Программа литературно-художественной студии "Русский фольклор"
МБОУ «Макуловская СОШ»
Верхнеуслонского района РТ
Программа
литературно-художественной студии
«Русский фольклор»
Разработала учитель
русского языка и литературы
Белкина Татьяна Алексеевна
Пояснительная записка
Ф.Шиллер более 200 лет назад сказал: « Самая настоятельная потребность времени – развитие способности чувствовать… потому, что оно служит средством к внедрению лучшего понимания…Чем больше разовьется впечатлительность, чем она подвижнее, тем большую часть мира охватит человек, тем больше способностей разовьет он в себе. Человек поймет тем больше мировых явлений, тем больше создаст он вне себя, чем большей силой и глубиной будет обладать его личность, чем большую свободу приобретает его разум». Это высказывание современно и сегодня, так как в последние годы в школе наступил момент появления такой деятельности, которая бы способствовала сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции.
Такие задачи способна решать игровая литературно – художественная студия, ведь она включает в себя и простейшие общедоступные задания, развивающие психологические процессы индивидуальности, и более сложные ситуативные игры-импровизации, помогающие проникновению во внутренний мир товарища, поиску новых средств самовыражения. Кроме того занятия в студии призваны помочь ребятам раскрепоститься, уметь свободно общаться при публичном выступлении, управлять своим вниманием, сосредоточиваться на выполнении поставленной цели.
Работа студии строится на том, что любой самодеятельный спектакль, любой праздник, организованный самими ребятами с их участием, имеет огромное воспитательное значение. Самотворчество детей, его оценка сверстниками, учителями и родителями в сочетании с посещением профессиональных спектаклей может дать положительные результаты душевного обогащения детей.
Занятия будут состоять из игровых упражнений на внимание, упражнений на развитие психических качеств, упражнений на развитие техники чтения, заданий на пластику, подвижных игр, театрализованных импровизаций, непосредственных выступлений перед учениками, на родительских собраниях, праздниках.
Учебная программа рассчитана на учеников 7-8 классов, ранее занимавшихся в драмкружке.
В 2011-2012 учебном году студия продолжит работу по реализации тематической программы школы « Народные праздники и традиции». Поэтому большая часть занятий будет посвящена изучению материала о русских национальных праздниках, обрядах, традициях с показом представлений на эти темы. В следующем году планируется перейти к постановке спектаклей по произведениям известных детских писателей.
Функции дополнительного образования
Образовательная функция
В детских творческих объединениях каждый учащийся образовательного учреждения имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности.
- Социально-адаптическая функция
Занятия в кружках, секциях и студиях позволяют значительной части учащихся (особенно тем, поведение которых не соответствует школьным требованиям, не успевающим в учебе) получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать « ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами.
- Коррекционно-развивающая функция
Учебно-воспитательный процесс детского объединения позволяет развить интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии.
Воспитательная функция
Содержание и методика работы детского творческого объединения оказывают значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребенка социальной ответственности, патриотизма, коллективизма.
Три правила занятий
Вера в предлагаемые обстоятельства.
Быть серьезным при исполнении заданий (никого не пытаться рассмешить и самому не смеяться)
Внимательно и благожелательно относиться к тому, что делают другие.
Учебно-воспитательный план
на 2011– 2012 учебный год
№ разделов и тем
Название разделов и тем
Количество часов
Литература
Всего
Теория
Прак-тика
1.
1.
Народные праздники и традиции
Праздники осени – красавицы
Кузьминки – по лету поминки
39
3
9
1
30
2
«ВШ» №7, 2000г.
2.
1.
а)
б)
Праздники матушки – зимы
Зимние святки
Рождество. Рождественские посиделки.
Крещенские гадания
5
4
1
1
4
3
1.М.А.Михайлова « А у наших у ворот развеселый хоровод»
2. М.А.Бесова « Шутки, игры, песни соберут нас вместе».
3. Л.Е.Лавренева «Детские праздники в школе и дома».
3.
1.
2.
3.
Праздники весны – красны
Масленица – праздник проводов зимы.
Гукание весны (Сороки)
Пасха
6
5
4
1
1
1
5
4
3
«ВШ» №9, 2001г.
«ВШ» №4, 2000г.
4.
1.
Праздники лета красного
Троица
4
1
3
«ВШ» №4, 2000г.
5.
« Горячи калачи из русской печи»
Традиции гостеприимства
4
1
3
«ВШ» №3, 1998г.
6.
Посиделки для девочек. « Сказка из кружева».
4
1
3
«ВШ» №2, 2000г.
7.
Русский фольклор
1.
2.
3.
4.
5.
Театрализованные представления
«Где добро, там и тепло»
«Сказка о любви»
«Красная шапочка в зимнем лесу»
«Кривое зеркало»
«Царь Карась»
29
5
6
6
6
6
29
5
6
6
6
6
«ВШ» № 10, 2001г.
«ВШ» №2, 2002г.
«ВШ» №10, 2001г.
«ВШ» №1, 2002г.
«ВШ» № 3, 2001г.
Календарно-тематический план
Месяц
Теоретические занятия
Время
Практические занятия
Время
Упражнения на развитие творческих способностей
Массовая работа
Сентябрь
занятие
2-занятие
3-6 занятие
7-8 занятие
Организационное занятие. Ознакомление с планом работы на 2011-2012 уч.год.
Изучение сценария
«Где добро, там и тепло».
«Сказка о любви». Распределение ролей
Работа над ролью, Василисы Премудрой, Домового, Кота-Мурлыки. Изготовление декораций и костюмов музыкальное оформление. Репетиции
«Сказки о любви» Работа над ролью, дикцией. Репетиции
Творческие задания на сценической площадке.
«Воображаемое путешествие».
«Изобрази птицу или животное».
Выступление перед учениками 1-5 классов.
Октябрь
9-12 занятие
13- занятие
14-16 занятие
Изучение традиций гостеприимства
Продолжение работы над «Сказкой о любви».
Изготовление костюмов. Репетиции.
«Горячи калачи из русской печи». Подготовка импровизированного праздника, художественное чтение, исполнение частушек. Работа по сценарию
«Встреча двух»
«Животные во дворе»
« Кукольный театр»
Выступление на родительском собрании.
Выступление на классном часе
Ноябрь
17- занятие
18-19 занятие
20-23 занятие
14 ноября – Кузьма Демьян или Кузьминки. Изучение истории праздника
Работа по сценарию, художественное чтение, исполнение частушек, народных игровых песен.
Посиделки для девочек « Сказка из кружева».
1«Оживите»
2« Что бы это значило?»
1.«Перехват»
«Зеркало»
Выступление на общешкольной линейке
Декабрь
24-занятие
25-занятие
26-29-занятие
30-32-занятие
Зимние святки. Изучение истории. Рождественские посиделки.
Крещенские вечера. Гадания
«Сказка из кружева»
Репетиция
Рождественские посиделки. Работа по сценарию. Изготовление костюмов. Художественное чтение. Колядование
« Окно»
«Скульптор и модель»
1. «Цирковые артисты»
Выступление перед родителями.
Январь
33-38 –занятие
39-40 занятие
«Красная шапочка в зимнем лесу». Изучение роли, изготовление костюмов и декораций; музыкальное оформление к сказке
«Кривое зеркало».Инсценирование. Репетиции
«Зернышко»
« Капитан»
« Как один!»
«Ай да я!»
Выступление перед учениками начальных классов
Февраль
41-44 занятие
45-48 занятие
Продолжение работы над инсценировкой «Кривое зеркало».
«Царь Карась». Инсценирование
«Деревянные куклы»
2. «Ходьба с изменениями»
Выступление перед учениками продленной группы
Март
49-50 занятие
51 занятие
52-56 занятие
Изучение народных традиций по проведению праздника Масленицы
Продолжение работы над инсценированием сказки «Царь Карась»
Работа по сценарию. Изготовление реквизита, костюмов; художественное чтение, рассказывание, исполнение обрядовых песен.
« Кто летает?».
1. «Переходы»
«На одну букву»
« Угадай-ка, кто это?»
Выступление на общешкольной линейке
Апрель
57 занятие
58-61 занятие
62-занятие
63-65 занятие
Изучение народных традиций, связанных с праздником «Сороки или Гукание весны» (Жаворонки)
Изучение народных традиций, связанных с праздником праздников – Пасхой
Работа по сценарию
Работа по сценарию. Репетиции. Совместная работа с кружком «Хозяюшка». Изготовление блюд
«Фотографы»
«Превращение палочки»
«Кто как сидел?»
« Кто сзади?»
1. « Работа с воображаемым предметом»
Выступление на линейке.
Выступление перед учениками школы
Май
66-68 занятие
Троица. Подготовка к фольклорному празднику
Учебно-тематический план на 2012 – 2013 учебный год
№ разделов и тем
Название разделов и тем
Количество часов
Литература
Всего
Теория
Прак-тика
Театрализованные импровизации
41
9
32
1.
Театрализованная импровизация « Звезды XXI века».
4
1
3
« Музыкальная шкатулка» с. 44-54
2.
« Начинающим актерам»
5
1
4
« Музыкальная шкатулка» ст. 54-63
3.
« Когда всем весело»
5
1
4
« Музыкальная шкатулка» ст. 4-44
4.
« В зимнем лесу». Путешествие в страну сказок».
5
1
4
М.А.Михалкова « У наших у ворот» ст. 126-131
5.
« В гостях у Василисы Премудрой»
4
1
3
Ст. 133-142
6.
« Чудеса – кудеса»
4
1
3
Ст.142-150
7.
« Ум хорошо, а два лучше»
4
1
3
Ст. 150-157
8.
« Король Почемуний Второй»
5
1
4
« Праздник в школе»
№ 6, 2003г.
9.
« Золотой ключик»
5
1
4
« Праздник в школе»
№6, 2003г.
10.
Спектакли
« Морозко», «Горя бояться – счастья не видать»
26
2
24
Календарно-тематический план
Месяц
Теоретические занятия
Время
Практические занятия
Время
Массовая работа
Сентябрь
занятие
занятие
3-5 занятие
6-занятие
Организационное занятие, ознакомление с планом работы на 2003-2004 учебный год
Изучение сценария « Звезды XXI века». Распределение ролей
Изучение сценария « Начинающим актерам». Распределение ролей
Репетиция по сценарию шоу- сказки. Работа над ролью Сказочника, Пушкина, Кнопочки; ведущих. Изготовление костюмов.
Работа над ролью
Выступление перед учениками 5-6 классов
Октябрь
7-10 занятие
11-занятие
12-15 занятие
« В зимнем лесу» Путешествие в страну сказок. Изучение сценария
Работа по сценарию, музыкальное оформление; разучивание игр, репетиции
Работа по сценарию, изготовление реквизита, декораций, разучивание игр, репетиции
Выступление перед учащимися 1-класса
Игровое занятие с учащимися 1-го класса
Ноябрь
16-17 занятие
18-41 занятие
Просмотр сказки « Морозко», распределение ролей
Подготовка аудиозаписей, работа по сценарию поэтапно; изготовление костюмов, декораций. Репетиции
Выступление в СДК, школе
Февраль
42 занятие
43-46 занятие
47-51 занятие
Знакомство со сценарием « Король Почемуний Второй»
Изучение сценария « Золотой ключик»
Работа над ролью. Репетиции
Работа над ролью.
Репетиции. Изготовление костюмов
Выступление перед учениками 4-5 классов во время Недели детской книги.
Выступление перед учениками 3-4 классов
Март
52-
занятие
53-55 занятие
56-занятие
57-59 занятие
« В гостях у Василисы Премудрой»
«Ум хорошо, а два лучше». Знакомство со сценарием
Работа по сценарию. Разучивание игр
Репетиции
Работа над ролью, разучивание загадок, изготовление реквизита
Репетиции
Выступление перед учащимися 1-2 классов
Выступление перед учениками 3 класса
Апрель
60 занятие
61-63 занятие
64 занятие
65-66 занятие
Май
67-68 занятие
« Чудеса – кудеса». Распределение ролей
Изучение сценария « Когда всем весело»
Репетиции
Работа по сценарию. Репетиции
Репетиции. Поэтапная работа над импровизациями.
Репетиции
Выступление перед учениками младших классов
Выступление на школьном празднике
Использованная при работе литература указана в тематическом планировании в графе «Литература»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ