Программа кружка по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя зелёная планета»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
Ставропольского края Благодарненского района а. Эдельбай
Утверждаю
директор МКОУ СОШ №14
____________Р. А.Эреджепова
«____» ______________2012г.
Программа кружка по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
«Моя зелёная планета»
Возраст детей: 7-8 лет.
Срок реализации: 1 год.
Составитель:
Абдулаева Г.А.
Благодарненский район а.Эдельбай
2012г.
Пояснительная записка
Берегите эти земли, эти воды,
Даже каждую былиночку любя!
Берегите всех зверей природы!
Убивайте зверя лишь внутри себя!
Е. Евтушенко.
Программа « Моя зеленая планета » представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 7 – 8 летних ребят и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 33 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий по 25 минут со школьниками.
Программа носит духовно-нравственную направленность, которая определена актуальностью в современных жизненных условиях. Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности детей и предполагает личную активность.
Актуальность программы в том, что в 21 веке назрела проблема сохранения окружающей среды, уменьшается количество видов растений и животных, экологическая ситуация ухудшается в связи с хозяйственной деятельностью человека, поэтому нужно акцентировать внимание детей к этой проблеме.
Цели программы:
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
-формирование целостного представления о природе;
-развитие умений воспринимать окружающий мир посредством направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
-воспитание нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в соответствии с нормами морали.
Задачи программы «Моя зелёная планета »:
-реализация индивидуальных творческих и мыслительных способностей,
-развитие мотивации к познанию,
-совершенствование коммуникативных навыков,
-воспитание культуры общения,
-развитие умений работать с информацией,
-выявлять проблемы и предлагать пути их решения
- научить использовать полученные знания об экологии;
-обучить работать в группе, отстаивать свою точку зрения;
-воспитать чувство бережного отношения к природе;
- расширить творческие способности учащихся через развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания.
Отличительной особенностью программы является её адаптация к возрастным особенностям детей, широкое применение регионального компонента.
Сроки реализации программы-1год.
Формы занятий: конкурсы рисунков, экскурсии, ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
гражданственность, любовь к Родине, своему краю, бережное отношение к природе, окружающей среде, приобретение школьниками знаний о принятых нормах отношения к природе;
Метапредметные:
умение работать в группе, сотрудничать, умение работать по алгоритму, ставить цель и прогнозировать результат.
Подведение итогов: экскурсии, коллективные творческие дела , конкурсы, защита проекта.
Учебно-тематический план кружка «Моя зеленая планета»
№
п/п
Темы
Количество часов
Сроки выполнения
всего
теория
практика
Раздел 1. Введение в экологию.5часов
1
Понятие об экологии.
1
1
сентябрь
2
Краеведение – изучение отдельной местности.
1
0,5
0,5
сентябрь
3
Простейшие элементы ориентирования.
1
0,5
0,5
сентябрь
4
Изготовление памяток «Природа нужна нам, мы нужны природе».
1
1
сентябрь
Раздел 2. Живая природа.8ч
5
Приспособление животных к сезонным изменениям.
1
1
октябрь
6-7
Санитары леса.
2
1
1
октябрь
8-9
Перелетные и зимующие птицы.
2
1
1
ноябрь
10-11
Ядовитые растения.
2
1
1
ноябрь
12-13
Ядовитые грибы.
2
1
1
декабрь
Раздел 3. Неживая природа.6ч
14-15
Цепи питания.
2
1
1
декабрь
16-17
Каким воздухом я дышу?
2
1
1
январь
18-19
Какую воду я пью?
2
1
1
январь
Раздел 4. Роль неживой природы. 8ч
20-21
Солнце - источник жизни.
2
1
1
февраль
22-23
Оранжерея на окне
2
1
1
февраль
24-25
Зеленая аптека.
2
1
1
март
26
Местные полезные ископаемые.
1
1
март
27
Экологическая сказка.
1
1
апрель
Раздел 5. Охрана природы 6ч.
28-29
Красная книга России.
2
1
1
апрель
30-31
Красная книга Ставропольского края.
2
1
1
май
32-33
Итоговое занятие «Экологическая тропа»
2
1
1
май
ИТОГО:
33
16
17
Содержание программы
Курс программы состоит из 5 разделов.
I раздел “Введение в экологию” 5 часов
Занятие 1.
Тема: «Понятие об экологии». Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.
Занятие 2.
Тема: «Краеведение-изучение отдельной местности»
Понятия: краеведение, отличительные природные особенности.
Практическая работа (0,5 ч)
Экскурсия на природу, изучение растительного и животного мира своей местности.
Занятие 3.
Тема: «Простейшие элементы ориентирования». Понятия: ориентирование, стороны света, компас.
Практическая работа (0,5ч.)
Экскурсия на природу. Учить элементарным способам ориентирования.
Занятие 4.
Практическая работа(1ч.)
Изготовление памяток экологической направленности.
II раздел – « Живая природа» 8 часов
Занятие 5.
Тема: «Приспособление животных к сезонным изменениям».
Понятия: дикие и домашние животные, сезоны природы, смена времен года, климатические особенности нашей местности.
Занятие 6-7.
Тема: «Санитары леса»
Понятия: санитары леса, могильщики и мертвоеды, очищение природы.
Практическая работа (1час)
Аппликация из бумаги санитаров леса ( дятел, волк, жуки-могильщики и мертвоеды).
Занятие 8-9.
Тема: «Перелетные и зимующие птицы»
Понятия: перелетные и зимующие птицы, оседлые и кочующие птицы.
Практическая работа(1час)
Изготовление кормушки из использованных материалов.
Занятие 10-11.
Тема: «Ядовитые и растения»
Понятия: ядовитые растения, правила поведения в лесу.
Практическая работа (1 час)
Составление памятки «Как вести себя в лесу».
Занятие 12-13.
Тема: «Ядовитые грибы»
Понятия: ядовитые и съедобные грибы, правила сбора грибов.
Практическая работа (1 час)
Выполнение рисунков «Съедобные и несъедобные грибы»
Раздел 3. Роль неживой природы. (8 часов)
Занятие 14-15.
Тема: «Цепи питания»
Понятия: цепь питания, растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, звено в цепи.
Практическая работа (1час)
Экскурсия на луг. Составление цепи питания нашей местности.
Занятие 16-17.
Тема: «Каким воздухом я дышу?»
Понятия: воздух, кислород, углекислый газ, растения - поставщики, источники загрязнения воздуха, очистительные сооружения.
Практическая работа (1 час)
Конкурс рисунков «Как сделать воздух чище?».
Занятие 18-19
Тема: «Какую воду я пью?»
Понятия: познакомить со свойствами воды, круговорот воды в природе, способы экономного расходования воды, источники загрязнения, очистительные сооружения, фильтр.
Практическая работа (1 час)
Проведение опыта по очистке воды.
Рисунок: «Я и вода»
Раздел 4 (8 часов)
Занятие 20-21
Тема: Солнце - источник тепла и света. Влияние солнца на жизнь Земли. Солнце и здоровье. Памятка: «Правильно принимаем солнечные ванны».
Практическая работа (1 час):
- исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
Занятие 22-23
Тема: Оранжерея на окне.(2 час)
Игра « Путешествие на родину комнатных растений». Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями (протирание листьев, рыхление почвы, полив).
Практическая работа (1 час):
- посадка комнатных растений.
Занятие 24-25
Тема: Зелёная аптека.
Понятия: лекарственные растения, сбор, травники, гербарий, правила сбора лекарственных растений.
Практическая работа (1час) Праздник «Зеленая аптека нашего края».
Занятие 26
Тема: « Местные полезные ископаемые»
Понятия: полезные ископаемые, каменный уголь , гранит, газ, нефть.
Экскурсия в природу. Знакомство с полезными ископаемыми нашей местности.
Занятие 27
Тема: Экологическая сказка
Игра по сказке Корольковой.
Раздел 5 (6 часов)
Занятие 28-29
Тема: «Красная книга России».
Понятия: Красная книга, исчезающие виды, разноцветные страницы Красной книги, заповедники, заказники.
Практическая работа(1час)
Изготовление книжки-малышки.
Занятие 30-31
Тема: «Красная книга Ставропольского края».
Практическая работа(1час)
Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».
Занятие 32-33
Тема: «Экологическая тропа»
Защита проекта «Экологическая тропа» в форме утренника.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Для успешной реализации данной программы используются современные формы и методы занятий:
1. Словесные методы: беседа, объяснение, рассказ, работа с художественной и научно-популярной литературой.
2.Наглядные методы: просмотр презентаций, карт, иллюстраций.
3.Практические методы: экскурсии, опыты, ролевые игры.
Оборудование: мультимедийный проектор, диски с электронными материалами, альбом, краски, клей, ножницы, природный материал, физическая карта России, физическая карта Ставропольского края, гербарий, Красная книга России, Красная книга Ставропольского края.
Формы подведения итогов: коллективные творческие дела, конкурсы, защита проекта.
Литература
Для педагога:
1. Лугич М.В., Прогулки с детьми в природу, М:Просвещение, 2006
2. Клепинина А.,Тайны окружающего мира. М:«Ювента», 2005
3 Елизарова Е.М., Такие незнакомые и знакомые растения, Волгоград: «Панорама», 2006
4. ПлешаковА.А., Экология для младших школьников, М: «Дрофа», 2000
5. Скалдина О.В., Красная книга России, «Эксмо», 2011
Для учащихся:
Брем А.Э., Жизнь животных в трёх томах, Терра ,1992
Маркин В. А., Я познаю мир, М., 2000
Кашинская Е.А., Всё обо всём, М., 1999
Плешаков А.А., От земли до неба, М: «Дрофа», 2009
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ