Рабочая программа по коррекции НОНР 1-2 классы
Тюнина Маргарита Борисовна
Учитель-логопед
МБОУ гимназия№1
г. Липецк
Класс: 1-2
Рабочая программа по коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи (НОНР)составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматическойдисграфии» - М.: Издательство ГНОМ, 2011.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования,втомчисленаобеспечениеусловийдляиндивидуальногоразвития учащихся,нуждающихсявспециальных условияхобучения,ирассчитананасвоевременноевыявление,предупреждение и устранениеимеющихсяунихнедостатковустнойиписьменнойречи.
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;
3. Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…»
5. Инструктивно-методическое письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2000 г.
№ 2 «Об организацииработылогопедическогопунктаобщеобразовательногоучреждения»;
6. Инструктивно-методическоеписьмо «О работе учителя-логопеда приобщеобразовательнойшколе»подред.А.В. Ястребовой,Т.Б.Бессоновой(Москва,1996г.)
7. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии МБОУ гимназии №1.
Место и роль логопедических занятий в системе образования
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальном этапе обучения письму и чтению, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов. Часто по причине речевых нарушений учащиеся практически не усваивают программу начальной школы, и только проведение коррекционной работы учителем-логопедом помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи.
Материалподобрансучетомпостепенного переходаотпростогоксложному, с включениемвзанятиялексическихтем,направленных науточнение,обогащениеи активизацию словарного запасадетей,развитиесвязнойречи.Этапызанятийпредполагают введениевурокупражненийна формированиефонематических процессов,тренировочных заданийнаразвитиезвукового анализаисинтеза,игрнавоспитаниеслуховоговниманияипамяти,зрительногогнозисаи т.д.Эффективнымпорезультатамлогопедической коррекцииявляетсяприменениена занятияхразработоквобласти информационно-коммуникационных технологий.
Практическаячастьзанятийпредусматривает игрыизаданиянаразвитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, графомоторныхнавыков, закрепление знанийвобласти зрительно-пространственной ориентации.
Коррекционно-воспитательная работанаправленанаразвитиепсихических процессов(внимания,памяти,воображения)
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
преодолениеотклоненийвречевомразвитиии проведениекоррекционной работыпопрофилактикевсехвидовдисграфииидислексииучащихсядлядальнейшейихсоциализации;
созданиеспециальныхусловийобученияивоспитания,учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
формирование элементарной лингвистической компетенции.
Задачи программы, решаемые в логопедическом курсе занятий, для достижения поставленных целей, можно сформулировать следующим образом:
овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных представлений о звуковом составе слова;
развитие фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;
развитие неречевых психических процессов: дыхания,артикуляционнойиручноймоторики; совершенствованиезрительногоанализаисинтеза; развитиеслуховогоизрительноговосприятияиузнавания; расширениеобъемазрительнойислуховойпамяти;
развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений;способностькзапоминанию,способностьк переключениювнимания; воспитаниенавыковиприемовсамоконтроля; формированиепознавательнойдеятельности;
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка);
формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие учащихся;
развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология коррекционно-развивающего обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология формирования учебной самооценки;
- технология продуктивного чтения;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- здоровьесберегающие технологии и др.
Основными формами организации образовательного процесса являются:подгрупповые и групповые занятия.
Виды и формы контроля:
тестовые задания диагностического характера, проверочные работы, графические работы, диктанты, творческие работы.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком
для групп 1 класса – на 87 учебных часов (из расчета 3 часа в неделю),
на 60 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю);
для групп 2 класса – на 88 учебных часов (из расчета 3 часа в неделю).
Расписание занятий (кол-во занятий в неделю) составлено с учетом результатов диагностики, режима работы гимназии, согласия родителей (законных представителей).
Программа по логопедическому курсу занятий выполняет следующие функции:
- информационно-методическая функция
позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами логопедических занятий;
- организационно-планирующая функция
предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов обучения;
- контролирующая функция
заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности учащихся на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.
Выбор данной программы обоснован тем, что содержание программы обеспечивает в коррекции устной и письменной речи целенаправленную работу по развитию у учащихся метапредметных компетенций:
регулятивных (принимать, сохранять учебную задачу, планировать свои действия, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением; адекватно воспринимать оценку учителя);
информационных (строить речевое высказывание в устной и письменной форме);
познавательных (обобщать, строить рассуждения, устанавливать аналогии, осуществлять анализ, сравнение объектов и др.);
коммуникативных (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач)
Предполагаемый результат
Своевременноеустранениеречевых нарушенийуучащихся,объективнаяквалификацияимеющихсяуних проблем в устнойречи иорганизацияадекватногокоррекционного обученияпозволяютнетолько предупредитьпоявлениеудетей-логопатовнарушенийписьмаичтения(каквторичного дефектапоотношениюкустнойречи),ноинедопустить отставанияучащихся при усвоениипрограммногоматериалапорусскомуязыку.
В результатерегулярных занятий у учащихся улучшаетсяартикуляционнаямоторика, развиваетсямелкаяиобщаямоторика,речьих становитсяболеечеткой,эмоционально окрашенной и выразительной,обогащается и активизируетсясловарь. Программапорусскому языку усваивается легче,вписьменнойречистановитсяменьше ошибок(замен,искажений,пропусков букв, слогов).
Врезультатеосвоенияучебногоматериалапрограммыучащиеся должны приобрестиследующиеумения:
Артикуляторные: хорошая подвижностьорганов артикуляции,к которым относятсяязык,губы, нижняячелюсть,мягкоенебо; точность,силаидифференцированность движений этих органов; выработка полноценных движений и определенных положений органовартикуляционногоаппарата,необходимыхдляправильногопроизношения звуков.
Речевые: выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять ихколичество,слышатьинтонацию;использоватьсредствасозданиявыразительности:окраску голоса(интонацию),мимику;пониматьвопросыизадания,инструкцииучителя;создаватьустныевысказываниянаосновесхем,рисунков.
Фонетические: разграничиватьпонятия«звук»и«буква»,правильноназыватьзвукии буквы; выделятьзвукисловаихарактеризоватьих;выделятьслоги,хорошо различать ударныеибезударныегласные,парныеинепарныепоглухости-звонкости согласные.
Языковые(грамматическиеифонетико-графические): определятьграницыпредложений,правильнообозначатьихприписьме(начало– прописнойбуквой,конец–точкой,вопросительнымиливосклицательнымзнаком); задаватьвопросыксловам-предметам(втомчислеразграничиватьвопросыкто? что?),отличатьслова-предметы,слова-действияислова-признаки; различатьзвукиибуквы.Выполнятьзвуковойанализслов,распознаватьзвуки речи,выделятьихизслова,даватьимхарактеристику,определять последовательностьвслове.
Гигиенические,графические,орфографические: соблюдатьправилапосадкизастолом,положениятетради,ручкивруке; правильно, аккуратно, разборчиво и красиво писать буквы и оформлять ихсоединение; осмысленнообозначатьприписьметвердостьимягкостьсогласных; применять правила оформления границ предложений, написания именсобственных,раздельногонаписанияслов,атакженаписаниягласных букввслогахжи–ши,ча–ща,чу–щу;писать под диктовку, списывать с печатного и письменногообразца слова и предложения,применяяосвоенныеорфографическиеправилаиправилапереносаслов.
В результате коррекционных логопедических занятий учащиеся должны знать:
все буквы русского алфавита и правильно называть их;
основное отличие звука от буквы (звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем);
уметь:
правильно произносить все звуки;
вычленять звуки из слова;
различать гласные и согласные звуки и буквы;
правильно называть мягкие и твёрдые согласные звуки в слове и вне слова;
делить слово на слоги;
выделять в слове ударный слог;
переносить слово по слогам;
вычленять слова из предложений;
грамотно (без пропусков и искажений букв) списывать и писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, правописание которых не расходится с произношением;
употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения; устно составлять текст из 3-5 предложений на заданную тему.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
1 класс (3 часа в неделю)
№
Тематическое планирование
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
1.
Подготовительный этап
31
Развитие и совершенствование артикуляционной и тонкой ручной моторики; овладение навыками переключаемости и ориентировки в пространстве; развитие и совершенствование слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, фонематических процессов (фонематического восприятия и представлений о звуковой структуре слова)
2.
Работа над словом и предложением
12
Знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Работа по словоизменению и словообразованию. Обогащение словаря. Работа с антонимами, синонимами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Связь слов в предложении. Развитие логического мышления. Преодоление аграмматизма в устной речи.
3.
Работа над предлогами
11
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога.
4.
Работа над слого-звуковым составом слова
16
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
Знакомство с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.
5.
Работа над связной речью. Формирование монологической речи
17
Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
1 класс (2 часа в неделю)
№
Тематическое планирование
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
1.
Подготовительный этап
21
Развитие и совершенствование артикуляционной и тонкой ручной моторики; овладение навыками переключаемости и ориентировки в пространстве; развитие и совершенствование слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, фонематических процессов (фонематического восприятия и представлений о звуковой структуре слова)
2.
Работа над словом и предложением
7
Знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Работа по словоизменению и словообразованию. Обогащение словаря. Работа с антонимами, синонимами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Связь слов в предложении. Развитие логического мышления. Преодоление аграмматизма в устной речи.
3.
Работа над предлогами
6
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога.
4.
Работа над слого-звуковым составом слова
13
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
Знакомство с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.
5.
Работа над связной речью. Формирование монологической речи
13
Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
2 класс (2 часа в неделю)
№
Тематическое планирование
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
1.
Коррекционная работа на фонетическом уровне
18
Развитие языкового анализа и синтеза. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме.
2.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне
28
Работа по словоизменению и словообразованию. Дифференциация приставок и предлогов. Самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Обогащение словаря. Работа с антонимами, синонимами, омонимами и многозначными словами.
3.
Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне
16
Производить языковой анализ и синтез предложений.
Образовывать словосочетания и предложения различных видов.
Характеризовать и различать между собой части речи. Понимать и использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах. Научить правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
2 класс (3 часа в неделю)
№
Тематическое планирование
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
1.
Коррекционная работа на фонетическом уровне
26
Развитие языкового анализа и синтеза. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме.
2.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне
41
Работа по словоизменению и словообразованию. Дифференциация приставок и предлогов. Самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Обогащение словаря. Работа с антонимами, синонимами, омонимами и многозначными словами.
3.
Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне
21
Производить языковой анализ и синтез предложений.
Образовывать словосочетания и предложения различных видов.
Характеризовать и различать между собой части речи. Понимать и использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах. Научить правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте. – М.: Просвещение, 2010.
3. Мазанова Е.В. Школьныйлогопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2011.
5. Фотекова Т.А. Тестовая диагностика младших школьников: методическое пособие для школьных педагогов / Т.А. Фотекова. – М.: АРКТИ, 2009.
Технические средства обучения:
1. Интерактивная доска.
2. Компьютер.
3. Мультимедийный проектор.
4. Мультимедийные цифровые образовательные ресурсы.
.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ