АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА «Стартовой диагностики о готовности первоклассников к обучению в школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
педагог-психолог Кустова Л.И.
________________________________________________________________________________
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
«Стартовой диагностики о готовности первоклассников к обучению в школе»
Методика: Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).
Время проведения: 3-4 я неделя сентября.
Цель: получение начальной информации о готовности первоклассников к обучению в школе
- состояние пространственного и зрительного восприятия;
- состояние моторики и зрительно-моторных координаций;
- умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
- овладение представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6),
представлениями об операциях сложения и вычитания;
- умение сравнивать два множества по числу элементов;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;
с учётом использования данных, собранных в процессе проведения первичного обследования, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
Условия: проведение группового обследования первоклассников в течение 15-20 минут учителями первых классов, с аналитическим (экспертным) анализом (обработкой) полученных данных педагогом-психологом.
Критерии оценки уровней готовности к обучению в школе:
21-18 баллов – высокий уровень;
17-12 баллов – средний уровень;
11-0 баллов – низкий уровень.
класс
кол-во
детей
учитель
уровни готовности к обучению в школе
высокий
средний
низкий
1 а
…
……………………..
… чел./… %
… чел./… %
… чел./… %
1 б
…
……………………..
… чел./… %
… чел./… %
… чел./… %
1 в
…
……………………..
… чел./… %
… чел./… %
… чел./… %
1 г
…
……………………..
… чел./… %
… чел./… %
… чел./… %
1 д
…
……………………..
… чел./… %
… чел./… %
… чел./… %
Итого:
…
… чел./… %
… чел./… %
… чел./… %
Учащиеся с низким уровнем готовности к обучению в школе, нуждающиеся в специальной системе заданий для преодоления дальнейшей школьной неуспеваемости:
класс
учитель
список учащихся
критерии оценки
1 а
…………………………….
……………………………………
…
1 б
…………………………….
……………………………………
…
……………………………………
…
класс
учитель
список учащихся
критерии оценки
1 в
…………………………….
……………………………………
…
……………………………………
…
1 г
…………………………….
……………………………………
…
……………………………………
…
1 д
…………………………….
……………………………………
…
……………………………………
...
Количество детей с комплексной низкой готовностью к обучению в школе (по классам) при выполнении заданий педагогической диагностики, нуждающихся в выполнении специальных заданий в тетрадях «Я учусь писать и читать» и «Я учусь считать» (комплекта «Начальная школа XXI века»):
класс
задания педагогической диагностики
форма фигуры
ориентация
на плоскости
задачи
(сложение, вычитание)
сравнение множеств
класси-
фикация
фонемат.
слух
звуковой
анализ
1 А
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
1 Б
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
1 В
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
1 Г
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
1 Д
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел.
… чел./
… %
… чел./
… %
… чел./
… %
… чел./
… %
… чел./
… %
… чел./
… %
… чел./
… %
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
Учителям первых классов следует обратить внимание на выявленные проблемы в уровнях готовности детей к обучению в школе, особенно по таким параметрам, как: степень овладения первоклассниками звуковым анализом, состояние фонематического слуха, умение сравнивать множества по числу элементов и ориентации на плоскости.
Очень редко, но обнаружилось, например, что у ребенка хороший уровень общего интеллектуального и речевого развития и только по одному параметру – развитие фонематического слуха – отмечается низкий уровень. Если это не будет учтено в процессе обучения грамоте, у этого ребенка могут возникнуть ошибки замены букв при чтении и письме, что в дальнейшем приведет к стойким нарушениям этих процессов.
Кроме того, следует обратить внимание еще на некоторые моменты в получении дополнительной информации (необходимой для дальнейшей коррекционной работы):
На степень самостоятельности ребенка
Обратите внимание на то, как он расстаётся с родителями у дверей класса, как ведёт себя наедине с вами, выполняет ли задания уверенно или все время ждет помощи, одобрения с вашей стороны либо со стороны родителей.
На уровень активности и инициативы
Легко ли ребенок приступает к выполнению заданий, проявляет ли интерес к окружающему, задает ли вопросы, не касающиеся разъяснения задания.
На общение с детьми и взрослыми
Снижение уровня общительности проявляется в том, что ребенок отводит глаза в разговоре, старается держаться как можно незаметнее, стоит в сторонке. Посмотрите, как дети общаются друг с другом.
На сформированность позиции школьника
Это помогут определить вопросы: «Хочешь ли ты ходить в школу?»; «Как ты думаешь, что интересного в школе?»; «Как лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?»
Дополнительную информацию о детях можно также получить, проведя с родителями беседу, во время которой следует получить ответы на вопросы о том, чем интересуется ребенок, хочет ли он идти в школу, какие игры (занятия) предпочитает, самостоятелен ли он, может ли занять себя, находясь дома, или все время ищет общества взрослых и др.
Эта информация поможет вам с первых дней обучения осуществить индивидуальный подход к детям, определить особенности вашего общения с каждым. Например, если у ребенка пока не сформирована позиция школьника, не стоит с первых дней предъявлять к нему требования соблюдения школьных правил, строить свое общение в рамках строго формального подхода.
Не ждите, что после произнесенной вами фразы: «Дети, откройте тетради», – этот ребенок выполнит требование – он, скорее всего, не воспримет его по отношению к себе. Поэтому вам целесообразно добавить: «Все открывают тетради – и Коля, и Мариночка...»
Если в процессе предварительного знакомства вы заметили, что кому-то из детей необходима эмоциональная поддержка, не дожидайтесь, когда у таких детей появится «синдром беспомощности», – почаще поддерживайте их, вселяйте в них уверенность в своих силах, постепенно приучая их к самостоятельности. Конечно, первоначальные наблюдения послужат лишь началом открытия вами «секретов» взаимоотношений с каждым школьником – они пополнятся последующими наблюдениями, но очень важно не упустить ничего с первых школьных дней.
С рекомендациями и результатами стартовой диагностики (сентябрь, 2013) ознакомлены:
__________ /__________________/ ______________ /______________________/
____________ /________________/ ___________ /_________________________/
________ /____________________/
Консультационная помощь и экспертный анализ педагогической диагностики осуществлены педагогом-психологом_________________/Л.И.Кустовой/ Дата: октябрь 2013
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ