Рабочая программа по коррекции НОНР 1-2 классы

Тюнина Маргарита Борисовна

Учитель-логопед

МБОУ гимназия№1

г. Липецк


Класс: 1-2


Рабочая программа по коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи (НОНР)составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,

« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматическойдисграфии» - М.: Издательство ГНОМ, 2011.




Пояснительная записка


Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования,втомчисленаобеспечениеусловийдляиндивидуальногоразвития учащихся,нуждающихсявспециальных условияхобучения,ирассчитананасвоевременноевыявление,предупреждение и устранениеимеющихсяунихнедостатковустнойиписьменнойречи.


Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:



1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;

3. Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…»

5. Инструктивно-методическое письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2000 г.

2 «Об организацииработылогопедическогопунктаобщеобразовательногоучреждения»;

6. Инструктивно-методическоеписьмо «О работе учителя-логопеда приобщеобразовательнойшколе»подред.А.В. Ястребовой,Т.Б.Бессоновой(Москва,1996г.)

7. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии МБОУ гимназии №1.



Место и роль логопедических занятий в системе образования

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальном этапе обучения письму и чтению, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов. Часто по причине речевых нарушений учащиеся практически не усваивают программу начальной школы, и только проведение коррекционной работы учителем-логопедом помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи.

Материалподобрансучетомпостепенного переходаотпростогоксложному, с включениемвзанятиялексическихтем,направленных науточнение,обогащениеи активизацию словарного запасадетей,развитиесвязнойречи.Этапызанятийпредполагают введениевурокупражненийна формированиефонематических процессов,тренировочных заданийнаразвитиезвукового анализаисинтеза,игрнавоспитаниеслуховоговниманияипамяти,зрительногогнозисаи т.д.Эффективнымпорезультатамлогопедической коррекцииявляетсяприменениена занятияхразработоквобласти информационно-коммуникационных технологий.

Практическаячастьзанятийпредусматривает игрыизаданиянаразвитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, графомоторныхнавыков, закрепление знанийвобласти зрительно-пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательная работанаправленанаразвитиепсихических процессов(внимания,памятиоображения)



Цели рабочей программы

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

  • предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;

  • преодолениеотклоненийвречевомразвитиии проведениекоррекционной работыпопрофилактикевсехвидовдисграфииидислексииучащихсядлядальнейшейихсоциализации;

  • созданиеспециальныхусловийобученияивоспитания,учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

  • формирование элементарной лингвистической компетенции.


Задачи программы, решаемые в логопедическом курсе занятий, для достижения поставленных целей, можно сформулировать следующим образом:

  • овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

  • коррекция дефектов произношения;

  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова;

  • развитие фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;

  • развитие неречевых психических процессов: дыхания,артикуляционнойиручноймоторики; совершенствованиезрительногоанализаисинтеза; развитиеслуховогоизрительноговосприятияиузнавания; расширениеобъемазрительнойислуховойпамяти;

  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений;способностькзапоминанию,способностьк переключениювнимания; воспитаниенавыковиприемовсамоконтроля; формированиепознавательнойдеятельности;

  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка);

  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;

  • обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие учащихся;

  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности;

  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.


В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология коррекционно-развивающего обучения;

- технология личностно-ориентированного обучения;

- технология формирования учебной самооценки;

- технология продуктивного чтения;

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- здоровьесберегающие технологии и др.


Основными формами организации образовательного процесса являются:подгрупповые и групповые занятия.



Виды и формы контроля:

тестовые задания диагностического характера, проверочные работы, графические работы, диктанты, творческие работы.


Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком

для групп 1 класса – на 87 учебных часов (из расчета 3 часа в неделю),

на 60 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю);

для групп 2 класса – на 88 учебных часов (из расчета 3 часа в неделю).

Расписание занятий (кол-во занятий в неделю) составлено с учетом результатов диагностики, режима работы гимназии, согласия родителей (законных представителей).


Программа по логопедическому курсу занятий выполняет следующие функции:

- информационно-методическая функция

позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами логопедических занятий;

- организационно-планирующая функция

предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов обучения;

- контролирующая функция

заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности учащихся на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.


Выбор данной программы обоснован тем, что содержание программы обеспечивает в коррекции устной и письменной речи целенаправленную работу по развитию у учащихся метапредметных компетенций:

  • регулятивных (принимать, сохранять учебную задачу, планировать свои действия, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением; адекватно воспринимать оценку учителя);

  • информационных (строить речевое высказывание в устной и письменной форме);

  • познавательных (обобщать, строить рассуждения, устанавливать аналогии, осуществлять анализ, сравнение объектов и др.);

  • коммуникативных (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач)

Предполагаемый результат

Своевременноеустранениеречевых нарушенийуучащихся,объективнаяквалификацияимеющихсяуних проблем в устнойречи иорганизацияадекватногокоррекционного обученияпозволяютнетолько предупредитьпоявлениеудетей-логопатовнарушенийписьмаичтения(каквторичного дефектапоотношениюкустнойречи),ноинедопустить отставанияучащихся при усвоениипрограммногоматериалапорусскомуязыку.

В результатерегулярных занятий у учащихся улучшаетсяартикуляционнаямоторика, развиваетсямелкаяиобщаямоторика,речьих становитсяболеечеткой,эмоционально окрашенной и выразительной,обогащается и активизируетсясловарь. Программапорусскому языку усваивается легче,вписьменнойречистановитсяменьше ошибок(заменскажений,пропусков букв, слогов).


Врезультатеосвоенияучебногоматериалапрограммыучащиеся должны приобрестиследующиеумения:

Артикуляторные: хорошая подвижностьорганов артикуляции,к которым относятсяязык,губы, нижняячелюсть,мягкоенебо; точность,силаидифференцированность движений этих органов; выработка полноценных движений и определенных положений органовартикуляционногоаппарата,необходимыхдляправильногопроизношения звуков.

Речевые: выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять ихколичество,слышатьинтонацию;использоватьсредствасозданиявыразительности:окраску голоса(интонацию),мимику;пониматьвопросыизадания,инструкцииучителя;создаватьустныевысказываниянаосновесхем,рисунков.

Фонетические: разграничиватьпонятия«звук»и«буква»,правильноназыватьзвукии буквы; выделятьзвукисловаихарактеризоватьих;выделятьслоги,хорошо различать ударныеибезударныегласные,парныеинепарныепоглухости-звонкости согласные.

Языковые(грамматическиеифонетико-графические): определятьграницыпредложений,правильнообозначатьихприписьме(начало– прописнойбуквой,конец–точкой,вопросительнымиливосклицательнымзнаком); задаватьвопросыксловам-предметам(втомчислеразграничиватьвопросыкто? что?),отличатьслова-предметы,слова-действияислова-признаки; различатьзвукиибуквыыполнятьзвуковойанализслов,распознаватьзвуки речиыделятьихизсловааватьимхарактеристику,определять последовательностьвслове.

Гигиенические,графические,орфографические: соблюдатьправилапосадкизастолом,положениятетради,ручкивруке; правильно, аккуратно, разборчиво и красиво писать буквы и оформлять ихсоединение; осмысленнообозначатьприписьметвердостьимягкостьсогласных; применять правила оформления границ предложений, написания именсобственных,раздельногонаписанияслов,атакженаписаниягласных букввслогахжи–ши,ча–ща,чу–щу;писать под диктовку, списывать с печатного и письменногообразца слова и предложения,применяяосвоенныеорфографическиеправилаиправилапереносаслов.

В результате коррекционных логопедических занятий учащиеся должны знать:

  • все буквы русского алфавита и правильно называть их;

  • основное отличие звука от буквы (звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем);

уметь:

  • правильно произносить все звуки;

  • вычленять звуки из слова;

  • различать гласные и согласные звуки и буквы;

  • правильно называть мягкие и твёрдые согласные звуки в слове и вне слова;

  • делить слово на слоги;

  • выделять в слове ударный слог;

  • переносить слово по слогам;

  • вычленять слова из предложений;

  • грамотно (без пропусков и искажений букв) списывать и писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, правописание которых не расходится с произношением;

  • употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения; устно составлять текст из 3-5 предложений на заданную тему.








Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

1 класс (3 часа в неделю)

Тематическое планирование

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1.

Подготовительный этап

31

Развитие и совершенствование артикуляционной и тонкой ручной моторики; овладение навыками переключаемости и ориентировки в пространстве; развитие и совершенствование слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, фонематических процессов (фонематического восприятия и представлений о звуковой структуре слова)

2.

Работа над словом и предложением

12

Знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Работа по словоизменению и словообразованию. Обогащение словаря. Работа с антонимами, синонимами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Связь слов в предложении. Развитие логического мышления. Преодоление аграмматизма в устной речи.

3.

Работа над предлогами

11

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога.

4.

Работа над слого-звуковым составом слова

16

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Знакомство с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.

5.

Работа над связной речью. Формирование монологической речи

17

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста.




Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

1 класс (2 часа в неделю)

Тематическое планирование

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1.

Подготовительный этап

21

Развитие и совершенствование артикуляционной и тонкой ручной моторики; овладение навыками переключаемости и ориентировки в пространстве; развитие и совершенствование слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, фонематических процессов (фонематического восприятия и представлений о звуковой структуре слова)

2.

Работа над словом и предложением

7

Знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Работа по словоизменению и словообразованию. Обогащение словаря. Работа с антонимами, синонимами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Связь слов в предложении. Развитие логического мышления. Преодоление аграмматизма в устной речи.

3.

Работа над предлогами

6

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога.

4.

Работа над слого-звуковым составом слова

13

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Знакомство с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.

5.

Работа над связной речью. Формирование монологической речи

13

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста.




Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

2 класс (2 часа в неделю)


Тематическое планирование

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1.

Коррекционная работа на фонетическом уровне

18

Развитие языкового анализа и синтеза. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме.

2.

Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне

28

Работа по словоизменению и словообразованию. Дифференциация приставок и предлогов. Самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Обогащение словаря. Работа с антонимами, синонимами, омонимами и многозначными словами.

3.

Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне

16

Производить языковой анализ и синтез предложений.

Образовывать словосочетания и предложения различных видов.

Характеризовать и различать между собой части речи. Понимать и использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах. Научить правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции.








Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

2 класс (3 часа в неделю)


Тематическое планирование

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1.

Коррекционная работа на фонетическом уровне

26

Развитие языкового анализа и синтеза. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме.

2.

Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне

41

Работа по словоизменению и словообразованию. Дифференциация приставок и предлогов. Самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Обогащение словаря. Работа с антонимами, синонимами, омонимами и многозначными словами.

3.

Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне

21

Производить языковой анализ и синтез предложений.

Образовывать словосочетания и предложения различных видов.

Характеризовать и различать между собой части речи. Понимать и использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах. Научить правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции.









Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса


1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте. – М.: Просвещение, 2010.

3. Мазанова Е.В. Школьныйлогопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.

4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2011.

5. Фотекова Т.А. Тестовая диагностика младших школьников: методическое пособие для школьных педагогов / Т.А. Фотекова. – М.: АРКТИ, 2009.


Технические средства обучения:

1. Интерактивная доска.

2. Компьютер.

3. Мультимедийный проектор.

4. Мультимедийные цифровые образовательные ресурсы.

.














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ