Формирование личности в процессе занятий у детей шести лет

Формирование личности в процессе занятий у детей шести лет


Дошкольный возраст, по определению A.H. Леонтьева – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных психических механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Дошкольный возраст – это период формирования внутренней жизни личности детей.  Именно в этот период складывается стремление «быть как взрослый» и подражать ему.  Дошкольник начинает сознательно контролировать своё поведение и учится действовать правильно (по правилу). Это возраст интенсивного становления самосознания и социальных потребностей детей шести лет, их отношения к другим людям и к самому себе. В этот период складываются первые моральные  и этические представления детей о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. В целом, это возраст активного взросления дошкольников и их личностного и социального развития. В этот период формируются интересы, мотивы поведения, самосознание, чувство долга, эмоционально-волевая сфера.

Самым важным личностным новообразованием, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Мотивы дошкольников приобретают разную значимость и силу. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как воля, инициативность, независимость. Дети шести лет начинают усваивать этические нормы, принятые в обществе. Они учатся оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у них появляются этические переживания. В шестилетнем возрасте управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что знаменует переход на новую ступень в развитии произвольности и самосознания. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения. Изучение закономерностей развития детей шести лет позволяет выделить факторы, обусловливающие результаты и течение данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические. Личность складывается в процессе реального взаимодействия детей с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения ими норм и нравственных критериев, регулирующих их поведение. Именно в дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, они становиться более дисциплинированными, осознанными, организованными. Расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей. Различные индивидные, темпераментные, физические особенности как базовые в формировании личности проявляются и фиксируются дошкольниками в процессе непосредственного взаимодействия в группе, развитие же нравственных качеств опосредовано общением с взрослыми, усвоением нравственных знаний.

Таким образом, в дошкольном возрасте личностные свойства детей шести лет начинают выступать в качестве существенных факторов, регулирующих их взаимоотношения с взрослыми и сверстниками и влияющих на ускорение дальнейшего хода культурного и социального развития. В силу глубоких преобразований, которые происходят в шестилетнем возрасте по мере включения ребенка в социальное окружение, этот возраст можно рассматривать как начальный период образования личности, когда впервые создается набор основных свойств, определяющих статус ребенка в социуме.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ