Рабочая программа "Коррекция письменной речи обучающихся начальной школы, имеющих нарушения письма и чтения"



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании кафедры

начальных классов зам.директор по НМР Директор МОУ гимназии №3

_____ Н.В.Пастухова ____Л.В.Гриценко

Протокол №1 от «_27_» августа 2014

Зам.директора по УВР

______ И.А .Коршунова






Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №3

Центрального района Волгограда





Рабочая программа

Коррекция письменной речи обучающихся

начальной школы, имеющих нарушения письма и чтения





















Составитель:

школьный учитель-логопед

Кошкина Светлана Сергеевна

Год составления : 2013









Актуальность программы

Данная программа обеспечивает решение задач ФГОС начального образования, в котором особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления; формировать личность школьника, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность.

Адресат программы: Коррекционно-развивающий материал программ рассчитан на учащихся 1-4 классов массовой общеобразовательной школы, имеющих различные нарушения в развитии устной и письменной речи.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности.

Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Полноценная речь ребенка, поступающего в школу, является непременным условием его успешного обучения. Тем не менее, проводимое обследование речи детей, поступающих в школу, выявляет большое количество первоклассников с речевыми затруднениями.

Опираясь на исследования ученых А. В. Ястребовой, Л. Ф. Спировой, Т. П. Бессоновой и многих других, с уверенностью можно сказать, что одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение письма и чтения, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера - появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Таким образом, работа по преодолению и предупре.ждению речевых нарушений способствуют гармоническому развитию личности ребенка

Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство для дальнейшего получения знаний учащихся.

Направлением работы школьного логопеда является: своевременное выявление и предупреждение нарушений устной и письменной речи школьников, устранение её нарушений.

В массовых школах встречаются дети со следующими нарушениями устной речи: дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи (OHP III уровня), нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР); письменной речи: дисграфия( нарушения письменной речи), дислексия ( нарушение чтения)


Особенности письменной речи у детей с дисграфией.

Основными симптомами дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни.

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в том, что на письме возникают ошибки, обусловленные неправильным произношением звуков речи (ребенок пишет слова так, как он их произносит) или несформи-рованностью кинестетических образов звуков (при внутреннем проговарива-нии не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков). Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют этим же ошибкам в устной речи.

  • Акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания — дифференциации фонем). Ошибки при этом виде дисграфии обусловлены неточностью слуховой дифференциации звуков при их правильном произношении и проявляются они в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-ть, ц-с, с-щ, з-ж, б-п, д-т, г-к и т. д..).

  • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмом этого вида дисграфии является нарушение:

анализа предложений на слова: слитное написание слов, особенно предлогов с различными частями речи; раздельное написание слов (приставки, корень);

слогового и фонематического анализа и синтеза (искажение звуко-буквенной, слоговой структуры слова, пропуски согласных при их стечении (дожи-дожди, деки-деньки), пропуски гласных (девчки-девочки, пшли-пошли), перестановки букв (пакельки-капельки), добавление букв, слогов (веснана-весна)).

  • Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи. Характерные ошибки:

неправильное употребление глагольного управления;

неправильное употребление падежных окончаний, единственного и множественного числа (дерсвы, ручков);

неправильное употребление прилагательных (лисячий хвост, лиси-на шуба, медведевая берлога);

ошибки в согласовании различных частей речи в словосочетании (семь конев, два кони, красная платья, дождь пошла и др.)


неправильное употребление предложно-падежных конструкций (цветы стоят в ваза; собака вылезает с будки);

пропуски членов предложения, чаще всего глаголов. (Мальчик

песочнице.) Могут быть пропуски также подлежащего, достаточно часто прилагательного. (Пошел в лес. Собирает грибы. Зимой у зайца шуба. Его не видно.)

нарушение связи между отдельными предложениями, чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода. (Заяц бегал, бегал по лесу. И вдруг увидел. У него быстрые ноги. Лиса злится.);

неправильное членение текста на предложения, не сформированы языковое чутье, просодические компоненты речи, ритм и в первую очередь интонация. Для аграмматической дисграфии характерно большое количество ошибок при самостоятельном письме и списывании.

  • Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются искаженное воспроизведение букв на письме:

неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов;

зеркальное написание букв;

недописывание элементов, лишние элементы;

замены и смешения графически сходных букв (п-т, п-т, л-м, и-ш, в-д).

Выделяются литеральная и вербальная формы оптической дисграфии. При литеральной дисграфии отмечается нарушение воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфиии изолированные буквы ребенок воспроизводит правильно, однако при написании слов наблюдается искажения и замены букв.

Часто дисграфия сочетается с дислексией (нарушением чтения)

С учетом нарушения процесса чтения выделяют дислексии, систематизированные Р.И. Лалаевой: фонематическая; аграмматическая; мнестическая; семантическая; оптическая.

Особенности чтения у детей с дислексией

  • Фонематическая дислексия.

Первая форма — нарушение чтения, связанные с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциация фонем): б-п, д-т, с-ш, ж-ш и т.д.

Вторая форма — нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа (побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки)).

Аграмматическая дислексия.

Недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений (словоизменений)

Мнестическая дислексия.

У детей появляются трудности в усвоении всех букв и их недифференцированные замены (нарушены процессы памяти), нарушается ассоциация между зрительным образом буквы и произносимым звуком. Семантическая дислексия.

Нарушение понимания прочитанных слов. После прочтения слов по слогам дети затрудняются показать соответствующие карточки. Такое нарушение понимания обусловлено двумя факторами: трудностями звуко-слогового синтеза, нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения. Учащиеся затрудняются слитно произнести слова, предъявленные в виде изолированно произнесенных звуков р, у, к, а; воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам. Оптическая дислексия.

Трудности в усвоении оптически (графически) сходных букв и проявляется в их недифференцированных заменах: литеральные — нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, вербальные — нарушения при чтении слов.

Первоочередная задача специалиста - правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма и чтения, поскольку от этого зависят точность логопедического заключения, методы, продолжительность, и, в конечном счете, эффективность всей коррекционной работы.

Процесс коррекции нарушения письма и чтения тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися программ по русскому языку и чтению

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Содержание и структурирование программы коррекционно-логопедической работы основывается на следующих дидактических принципах.*

Принцип научности полагает наличие понятий о методах и приемах изучения ребенка дифференциальной диагностики нарушений его развития, определения основной направленности и необходимых условий коррекционно-педагогической работы; о научно обоснованных методах, содержании, организационных формах и средствах логопедической работы с ребенком.

Принципы доступности, последовательности и систематичности полагают наличие понятий: о плавном и доступном для ребенка-логопата наращивании сложности речевых упражнений в процессе формирования у него навыков правильной речи. Руководствуясь правилами от простого к более сложному, от легкого к более трудному, от известного и прочно усвоенного к новому, от сохранных сторон речи к нарушенным. То есть от опоры на сохранные навыки правильной речи, к их постепенному расширению и наращиванию новых качеств и навыков.

Принцип индивидуального подхода в условиях фронтальных занятий полагает наличие понятий: о первичном и динамическом изучении ребенка-логопата; о сборе амнестических сведений о ребенке и приемах его логопедического обследования; об индивидуальных и групповых занятиях; о полезности и комфортности условий групповой работы для всех детей и каждого ребенка-логопата в отдельности. А также о подборе посильных заданий для каждого ребенка на занятии; о мерах поощрения его к активной работе, о побуждении и развитии природных способностей и дарований.

Принцип сознательности и активности полагает наличие понятий: о развитии у ребенка мотивов заинтересованности в логопедических занятиях и побуждении к самостоятельным действиям. Формирует у ребенка навыки самоконтроля и готовности прилагать волевые усилия для выполнения заданий и упражнений.


Принцип наглядности предполагает использование специфических и вспомогательных средств обучения, направленных на коррекцию устной и письменной речи.

Принцип целостности предполагает единство данной программы с программами по русскому языку и чтению в начальных классах.

Коррекционная программа носит практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка, формирует языковые, грамматические умения и навыки правописания, необходимые для успешного общения.

Цель программы: Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления; формировать личность школьника, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность.

Адресат программы: Коррекционно-развивающий материал

программ рассчитан на учащихся ] -4 классов массовой общеобразовательной школы, имеющих различные нарушения в развитии устной и письменной речи.

Формы работы. Занятия с учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся как групповые, так и индивидуальные. Основной формой являются групповые занятия с наполняемостью 3 -6 человек. Периодичность коррекционных занятий 2-3 раза в неделю на протяжении 1-2 учебных лет. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального - 20 минут Периодичность, протяженность занятий, наполняемость групп определяется тяжестью нарушения речевого развития и согласовывается с родителями и классным руководителем.

Коррекционное обучение на логопедическом пункте осуществляется фронтальным способом. Однако, успех логопедической работы определяется умением индивидуализировать коррекционное воздействие.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Программа составлена в соответствии с инструктивным письмом МО РФ №2 от 14.12.2000г «Об организации работы логопедического кабинета общеобразовательного учреждения»; Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) Ястребова А. В., Бессонова Т. П..

Коррекция нарушений письма и чтения проводится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии

В программе представлено тематическое планирование по следующим разделам:

Раздел 1. «Тематический план работы по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии».

Раздел 2. «Тематический план работы по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза"

Раздел 3. «Тематический план работы по коррекции аграмматической дисграфии и аграмматической дислексии».

Раздел 4. «Тематический план работы по коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии»

Раздел 5. «Тематический план работы профилактики нарушения письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

В рекомендуемых планах работы, представленных в программе, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий.

Основные направления организации и содержание коррекционной работы.

Разделе 1 «Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии»:

Развитие звуковой стороны речи. Коррекция дефектов произношения. Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на ре-чеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.

Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:

уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

выделение его на фоне слога;

определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);

выделение его из предложения, текста.

Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель — их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками. В процессе работы каждый из звуков соотносится с определенной буквой. Большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков. В том случае, если у ребенка присутствуют нарушения фонетической стороны речи, устранению акустической (артикуляторно-акустической) дисграфии предшествует работа по коррекции звукопроизношения. На начальных этапах работы рекомендуется исключить проговаривание, так как оно может вызвать ошибки на письме.

Раздел 2 « Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» раскрывает последовательность работы по организации коррекционно-развивающей деятельности с учащимися 1-х и 2-х классов.

Развитие звуковой стороны речи. Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающее в себя:

определение количества, последовательности и места слов в предложении;

выделение гласного звука из слога, слова;

работа но дифференциации гласных и согласных звуков в составе слова;

определение количества, места слога в слове;

составление слов путем перестановки добавления звуков, слогов;

вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места;

определение последовательности, количества и позиционного места в слове.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

уточнение значения используемых синтаксических конструкций;

дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Формировании связной речи:

  • развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

  • установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

В приложении 4 даются рекомендации по использованию приемов работы формирования контроля за собственной письменной продукцией при коррекции дисграфии, вызванной нарушением языкового анализа и синтеза.

Раздел №3 «Коррекция аграмматической дисграфии и аграмма-тической дислексии» основное внимание уделяется восполнению пробелов на фонематическом, лексико-грамматическом, синтаксическом уровнях.

Восполнение пробелов на фонематическом уровне. Следует отметить, что в связи со сложностью речевого дефекта, коррекционная работа на этом этапе ведётся над закреплением навыка сложных форм фонематического анализа и совершенствования слогового анализа и синтеза. Речевой материал подбирается от простого к сложному.

Задачей этого этапа является коррекционная работа над дифференциацией гласных I и 11 ряда. Дифференциация гласных I и II ряда проводится по плану: сначала ведётся коррекционная работа отдельно над каждым дифференцируемым звуком. Потом дифференциация этих звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Затем совершенствуется умение сравнивать оппозиционные звуки по артикуляции, звучанию и смыслоразличительной роли в слове и формируется навык в письменных упражнениях.

Восполнение пробелов на лексико-грамматическом уровне. Словарный запас характеризует общее развитие ученика. А главным в пополнении словарного запаса является усвоение значения слов: подбор синонимов, антонимов, работа над многозначностью и переносным значением слов. Лексическая работа неразрывно связана с изучением частей речи, их словообразованием и словоизменением.

Необходимо формировать устойчивый навык в различии разных частей речи. Для этого следует включать упражнения лексико-классификационного характера (подбор прилагательных по материалу, месту, времени, цвету, вкусу, запаху, размеру, весу и т.д.). А также формировать умение изменять части речи по числам и родам; согласовывать прилагательные с существительными. ''

Восполнение пробелов на синтаксическом уровне. Основные синтаксические единицы, которые учащиеся должны осознать, т.е. знать их отличительные признаки, уметь различать при языковом анализе, уметь

пользоваться в ирактике письма и речи, - это простое предложение и словосочетание. Основные направления при изучении предложения и словосочетания:

  • Выделение предложения из сплошного текста.

  • Умение писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены.

  • Формировать умение устанавливать связь слов в предложении.

Письмо учащихся с аграмматической формой дисграфии характеризуется обилием орфографических ошибок.

Приложение №3 Зсодержит технологический план усвоения модуля «Правописание безударных гласных в корне слова» (по Г.Г. Мисаренко)

Раздел № 4 «Коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии»

  • Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).

  • Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.

  • Формирование пространственных представлений.

  • Развитие зрительного анализа и синтеза.

В процессе работы по формированию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру оптико-пространственного гнозиса и праксиса, состояние этих функций у детей с дислексией и диграфией. Пространственные ориентировки включают в себя два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.

При устранении оптической дислексии и дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий.

Таким образом, устранение оптической дислексии и дисграфии осуществляется приёмами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мне-зиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

Раздел №5 "Профилактика нарушения письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»:

  • развитие фонематического анализа и синтеза;

  • развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста;


  • уточнение и закрепление слухо-произносительных дифференцировок фонем;

  • развитие и уточнение пространственно-временных представлений;

  • развитие внимания, памяти, мышления;

  • формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;

  • развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.

Все разделы программы предполагают работу по развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;

  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

  • способности к запоминанию;

  • способности к переключению;

  • навыков и приемов самоконтроля;

  • познавательной активности;

произвольности общения и поведения.

Формированию полноценных учебных умений:

планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

применение знаний в новых ситуациях;

анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Развитию и совершенствованию коммуникативной готовности к обу чению:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел №1

«Коррекции артикуляторно-акустической дисграфи».

Период обучения составляет 64-96 часов (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).

Задачи коррекционного обучения:

  1. Развивать фонематическое восприятие;

  2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

  3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;

  4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;

  5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;

  6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане. Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФНР, нарушения письма и чтения, обусловленные ФФНР, нарушения письма и чтения, обусловленные НОНР, (ОНР Ш уровня)1 год обучения



Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

Мультимедийная поддержка

Дата

план

Дата

Прове

дения

1


Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия


Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления



4-8


Электронная

программа «Игры для Тигры»

Баба Яга учится читать» (CD-ROM) Издательство: МедиаХауз

Год выпуска: 2003

2-4

недели





2

Звуки


Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков

1-2

Презентация

« Речевые и не речевые звуки» . «Домашний логопед». Практический курс (CD-ROM) Издательство: Новый Диск


3неделя








3

Гласные и согласные звуки

Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме

1-2

. «Домашний логопед». Практический курс (CD-ROM) Издательство: Новый Диск

3неделя



Основной этап работы

4

Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е . -

Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме

1-3

Обучающий комплекс по русскому языку для начальной школы Уроки Кирилла и Мефодия Обучение грамоте 1 класс (DVD) Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс (DVD)

4неделя


6

Дифференциация гласных У-Ю

Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс (DVD)

5неделя


7

Дифференциация гласных О-Ё

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3


Презентация –игра

« Путешествие о-ё»







6неделя


8

Дифференциация гласных Ы-И

Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

Презентация « Пиши правильно !»

7неделя









9

Дифференциация гласных Э-Е

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

2-3

Презентация « Право-лево»

8неделя








10

Мягкий знак

Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется Ь. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация Ь в функции смягчения и разделения

3-4

Презентация « Функции мягкого знака»

9-10неделя












11

Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, и глухими согласными. анализа и синтеза

1-3

Презентация

« Парные согласные»

10-11неделя


12

Звуки Б-Б',П-Пь

Звуки Б-Б', П-П'. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

2-3

Презентация « Парные согласные

12неделя


13

Звуки В-В', Ф-Ф'

Звуки В-В', Ф-Ф'. Дифференциация звуков В-В', Ф-Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

2-3

«Супер детки» - Учим буквы (CD-ROM) Издательство: MultiSoft

Год выпуска: 2009


13неделя


14

Звуки Г-Г, К-К', Х-Х'

Звуки Г-Г', К-К', Х-Х'. Дифференциация звуков Г-Г', К-К', Х-Х' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

2-3


14неделя


15

Звуки Д-Д', Т-Т'

Звуки Д-Д', Т-Т". Дифференциация звуков Д-Д', Т-Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимамн. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

2-3


15неделя


16

Звуки 3-3', С С

Звуки 3-3', С-С\ Дифференциация звуков 3-3', С-С изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

2-3

Презентация


«Свистящие»

16неделя


17

Звуки Ж-Ш

Звуки Ж-Ш. Дифференциация звуков Ж-Ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

2-3

Презентация

« Шипящие»

17неделя


18

Лабиализованные гласные. Звуки О-У

Закрепление знаний о гласных звуках О-У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений

1-2


18неделя


19

Лабиализованные гласные. Буквы Ё-Ю

Буквы Е-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё-Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквен-ного анализа и синтеза

1-2

Презентация « Дифференциация Ё=Ю»

18неделя


20

Дифференциация со-норов. Звуки Р-Р'-Л-Л'

Звуки Р-Р'-Л-Л'. Дифференциация звуков Р-Р'-Л-Л' в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

2-4

Презентация « Соноры»

19неделя


21

Звуки Л-Л'-И

Звуки Л-Л'-И. Дифференциация звуков Л-Л'-Й в слогах, словах, словосо четаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

2-4


20неделя


22

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.

2

Презентация

« Сравнительная характеристика Свистящие и шипящие»

21неделя


23

Звуки С-С, Ш

Звуки С-С, Ш. Дифференциация звуков С-С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1-2


22неделя


24

Звуки 3-3', Ж

Звуки 3-3', Ж. Дифференциация звуков 3-3', Ж в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1-2


22неделя


25

Звуки С-С, Ц

Звуки С-С, Ц. Дифференциация звуков С-С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1-2


23неделя


26

Звуки ТС-Ц

Знакомство со звуками ТС-Ц. Дифференциация звуков Ц-ТС в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического

1-2


23неделя


27

Звуки Ч-Щ

Звуки Ч-Щ. Дифференциация звуков Ч-Щ изолированно, в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического анализа и синтеза

3

Презентация « Дефференциация Ч-Щ»

24неделя



28

Звуки Ч-ТЬ

Звуки Ч-ТЬ. Дифференциация звуков Ч-ТЬ в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

2-3

«Супер детки» - Тренировка быстрого чтения (CD-ROM) Издательство: MultiSoft

Год выпуска: 2009


25неделя



29

Звуки Ч-Ш

Звуки Ч-Ш. Дифференциация звуков Ч-Ш в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок

1-3


26неделя



30

Звуки Ч-Ц

Звуки Ч-Ц. Дифференциация звуков Ч-Ц в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

2-3

«Супер детки» - Тренировка быстрого чтения (CD-ROM) Издательство: MultiSoft

Год выпуска: 2009


27неделя



31

Развитие связной речи

В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение

8-10

«Супер детки» - Тренировка быстрого чтения (CD-ROM) Издательство: MultiSoft

Год выпуска: 2009


28-32неделя




Итого


64-96

Часов








К концу обучения дети должны знать:

  • артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;

  • признаки гласных и согласных звуков;

  • твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

  • звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

  • артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;

  • термины: артикуляция, звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;


  • графическое изображение смешиваемых звуков. К концу обучения дети должны уметь:

  • различать гласные и согласные звуки;

  • различать твердые и мягкие звуки;

  • различать акустически близкие звуки;

  • различать звонкие и глухие согласные звуки;

  • обозначать смешиваемые звуки схематично;

  • производить фонетический разбор;

  • подбирать слова на заданный звук;

  • объяснять значения слов паронимов;


  • дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;

  • писать слуховые и зрительные диктанты;

  • пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.















Раздел 2. Тематический план работы по коррекции аграмматической дисграфии и аграмматической дислексии

Программа рассчитана на 60 часов и охватывает следующие уровни: слово, предложение, текст.

Задачи коррекционного обучения:

  1. Установление логических и языковых связей между предложениями;

  2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);

  3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные

  4. способы);

  5. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных

  6. конструкций;

  7. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);

  8. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;

  9. Обучение конструированию сложного предложения.

Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФНР,НОНР, (ОНР Ш уровня) 2 год обучения.





Темы занятий-

Содержание

Часы






1Слово.Словосочетание .Предложение 60



Развитие навыков словообразования 19


Родственные слова

Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования

2





Корень слова

Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов

2

. Русский язык. 3 класс (DVD) Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 4 класс (DVD) Издательство: Кирилл и Мефодий





Приставка

Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами

3





Суффикс

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса

3





Морфологический состав слова

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов

2

. Русский язык. 3 класс (DVD) Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 4 класс (DVD) Издательство: Кирилл и Мефодий





Предлоги

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога

7





Б. Развитие навыков словоизменения

14





Слова-предметы

Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых

2






слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря






Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа

Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмма-тизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного)

2






Практическое употребление существительных разного рода

Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления

2






Употребление существительных в косвенных падежах

Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи

8

. Русский язык. 3 класс (DVD) Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 4 класс (DVD) Издательство: Кирилл и Мефодий






В. Развитие навыков согласования слов

27



Слова-признаки

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой

2






Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами

2






Согласование прилагательных с существительными в падеже

Согласование существительных с прилагательными в роде. Согласование имён прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи

7






Слова-действия

Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря.

2







Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой







Согласование глагола с существительным в числе

Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления, восприятия

2






Согласование глагола с существительным в роде

Согласование глагола с существительными в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами

2

. Русский язык. 3 класс (DVD) Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 4 класс (DVD) Издательство: Кирилл и Мефодий






Согласование глагола с существительным во времени

Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений

4






. Имя числительное

Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи

6

. Русский язык. 3 класс (DVD) Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 4 класс (DVD) Издательство: Кирилл и Мефодий






2. Предложение

10






Предложение

Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложен ие-словосочетание-текст

5






Состав предложения

Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения коли-

чества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями

5











3. Текст

3





Работа над текстом

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста

3

«Супер детки» - Тренировка быстрого чтения (CD-ROM) Издательство: MultiSoft

Год выпуска: 2009











К концу обучения дети должны знать:

признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня);

состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;

правописание суффиксов и приставок;

части речи;

как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;

главные и второстепенные члены предложения;

сложное предложение и его состав; виды связи в сложном предложении;

виды связи в словосочетании (смысловые и логические).

К концу обучения дети должны уметь:

распознавать части речи и их основные признаки;

изменять слова по числам, родам и падежам;

определять род, число и падеж существительных и прилагательных;

производить разбор слова по составу;

различать понятия словоизменение и словообразование;

выделять из текста слова, словосочетания и предложения;

устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;

устанавливать связи между частями сложного предложения;

составлять и анализировать сложное предложение.




Раздел №3

Тематический план работы по коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии.

Эта форма дисграфии тесно связана с недоразвитием зрительного гнозиса и праксиса, пространственных и временных представлений.


Данная часть программы рассчитана на 60 часов, хотя количество может меняться в сторону увеличения, либо уменьшения (все зависит от количества смешиваемых букв).

Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):

1. Развитие неречевых процессов;

2, Дифференциация сходных по начертанию букв.

Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.'

Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:

1. Конструирование, реконструирование букв.

2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).

3. Работа со словами-паронимами (ивазиомонимами).



Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов*


Дата

план

Дата

Прове

дения









Подготовительный этапРазвитие неречевых процессов.

Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов.-Развитие зрительного гнозиса:A) развитие восприятия цвета; Б) развитие восприятия формы;B) развитие восприятия размера и величины.-Развитие буквенного гнозиса:A) развитие восприятия цвета букв; Б) развитие восприятия формы, раз мера и величины предметов и букв;B) дифференциация расположения элементов букв.2. Развитие зрительного анализа и синтеза.3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):A) развитие запоминания формы предметов;Б) развитие запоминания цвета;B) развитие запоминания последова тельности и количества букв и предметов.4. Формирование пространственного

8







восприятии и представлений:A) ориентировка в схеме собствен ного тела;Б) дифференциация правых и левых частей предмета;B) ориентировка в окружающем пространстве.5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно- пространственные отношения.6. Развитие зрительно-моторных ко ординации.






Основной этап


52




Дифференциация букв о -а

1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изо-

2




Дифференциация букв о-а в словосочетаниях, предложениях и тексте

бражением на письме.2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.3. Дифференциация смешиваемых и

2




Дифференциация букв и -у

взаимозаменяемых букв.-Дифференциация гласных букв.

2




Дифференциация букв и-у в словосочетаниях, предложениях и тексте

A) изолированно (написание); Б) в слогах и в словах;B) в словосочетаниях;Г) в предложениях и тексте.

2




Дифференциация букв и -ш

-Дифференциация гласных и согласных букв.

2




Дифференциация букв и-ш в словосочетаниях, предложениях и тексте

A) изолированно;Б) в слогах и в словах;B) в словосочетаниях;Г) в предложениях и тексте.

2





Дифференциация букв б-д

-Дифференциация согласных букв. А) изолированно;

3





Дифференциация букв б-д в словосочетаниях, предложениях и тексте

Б) в слогах и в словах; В) в словосочетаниях; Г) в предложениях и тексте.

3





Дифференциация букв п-т, П-Т


2





Дифференциация букв n -m, П-Т ъ слово-


3





сочетаниях, -предложениях и тексте







Дифференциация букв л -л», Л-М в словосочетаниях, предложениях и тексте


2





Дифференциация букв к -н, К-Н изолированно, в слогах и в словах


2





Дифференциация букв к -н, К-Н в словосочетаниях, предложениях и тексте


2





Дифференциация букв ш -щ, Ш-Щ


2





Дифференциация букв ш ~щ. Ш-Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте


2





Дифференциация

Букв и-ц,И -Ц


2





Дифференциация букв и -ц, И-Ц в словосочетаниях, предложениях и тексте


2





Дифференциация букв ц -щ, Ц-Щ


2





Дифференциация букв ц -щ, Ц-Щ Ц в словосочетаниях, предложениях и тексте


2





Дифференциация букв 3-Е


2





Дифференциация букв 3-Е в словосочетаниях, предложениях и


2





Заключительный этап


3-4






1. Закрепление полученных навыков.

2.Перенос полученных знаний на другие виды деятельности


4

4





Количество часов определяется учителем-логопедом с учетом симптоматики нарушения.

К концу обучения дети должны знать:


  • основные цвета и оттенки;

  • геометрические фигуры;

  • схему собственного тела;

  • направления;

  • сходство и различие всех сходных по начертанию букв;

  • элементы букв двух шрифтов;

  • название букв родного алфавита.

К концу обучения дети должны уметь:

  • различать основные и оттеночные цвета;

  • различать геометрические фигуры;

  • соотносить предмет и форму, предмет и цвет;

  • ориентироваться в схеме собственного тела;

  • ориентироваться во времени и в пространстве;

  • сравнивать предметы по величине;

  • сравнивать элементы букв двух шрифтов;

  • уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;

  • сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;

соотносить букву со звуком и наоборот.



Мазанова Е.В.Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. - М.:Гном и Д, 2009





Раздел №4 Тематический план работы «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»'


Учебный материал разработан из расчета двух академических часов в неделю (60часа) для учащихся 1 класса, с низким уровнем готовности к школьному обучению.


Задачи программы: - коррекция нарушений устной речи;

-комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении, к овладению значимыми умениями и навыками для обучения русскому языку и чтению.

Система коррекционного обручения по профилактике нарушений письменной речи соответственно данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический.

Необходимо отметить, что дети, испытывающие трудности при усвоении письменной речи, имеют слабую ориентировку во времени: незнание либо нетвердое знание основных временных единиц (времен года, месяцев, дней недели в их последовательности); недостаточная обобщенность пространственных понятий и представлений; трудности динамической и кинетической организации движений руки; несформированность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором. Работа по развитию и уточнению данных функций соответственно программе проводится на каждом занятии курса в организационной его части.

Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение следующих задач:

развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным);

развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:

количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);



качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);

формирование культуры речи (устранение слов-паразитов, искаженных просторечных, жаргонных слов);

развитие слогового анализа и синтеза;

наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач данного этапа:

усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;

обогащение фразовой речи учеников.


Тема занятия

Связь

с программным материалом

Кол-во часов


Коррекционная работа на фонетическом уровне 20часов

1

Строение и функции речевого аппарата

Звуки и буквы : согласные, их различие. Буквы гласные и согласные

2

2

Фонематический анализ и синтез слов: простые формы звукобук-венного анализа и синтеза; сложные формы звукобуквенного анализа и синтеза

Установление количества и последовательности звуков в слове, определение характера и связи между ними. Звуковой анализ слов с опорой на схемы и без опоры. Правильное произнесение и запись слов

5

3

Обозначение мягкости согласных на письме: посредством гласных второго ряда; посредством буквы ь

Обозначение мягкости согласных буквами е, ё. и, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце слова и между двумя согласными с помощью мягкого знака

7

4

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: звонкие и глухие парные согласные; оглушение звонких согласных и озвончение глухих согласных

Парные звонкие и глухие согласные, различение их на слух и при письме. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова

8


Коррекционная работа на лексическом уровне 20часов


1

Уточнение и расширение словарного запаса: работа с синонимами; работа с антонимами



Нахождение в связном тексте слов сходного значения. Подбор противоположных по значению слов

2-3


2

Слоговой анализ и синтез: составление слов из слогов; деление слов на слоги; анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов; работа со слогами, имеющими сложную слоговую структуру

Нахождение в связном тексте слов сходного значения. Подбор противоположных по значению слов

6

3j

Ударение в слове

Ударение. Роль ударения в устной речи и в различении значений слов

3

4

Работа со слогоритмическими схемами слов

Выделение в устной речи и на письме ударных Выделение в устной речи и на письме ударных

3

5

Безударные гласные

Правописание безударных гласных в двусложных словах. Проверка их путем изменения формы слова

6

Коррекционная работа на синтаксическом уровне 19 часов

1

Предложение и его грамматическое оформление: согласование глагола с именем существительным в роде и числе; согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе; управление

Членение сплошного текста на предложения. Определение границ предложения с опорой на интонацию. Оформление предложения. Установление связи между словами в предложении при помощи вопросов. Составление предложений

7

2

Предлоги. Схемы предлогов

Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов

4

3

Работа над связной речью: пересказы; устные сочинения

Составление и запись предложений по сюжетным картинкам. Работа с текстом.

8

К концу обучения дети должны звать;

признаки гласных и согласных звуков;

определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текс, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;


К концу обучения дети должны уметь:

различать гласные и согласные звуки;

производить фонетический разбор;

подбирать слова на заданный звук;

производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений

Содержание программы реализуется посредством учебно-методического обеспечения:

  1. Безруких М.М., Ефимова СП. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. - М.: Аурис, Айсберг, 1991.

  2. Дмитриев С.Д., Дмитриев В. С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. - М., 2005

  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

  4. Ефименкова Л.Н.. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. - М., 2004

  5. Ефименкова Л.Н.. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. - М., 2004

  6. Ефименкова Л.Н.. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. - М., 2005.

  7. Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дис-графических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи. Сборник "Патология речи", - СПб.: Образование, 1992.

  8. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.

  9. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. - М., 2007

  10. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. - М., 2007

  11. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. - М., 2007

  12. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. - М., 2007

  13. МилостивенкоЛ.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие СПб. 1995г

  14. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников.-М.; 1983


  1. Токарь И.Е. Сборник Упражнений для занятий по преодолению нарушений письма и чтения. Практическое пособие для логопедов, учителей начальных классов и психологов. Изд-во «Коррекционная педагогика», 2004 г.

  2. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Метод, пособие. М.: Айрис-пресс, 2006 г.

  3. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией)-М..: «Когито-Центр», 1996.

  4. Ястребова А.В, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.- М., 2007.

  5. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи

  6. Ястребова А.В. Спирова Л.Ф. Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи и др.









Мультимедиа поддержка реализации программы

1.« Учись говорить правильно» (CD-ROM) Издательство: Новый диск Год выпуска: 2008 2. 2.Обучающий комплекс по русскому языку для начальной школы

Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа. 2 класс (CD-ROM) Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа. 3 класс (CD-ROM) Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа. 4 класс (CD-ROM) Издательство: НПООО Инис-СОФТ Год выпуска: 2001

3. «Баба Яга учится читать» (CD-ROM) Издательство: МедиаХауз Год выпуска: 2003

4. «Домашний логопед». Практический курс (CD-ROM) Издательство: Новый Диск

Год выпуска: 2008

5. «Супер детки» - Тренировка быстрого чтения (CD-ROM) Издательство: MultiSoft

Год выпуска: 2009

6. «Супер детки» - Учим буквы (CD-ROM) Издательство: MultiSoft

Год выпуска: 2009

7. Обучающий комплекс по русскому языку для начальной школы Уроки Кирилла и Мефодия Обучение грамоте 1 класс (DVD) Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс (DVD) Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс (DVD) Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 4 класс (DVD) Издательство: Кирилл и Мефодий

Год выпуска: 2008-2009



































Приложение№1

Виды работ, используемых при коррекции письменной речи

Диктанты

При проведении коррекционной работы с детьми, имеющими ошибки на письме, возможно и целесообразно проводить следующие виды диктантов с обучающей целью.

1) Зрительный предупредительный диктант.

Предлагаемый текст пишется на доске. «Ошибкоопасные» места выделяются цветным мелом. Сначала текст подвергается устному разбору, а затем стирается. Дети по памяти или под диктовку логопеда пишут его в тетради.

2) Слуховой предупредительный диктант. Текст слухового диктанта читается сначала целиком, а затем отдельными предложениями. В каждом предложении учащиеся находят слова с определенной орфограммой, объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь.

3) Объяснительный диктант. Сущность объяснительного диктанта заключается в орфографическом разборе текста после того, как учащиеся самостоятельно его напишут. Логопед задает вопросы, а дети отвечают на них по вызову или по собственному желанию.

4) Выборочный диктант.

Выборочный диктант дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов

определенной грамматической категории или слов с соответствующей орфограммой.

Под диктовку записывается не весь текст, а только нужные слова. Выборочный диктант может

быть:

а) предупредительным,

б) объяснительным,

в) контрольным.

5) Творческие диктанты

представляют собой такой вид упражнений, при котором ученики вставляют или заменяют определенные слова в предложенном тексте другими, близкими по значению грамматическими категориями.

а) Предупредительный творческий диктант.

Во время предупредительного творческого диктанта школьники, прежде чем написать предложение, обсуждают «ошибкоопасные» слова.

б) Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний.

Творческий диктант на вставку слов или словосочетаний должен помочь школьникам научиться самостоятельно вставлять в диктант слова определенной грамматической категории или слова с определенной орфограммой. Этому диктанту должна предшествовать работа над упражнениями с тем же заданием.

в) Объяснительный творческий диктант.

При объяснительном творческом диктанте школьники сначала пишут предложение, вставляя нужное слово или заменяя его другим, а затем обсуждают, правильно ли оно написано.

г) Творческий диктант по опорным словам.


Творческий диктант по опорным словам проводится следующим образом: на доске или карточках записываются опорные слова определенной грамматической категории, которые должны быть вставлены детьми в диктуемый текст. Логопед читает текст, пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на самостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой. Например, логопед медленно диктует слова: осень, листья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связного текста на тему «Осень». «Наступила осень. С деревьев опадают листья. Весь день льет дождь. Небо покрыто тучами. Птицы улетают на юг».

д) Творческий диктант с использованием серии предметных картинок. Детям предъявляются картинки, на которых изображены отдельные предметы. Логопед диктует текст, пропуская слова. Дети вписывают их в предложения, используя предметные картинки.

е) Творческий диктант с заменой.

Задача данного диктанта сводится к следующему: в диктуемых предложениях или тексте словосочетания или слова одной грамматической категории заменяются слонами или словосочетаниями другой грамматической категории.

Например, при изучении темы «Синонимы» возможны следующие замены: Раньше я часто бывал ГРУСТНЫМ. Прежде я часто бывал печальным.

6) Диктант «Проверяю себя». Отличительной особенностью этого диктанта является то, что по окончании работы ученики могут задать логопеду любые вопросы, связанные с написанием слова, которое вызывает у них сомнение. Желательно, чтобы ответ на этот вопрос дал один из детей.

7) Диктант-молчанка по картинкам. Проводится следующим образом: логопед молча показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, названия которых объединены заданной темой. Ученики молча записывают слова, обозначающие названия предметов, которые нарисованы на картинках, по необходимости выполняя грамматическое задание.

8) Выборочный диктант-молчанка по картинкам. Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии дети выбирают только слова на заданную тему или записывают слова в два-три столбика. Например, надо записать только слова, содержащие парные гласные (баян, утюг, знамя, маяк, сливы, костер, овес и т. д.); записать в первый столбик слова, содержащие сочетание жи, во второй — ши и т. д.

9) Устный диктант по картинкам. Проводится с использованием предметных картинок и индивидуальных карточек учащихся. Логопед показывает картинки с изображениями предметов, названия которых являются словами с различными орфограммами. На каждую показанную логопедом картинку дети поднимают карточку с той орфограммой, которую следует писать в данном слове, или с заранее оговоренным символом. Например, если в слове пишется мягкий знак, поднимается карточка со знаком «плюс», если нет — «минус» и т. п.

10) Устный диктант. Проводится с использованием индивидуальных карточек учащихся, на которых написаны разные орфограммы. Логопед диктует слова, в которые входит орфограмма, имеющаяся на индивидуальной карточке учащегося. На каждое продиктованное логопедом слово ученик поднимает карточку с орфограммой, используемой при написании данного слова.

42

11) Проверочный или контрольный диктант.

Предлагается на диагностическом и оценочном этапе логопедической коррекционной работы. Логопед читает диктант полностью, затем предложениями, повторяя их два-три раза в зависимости от объема и сложности предложения. После окончания работы логопед еще раз прочитывает текст, а школьники проверяют и исправляют написанное.

Работа с деформированным текстом

Работу с деформированным текстом можно проводить с опорой или без опоры на наглядность. Вариант 1.

Составление рассказа из деформированных предложений.

Предложения в беспорядке выставлены на доске. Учащиеся смотрят на них, после чего логопед задает вопросы, которые помогут в составлении рассказа: «С какого предложения надо начать рассказ? Почему? Почему другое предложение нельзя поставить первым? Какое из двух предложений надо поставить раньше? Почему?»

Ученики, пользуясь вопросами логопеда, располагают предложения в нужном порядке. По окончании восстановления правильной последовательности лучшие ученики читают полученный рассказ.

Вариант 2.

Работа с деформированным предложением.

Ученик, вызванный к столу, достает из коробки карточку, где написаны слова, с которыми надо

устно составить предложение. Если предложение составлено удачно, то учащийся записывает его

на доске, комментируя каждое слово. Остальные пишут в тетради.

Изложение

Большая роль в системе работы, направленной на коррекцию и развитие письменной речи, принадлежит изложениям. Изложения способствуют формированию произвольного внимания, слу-хоречевой памяти и слухового восприятия. Постепенно у учащихся обогащается словарный запас, появляются навыки связной речи.

Основным в работе над изложением является составление плана. Планы могут быть полными и краткими. Они строятся в виде вопросительных, повествовательных и назывных предложений. На самых начальных этапах работы над изложением логопед предлагает ученикам готовый план. В дальнейшем учащиеся уже сами должны составлять план — с данным видом работы они уже познакомились на уроках русского языка и чтения в начальной школе. Работа над планом/может проводиться в следующем порядке:

1) Деление текста на части: вначале под руководством логопеда, а затем самостоятельно. (Логопед может также предложить план, пункты которого не совпадают с последовательностью развития событий в тексте).

43

Подбираются заголовки к каждой части. На каждый вопрос плана находится ответ.

Чтение текста по частям и определение по данному плану, не пропущено ли что-либо в нем.

К некоторым частям дать несколько вариантов заголовков.

Работа над заглавием текста.

К текстам, содержащим описание времени года, можно дать задание составить графический рисунок. Эти картинки, раскрашенные цветными карандашами, затем сравниваются друг с другом, что позволяет упражнять детей в описаниях-сравнениях. Особое внимание во время работы над изложением должно быть уделено словарной работе.











Приложение№ 2

Виды работ, используемых по совершенствованию навыков полноценного чтения.'

Чтение слоговых таблиц различной структуры;

Чтение слоговых таблиц, имеющих различные грамматические формы (сын, сына, к сыну, о сыне);

Чтение слов с одинаковыми окончаниями (на кустах, на столах, на партах, в тетрадях);

Чтение «гнёзд» однокоренных слов (земля, земляк, земляника, земляничное);

Чтение слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня (прилететь, отлететь, долететь, перелететь, залететь, улететь);

Чтение слов имеющих одинаковые приставки, но разные корни (Прилететь, прибежать, приехать, прискакать);

После прочтения слов обязательно сопоставляется, выясняется их звуко-буквенный состав, сходство и различие, значение слов.

Упражнения по прочитанному тексту:

Выбор слов, отвечающих на вопрос Кто? ЧТО? и самостоятельный подбор к ним слов, соче-

тающихся по смыслу и отвечающие на вопросы Что делает? Какой?

Подбор к глаголам-синонимам подходящих по смыслу существительных(сделать, пригото-

вить, изготовить; уроки, обед, лекарство, прическу);

Подбор к прилагательным-синонимам подходящие по смыслу имена существительные

(мокрый, влажный, сырой; снег, дождь, плащ).

Перечисленные упражнения проводятся на материале как отдельных слов и словосочетаний, так и на материале предложений разной сложности и целого текста.


Приложение№3

Технологический план усвоения модуля

«Правописание безударных гласных в корне слова»

(по Г.Г.Мисаренко)


Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

Подготовительный этап

Подмодуль «Ударение»


1

Смыслоразличительная роль ударения

Наблюдение разных вариантов звучания слов с однозначным ударением типа курица, круги - правильного (круги) и неправильного («круги»)

2

2

Осознание формального признака ударения.

Упражнения в определении в слове гласного, который звучит дольше и яснее остальных.Наблюдение слов с подвижным ударением типа кружки - кружки и слов с двойным ударением типа первоапрельский, .железнодорожный (первое знакомство со сложными словами)

1

3

Знакомство с терминами «ударение», «ударный гласный звук».

Упражнения в определении в слове ударного гласного звука

2

4

Усвоение понятия «безударный гласный звук».

Упражнения в определении количества гласных в слове и обозначении ударного и безударного гласных

3

5

Формирование понятия «орфограмма».

Сопоставление гласного звука и обозначающей его буквыНаблюдение безударных гласных и обозначающих их букв. «Ошибко-опасное» место

3



Подмодуль «Корень слова»


1

Слова, имеющие общую часть

Визуальное выделение в словах, данных учителем, общей части

2

2

Осознание смыслового единства слов с одинаковой частью

Подбор тематических групп слов («морских», «лесных» и пр.). Выделение в них общей части. Исключение из таких групп слов, близких по смыслу, но не имеющих общей части, например: доброта, добрый, ласковый

3

3

Знакомство с терминами «корень слова»,«родственные (однокоренные)слова»

Наблюдение места ударения по отношению к корню слова (подготовка к усвоению понятия «проверочное слово»)

3

4

Единообразное написание корня, не зависящее от произношения

Составление «гнёзд» однокоренных слов.

3

5

Усвоение понятия «проверочное слово».

Деление группы родственных слов на две части - слова с ударным гласным в корне.Упражнения в подборе групп однокоренных слов и выделении среди них слов с ударным гласным в корне (проверочных) и слов с орфограммой

4



Основной этап


1

Правило проверки безударного гласного в корне.

Упражнения в правописании безударных гласных

8




34 часа


Приложение 4.

Приемы работы по формированию контроля за собственной письменной продукцией при коррекции дисграфии, вызванной нарушением языкового анализа и синтеза.

Система предварительных упражнений, способствующих развитию сукцес-сивных функций, развивающих межполушарное взаимодействие и создающих предпосылки для формирования операций контроля.

1. Посмотрите на образец (фигуры, символы, буквы), запомните его, затем то, что запомнили:

  • -нарисуйте пальцем на парте;

  • расскажите;

  • напишите в тетради.

После выполнения каждого задания попросите сверить выполненное с образцом, дополнить и уточнить. Обсудите, какой вариант выполнения был наиболее успешен.

2. Упражнение для развития навыков анализа и воспроизведения пространст венных последовательностей:

  • проверьте, одинаковые ли знаки (буквы, цифры) вычеркнуты на карточке и карточке-образце;

  • проверьте, правильно ли срисован узор;

  • запомните карточку и выберите такую же (ребенку предлагается запомнить ряд предметных картин, символов, цифр, букв на карточке и найти такую же среди второго набора карточек, из которых только одна совпадает с тестовой);

  • выложите по памяти ряд из отдельных элементов;

напишите по памяти ряд из отдельных элементов.

После выполнения каждого задания попросите сверить выполненное с образцом, дополнить и уточнить.


3. Упражнение для развития навыков анализа и воспроизведения временных последовательностей:

  • «Зарядка» - последовательность движений (от 3 до 6);

  • назовите по порядку дни недели, времена года, месяцы (предметные рисунки, символы, вербально);

  • «шарики в непрозрачной трубочке» (на глазах у детей разноцветные шарики вкладываются в непрозрачную трубочку. Задача: определите, в какой последовательности они выкатятся из противоположного конца трубочки). Усложненный вариант: определить, в какой последовательности шарики выкатятся из того же конца трубочки, в который вкладывались (для этого требуется инвертировать ряд).

4. Перекодирование временной последовательности в пространственную и наоборот - «картинки-невидимки».

Перед ребенком в определенной последовательности выкладывается ряд карточек (предметные рисунки, символы). Каждая выкладываемая карточка предъявляется и переворачивается лицевой стороной вниз. Таким образом, выложенный ряд повернут тыльной стороной к ребенку, а лицевая закрыта. Из набора карточек с рядами изображений, расположенных в разной последовательности, ребенок должен найти идентичный выложенному. После того как выбор сделан, оба ряда сличаются.

5. Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания:

  • «синхронный счет» - подсчитайте количество изображений двух видов, не обращая внимания на остальные изображения;

  • отыщите числа от 1 до 25 в таблицах Шульте (числа расположены в 25 клетках в случайном порядке);

  • выберите определенную букву, прочитайте текст и вычеркните заданную букву;

  • - выберите определенное слово и прочитайте текст, подчеркивая заданное слово.

6. Последовательность действий и планирование.

Игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, и 5-шаговые инструкции): по опорным символам, по памяти (словесной инструкции).

Для развития контроля за собственной письменной продукцией при коррекции дисграфии, вызванной нарушением языкового анализа и синтеза, можно использовать следующие приемы слогозвукового анализа.

1. Анализ и составление схемы слова

В моделях звуковой и слоговой структуры слова заложена информация о количестве слогов, границах слога, указаны гласные звуки, обозначены согласные звуки, место твердого и мягкого знаков:

  • актуализация смысла слова;

  • ритмизованное повторение слова;

  • обозначение гласных звуков буквами в схеме слова;

  • обозначение согласных звуков точками в схеме слова;

  • обозначение места твердого и мягкого знаков в схеме слова;

  • деление слова на слоги;

  • чтение слова в соответствии со схемой по слогам.

После того как ребенок составил схемы двух-пяти слов, что зависит от состояния его слухоречевой памяти и возраста, слоговой структуры слов, нужно предложить записать слова по памяти с опорой на модель слова. Это задание позволяет расширить линейный объем слухоречевой памяти ребенка.

2. Звуковой анализ в «технике сканирования» (задание выполняется без предварительного чтения слова):

  • посмотрите на слово;

  • посмотрите на среднюю букву в этом слове (например, д в слове «лодка»);

  • посмотрев на среднюю букву, увидите еще и букву справа (к) и слева (о);

  • продолжайте упражнение, добавляя по букве справа и слева, пока не получите все слово целиком;

  • назовите слово.

После того как выполнена работа с пятью-десятью словами, можно провести слуховой диктант этих слов.

3. Метод ритмизованного чтения (на основе методики Т.Г. Визель):

  • - прочитайте предложения со слоговым ритмом, т.е. с делением слов на слоги и равномерным произношением их в орфографическом варианте - так, как они пишутся. (Логопед при этом отстукивает ритм.)

Это послоговое «орфографическое» ритмизованное произнесение слов и фраз осуществляется в следующих вариантах:

  • - повторите за логопедом ритмизованное слово (предложение), а затем запи шите его;

  • - повторите по слогам со слуха, когда логопед произносит предложение обычным способом;

  • - «со зрения», ритмизованно прочитайте текст.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ