6-7.

Тема: «Санитары леса»

Понятия: санитары леса, могильщики и мертвоеды, очищение природы.

Практическая работа (1час)

Аппликация из бумаги санитаров леса ( дятел, волк, жуки-могильщики и мертвоеды).

Занятие 8-9.

Тема: «Перелетные и зимующие птицы»

Понятия: перелетные и зимующие птицы, оседлые и кочующие птицы.

Практическая работа(1час)

Изготовление кормушки из использованных материалов.

Занятие 10-11.

Тема: «Ядовитые и растения»

Понятия: ядовитые растения, правила поведения в лесу.

Практическая работа (1 час)

Составление памятки «Как вести себя в лесу».

Занятие 12-13.

Тема: «Ядовитые грибы»

Понятия: ядовитые и съедобные грибы, правила сбора грибов.

Практическая работа (1 час)

Выполнение рисунков «Съедобные и несъедобные грибы»

Раздел 3. Роль неживой природы. (8 часов)

Занятие 14-15.

Тема: «Цепи питания»

Понятия: цепь питания, растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, звено в цепи.

Практическая работа (1час)

Экскурсия на луг. Составление цепи питания нашей местности.

Занятие 16-17.

Тема: «Каким воздухом я дышу?»

Понятия: воздух, кислород, углекислый газ, растения - поставщики, источники загрязнения воздуха, очистительные сооружения.

Практическая работа (1 час)

Конкурс рисунков «Как сделать воздух чище?».

Занятие 18-19

Тема: «Какую воду я пью?»

Понятия: познакомить со свойствами воды, круговорот воды в природе, способы экономного расходования воды, источники загрязнения, очистительные сооружения, фильтр.

Практическая работа (1 час)

Проведение опыта по очистке воды.

Рисунок: «Я и вода»

Раздел 4 (8 часов)

Занятие 20-21

Тема: Солнце - источник тепла и света. Влияние солнца на жизнь Земли. Солнце и здоровье. Памятка: «Правильно принимаем солнечные ванны».

Практическая работа (1 час):

- исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

Занятие 22-23

Тема: Оранжерея на окне.(2 час)

Игра « Путешествие на родину комнатных растений». Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями (протирание листьев, рыхление почвы, полив).

Практическая работа (1 час):

- посадка комнатных растений.

Занятие 24-25

Тема: Зелёная аптека.

Понятия: лекарственные растения, сбор, травники, гербарий, правила сбора лекарственных растений.

Практическая работа (1час) Праздник «Зеленая аптека нашего края».

Занятие 26

Тема: « Местные полезные ископаемые»

Понятия: полезные ископаемые, каменный уголь , гранит, газ, нефть.

Экскурсия в природу. Знакомство с полезными ископаемыми нашей местности.

Занятие 27

Тема: Экологическая сказка

Игра по сказке Корольковой.

Раздел 5 (6 часов)

Занятие 28-29

Тема: «Красная книга России».

Понятия: Красная книга, исчезающие виды, разноцветные страницы Красной книги, заповедники, заказники.

Практическая работа(1час)

Изготовление книжки-малышки.

Занятие 30-31

Тема: «Красная книга Ставропольского края».

Практическая работа(1час)

Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

Занятие 32-33

Тема: «Экологическая тропа»

Защита проекта «Экологическая тропа» в форме утренника.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Для успешной реализации данной программы используются современные формы и методы занятий:

1. Словесные методы: беседа, объяснение, рассказ, работа с художественной и научно-популярной литературой.

2.Наглядные методы: просмотр презентаций, карт, иллюстраций.

3.Практические методы: экскурсии, опыты, ролевые игры.



Оборудование: мультимедийный проектор, диски с электронными материалами, альбом, краски, клей, ножницы, природный материал, физическая карта России, физическая карта Ставропольского края, гербарий, Красная книга России, Красная книга Ставропольского края.


Формы подведения итогов: коллективные творческие дела, конкурсы, защита проекта.


Литература

Для педагога:

1. Лугич М.В., Прогулки с детьми в природу, М:Просвещение, 2006

2. Клепинина А.,Тайны окружающего мира. М:«Ювента», 2005

3 Елизарова Е.М., Такие незнакомые и знакомые растения, Волгоград: «Панорама», 2006

4. ПлешаковА.А., Экология для младших школьников, М: «Дрофа», 2000

5. Скалдина О.В., Красная книга России, «Эксмо», 2011

Для учащихся:

  1. Брем А.Э., Жизнь животных в трёх томах, Терра ,1992

  2. Маркин В. А., Я познаю мир, М., 2000

  3. Кашинская Е.А., Всё обо всём, М., 1999

  4. Плешаков А.А., От земли до неба, М: «Дрофа», 2009




10


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ