Рабочая программа кружка «Разноцветные шары»
Рабочая программа кружка
«Разноцветные шары».
Младший дошкольный возраст.
Пояснительная записка.
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве.
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.
Занятия в кружке позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным.
Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов. Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию.
Методика работы с использованием оборудования сенсорной комнаты основана на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия.
Основными целями занятий в сенсорной комнате являются: стимулирование сенсорного развития детей; компенсация сенсорных впечатлений; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.
Занятия в сенсорной комнате начинаются с развития кожно-кинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия. Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а так же зрительно-моторная координация. Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы, рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.
Работа с детьми в кружке «Разноцветные шары» направлена не только на решение проблем обучения и воспитания детей. Она предполагает выявление, коррекцию и ликвидацию всех неблагоприятных последствий с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильного формирования мировоззрения, адекватной и безболезненной интеграции в социум. Основная задача — это воспитание полноценных граждан, здоровых физически и психически, с достаточными адаптационными возможностями, что необходимо в их дальнейшей (взрослой) жизни.
Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка.
Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируются педагогом.
Упражнения распланированы по принципу концентричности, т.е. последовательного развития всех видов чувствительности по спирали, с увеличением запаса приобретенных умений.
В ходе упражнений предусмотрено: с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, — приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.
Целью упражнений является развитие у детей ориентировочно-исследовательских действий, восприятие предметов с точки зрения их функционального назначения, с акцентом на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.
Методические задачи предлагаемых упражнений нацелены на; развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия; закрепление воспринятого предмета и свойства в слове; формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной).
Цель: Расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, сохранить психологическое здоровье.
Задачи:
Стимулирование сенсорного развития детей;
Компенсация сенсорных впечатлений;
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.
Обучение приемам снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Сенсорное развитие.
№
Тема занятия
Цели занятия
Оборудование и материалы
Методические приемы
Занятие 1.
«Чудо шары»
Привлечение внимания к тактильному объекту.
Сенсорное развитие.
Развитие моторики кистей рук.
Сухой бассейн с цветными шарами.
Упр. «Моем ручки»
Игра «Разноцветные рыбки»
Упр. «Стряхни водичку»
Занятие 2.
«Морской клад»
Привлечение внимания к тактильному объекту.
Сенсорное развитие.
Развитие моторики кистей рук.
Сухой бассейн с цветными шарами, «клад»
Упр. «Моем ручки»
Такт.игра «Найди клад»
Упр. «Ножками по воде»
Задание 3.
«Волшебные пузырьки»
Активизация зрительного восприятия;
Формирование фиксации взора, концентрация внимания.
Световая, пузырьковая колонна, пуфы.
Упр. «Поймай взглядом»
Упр. «Посчитаем пузырьки»
Игра «Поймай пальчиком»
Задание 4.
«Чудо - рыбки»
Активизация зрительного восприятия;
Формирование концентрации внимания, зрительной памяти, зрительно-моторной координации
Ориентировка в пространстве
Световая, пузырьковая колонна, пуфы.
Упр. «Найди такую же рыбку»
Упр. «Вверх – вниз»
Упр. на релаксацию «Отдых на песке»
Задание 5.
«Цветное зеркало»
Активизация зрительного восприятия;
Формирование фиксации взора;
Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Упр. «Оставим след»
Упр. «Кто в зеркале»
Игра «Цветные шары»
Задание 6.
«Художники»
Активизация зрительного восприятия;
Формирование фиксации взора;
Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей.
Зеркало, краски, вода, карточки с эмоциями (радость, грусть)
Упр. «Нарисуем себя»
Упр. «Рисуем эмоции»
Упр. «Нарисуй фигуру»
Задание 7.
«Пальчики с глазками »
Ознакомление с разнообразием тактильных ощущений;
Развитие визуального контакта тактильных ощущений.
Емкость с различными предметами.
Упр. «Знакомство»
Упр. «На ощупь»
Упр. «По порядку»
Задание 8.
«Чудо мешочек»
Развитие тактильного канала восприятия;
Развитие всех модальностей;
Развитие зрительной и тактильной памяти.
Мешочек с фигурами животных, сенсорная емкость.
Упр. «Найди по описанию»
Упр. «Какой предмет»
Упр. «Волшебный мешочек»
Задание 9.
«Трогаем вместе»
Развитие тактильных ощущений, памяти, воображения;
Развитие всех сенсорных каналов, эмоционального мира детей.
Предметы с различной поверхностью, тактильные предметы. Сюжетные картинки (н-р: Злая Баба-Яга, Добрый волшебник и пр.)
Упр. «Характер ощущений»
Упр. «Рассказ»
Упр. «Эмоциональный рассказ»
Задание 10.
«Разные фигурки»
Развитие визуальной памяти;
Закрепление понятия о величине предмета
Коробка форм, блоки Дьенеша.
Упр. «Большие и маленькие»
Упр. «Круг, квадрат…»
Упр. «Поручение»
Задание 11.
«Какие фигуры»
Развитие зрительной и тактильной памяти;
Закрепление понятий о величине, форме, цвете.
Коробка форм, блоки Дьенеша, Мешочек
Упр. «Найди такой же»
Упр. «Волшебный мешочек»
Упр. «Найди и принеси»
Задание 12.
«Я отдыхаю»
Обучение приемам релаксации и снятия мышечного напряжения
Упр. «Кто медленнее»
Упр. «На пенечке я сижу»
Упр. «Глазки отдыхают»
Задание 13.
«Мы отдыхаем»
Обучение приемам релаксации и снятия мышечного напряжения
Пуфы, сухой бассейн, световая колонна.
Упр. «Лодочка плыви»
Упр. «Ручки танцуют»
Упр. «Помоги другу»
Задание 14.
«Ветерок»
Обучение приемам дыхательной гимнастики,
релаксация
Сухой бассейн, световая колонна, цветок, перышки
Упр. «Прошепчи цветку»
Упр. «Ветер дует»
Упр. «Пушинка»
Задание 15.
«Морячки»
Снятие мышечного напряжение;
Развитие эмоционального мира детей.
Сухой бассейн, зеркало, краски вода.
Упр. «Подними якорь»
Упр. «Рисуем море»
Упр. «Мы плывем»
Задание 16.
«Хорошее настроение»
Снятие мышечного напряжение;
Развитие эмоционального мира детей.
Сухой бассейн, световая колонна,
Упр. «Радость из шариков»
Упр. «Настроение у рыбки»
Упр. «Я умею отдыхать»
Литература.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: Паритет, 2003
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 2000
Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с.: ил.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ