Психологического тренинг «Стресс – враг или…друг?» 10 класс


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ

«Данковская средняя общеобразовательная школа»

м. Данки Серпуховский район Московской области т. 707-152








Психологического тренинг.




Тема:

«Стресс – враг или…друг?»



:

педагог – психолог

высшей квалификационной категории

Зубкова Наталья Федоровна.














2008 год.






Цели:

  1. Познакомить участников с понятием «стресс», влиянием стресса на организм и психику человека.

  2. Рассказать о видах и стадиях развития стресса.

  3. Познакомить с различной техникой преодоления стресса, помочь овладеть навыками их применения.

  4. Развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, подборка музыки, мягкие игрушки «ежик», «солнышко», раздаточный материал для индивидуальной работы – рисунок открытого чемоданчика.

  1. Настрой на работу.

Участники сидят на стульях образующих круг. По кругу передается игрушка – «солнышко» и каждый участник говорит о том, что он ожидает от предстоящего занятия, сравнивает свое настроение с цветом.

  1. Вводная беседа.

- Мы живем в напряженное время. Все чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому сегодня мы и поговорим с вами о том, что означает понятие «стресс».

- По кругу, передавая мягкую игрушку «ежик», называете ситуации, которые лично для вас являются стрессовыми (запись на доске).

- Посмотрите на получившийся список. Вы назвали большое количество стрессовых ситуаций. Обратите внимание на то, что среди них есть такие, которые почти все назвали в качестве стрессовых, а есть те, которые только лично для кого – то могут являться стрессом. Каждый имеет некое свое представление о том, что такое стресс.

  1. Знакомство с понятием стресс. (сообщение педагога – психолога)

- Понятие стресса, введенного в наш лексикон в 1936 году канадским врачом Гансом Селье. Смысл данного им определения стресса таков:

Стресс (от англ. stress - давление, напряжение) – неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.

- Вспомните, пожалуйста, что происходило с вашим телом, когда вы выполняли упражнение «карниз»? (записываются физиологические признаки стресса)

- А что вы чувствовали, какие эмоции переживали? (записываются психологические признаки стресса)

Признаки стресса.

Психологические: Физиологические:

тревога бледность, краснота

страх учащение пульса

напряжение дрожь

неуверенность потливость

растерянность сухость во рту

подавленность затруднение дыхания

беззащитность расширение зрачков

паника мышечная скованность

трудности глотания

желудочный спазм

- По этим признакам можно отследить наступление стрессового состояния

V. Виды стресса и стадии его развития.(сообщение педагога – психолога)

- В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса.

Виды стресса

Физиологический

возникает под влиянием длительных или сильных физических заболеваний, нагрузок, а также в результате получения

какого – либо увечья


Психологический

вызывается неблагоприятными

морально – психологическими факторами

Эмоциональный

проявляется в ситуации угрозы, опасности, обиды


Информационный

человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, то есть возникает эмоциональная перегрузка


VI. Стадии развития стресса. (сообщение педагога – психолога)

- В своем развитии стресс проходит 3 стадии. Давайте рассмотрим их.

Например, вам сообщили о том, что на урок придет проверяющий. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не помнят тему урока, не могут найти план. Это первая стадия - стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовится действовать.

Но вот первая тревога прошла, и вы приступает к выполнению задания. Ситуация продолжает оставаться напряженной, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние ресурсы и получил возможность сопротивляться стрессу. Однако, на этой стадии из – за того, что организм работает очень напряженно, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются. Стадия стабилизации или сопротивления.

Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третья стадия – стадия истощения. Представьте себе, что проверяющие будут присутствовать на всех уроках в течение всего дня! Уже к концу дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Будет больше ошибок, а результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, а теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушиться сон и аппетит, возрастет подверженность его различным заболеваниям, и как итог, наступает болезнь, в крайних случаях за стадией истощения может наступить смерть. На этой стадии стресс переходит в дистресс.

Дистресс (в переводе с английского distress – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.

VI. Дискуссия.

    • Теперь, когда вы познакомились с закономерностями развития стресса ответьте на вопрос: «Стресс – это хорошо или плохо?»

( выписываются плюсы и минусы стресса)

+ _

высокая работоспособность отрицательные эмоциональные переживания всплеск умственной и физической энергии усталость быстрое расходование ресурсов организма ухудшение самочувствия

организм готовится действовать подверженность различным заболеваниям

- Необходимо использовать положительные моменты, которые дает нам стресс, например высокую работоспособность, всплеск умственной и физической энергии, мобилизацию всех психических и физических функций организма. Однако следует научиться справляться с тревогой на первой стадии стресса, и что особенно важно, не допускать доведения организма до третьей стадии - стадии истощения.

VII. Способы поведения в стрессовой ситуации. Упражнение «Скульптура».

Стрессовые состояния влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по - разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. Попробуйте «вылепить» на одном из участников скульптуру. Для этого вам необходимо разделиться на 2 команды (одна «лепит» фигуру «кролика», другая «льва»). Для помощи им даются признаки каждого из способов поведения. (звучит музыка)

Стресс «кролика»:

Пассивность

Испуг

Отказ от деятельности и ее дезорганизация

Стресс «льва»:

повышение активности

мобилизация сил

смелость и решительность

повышение эффективности деятельности

- Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

VIII. Микроисследование. (обучающиеся психологического объединения заранее проводят диагностику и представляют результаты)

Цель микроисследования: диагностика самооценки уровня стрессоустойчивостипедагогов.

Задачи:

  1. Провести самоодиагностику стрессоустойчивости.

  2. Довести до сведения каждого педагога результаты в конфиденциальной форме.

  3. Оценить общие результаты по классу.

Методика: «Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (Литературный источник - Психология личности. Тесты, опросники, методики / Сост. Н. В.Киршева, Н.В. Рябчикова. _ М.: Геликон, 1995.)

Инструкция: ниже предлагается тест, который позволит вам получить оценку вашего уров­ня стрессоустоичивости. Вы получите тем более объективный результат, чем бо­лее искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).

Утверждения

Редко

Иногда

Часто

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе

1

2

3

2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров

1

2

3

3. Я постоянно переживаю за качество своей работы

1

2

3

4. Я бываю настроен агрессивно

1

2

3

5. Я не терплю критики в свой адрес

1

2

3

6. Я бываю раздражителен

1

2

3

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно

1

2

3

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым

1

2

3

9. Я страдаю бессонницей

1

2

3

10. Своим недругам я могу дать отпор

1

2

3

11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность

1

2

3

12. У меня не хватает времени на отдых

1

2

3

13. У меня возникают конфликтные ситуации

1

2

3

14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя

1

2

3

15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом

1

2

3

16. Я все делаю быстро

1

2

3

17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт (или потеряю работу)

1

2

3

18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки

1

2

3

Далее подсчитывается суммарное число баллов, и определяется уровень стрессоустоичивости, по таблице:

Суммарное число баллов

Уровень вашей стрессоустоичивости

51—54

I — очень низкий

53—50

2 — низкий

49-46

3 — ниже среднего

45-42

4 — чуть ниже среднего

41—38

5 — средний

37—34

6 — чуть выше среднего

33—30

7 — выше среднего

29—26

8 — высокий

18—22

9 — очень высокий

Чем меньше число (суммарное число) баллов, тем выше стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уро­вень стрессоустоичивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни!

Результаты и анализ диагностики

самооценки стрессоустойчивости личности.

Дата: 28.08.08 г. Психолог: Зубкова Н. Ф.

В диагностике приняли участие 23 педагога.

Результаты диагностики.

Таким образом, преобладает в основном достаточно высокий уровень стрессоустойчивости у педагогов (92 %):

  • средний уровень у 17 %.

  • чуть выше среднего у 39 % педагогов,:

  • выше среднего – 22 %,

  • высокий – у 13 %,

8 % педагогов имеют ниже среднего уровень стрессоустойчивости.

Рекомендации: продолжить работу по овладению учителями методами и навыками саморегуляции через лекционные занятия и психологические тренинги. Педагогам с высоким и выше среднего уровнем стрессоустойчивости поделиться способами реагирования на стресс, которые используются ими. Со средним и чуть выше среднего уровнями – рассказать об опыте применения данных способов в собственной жизни.

IX. Способы преодоления стресса - саморегуляция.

Саморегуляция – способность человека произвольно управлять своей деятельностью.

Наверняка такой опыт есть у каждого из вас, попадая в напряженные ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом.

Упражнение «Антистрессовый чемоданчик»

- У нас впереди долгая жизнь, чтобы прожить ее счастливо каждый из вас сейчас соберет «антистрессовый чемоданчик» в дорогу.

- У каждого из вас рисунок открытого чемоданчика. Запишите на своем чемодане те способы, которые вы уже использовали в своей жизни.

- Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс? (зачитываются записи): поспать, принять душ или ванную, пойти погулять одному или с друзьями, заняться любимым делом, послушать музыку, поиграть, поплакать, громко покричать, вспомнить что – то приятное и т. д.

- Вами уже названы способы преодоления стресса, сейчас вы видите на экране дополнение к этому списку.

Способы преодоления стресса.

  • Несколько глубоких вдохов, осредоточьтесь на дыхании. Переключите внимание с внешнего мира и связанных с ним ваших внутренних бес­покойств на спокойный ритм дыхания, дарованный вам с рождения вечный ритм: вдох — выдох, вдох — выдох.

- Представьте, что это не вы дышите, что вас напол­няет сначала — покоем, потом — энергией, увереннос­тью, силой, вечный океан жизни.

- Вдыхая (без усилия), подумайте: «вдох», ощутите вдох, слейтесь всем существом со своим вдохом, почувствуйте, как вас наполняет воздух, расширяя грудную клетку.

- Выдыхая спокойно, точно так же произнесите мыс­ленно «выдох», можете чуть продлить его (без особых усилий). Сосредоточьтесь на своем дыхании: «вдох»... «выдох»..

- Можно выполнять вдох через нос, а выдыхать через приоткрытый рот, ощущая холод вдыхаемого и теплоту и влажность выдыхаемого воздуха. Несколько минут та­кого дыхания изменят нервно-психическое состояние.

  • Использование, какого – то успокаивающего движения или действия, например, посмотреть на текущую струйку воды, выполнить упражнение «Маятник», то есть, стоя на одном месте, покачиваться вперед – назад с пятки на мысок;

  • Выполнить какой – либо ритуал, например, заварить чай или разложить свою коллекцию;

  • Заняться любым отвлекающим действием (полить цветы, постирать и т. д.);

  • Попробовать отнестись с юмором к сложившейся ситуации;

  • Мысленно проиграть предстоящую ситуацию перед сном в выгодном для вас свете;

  • Переоценить ситуацию и воспринять ее не как экстремальную;

  • Сознательно утрировать негативные последствия ситуации, чтобы реальные последствия оказались менее травмирующими;

  • Включиться в оказание помощи другим, попавшим в сложную ситуацию, тогда неблагоприятные последствия для себя окажутся меньшими;

  • Найти возможность поговорить с близкими тебе людьми или друзьями.

- Добавьте в свой чемоданчик что – то из предложенных способов.

По желанию участники знакомят друг друга с содержимым своего «Антистрессового чемоданчика»

Упражнение «Частица» (упражнение проводит педагог – психолог)

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и, слушая голос, создавайте свои внутренние образы.

«Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая спокойна и счастлива (пауза). Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, она пребывает там, в полнейшем мире, в силе и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться (пауза). Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоего образа – язычка пламени, драгоценного камня или озера, спокойного, с гладкой поверхностью (пауза). Преисполненная глубокой умиротворенности и радости, спокойствия, она, эта драгоценная частица находится в полной безопасности. Она там – глубоко в нас. Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или озеро, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, вы сами (пауза 20 секунд).

Запомните это ощущение. Теперь глубоко вздохните, медленно откройте глаза и возвратитесь в реальную жизнь.

- Изменилось ли что – то в вашем состоянии после выполнения упражнения «Частица».

XI. Рефлексия.

- Сейчас каждый скажет что для вас на этом тренинге оказалось интересным и полезным.

- Сегодня на занятии вы собрали «Антистрессовый чемоданчик», его задача помочь вам преодолеть стресс. Вам может помочь доктор – время, но вы можете помочь себе и сами и тогда вам пригодятся «Правила поведения в стрессе» (памятка раздается всем желающим)

Правила поведения в стрессе.

      1. Верьте, что жизнь вас не оставит – «Кривая вывезет всегда». Персидский поэт Низами формулирует его так: «За темнотой придет сиянье света, ты в это верь и будь неколебим».

      2. Поймите, что пережить вашу неприятность можете только вы, не перекладывайте ее на плечи других, из этого ничего хорошего не получится. Примите случившееся как неизбежное.

      3. Поделитесь с кем – ни будь своими переживаниями. Не замыкайтесь на своих проблемах и побольше общайтесь с людьми.

      4. Найдите образец: человека, который выстоял в подобной или еще более сложной ситуации. Подумайте, как он справлялся с проблемами.

      5. Если вам показалось, что вас хотели обидеть, не делайте скоропалительных выводов. Вы сейчас очень возбуждены и можете все неправильно истолковать.

      6. Сделайте выводы. Примите поражение как ценный урок, подаренный вам жизнью. Теперь вы знаете, что так поступать (полагаться на таких людей, не учитывать таких – то обстоятельств) не следует – в другой раз учтите ваше новое знание.

      7. Не предавайтесь «генерализации» (если вас предал один человек, это совсем не значит, что «все такие») и «катастрофизации» (если вы получили на экзамене «2» - это еще не катастрофа, экзамен можно пересдать).

      8. Не «пережевывайте» бесконечно случившееся. Оставьте его для истории и вспомните, что вокруг множество дел, требующих ваших рук и ума.

      9. Практикуйте психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.

А еще постарайтесь выглядеть как можно лучше (так, чтобы нравиться себе) и прилагайте для этого соответствующие усилия.

- А завершаем нашу беседу стихотворением Ю. Мерзлякова

Учитесь управлять собой

Во всём ищите добрые начала

И, споря с трудною судьбой

Умейте начинать сначала

Споткнувшись, самому вставать

В самом себе искать опору,

При быстром продвиженье в гору,

Друзей в пути не растерять....

Не злобствуйте, не исходите ядом

Не радуйтесь чужой беде

Ищите лишь добро везде

Не умирайте пока живы!

Поверьте, беды все уйдут

И завтра будет день счастливым!!!







Литература.




  1. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности/ отв. Редактор А.А. Крылов. – М, 1980.


  1. Плахотникова И.В., Моросанова В. И. Развитие личностной саморегуляции: Методическое пособие. – М.: Вербум – М, 2004.


  1. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003


  1. Рутман Э.М. Как преодолеть стресс. – М.: ТОО «ТП», В. Секачев, 1998 г.


  1. Самоукина Н. В. Экстремальная психология. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС. 2000 Г.





















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ