Рабочая программа по элективному курсу «Теория и практика написания сочинения» 9 класс 2013-2014 учебный год

Комитет администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»



Рассмотрено на ПМО Согласовано Утверждаю

учителей русского языка и литературы. Зам. директора школы по УВР Директор школы

Руководитель ПМО ________ С.Г. Семенцова ________ Э.Я. Крыжановская

__________ О.В. Анисимова «___» августа 2013 г. Приказ № 158 от «30» августа 2013 г.

Протокол № от «____» августа 2013 г.






Рабочая программа

по элективному курсу «Теория и практика написания сочинения»

9 класс

2013-2014 учебный год





Программа составлена на основе опыта подготовки

учащихся 9 классов в рамках

факультативного курса «Подготовки к ГИА»

учителем русского языка и литературы

Никитченко Анастасией Викторовной




2013 г.



Пояснительная записка

  • Элективный курс «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Государственная итоговая аттестация в 9 классе требует от учителя активной работы по обучению учащихся писать сочинение – рассуждение. Алгоритм построения текста – рассуждения содержится в самой формулировке задания части С. Но порой учащиеся затрудняются в построении текста – рассуждения: с какой фразы начать высказывание? Как перейти от общих положений к приведению примеров из текста? Как перейти от доказательства к выводу? Элективный курс «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» поможет подготовить учащихся к успешному выполнению задания части С на государственной итоговой аттестации.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгля­ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Цели элективного курса:

- углубление лингвистических знаний учащихся, развитие коммуникативных и творческих способностей личности через создание текстов – рассуждений;

- овладение учащимися свободной письменной речью;

- подготовка учащихся к сдаче ГИА по русскому языку.

Задачи элективного курса:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на экзамене;

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.

Реализация целей и задач курса предполагает использование различных методов, форм и средств обучения:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Основной метод обучения - исследовательский, что предполагает активное вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность и способствует успешному приобретению ими знаний.

Виды деятельности и формы работы с учащимися на элективном курсе разнообразные: лекция с элементами беседы, коллективная аналитическая работа, комплексный анализ текста. На практических занятиях учащиеся выполняют задания развивающего характера, которые требуют от них лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений.

Итоговая форма отчетности – написание сочинения-рассуждения.

Основное содержание каждой темы курса:


Тема 1. Основные цели и задачи курса. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Знакомства с основными целями и задачами курса. Основные требования к творческой работе. Критерии и нормативы оценки творческой работы.

Тема 2. Композиция сочинения-рассуждения. Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.

Тема 3. Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений.

Тема 4. Тема и проблема текста. Как определить проблему? Тема текста. Проблема. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

Тема 5. Задание С2.1. Учимся формулировать тезис. Композиция сочинения-рассуждения. Формулировка тезиса. Языковые средства логической связи

Тема 6. Задание С2.1. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Логические приёмы мышления. Типы аргументации. Языковые средства логической связи.

Тема 7. Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. Роль заключения в сочинении-рассуждении. Языковые средства логической связи.

Тема 8. Задание С 2.2. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Критерии и нормативы оценки творческой работы.

Тема 9. Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения. Формулировка тезиса. Языковые средства логической связи.

Тема 10. Задание С2.2. Учимся аргументировать. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Языковые средства логической связи.

Тема 11. Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. Роль заключения в сочинении-рассуждении. Языковые средства логической связи.

Тема 12. Классификация грамматических и речевых ошибок. Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.

Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.

Тема 13. Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

Тема 14. Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

Тема 15. Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.



Учебно-тематический план


п/п

Дата

Название темы

Количество часов






Форма проведения



Образователь-ный продукт

План

Факт

Всего

Лекции

Семинары

ЛПЗ

1.

17.01


Основные цели и задачи курса. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.


1


1



Лекция


Составление плана лекции

2.

24.01


Композиция сочинения-рассуждения.


1


1


Лекция

Составление плана лекции

3.

31.01


Зачин сочинения-рассуждения. Как начать?


1



1

Лекция с элементами практической деятельности

Написание вступления к сочинению


07.02








4-5.

14.02


Тема и проблема текста. Как определить проблему?


2


1


1

Лекция с элементами практической деятельности

Элементы сочинения, анализ текстов

6.

21.02


Задание С2.1. Учимся формулировать тезис.

1



1


Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов


7-8.

28.02

07.03


Задание С2.1. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов.


2


1


1

Лекция с элементами практической деятельности

Элементы сочинения, анализ текстов











9.

14.03


Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.


1



1

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов


10.

21.03


Задание С 2.2. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.





1


1



Лекция с элементами практической деятельности

Элементы сочинения, анализ текстов


04.04








11.



Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.


1



1

Практикум

Самостоятельная работа


12.

11.04



Задание С2.2. Учимся аргументировать.


1



1

Практикум


Элементы сочинения, анализ текстов


13.

18.04


Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.


1



1

Практикум


Самостоятельная работа


14.

25.04


Классификация грамматических и речевых ошибок.


1


1


Лекция


Составление плана лекции










15.

16.05


Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

1


1

Практикум

Самостоятельная работа


16.

23.05


Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.


1



1

Практикум


Самостоятельная работа


17-18.

26.05

27.05


Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.


2



1

Практикум


Самостоятельная работа

Итого:

18

6

11



В результате обучения ученик должен

иметь представление:

о коммуникативной функции языка;

о литературном языке как основе художественной литературы;

о языковых нормах и их признаках;

знать:

смысл понятий: тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы;

стили речи и их признаки;

особенности жанра рассуждения;

признаки текста и его функционально смысловые типы;

основные нормы русского литературного языка;

уметь:

различать стили речи;

понимать прочитанный текст, проводить его анализ;

определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное отношение к фак­там и явлениям окружающего мира;

подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения тек­ста;

создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.


2.Учебные, методические пособия:

  • Литература для учителя

1.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. – М:Издательство «Экзамен», 2009

2.Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.

3.Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. М., «Творческий центр» 2007.

4.Павлова Т.И. Сочинение – рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Ростов – на - Дону. «Легион» 2009.

5. Цыбулько И.П, Степанова Л.С. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме. М., 2009.

6. Розенталь Д.Э. Русский язык для школьников 5 – 9 классов. М. 1995.

7. Владовская Е. А. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Методическое пособие для подготовки. Контрольные измерительные материалы, 9 класс.- Москва: «Экзамен», 2006.


  • Литература для ученика

1.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. – М:Издательство «Экзамен», 2009

2.Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.

3. Цыбулько И.П, Степанова Л.С. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме. М., 2009.

4. Розенталь Д.Э. Русский язык для школьников 5 – 9 классов. М. 1995.

  • Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.

  2. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.

  3. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.

  4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.

  5. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.

  6. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.

  • Интернет-ресурсы

1.ФИПИ http://www.fipi.ru/

2.http://www.gramota.ru/

3. коллекция диктантов http://language.edu.ru/ ;

4.Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ