РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЕСЕЛАЯ КАРУСЕЛЬ» ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА ДЕТЕЙ 6-7 лет

19


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 98- детский сад


Принята на Совете педагогов Утверждена на Совете МДОУ МДОУ

Протокол № ____ от _________ Протокол № ____ от __









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА


«ВЕСЕЛАЯ КАРУСЕЛЬ»



ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА ДЕТЕЙ 6-7 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД






РУКОВОДИТЕЛЬ:

Музыкальный руководитель МДОУ:

Хромова Н.В.




г. Тула

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


  1. Пояснительная записка

  2. Учебно - тематический план

  3. Содержание программы

  4. Методическое обеспечение программы

  5. Список используемой литературы





































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа направлена на духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями.

Духовно - нравственное становление детей есть важнейшая составляющая развития общества, государства; выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательных учреждений составляют основу такой политики.

Организация разнообразных форм работы по духовно – нравственному воспитанию является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования. Программа кружка ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и региональных традиций и опыта через организацию дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста.

Программа работы кружка переработана в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (от 23 ноября 2009 г. № 655), СанПиН 2.4.1.2660-10 и «Изменений № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10, и является логическим продолжением работы МДОУ по реализации общеобразовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в которой заложены задачи духовно – нравственного воспитания дошкольников и ознакомления с народной культурой.

Однако предложенная интеграция реализации областей через непосредственно образовательную, совместную и самостоятельную деятельности детей, недостаточна для того, чтобы полно и ярко показать роль и значение народного творчества в современной жизни и привить любовь к истинно народному искусству. И поэтому требуется дополнительное время, чтобы помочь детям понять красоту и неприхотливую ценность своей национальной культуры. И в нашем городе Туле, в это не простое морально-этическое время русские народные песни, русские народные танцы звучат на всеобщих гуляниях календарно-обрядовых праздниках, и тепло приветствуются за высокое исполнительское мастерство, за активное участие в культурной жизни города и области, показывая нам большую работу по возрождению обычаев, обрядов, культурных традиций Тульского края. Самые известные коллективы области: Народный фольклорный коллектив "Медовый спас" образован в 1997 году на основе кружка русской народной хоровой песни. В 2000 году коллективу присвоено звание "народный". В 2001 году коллектив стал лауреатом конкурса фольклорных коллективов "Русская Америка" в Подмосковье, в 2002 году - дипломантом международного конкурса самодеятельных фольклорных коллективов в г. Северодвинске. Самодеятельный творческий коллектив "Тульская гармонь" существует более пяти лет, объединяет любителей русской народной и популярной современной песни и танца, работает по выходным дням, принимает в свой состав всех желающих, независимо от возраста, кто любит петь и танцевать. На базе коллектива "Тульская гармонь" работает клуб по интересам "Кому за ...". Самодеятельный творческий коллектив "Русская частушка" создан в 2000 году по инициативе любителей русских частушек. В его составе - любители, профессионалы-исполнители, создатели колоритных тульских частушек. За недолгие годы своего существования коллектив приобрел широкую известность и популярность среди посетителей парка. Активный участник народных гуляний в парке и его концертных программ, победитель городского конкурса "Тульская Семеновна" в 2001 году, он открыт для всех любителей русской народной частушки.

Да и в быту не обошёлся ни один праздник без русских народных застольных песен и народной танцевальной музыки в исполнении современных артистов

Программа кружка предусматривает более глубокую работу с детьми по духовно–нравственному воспитанию через дополнительную работу по системе ознакомления с народным творчеством и традициями.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать и углублять знания детей о народном творчестве и традициях русского народа.

  2. Дать детям представление о видах народного танца, освоить элементы русских народных движений для мальчиков и для девочек, развивать координацию и музыкальность выполнения движений, большое внимание уделить характеру и манере исполнения, побуждать к передаче выразительности образа.

  3. Познакомить, как в одном из видов словесно-музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека: и в горести, и в радости. Развивать певческие способности детей через ознакомление с народными песнями и песнями Тульского края, придумывать напевы на основе образцов народных песен.

  4. Прививать детям устойчивый интерес к устному народному творчеству: научить видеть народную мудрость, заключённую в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках. Научить правильно и к месту использовать поговорку или любой другой малый жанр русского фольклора. Вызвать интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

  5. Познакомить детей с отличительными особенностями повседневного и праздничного русского костюма, тульским костюмом, традиционной летней и зимней одеждой.

  6. Дать представление об истории возникновения календарно-обрядовых праздников. Привлекать детей при организации народных календарных праздников. Разъяснить связь обрядового праздника и русской народной игры.

  7. Познакомить с историей создания народных инструментов, учить самостоятельно изготавливать простейшие шумовые инструменты.

  8. Продолжать воспитывать желание познавать культуру Тульского края.


ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Работа по реализации программы повышает уровень по формированию интегрированных качеств воспитанников подготовительной к школе группы :


Интегративное качество «Любознательный, активный»

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»:

Эмоционально реагирует на музыкальные и художественные произведения.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим в зависимости от семейных традиций, общества, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему;

Проявляет желание и инициативность, независимость, изобретательность, воображение, уверенность в своих силах и способностях;

Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»

Знает традиции семьи, название родного города, страны, народные традиционные праздники и обычаи родного края

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Социализация»

Наличие устойчивого интереса к народному творчеству;

Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.

Участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).

Образовательная область «Познание»

Формирование целостной картины мира. Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.

Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей. Знает герб, флаг, гимн России. Называет главный город страны.

Активно участвует в календарно- обрядовых и семейно– бытовых праздниках, знание истории их возникновения;

Знает отличительные особенности русских костюмов, тульского костюма, традиционной летней и зимней одежды;

Образовательная область «Коммуникация»

Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения;

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Имеет устойчивый интерес к устному народному творчеству: любит инсценировать и сочинять сказки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки и т.д.

«Художественное творчество»

Различает виды декоративно-прикладное и народное искусство.

Называет основные выразительные средства произведений искусства.

Образовательная область «Музыка»

Знает виды народного танца, умение самостоятельно придумывать движения, вариации элементов русской пляски, большое внимание уделять характеру, манере и музыкальности исполнения как отдельных движений, так и танцевальных комбинаций;

Интересуется народными песням и песням Тульского края: придумывает мелодии на основе образцов народных песен;

Умеет играть на народных музыкальных инструментах, самостоятельно изготавливать простейших инструментов, знает истории их возникновения.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.

  • Участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других общих мероприятий;

  • Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (2 раза в год: октябрь - промежуточный), апрель - итоговый);

  • Отчет о работе кружка на Совете педагогов (май)


Программа кружка рассчитана для детей подготовительной к школе группы, срок реализации 1 год.

Программа предполагает проведение 1 непосредственно образовательной деятельности в неделю во второй половине дня, длительностью 30 минут с детьми 6-7 лет.

Рассчитана на 36 часов в год

Место проведения: музыкальный зал

2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(количество тем, на которых задача является основной)


Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1

Русский народный танец

9

1

8

2

Народная песня


8

1

7

3

Устное народное творчество

3

0

3

4

Русский народный костюм

2

1

1

5

Календарно- обрядовые и семейно– бытовые праздники

10

1

9

6

Народные музыкальные инструменты

4

1

3


итого

36

6

30


Связь с другими образовательными областями:

«Физическая культура»

развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности

«Здоровье»

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области народного творчества; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познание»

расширение кругозора детей в области о народном творчестве; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере народного искусства, творчества

«Социализация»

формирование представлений о народной культуре развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, использование устного народного творчества и народного фольклора для воспитания трудолюбия, ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам,

«Художественное творчество»

развитие детского творчества, приобщение к различным видам народного искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия народной музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Чтение художественной литературы»

использование русских народных произведений, устного народного творчества с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


1 раздел: русский народный танец:

1час – теоретический: дать представления о видах народного танца. Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. Виды: хороводы, пляски, переплясы, кадрили, польки и вальсы (их разнообразие дает возможность использовать этот богатый материал по степени возрастающей технической сложности, по степени сложности эмоциональной и выразительной).

8 часов – практических: использование знакомых и обучение новым русским народным движениям. Разучивание танцев, не предусмотренных программой. Классифицируя русский народный танец, сначала определяются его виды, беря за основу не исполнение танца по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые признаки.

Познакомить с элементами русских плясок - медленными, быстрыми и плясками с постепенным ускорением темпа.

Разучить хороводы, они бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Для женских движений характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком, а пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой,

Перепляс носит характер соревнования. Больше внимания уделить характеру, манере, танцевальности и музыкальности исполнения как отдельных движений, так и танцевальным комбинациям. Совершенствовать технику исполнения, развивать эластичность и силу мышц, координацию движений и импровизацию.

«У меня ль во садочке», «Во поле берёза стояла», «Ах, ты берёза»,«Байновская кадриль» , полька «Давайте,танцевать» и др.

2 раздел: народная песня:

1 час – теоретический: расшить знания о народных песнях и песнях тульского края (плясовые, лирические, трудовые, празднично-обрядовые). Беседа с детьми о характере и содержании песен, о том, как русский народ воспевал красоту родной земли в песнях). Накапливать опыт восприятия русских народных песен. Воспитывать устойчивый интерес и прививать любовь к песенному творчеству Руси изначальной. Воспитывать бережное отношение к традициям, обычаям и рукотвор­ному миру древних славян.


7 часов – практических: разучивание колыбельных, припевок, запевок, частушек, страданий, календарно - обрядовых песен. Придумывание мелодий на основе образцов народных песен. Побуждать к музыкальному высказыванию голосом и мимикой об эмоционально-образном содержании песен. Совершенствовать умение детей передавать веселый, игровой характер русских славянских песен. Обогащать музыкальный опыт дошкольника в процессе усвоения бы­товых песен наших предков. Совершенствовать навыки и стремление к выразительности исполне­ния песен Древней Руси. О березке много песен создал русский народ, потому что это дерево очень любимо всеми «Во поле берёза стояла».

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успо­каивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, теплые интонации голо­са матери, ласковое обращение, монотонность пения. Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она — частица фольклора. Слово "фольклор" в переводе с английского означает "народное знание", "народная мудрость" (folk — народ; lore — знание). Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, му­зыке. Мелодия — это душа музыки. Колыбельные песни — первые мелодии, первые музы­кальные впечатления человека.

Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько», «Тень-тень, потетень», «Где ты был, Иванушка?» и др. Кокошник и лапти, коромысла и другие атрибуты, в подготовке которых принимают участие взрослые вместе с детьми, дополняют впечатление игр-драматизации.

А какой удивительный это жанр — частушка! Во-первых, он один из немногих живых жанров русского фольклора. Но­вых сказок, былин уже не возникает. А частуш­ки и сегодня сочиняют и взрослые, и дети. Сочиня­ют как? Новое на основе старого(Н. М. Мельников).Есть частушки с чисто детской тематикой, ко­торые отражают детские интересы, и, безусловно, возникают в детской среде. Но они, за редким исклю­чением, локальны по бытованию, не проходят про­цесса фольклоризации, являются разовыми произ­ведениями самодеятельности детского творчества. В четырех рифмованных строчках с юмором рассказана целая история, случай из жизни. И все же, главное назначение детской частушки не в описании каких-либо событий и фактов, а в выражении к ним опреде­ленного отношения, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств, настроений. В последнее время часто можно услышать в детском исполнении стихи (в которых все постав­лено «с ног на голову»), положенные на мотив четырёхстрочной частушки. Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребенка понимание подлин­ных, реальных вещей и явлений.

Ведь недаром говорится, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будуще­го. Детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички должны занять не последнее место в системе музыкального образования. В них чер­пали вдохновение и новые темы прославленные компо­зиторы.

Примерный репертуар: «Ой, вода, водица», «Уж как зорюшка-заря», «Я пойду ли молоденька», «Прялица», «Ты, рябинушка, белкудрявая», «Молодая пряха», «Вдоль по улице мо­лодчик идет», « Как у наших у ворот», музыкально-дидактическая игра «Музыкальный сундучок»




3 раздел: устное народное творчество:

3 часа – практических: продолжать знакомить с устным народным творчеством: былины, сказки, прибаутки, приметы, песенки, небылицы, загадки, считалки, перевертыши, заклички. Инсценировка и сочинительство.

Малые фольклорные формы которые, по словам К. Д. Ушинского, раскрывают живописность русского языка. Уместно прочитанные потешка, загадка, считалка улучшают на­строение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успо­каивают плачущего. Особое место в подготовительной группе отводится знакомст­ву с поговорками и пословицами. Так же как и в старшей груп­пе, воспитатель объясняет их содержание, скрытый смысл, воз­можные варианты использования. Это могут быть пословицы, касающиеся времен года, явлений природы («Большие снега — большие хлеба», «Как в мае дождь, так и будет рожь», «Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает»), нравственных критери­ев поведения человека («Долог день до вечера, коли делать нечего», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Делу время, потехе час»). Дети постепенно сами начинают пользоваться поговорками, их речь становится более выразительной и яркой. Научить детей правильно и к месту использовать ту или иную поговорку.

Используя народные приметы в работе с детьми, мы формируем в них целый ряд положительных качеств. Зная и помня народные приметы, они станут более наблюдательными, будут осознавать зависимость природных явлений и изменений погоды. Кроме того, используя народные приметы в повседневной жизни, они постигнут одну из граней великой народной мудрости, проникнутся духом любви и уважения к природе. Используя народные приметы, необходимо вместе с детьми проследить, насколько они точны. Такая работа позволит выявить определенные закономерности, связи, предвидеть изменения погоды, важные для сельскохозяйственных работ.

Особое место занимали занятия по составлению с детьми за­гадок о предметах старинного русского быта. Мы старались ра­скрыть смысл загадок. Термин «загадка» очень древний. Он про­исходит от слова «гадать», что значит — думать, рассуждать; отсюда «гадание» — мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и «загадка» — слово со скрытым смыслом. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир.

Русское народное творчество в детском саду А. П. Усова отмечала, что взрослые часто не придают значения методике исполнения сказок, в силу чего «искусство рассказывания почти выродилось в педагогике детского сада и заменилось чте­нием». Учить пересказывать сказки и придумывать новые (русские народные: «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди», и др.).



4 раздел: русский народный костюм.

1 час- теоретический: познакомить детей с отличительными особенностями русских костюмов, тульских костюмов, традиционной летней и зимней одеждой. Словарная работа ( армяк, душегрея, зипун, китайка, косоворотник, крашевник, кумач, онучи, позумент, рубище, сафьян, семьяга, телогрея, убрус).

Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились. А какие наряды надевали в праздники? Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем вла­дельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. Праздничный девичий костюм включал в себя «передник» или, по-другому, «запон», «занавеска», «нагрудник» — так называли его в разных районах России. Передник всегда щедро украшался вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Недаром старое слово «красный» означало одновременно и красивый. Красный цвет кроме того считался магическим. Известно, что магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца, и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, сил тьмы и ночи.

Для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Во времена, когда главным средством передвижения были лошади, для путника незаменима была одежда из овчины.

Северорусский костюм или, как его еще называют, женский сарафановый комплекс был широко распространен в северных и центральных губерниях. Главной и самой известной частью этого костюма являлся сарафан. Его носили на Руси в будни и в праздники начиная с XIV века.

Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом.

Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве материала и отделки. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой или с мелким набивным рисунком.


1 час – практический: интегрированное занятие (музыка и изодеятельность).

На занятиях дети рисуют на выбор (игрушки и предметы народно-декоративного искусства, передавая свои впечатления в рисунках). Заслуживают внимания коллективные работы дошкольников по мотивам дымковских игрушек («хоровод», «барыни»), хохломы («ковер», «скатерть»), русских кружев («салфетка», «поло­тенце») .


5 раздел: календарно-обрядовые и семейно–бытовые праздники.

1 час- теоретический: дать общие представления об истории возникновения праздников. Познакомить детей с народными обрядами и обычаями русских на­родных праздников. Создавать душевную атмосферу, чувство оживленности, раскрепощать внутренние силы каждого участника обряда. Воспитывать чувства уважения к русской национальной культуре, самобытности ее обычаев и традиций.


9 часов- практических: знакомство с особенностями праздника, народными традициями в праздновании каждого: время, место, одежда, игры, поведение людей, атрибуты. Дать представление о влиянии праздника на развитие духовного мира человека. Познакомить детей с игровым фольклором и вызвать эмоциональный отклик на музыку веселого, задорного характера. Развивать умение выразительно передавать игровые образы и стрем­ление находить свою интонацию. Воспитывать добрые чувства и вызывать стойкий интерес к русским народным играм.

Каждая из русских игр имеет свой смысл, свою поэзию. Игры бывают подвижные, хороводные, домашние, детские и взрослые.Детские народные игры незатейные, нехитрые, но в них скрывается по­учение. Русские народные игры: «Зюзюка», «Скалочка», «Горшки», «Горелки», «Сал­ки»

С давних пор дети с са­мого раннего детства наблюдали за трудом взрослых и в своих играх отражали весь процесс вызревания хлеба, капусты, картофеля. Приме­ром служат такие игры: «Жнецы», «Капуста», «Огородники». Игры Древней Руси позволяют воочию представить народный быт наших предков, сценарии народных календарных праздников. Это Святки, Встреча Весны, Троица и Жниво. Своими корнями эти обряды уходят вглубь язычества и составляют наиболее архаичный сохранившийся пласт русской культуры. Поклонение раз­личным божествам - богу Воды, Земли, Огня, Дождя, Солнца - и просьбы к ним о плодородии земли и урожае - вот суть ритуальных действ этих аграрных праздников. «Огонь - царь, Вода - царица, Земля- матушка, Небо - отец, Ветер - господин, Дождь- кормилец, Солнце - князь, Луна - княгиня» - так почитали силы природы в старину.

6 раздел: народные музыкальные инструменты.

1 час- теоретический: история создания, знакомство с древними русскими народными инструментами - гус­лями, свистульками, коробочками, рубелем, трещотками. Рассказать детям об их истории.Воспитывать устойчивый интерес к древним музыкальным инстру­ментам.


3 часа- практических: разучивание народных мелодий, самостоятельное изготовление простейших шумовых инструментов. Обогащать музыкально-слуховой опыт детей в процессе игры на на­родных инструментах.

На Руси взрослые делали детям всевозможные детские музы­кальные инструменты: свистульки, дудочки, погремушки (свистульки делали из стеблей оду­ванчика, а также лепили из глины в форме птиц и животных, дудоч­ку вырезали из веток орешника (вербы, рябины), натягивали струны на доску и получался музыкальный инструмент гусли). Название «гусли» происходит от древнерусского слова «гу­сты» - гудеть, а так как гудела струна, то она получила название «гус­ли» - это гудящие струны.

Игра детей на детских музыкальных инструментах на утрен­никах и развлечениях делает эти праздники неповторимыми, интересными и привлекательными, доставляет огромную радость как ребятам, так и гостям.

Эти незатейливые ин­струменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос.


4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, в зависимости от целей и задач способы организации могут быть как со всеми детьми, посещающими кружок, так и по подгруппам. В основном проводятся практические занятия, рассчитаны на активное участие ребенка в деятельности.

Занятия комплексные, на них решаются задачи по каждому разделу программы, продолжительность каждой части занятия зависит от того, какая задача является ведущей.

Процесс занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему работы по ознакомлению с народным творчеством и традициями. Структура занятий рассчитана на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной форме, по возможности основываясь на сюжетном построении. Основными принципами развивающей деятельности педагога является расширение возможностей ребенка, работа в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а не тактика доступности.

Эффективно применение гибкой, синкретичной, вариативной структуры занятий различных видов, а также других форм приобщения ребенка к музыке в семье, повседневной жизни детского сада, объединяющих различные виды музыкальной и ху­дожественной деятельности при ведущей роли игры, сказки, сю­жетности, способствующих эмоциональной увлеченности детей музыкой и осознанности ее восприятия, проявлениям образного мышления и воображения, творческой активности, музыкально-эстетического сознания (эстетических эмоций, интереса к музы­ке, основ вкуса, идеальных представлений о красоте).

Занятия — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от уровня развития музыкальной культуры детей. Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг ка­кой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой и облегча­ет варьирование их видов. Развитие образной речи детей предполага­ет использование стихотворений, сказочных сюжетов. Сюжетные за­нятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в музыкально-ритмической и художественной деятельности.

Для формирования основ музыкально-ритмической культуры детей важно, чтобы музыка звучала и в повседневной жизни детского сада в са­мых разнообразных ситуациях. Это — слушание знакомых русских фольклорных произведений, полюбившихся детям, музыкальные игры-путешествия в прошлое и настоящее, музыкальные игры-сказки, звучание музыки фоном во время тихих игр, рисования, проведение тематических(календарно-обрядовых музыкальных вечеров, бесед-концертов, театраль­ных постановок).

Одним из важнейших вопросов, определяющих направление работы с детьми, является содержание и формы проведения праз­дничных утренников. Праздничные даты могут отмечаться по-разному: развлечения, тематические или комплексные занятия, а не только в виде ут­ренника.

Музыкальные игры-сказки на сюжеты литературных произве­дений или сказок, сочиненных педагогом, могут составить основу любого праздника. При этом важно, что взрослый берет на себя не только подготовку сказки (подбор музыкального сопровождения, соответствующего по эмоциональному содержанию сказочным образам), но и читает текст, а дети могут произносить (или пропевать, импровизируя) отдельные реплики персонажей, включать­ся в действие сказки, передавая характер героев в ритмопласти­ческих импровизациях. Такая форма исключает натаскивание, сокращает время на подготовку сказки, несет в себе огромный раз­вивающий эффект, так как именно музыка помогает детям находить вырази­тельные характеристики образов сказки, побуждает к творчеству. Такие праздничные утренники способствуют формированию му­зыкальной и общей культуры не только детей, но и родителей.

Необходимо, чтобы музыка (не только развлекательная) зву­чала и

в семье. Поскольку объем внимания ребенка невелик, целесо­образно давать слушать детям небольшие произведения или яркие фрагменты.

Широко используются разнообразные методы и приемы обучения:

  • наглядные: просмотр видеозаписей, рассматривание иллюстраций, предметов быта, русских костюмов, инструментов, показ движений;

  • словесные: рассказы педагога, прослушивание мелодий, песен, русского фольклора и т.д. Значение словесного метода в процессе формирования основ му­зыкальной культуры детей также очень велико. Речь идет не о ка­ком-либо пересказе музыки (занятие действительно бессмысленное), а о необходимости углубить восприятие музыки детьми, сделать его эмоционально-осознанным. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сфор­мировать нравственные качества, интересы.

  • практические: активное участие каждого ребенка в танцах, пении, инсценировках, сочинительстве, продуктивной деятельности. Практический метод также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и твор­ческими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музы­ку через себя », выразить во внешних проявлениях свои пережива­ния.

  • игровые: сюжет занятий, народные игры.

Дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий. Важно, чтобы ребе­нок чувствовал заинтересованное отношение к музыке близких ему взрослых людей. Слушая музыку с детьми, рассказывая сказки друг другу, надо иногда предлагать им передать ее характер в танцевальных и образных движениях, пан­томиме, движениях рук, в игре на музыкальных инструментах, со­ответствующих по тембру звучанию произведения, учить их переда­вать характер музыки в рисунках, используя сравнения музыкаль­ных произведений со стихотворениями, репродукциями картин .

Программа предполагает использование таких методов и при­емов музыкального воспитания, которые носят развивающий ха­рактер, побуждают детей к проявлениям различных форм двига­тельной, речевой, эстетической активности. Система формирования музыкальной культуры детей предпола­гает использование различных методов. Каждый из трех основных методов — наглядный, словесный, практический применяется с на­растанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения (воспро­изводящее и творческое), создание поисковых ситуаций (показ ва­риантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Степень нарастания проблемности педаго­гических методов регламентируется в зависимости от накопления детьми самостоятельных и творческих действий. Созданию проблем­ных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску анало­гий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, спо­собности к элементарным суждениям и оценкам, развивают творчес­кое воображение, углубляют эмоциональное сопереживание, инте­рес к музыке. Кроме традиционных, применяются методы формирования основ музыкальной культуры детей. Это методы контрастных сопостав­лений произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на му­зыку, развивают воображение, творчество.

  • Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет за­интересовать детей, активизирует проявления эмоциональной от­зывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

  • Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Двигательное, словесное, по­лихудожественное и прочее уподобление музыке способствует сво­еобразной подстройке к звучанию, нахождению эмоиионального унисона и является способом выявления и выражения смысла му­зыкальной речи, различения средств музыкальной выразительно­сти, меняющихся в каждый миг звучания музыки. Для примене­ния метода уподобления характеру звучания необходима творчес­кая распознавательная установка на восприятие и выражение эмоций.

В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки - музыкальное интонирование) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, кар­тин, применение наглядных пособий — полихудожественное упо­добление характеру музыки).

Приемы развития музыкального восприятия необходимо варь­ировать, сочетать друг с другом.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов (наглядный, словес­ный и практический) должен применяться в проблемной форме, с нарастанием проблемности. Важно создавать поисковые ситуа­ции, способствующие самостоятельному поиску детьми ответов на вопросы, способов деятельности.

Проблемные ситуации создаются при сравнении произведений различных видов искусства — музыки, поэзии, живописи (поли­-художественное уподобление характеру музыки). Важно точно и тонко подбирать произведения для сравнения.

Словесный метод также не всегда носит характер проблемности (разъяснение, пояснения, рассказ), но может быть в той или иной степени проблемным, если побуждать детей к сравнениям, выра­жениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о харак­тере музыки, жанровой принадлежности музыкального произве­дения, связи характера музыки со средствами музыкальной выра­зительности и т.д.).

Практический метод, как и другие методы, может содержать в себе элементы проблемности и не иметь их. Иногда требуется пря­мой показ способов действий, передача практического опыта де­тям.

Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, на­пример, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответ­ствующее характеру музыки, или принять все возможные вариан­ты.

Выбор методов зависит и от возраста. Большое значение в музыкальном воспитании имеют тон речи педагога, мимика, манера его общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к, музыке и музыкальной деятельности (интонационное и мимичес­кое уподобление характеру звучания музыки). Тон речи педагога может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность или праздничность. Меняя окраску речи, педагог переключает внимание детей, регулирует их эмоци­ональные проявления, усиливая или ослабляя их.

Ни одно занятие кружка не обходиться без использования аудио- и видеоаппаратуры.

В основу реализации программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отличая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

Работа проходит в тесном сотрудничестве с воспитателями, поскольку без решения задач кружка в течение дня невозможно добиться положительных результатов.




5. ЛИТЕРАТУРА


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Аникин В.П. «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре»


  1. Аверкин А. «Русские частушки»


  1. Бахтин В. «От былины до считалки»


  1. Жуковская Р. И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада/Р. И. Жу­ковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985


  1. Зимина А. Н. Народные игры с пением. Практическое пособие для воспи­тателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов педагогических вузов и колледжей. - М.: «Издатель­ство ГНОМ и Д», 2000. (Сценарии детских праздников и развлечений).


  1. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада: Из опыта работы.— М.: Просвещение, 1990.


  1. Камаева Т.Ю.Федеральная целевая программа книгоиздания России. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР. ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ.- Камаева Т.Ю., 1994.


  1. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г Кукольный театр — дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1982.


  1. Орлова Ф. М. и Со­ковнина Е. Н. Нам весело. Пособие для воспитателя и муз.ру ководителя дет. сада. Сост.: Ф. М. Орлова и Е. Н. Со­ковнина. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвеще­ние», 1973.

  1. МасловаТ.А. Знакомство с природными явлениями и фенологическими наблюдениями в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы. - Тула: Изд-во Тул.гос.пед ун-та им.Л.Н.Толстого, 2002..


  1. На­тарова В. И Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспи­тание нравственно-патриотических чувств. Практическое по­собие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. На­тарова В. И. и др. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005


  1. Некрылова А.Ф. «Круглый год»


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


1. Морохин В. Н..Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. спец. вузов / Сост..- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк.,

2. Рыженков Г.Д. «Народный мясецеслов».

  1. Руднев В.А. « Обряды народные и обряды церковные»

  2. Соколова Г. Т.. Детские частушки для друга и под­ружки./ Сост. Г. Т. Соколова. Худож. С. В. Павлычева. — Ярославль: Академия развития, 2007. (Поте­хе час).

  3. Русское народное творчество и обрядовые праздники в дет­ском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/Владимир­ский областной институт усовершенствования учителей. — Вла­димир, 1995.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ