Программа « Предшкольная подготовка» Раздел "Играем и фантазируем"
Программа « Предшкольная подготовка»
Раздел "Играем и фантазируем"
Пояснительная записка
В программе "Предшкольная пора" игра выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем разделам программы. Авторы в своей программе опираются на известное положение психологии об особом значении игровой деятельности в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств дошкольников, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей для младших школьников деятельности – учебной. .
В соответствии с замыслом авторов Программы "Предшкольная пора" игра выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельной деятельность детей. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что в свою очередь способствует развитию творческих качеств личности, способности любую задачу решать инициативно и творчески.
Актуальность программы в том, что она позволяет обеспечить каждому ребенку - дошкольнику доступный уровень развития, позволяющий ему быть успешным, и реализует социальный заказ по развитию творческих начал детей дошкольного возраста.
Новизна и отличительная особенность программы в том, что в основе изучения программного материала - полимодальное восприятие, где при обучении в равной степени используются сенсорные анализаторы ребенка, но с опорой на анализатор, представляющий ведущую модальность - визуальную (зрительную), аудиальную (на слух), кинестетическую (ощущения). Реализация данного подхода обязывает учитывать индивидуальные качества каждого ребенка. Программное содержание и спланированные в разделе дидактические игры и игровые упражнения активизируют различные сенсорные анализаторы, что позволяет сделать образовательный процесс успешным и увлекательным.
Основная цель раздела
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в различных областях деятельности и обеспечение их эмоционального благополучия.
Развитие воображения способствующего успешности обучения ребенка в школе по средствам различных видов игр: дидактических, имитационных, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных.
Задачи данного раздела
Особое внимание уделяется такому качеству воображения как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.)
Развитие предпосылок учебной деятельности(принятие и удержание учебной задачи, самостоятельный выбор средств для достижения результата, точное выполнение правила игры.
Создать эмоционально-положительную среду, позволяющую развивать творческие и созидательные способности детей в игровой деятельности;
Формировать социальное доверие, способствующее общности и сплоченности в коллективе;
Содействовать укреплению здоровья детей, совершенствовать психомоторные способности ребенка (мышечную силу, гибкость, выносливость);
Развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание;
Развивать лидерство, инициативу, чувство взаимопомощи;
Воспитывать интерес к театральной деятельности
При составлении программы учтены возрастные особенности детей-дошкольников, характеризующиеся господством чувств, любознательностью, пытливостью, активностью, способностью воображать, фантазировать, сознательно запоминать, более длительно удерживать внимание. Ведущей деятельностью детей этого возраста является игра, позволяющая познавать окружающий мир, способствующая развитию произвольного внимания и памяти, речи. В игре ребенок постигает определенные правила поведения, принятые в обществе. Немаловажное значение на развитие ребенка оказывает и продуктивная деятельность, требующая от ребенка умения добиваться нужного результата даже в том случае, когда сам процесс не очень его привлекает. С учетом возрастных и психических особенностей ребенка в программе определен раздел "Час игры", его содержание, формы и методы организации деятельности детей.
Cодержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно, а также с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:
принятие и удержание учебной задачи;
самостоятельный выбор средств для достижения результата;
точное выполнение инструкции (правила) игры и др.
Этот раздел способствует развитию языковых умений, кинетических, кинестетических, визуально-пространственных навыков, навыков межличностного общения.
Программа предназначена для детей 5-6 летнего возраста.
Курс обучения рассчитан на 1 год.
Периодичность занятий 1 раз в неделю. Длительность занятий 30 минут. В процессе занятия происходит смена видов деятельности, что позволяет исключить всякого рода перегрузки, утомляемость ребенка.
Количество детей в группах 5-10 человек. Набор производится на общих основаниях, без специального отбора.
При распределении тем раздела по годам обучения учитывались основные принципы дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические и психологические особенности детей - дошкольников. Педагог, реализующий программу, может самостоятельно распределять количество часов на изучение тем раздела, опираясь на собственный опыт, имея в виду подготовленность детей, условия работы в данной группе, а также учитывая сезонные изменения в природе.
Форма проведения
Содержание данного раздела реализуется в двух организационных формах – использование дидактической игры как метода обучения в процессе занятий, а также проведение ежедневного "игрового часа".
В этом разделе ребёнок овладевает разными видами дидактических игр (с предметами, словесные, настольно-печатные).
В процессе дидактических игр выполняет поставленную игровую задачу, не нарушает правила и действия игры.
Ребёнок участвует в имитационных играх ("превращение предмета", "подражание кому-то", "изображение профессии или действия" и др.).На занятиях разыгрываются простые сценки: "приглашение в гости", "знакомство", "поздравление", "диалог по телефону", "встреча друзей", "разговор животных" и др., имитируются движения и звуки (по образцу и собственному замыслу).,повторные движения за другими помогают быть ребёнку внимательным ("Тень", "Повтори движение", "Эхо").
Важная роль отводится сюжетно-ролевым играм (например: "Гости", "Путешественники", "Космонавты" и др.).В этих играх формируется умения самостоятельно придумывать элементы сюжета, его продолжение, новые роли, осваивать способы взаимодействия в игре, на основе правил, очередности действий.
Театрализованные игры учат передавать особенности образа речевыми средствами, движениями, мимикой, пластикой., участвовать в оформлении театрализованной игры (подготовка декораций, элементов костюма; музыкальное сопровождение).
Реализация игрового подхода будет удовлетворять возрастной потребности дошкольников в игре и поможет избежать превращения процесса обучения на ступени предшкольного образования в дублирование содержания обучения в начальной школе.
Организация игрового часа
В соответствии с замыслом авторов Программы " Предшкольная пора " игра выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации творчества, что способствует развитию творческих качеств личности, способности любую задачу решать инициативно и творчески.
Педагогу нужно спланировать тот вид игр, который будет предложен детям. Естественно, это проходит в доброжелательной и ненавязчивой форме: "А не поиграть ли нам всем вместе в …?", "Хотите поиграть в …?", "Давайте обсудим, во что мы сегодня будем играть" и т.п. Это прямой способ предложения игровой деятельности. Целесообразно пользоваться и косвенными методами ее организации: прочитать литературное произведение, которое станет основой будущей игры, внести в группу новые игрушки, вызывающие живой интерес детей и определяющие начало игры .
Характеристика видов игр, которые воспитатель (учитель) может рекомендовать детям во время игрового часа.
Режиссерские игры детей 5 – 6 лет – это игры по замыслу, включающие несколько персонажей, связанных определенными отношениями. На что должен обратить внимание педагог при руководстве этими играми?
Во-первых, необходимо учить детей "видеть" общую картину игры, элементарно планировать ее, исходя из замысла, который рождается в голове ребенка раньше, чем он начинает выполнять игровые действия.
Во-вторых, игра обогащается, если педагог вместе с ребенком мастерит те предметы, которые необходимы для развития ее содержания. Много полезного можно сделать из бумаги, различных коробок, другого подсобного материала. Например, из обувной коробки получается целая квартира для маленьких кукол, из различных картонных футляров можно сделать трейлеры, автобусы, прицепы.
В-третьих, использовать приемы обогащения содержания игры: обращение к знакомым литературным произведениям, мультфильмам; вовлечение ребенка в сотворчество с педагогом (предложения сочинить вместе сказку и показать ее; разыграть историю, рассказанную педагогом).
В центре сюжетно-ролевых игр детей 5-6 лет – отражение взаимоотношений людей, при этом предметы легко заменяются или мысленно переставляются ("как будто мы на Луне"). В основе руководства этим видом игр стоит задача развития условных и символических действий, расширение возможностей использовать речевые комментарии в качестве словесных замещений каких-либо событий. Опираясь на эту особенность сюжетно-ролевых игр, педагог побуждает детей использовать в игре разнообразные предметы – заместители, символические действия; ненавязчиво предлагает свои образцы замещений. Широкое использование предметов – заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения (например, моделями, схемами, символами и знаками), что потребуется в учении.
Одним из видов игр, организация которых весьма желательна в период подготовке к школе, являются театрализованные игры. Они представляют богатейшие возможности для развития творчества детей, их самовыражения. Важной предпосылкой развития театрализованных игр является тяга ребенка-дошкольника к импровизации, его интерес к драматизации и театральной деятельности, поэтому предложение воспитателя (учителя) участвовать в спектакле почти всегда вызывает положительную ответную реакцию детей.
Руководство этими играми требует особого методического решения. Во-первых, педагогу необходимо развивать у детей способность к эстетическому восприятию искусства художественного слова: умения вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности языка персонажей, понимать использованные в тексте речевые обороты.
Важным приемом развития театрализованной игры является разыгрывание детьми этюдов, в процессе чего дети овладевают разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями, выразительной по лексике и интонациям речью). Во-вторых, нужно учить ребят мыслить образами, представлять себя на месте героя, предвидеть действия, которые он может совершить в рамках игры.
В-третьих, особое внимание уделяется выразительному, художественному преподнесению текста, вовлечению детей в его несложный анализ с целью осознать мотивы поступков персонажей.
Доля игр со строительным материалом в игровом часе невелика. т.к. для них нужно создавать особые условия (иметь разнообразный строительный материал, специальное строительное пространство, достаточно большое время и др.). Но при наличии этих условий воспитатель (учитель) может предложить детям строительные игры как с природным материалом, так и с конструкторами. Это важно потому, что такие игры важны для развития детского творчества, мышления, пространственного воображения. Педагогу следует организовывать разные типы строительных игр: конструирование по образцу, по заданной теме, по условиям, по собственному замыслу ребенка.
Небольшую часть времени могут занимать игры с правилами (подвижные и дидактические).. Эти игры совершенствуют важные для обучения в школе качества: координацию движений, зрительный контроль и сосредоточение, пространственные ориентировки и др. Например, игры с дидактическими игрушками моторного характера (бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом).
Интересны и полезны народные игры, отличительными особенностями которых являются выдумка, шутка, юмор, оптимизм. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Например, игра "Барыня", имеющая много "запретных" правил ("да" и "нет" не говорить", "не смеяться, не улыбаться", "черное с белым не выбирать"), исподволь учит детей выдержке, умению подчинять чувства рассудку, приучает преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неуспех.
Дети могут самостоятельно играть в различные настольно-печатные игры. Это могут быть игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству, в том числе разнообразные по содержанию игры-лото: "Кем быть", "Зоологическое лото", "Мы считаем", "Сказки", "Расскажи сказку", "В гостях у сказки", "Соберем грибы", "Дорожные знаки" и др. В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода: "Игрушки", "Геометрические фигуры" "Ягоды", "Животный мир", "Веселый зоопарк", "Зверята" и др. Современным детям интересно играть в домино, созданное по мотивам знакомых мультфильмов: "Простоквашино", "Ну погоди", "Приключения кота Леопольда" и др. Можно использовать и игры типа "Лабиринт" ("гусёк"), а также пазлы разного вида.
Требования к проведению игр.
Игра должна быть свободной, творческой (режиссерская, сюжетно-ролевая). Это оченя важно для обеспечения развития воображения будущих школьников, их умения решать творческие задачи. Игры с правилами, безусловно, могут использоваться во время игрового часа, но их доля меньше, чем творческих.
Игровые приёмы
Особое внимание следует уделять обогащению содержания игр. Для этого педагог использует следующие приемы:
участие в деятельности детей по развитию сюжета (придумывание игровых событий, последовательно связанных между собой;
анализ реальной ситуации, в которой находится игра (игра хорошо развивается либо "выдохлась", остановилась в развитии, так как дети повторяют однообразные действия, ролевые диалоги, события и ситуации);
непосредственное включение педагога в игру, если есть в этом необходимость, либо его небольшая косвенная помощь всем участникам игры (или отдельным детям) в развитии сюжета, ролевых действий.
Особенности планировании игрового часа .
Педагог должен не только наблюдать за игровой деятельностью детей, но и анализировать ее: определить этап развития, отобрать приемы, которые обеспечат дальнейшее развитие игры, оценить уровень интереса детей к ней и целесообразность продолжать эту игровую деятельность.
Установление связи между занятиями и игровым часом. Тема и содержание занятия могут стать предпосылками развития той или иной сюжетно-ролевой, театрализованной или режиссерской игры. Анализируя содержание занятия, целесообразно предвидеть его перенос в игровую деятельность, обратить на это внимание детей.
Игровой час- может быть организован по разному. Например, несколько групп могут одновременно играть в разные игры. Создать эти игровые сообщества помогает педагог: одним предлагает игрушки для ролевой игры; другая группа занимается настольно-печатными играми, а третья – готовится к театрализованному представлению. Очень важно учитывать индивидуальный интерес каждого ребенка к конкретному виду игры и на этой основе организовывать играющие коллективы. В другой день игровой час может проходить по-другому: он начинается с общей сюжетно-ролевой игры, на тему, предложенную педагогом или самими детьми. Во время одного игрового часа могут быть предусмотрены разные виды игр.
Условия реализации программы
Программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечение. Организационные условия предполагают наличие учебных кабинетов, оборудованных ростовой учебной мебелью, магнитной доской. Техническое и материальное обеспечение: музыкальный центр, фортепиано, компьютер, DVD проигрыватель.
Тематическое планирование
№ п/п
Название темы
Дата
Знакомство в группе. Игровые упражнения:« Подари улыбку»,« Волшебные слова», « Жизнь в лесу»
1неделя
Волшебные слова. Встреча друзей. Сюжетно- ролевые игры "Кто в коробке?", " « Вежливые Эльфы», « Зеркало» « Птенцы», «Передай настроение»
2неделя
Встреча друзей. Сюжетно-ролевые игры « Добрые Эльфы»,» « Птенцы», «Передай настроение»
3неделя
Разговор по телефону. Сюжетно-ролевые игры « Эхо», « Общий круг», « Кто сказал?»
4неделя
Давай дружить . Подвижная игра"Прыжки по формам",
« Сороконожка», « Работаем вместе" ,имитационная игра «Листики",
5неделя
Цвет,форма,размер. Дидактическая игра « Радуга», «Охотник» "Очертания предметов",сюжетно-ролевая игра « Составные фигуры»
6неделя
Право-лево.Времена года.Дидактическая игра « Муха», «Очертания предметов»,« Где находится предмет?» настольная игра « Угадай время года»
7неделя
Право-лево. Месяцы года Пальчиковые игры «Расскажи стихи руками»,дидактическая игра «Дорисуй предвая играмет» "Внутренняя карта", "Портреты вслепую".
8неделя
Право-лево .Дни недели. Сюжетно –ролевая игра
« Вчера,сегодня,завтра», пальчиковые игры"Портреты вслепую"
9неделя
Звуки и буквы. Артикуляционная гимнастика.фонетическая игра « Угадай звук», «Эхо»,логоритмические упражнения
« Ветерок», « Надуй шарик»
10неделя
Гласные звуки .Дидактическая игра « Угадай гласный» « Для кого картинка?,настольная игра « Магазин»
11неделя
Согласные звуки. Дидактическая игра « Заколдованное слово», сюжетно-ролевая игра « Почтальон»
12неделя
Сильные и слабые звуки. Ритмические игры « Громко-тихо»,игры с предметами « Поймай мяч», « Барабан»
13неделя
Ударение. Дидактическая игра « Разбежались и собрались»
подвижные игры «Звуковые совпадения», «Игры в рифму»,
14неделя
Похожи и различны. « Фонетическое эхо»,сюжетно –ролевые игра « Заколдованное слово», « четвёртое лишнее»,подвижная игра « Путаница»
15неделя
Определение позиции звука. Дидактические игры « Цепочка слов», « Найди место в звуке»,логоритмические упражнения «Музыкальные потешки»
16неделя
Звуковой анализ и синтез.Дидактическая игра « Живые звуки», сюжетно-ролевая « Отгадай сказочного героя»,
логопедическое –лото « Звери, птицы»
17неделя
Любимые сказки. Театрализация сказки « Теремок».Артикуляционная гимнастика,ритмическая игра
« Танец зверей»
18неделя
Любимые сказки.Постановка сказки « Репка». Артикуляционная гимнастика ,ритмические игра « Русская пляска»
19неделя
Любимые сказки.Постановка фрагмента сказки « Маша и медведь». Артикуляционная гимнастика ,ритмические игра «Медвежата»
20неделя
Парад сказочных героев.Театральные игры « Волшебники» ритмическая игра-драматизация « Кто в домике живёт?»
21неделя
Фантазируем в пространстве.Подвижные игры на равновесие « Цапля», « Пеликаны», «Мостик» "Напряжение-расслабление","Кузнечики и бабочки
22неделя
23
Фантазируемв пространстве.Подвижные игры на развитие гибкости « Кошечка-собачка»,» « Змейка», « Горка»
23неделя
Фантазируемв пространстве.Подвижные игры на развитие воображения « Море волнуется»,» « Художник», « »
24неделя
Фантазируемв пространстве.Сюжетно-ролевые игры на развитие концентрации «Чёрное и белое», « Запретное движение» Игры с мягкими мячами.
25неделя
26.
Итоговое занятие .Игротека для дошколят
26неделя
Содержание раздела
1. Вводное занятие - 1 час.
Правила общения. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.
Игры и игровые упражнения:
« Подари улыбку»
« Волшебные слова»
2. Игры по формированию доброжелательного отношения у дошкольника стимулирующие развитие навыков межличностного общения – 4часа
Развитие навыка общения, совместной деятельности. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности, сплоченности. Формирование коммуникативных навыков. Обучение сотрудничеству, взаимной помощи и поддержке. Развитие ловкости, координации глаз и ног. Знакомство со способами совместных игр. Развитие умения согласовывать свое поведение с поведением других.
Игры и игровые упражнения:
"Кто в коробке?",
"Бросаем камешки",
« Добрые эльфы»
« Птенцы»
« Волны»
« Общий круг»
« Эхо»
3. Игры, стимулирующие развитие визуально-пространственных навыков-4часа
Распознавание и подбор цвета, формы, числа. Знакомство с оттенками цветов. Представление о пространственном расположении предметов. Установление связи между предметами во время движения. Понятие направления движения предметов в процессе их практического применения. Совершенствование моторных навыков. Определение расположения предметов в пространстве по отношению к ребенку и друг другу. Развитие навыков визуализации, умения видеть внутренним взором. Развитие зрительной памяти, творческих способностей.
Игры и игровые упражнения:
"Прыжки по формам", "Радуга",
"Внутренняя карта", "Портреты вслепую"
"Звездная энергия", "Стикерное искусство",
"Очертания предметов".
« Где находится предмет?»
4. Игры, стимулирующие развитие языковых умений - 6 часов
Выделение звуков из слов, сравнение. Формирование выразительности и четкости произношения слов. Знакомство с отдельными буквами. Соотнесение буквы с соответствующими предметами. Определение буквы на ощупь. Развитие умения слушать и запоминать. Расшифровка значения слов с помощью мимики и жестов. Знакомство с основами рифмования слов. Обогащение словарного запаса. Развитие речи. Формирование навыка чтения. Развитие мыслительных процессов.
Дидактические игры и игровые упражнения":
"Комбинирование слов", "Шумелки",
"Словесная цепочка", "Поэтический турнир",
"Конструктор букв","Звуковые совпадения",
""Игры в рифму",
"Буквенные классы",
"Четвёртый лишний".
« Фонетическое эхо»
« Заколдованное слово»
« Путаница»
« Телефон»
« Логопедическое лото»
5. Театрализованные игры-6 часов.
Раскрытие образов сказочных героев, образы животных и птиц,обучение сценическим движениям и тело пластики. Упражнения на развитие дикции, артикуляционная гимнастика. Игры, позволяющие научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи. Развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности,развитие правильного дыхания ( различные виды дыхания) Рисование кукольных героев с целью уточнения образов персонажей произведения. Инсценирование русских народных сказок.
Игры-сказки:
"Теремок",
"Репка", "Маша и медведь"
Театрализованные игры:
"Кто в домике живёт?",
"Почему кот моется после еды?"
6. Игры, стимулирующие развитие кинестетических навыков навыков-4 часов.
Контроль над движением тела. Сохранение равновесия. Развитие гибкости. Развитие зрительно-моторной координации глаз, рук и ног, общей моторики. Развитие фантазии и воображения. Развитие чувства осязания, умения осознавать свои ощущения. Ориентация в пространстве. Формирование социальных навыков. Развитие сосредоточенности и концентрации.
Игры и игровые упражнения:
"Пишем пальцами ", "Предметы в конвертах",
"Напряжение-расслабление",
"Кузнечики и бабочки", "Семафор"
Игры с мягкими мячами.
« Расскажи стихи руками»
7. Итоговое занятие - 1 час.
Конкурсы, викторины, эстафеты. Подведение итогов.
К концу года обучения дети могут:
- согласовывать свое поведение с поведением других;
- свободно общаться друг с другом;
- подбирать цвета и оттенки к соответствующим предметам;
- устанавливать связи между предметами;
- творчески мыслить;
- распознавать и соотносить звуки и буквы;
- рифмовать слова;
- пользоваться своим активным словарем;
- концентрировать внимание;
- ориентироваться в пространстве;
- принимать активное участие в кукольных спектаклях.
Ожидаемые результаты:
Дошкольники осваивают роли ученика, знакомятся со школой, учителем, будущими одноклассниками.
Усваивают основные школьные правила поведения
Выравнивают стартовые возможностей дошкольников.
Развивают умения и навыки, необходимые для успешного обучения в начальной школе.
Преподаватели диагностируют уровень школьной зрелости и вырабатывают рекомендаций для родителей.
Список литературы.
Виноградова Н.Ф. Придумай и расскажи. Комплект дидактических материалов большого формата с методическими рекомендациями
Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе. Пособие для будущих первоклассниковиноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе. Книга для детей 5-6лет.
Салмина Н.Г. Сильнова О.В., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;
Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»;
Виноградова Н.Ф. «Придумай и расскажи», Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе». / «Учимся рисовать»Программа обучения и развития детей «Предшкольная пора»
Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»;
Виноградова Н.Ф. «Придумай и расскажи», Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе». / «Учимся рисовать»Программа обучения и развития детей «Предшкольная пора»
"Ритмическая мозаика», А.И. Буренина;
Дополнительная литература
Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.- М.-2009.
Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. - М. ТЦ Сфера, 2007.
Степанова О. А.Подготовка детей к школе - М. ТЦ Сфера, 2008.
Печерога А. В.Развивающие игры для дошкольников. - М. Вако, 2010. .
Рахно М.О.Домашний кукольный театр/М.О.Рахно, Я.Ю.Хусаинова.-Ростов н/Д :Феникс, 2008.
Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников— М.: ТЦ Сфера, 2009
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ