Программа психологической адаптации детей

Программа психологической адаптации детей


(Данная программа составлена с учетом специфики пребывания детей в приемном отделении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, однако может быть полезна и использована в работе школьного педагога-психолога для адаптации первоклассников к школьной среде, а также коррекции таких поведенческих нарушений у учащихся начальных классов как детская агрессия, тревожность, замкнутость и т.д.)

















Составила: Бендрат Ирина Андреевна,

педагог-психолог ГБУ НСО "Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Виктория" г. Новосибирска

Программа психологической адаптации детей

Актуальность проблемы

В современной действительности России проблема социального сиротства становится всё более острой. Дети, по разным причинам не имеющие возможности проживать в своей семье, попадают в государственные учреждения. Все они испытывает острый стресс, то есть происходит психологическое воздействие на организм (здесь значительную роль играют отрыв ребенка от близких, значимых для него людей, смена привычной обстановки, «стихийное» изъятие из семьи, недостаток информации).

Оказавшись в новых условиях, в большинстве случаев не по своей воле, ребенок закрыт, обижен, не понимает, зачем он здесь, чего от него хотят чужие люди. Эта ситуация отражается на психическом состоянии несовершеннолетнего, определяя специфику адаптации ребенка, усиливая неблагоприятное течение адаптации в виде повышения импульсивности, тревожности, агрессивности, проявления поведенческих и невротических расстройств, обострения регрессивных тенденций, подозрительности и недоверия.

Поэтому очень важно, чтобы ребенок с первого дня пребывания в государственном учреждении чувствовал себя комфортно. Для формирования эмоциональной стабильности разработана данная программа, включающая в себя релаксационные упражнения, способствующие не только гармонизации психоэмоционального состояния, но и снятию мышечного напряжения.


Цель: психологическая адаптация детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, способствующая предупреждению и снижению негативных последствий социально-психологической депривации.


Задачи:

  • оказать психологическую поддержку детям;

  • создать атмосферу доверия и безопасности для каждого вновь поступающего ребенка;

  • снять эмоциональное напряжение, стабилизировать эмоциональный фон;

  • снизить тревожность и немотивированную агрессию.


Ожидаемые результаты:

  • стабилизация эмоционального фона;

  • снижение уровня тревожности и немотивированной агрессии;

  • установление дружеских связей и отношений в детском коллективе;

  • ощущение психологического комфорта во время пребывания ребенка в государственном учреждении.


Основные методы:

  • Сказкотерапия

  • Музыкотерапия

  • Арт-терапия

  • Игротерапия


Содержание программы.

Структура каждого занятия:

1) ритуал приветствия;

2) основной блок (направленный на отработку поставленной задачи);

3)рефлексия занятия, ритуал завершения.

Программа включает в себя развернутое описание пяти занятий. Краткий цикл занятий обусловлен тем, что несовершеннолетние в приемно-дианостическом отделении находятся непродолжительное время (в среднем две недели). Поэтому важно достичь поставленной цели в достаточно короткие сроки.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Каждое групповое занятие продолжительностью 40-45 минут, включает в себя набор методов и упражнений, способствующих снятию эмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, снижению уровня тревожности и агрессии, созданию атмосферы доверия и безопасности.



Тематическое планирование


занятия

Задачи

Упражнения

Занятие 1

1) создать атмосферу доверия и безопасности;

2) снять эмоциональное напряжение, стабилизировать эмоциональный фон;

3) снизить уровень тревожности;

4) способствовать развитию навыков взаимодействия, сотрудничества.


  1. Упражнение "Улыбка".

  2. Сказка "Помидор Сашка".

  3. Упражнение «Небо на рассвете».

  4. Упражнение «Поймай хвост дракона».

  5. Завершение занятия. Подведение итогов.


Занятие 2

1) способствовать снятию эмоционального напряжения;

2) стабилизировать эмоциональный фон;

3) снизить уровень тревожности;

4) способствовать развитию и закреплению навыков взаимодействия, сотрудничества.


  1. Упражнение «Солнце, Дождь и Ветер».

  2. "Сказка про Енота".

  3. Упражнение «Угощение».

  4. Упражнение «Поделись с другом».

  5. Завершение занятия. Подведение итогов.


Занятие 3

1) способствовать снятию эмоционального напряжения;

2) стабилизировать эмоциональный фон;

3) снизить уровень тревожности и агрессии;

4) способствовать закреплению навыков взаимодействия, сотрудничества.

  1. Упражнение «Мигалки».

  2. Сказка «Маленький Медвежонок».

  3. Упражнение «Ящик с обидками».

  4. Упражнение «Лимон».

  5. Упражнение «Медвежонок».

  6. Завершение занятия. Подведение итогов.

Занятие 4

1) способствовать снятию эмоционального напряжения;

2) стабилизировать эмоциональный фон;

3) снизить уровень тревожности;

4) способствовать развитию и закреплению навыков взаимодействия, сотрудничества.


  1. Упражнение «Приветствие разными частями тела».

  2. Сказка «Серое ухо».

  3. Упражнение «Зайцы и филин».

  4. Рисунок на тему «То, чего я боюсь ночью и то, чего я боюсь днем».

  5. Завершение занятия. Подведение итогов.


Пример занятия:

Занятие 1.

Сказка «Помидор Сашка»


Материалы и оборудование: запись перезвона колокольчиков, маленький колокольчик, листы бумаги формата А4, гуашь, кисти, палитры.

Задачи:

1) создать атмосферу доверия и безопасности;

2) снять эмоциональное напряжение, стабилизировать эмоциональный фон;

3) снизить уровень тревожности;

4) способствовать развитию навыков взаимодействия, сотрудничества.


Ход занятия

Упражнение «Улыбка»

Цель: позитивно настроить детей на совместную работу в группе; развивать навыки взаимодействия, сотрудничества.

Сегодня мы поприветствуем друг друга улыбкой. Нужно повернуться к соседу справа и подарить ему светлую и добрую улыбку.


«В сказку, в которую мы вместе с вами отправимся прямо сейчас, попасть не просто. Для нашего путешествия нужно получить в помощь волшебную силу колокольчиков. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите».


Сказка «Помидор Сашка»

На большой широкой улице, по которой с грохотом и шумом ездили машины, трамваи и автобусы, стоял огромный детский магазин игрушек. Он весь светился ярким блеском, потому что в его зеркальных окнах отражались лучи яркого солнца. На третьем этаже находился самый большой отдел, где продавались мягкие игрушки. В этом отделе жил большой мягкий красный помидор. Звали его Сашка. Он очень любил смеяться и баловаться, как все дети. Этот отдел был самым веселым и шумным, потому что все игрушки, которые там продавались, были лучшими друзьями друг другу.

Они уже долго жили в одном отделе и никогда не ссорились. У Сашки была самая любимая продавщица Вера. Она тоже очень любила Сашку и заботилась о нем, как самая нежная мама.

И вот однажды утром…

Упражнение «Небо на рассвете»

Цель: гармонизировать эмоциональное состояние, снять психическое напряжение, активизировать творческий интерес.

При выполнении этой изобразительной техники лучше всего использовать гуашь. Смешивая краски во время рисования, можно получить разные оттенки цветов.

Детям предлагается изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и постепенно нанося мазки на лист бумаги. Чем больше получится оттенков, тем лучше.


И вот однажды утром всё закончилось. В магазин пришла женщина и купила Сашку. Она забрала его и принесла домой. Бедный Сашка оказался один, без старых друзей в жуткой чужой комнате. Ему было одиноко, грустно и тоскливо.

В этой квартире были и другие игрушки, но Сашка никого не знал и боялся их. Его посадили на пустую полку, и Сашка сидел там один и всё время смотрел в окно.

Это было единственное занятие, которое он смог себе найти. По улице постоянно ездили машины, сновали туда-сюда люди. Моросил мелкий противный дождик. И на душе у Сашки было так гадко. Он вспоминал магазин, и ему становилось невыносимо грустно от того, что он оказался один.

От таких мыслей и безумного страха Сашка заболел. У него поднялась температура, и он думал, что уже никогда не поправится. Да ему и не хотелось. Для чего? Зачем? Друзей у него здесь нет, да и любимая продавщица Вера уже не вспоминает о нем. К вечеру Сашка заснул и увидел удивительный сон. Ему приснилась Вера, она была одета в яркое желтое платье и похожа на те лучики солнца, которые пробивались через окно и заполняли большой отдел в их любимом магазине.

Вера нежно улыбнулась и обняла Сашку, погладила его по голове и спросила, почему он такой грустный. И Сашка, тяжело вздохнув, начал рассказывать: «Мне так плохо, мне так скучно, у меня нет друзей, мне не с кем поиграть». – «Не плачь, - сказала Вера, - никто не подходит к тебе, потому что ты всегда сердитый, не улыбаешься. Если ты будешь приветливым и не будешь бояться, у тебя будет очень много друзей. Надо только этого очень сильно захотеть и очень постараться, и у тебя все получится!» - ответила Вера. – «Правда?» - удивился Сашка. – «Конечно, - ответила Вера. – Я тебе обещаю!» - сказала она и исчезла в белом волшебном облаке.

Вдруг Сашка проснулся. Уже настало утро, и солнышко ласково светило в окно. «У меня будут друзья, - сказал сам себе Сашка. – Я уверен в этом, я это точно знаю!» Как только он это проговорил, в комнату вошла женщина и разбудила мальчика. «С днем рождения, сынок!» - сказала она и подарила ему вмести с другими игрушками Сашку.

Сашка улыбался во весь рот и прямо-таки светился от радости и счастья. Мальчик тоже обрадовался и заулыбался. А днем был веселый праздник: было шумно, и все комнаты наполнились детским смехом. Сашка чувствовал себя самым счастливым на Земле, потому что он чувствовал в себе силы радоваться, шутить, бегать и играть с другими куклами, которые в этот вечер стали его друзьями, и веселиться с детьми, которые в этот вечер пришли на самый радостный праздник - день рождения.


Упражнение «Поймай хвост дракона»

Цель: способствовать формированию у детей уверенности в себе, повысить социальный статус каждого ребенка в группе.

Ребята выстраиваются в шеренгу друг за другом. Первый в шеренге – голова дракона. Последний в шеренге – хвост дракона. Все дети в шеренге держатся друг за друга. Это и есть дракон. Под веселую музыку «голова» начинает догонять «хвост», а он увертывается и убегает. Как только «хвост» пойман на место «головы» и «хвоста» становятся другие ребята, пока все не побудут в этих ролях.


Дети собираются в круг. Психолог звонит в колокольчик и предлагает всем ребятам по очереди, передавая его по кругу, под звон загадать самое заветное желание, и оно обязательно сбудется. Когда колокольчик возвращается к психологу, он объявляет, что волшебный колокольчик дает нам силу исполнения желаний и возвращает нас из сказки. На этом занятие закончено.

Вопросы для обсуждения:

  • Как чувствовал себя Сашка в новом доме? Из-за чего он грустил?

  • Какой совет дала Сашке Вера?

  • Как еще можно было бы помочь Сашке?



Литература


  • Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практика сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006.

  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Волшебная страна внутри нас: Тренинг по сказкотерапии. – СПб., 2010.

  • Кркова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2006.

  • Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н. Игра в тренинге. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011.

  • Погосова Н.М. Погружение в сказку. Сказкотерапевтические программы. – СПб.: Речь, 2011.

  • Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / под ред. Свистуновой Е.В. – М.: Форум, 2012.

  • Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. Буянова М.И. – М.:Просвещение; ВЛАДОС,1995.

  • Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Писхологические игры и упражнения: Практич. пособие: в 4 ч. Ч.1.: пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ