Особенности психического развития детей шести лет

Особенности психического развития детей шести лет


Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики, что связано с возникновением новообразований различной степени выраженности, которые характеризуются новыми свойствами и структурными особенностями. На психическое развитие влияет множество факторов: общение с взрослыми и сверстниками, включение в различные виды деятельности (бытовые, игровые продуктивные) и различные формы познания. Психическое и умственное развитие детей шести лет набирает высокий темп. В этот период происходит совершенствование наглядных и чувственных способов познания; идет развитие основных форм мышления наглядно-действенного и наглядно-образного. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, классификации, обобщения, сравнения. К семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти.

Восприятие в возрасте шести лет утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится анализирующим, осмысленным, целенаправленным.

В связи с усложнением деятельности детей шести лет и их прогрессом в общем умственном развитии улучшаются свойства внимания, которое приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые вызывают у них интеллектуально значимый интерес (загадки, занимательные задания типа, игры-головоломки).

Память у детей в возрасте шести лет приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов. Ни до, ни после этого периода дети не запоминают с такой легкостью самый разнообразный материал. Л.C. Выготский считал, что именно в возрасте шести лет ведущую роль в психическом развитии детей начинает играть память. Существенные изменения происходят в развитии произвольной памяти. Дети шести лет лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Запоминание у них происходит осмысленно, то есть они понимают то, что запоминают.

Зарождение воображения как особого психического процесса у детей шести лет складывается в игре. При этом у дошкольников идет процесс интериоризации, то есть переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, придания ему нового смыслового значения и представления действий с ним в уме, без реального действия. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности детей шестилетнего возраста. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок, стишков. Воображение детей шести лет начинает предварять практическую деятельность, становится управляемым, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

По мере развития психики, познавательных интересов, все шире используется детьми шести лет мыслительные операции для освоения окружающего мира, которые выходят за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники наблюдают явления, прибегают к экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, рассуждают о них и учатся делать выводы. Действуя в уме с образами, дети шести лет представляют себе реальное действие с предметом и его результат, решая таким путем, стоящие перед ними задачи. Именно в возрасте шести лет происходит активное формирование наглядно-словесного мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и особенно наглядно-словесное мышление тесно связаны с речью. У детей в возрасте шести лет отмечается развитие речи «про себя» или внутренней речи. Возникновению внутренней речи предшествует промежуточный этап так называемой эгоцентрической речи. Вначале эгоцентрическая речь органически вплетается в процесс практической деятельности дошкольников. Эта речь во внешней, словесной форме фиксирует результат деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания ребенка на отдельных ее моментах и служит средством управления кратковременной и оперативной памятью. В общении детей шести лет со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая оценку, согласование и указания игровых действий. У дошкольников появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи – монологическая речь. На основе всех этих качеств у детей формируется готовность к школьному обучению

Таким образом, в качестве закономерностей психического развития детей шести лет можно выделить возникновение внутренней, диалогической и монологической речи; развитие произвольности познавательных процессов; развитие воли и эмоций; смену форм мышления (наглядно-действенное – наглядно-образное – наглядно-словесное); формирование познавательных интересов как предпосылок будущей учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы дошкольников. Специфика шестилетнего возраста заключается в том, все психические процессы очень пластичны и подвижны, а развитие потенциальных возможностей детей шести лет в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ